СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературного чтения: «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф’], БУКВЫ Ф ф.» Класс: 1 УМК " Школа России "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме  «Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.» проводится по курсу «Литературное чтение» (обучение грамоте)   по учебнику В.Г.Горецкого  и др. Азбука (2 часть).

Данный урок  соответствует требованиям программы обучения 1-го класса по ФГОС, построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения, учётом развития УУД и психологических особенностей детей данного возраста.

Данный ресурс знакомит учащихся с буквой «Ф», согласными звуками, формирует ценностное отношение к труду и людям   профессий средств массовой информации, расширяет знания детей об окружающем мире.    Урок для младших школьников очень интересный, т.к. содержит различные виды деятельности. Весь урок построен в форме игры.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения: «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф’], БУКВЫ Ф ф.» Класс: 1 УМК " Школа России "»

Муниципальный конкурс педагогического мастерства для учителей общеобразовательных учреждений "Учитель - учителю "




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Нива Питерский район Саратовская область»





Методическая разработка урока литературного чтения:

«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф’], БУКВЫ Ф ф.»

Класс: 1

УМК " Школа России "

Номинация: Урок.






Урок разработан учителем начальных классов

1 категории МОУ «СОШ п. Нива»

Овчинниковой Ириной Феликсовной







2021г



Технологическая карта урока


Дисциплина, класс

Литературное чтение, 1 класс

УМК

«Школа России» ,В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие

Тема урока

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф’], БУКВЫ Ф ф.

ФИО преподавателя

Овчинникова Ирина Феликсовна

Форма урока

Объяснение нового материала.

Цели урока:

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Ф, ф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, обогащать словарный запас учащихся;

развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, творческое воображение;

воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.


Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к процессу обучения грамоте, проявлять активную мыследеятельность, осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке (в т. ч ортопедический режим), умение грамотно выражать своё мнение, формулировать вопросы и давать ответы полным предложением, умение отстаивать, аргументировать свою точку зрения, проводить самоконтроль.


Метапредметные: определять цели учебной деятельности, планировать свои высказывания, формулировать грамотно ответы и выводы, оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы, способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике;


Предметные: давать полную характеристику звука, усвоить понятия; «предложение», «текст», «значение слова», уметь составлять рассказ по картинкам, определять предложения по цели высказывания, по интонации, читать по ролям.

Методы:


- словесные;

- наглядные;

- практический;

Технологии:


здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);

- проблемное обучение (частично поисковый метод);

- игровые (весь урок построен в форме игры).

Оборудование

Учебник «Азбука» В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, проектор, компьютер, экран, карточки для схем слов, карточки с индивидуальным заданием, кораблик, цветные карандаши.





Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1

  1. Организационный момент.

Психологический настрой


2мин

(Сл. 1 Приглашаем на урок ) Включение детей в деятельность.

-Прозвенел для вас звонок

Начинается урок

-Сегодня у нас необычный урок

-Ребята, вы любите путешествовать?

. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Сл 2 (морское путешествие)

Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками.

Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой все наши знания, умения, способности и дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.

- Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

У вас на парте учебник, конверт со схемами, кораблики и конечно хорошее настроение.

Прочитаем девиз нашего урока.: Сл 3

Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся! Всё у нас получится!

Закройте глаза (1–2–3). Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям. Отправляемся от нашей пристани.



-настраиваются на урок

- осуществляют самоконтроль




















Осознание готовности рабочего места.




Личностные: Знание основных моральных норм (культура поведения на уроке),




Умение настраиваться на активную работу






Регулятивные: умение сосредоточить внимание.





Коммуникативные:

умение вести диалог, слушать собеседника

2

II.. Актуализация знаний.


5мин

-Чтобы путешествие было удачным, необходимо провести звуковую зарядку.

1. Дыхательная гимнастика.

- Упражнение «Свеча 1. - Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот. Длинный выдох, чтобы загасить свечу.

- 2.Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек и один длинный.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Лопнул шарик Ш Ш Ш

Летел комар и звенел З З З

Воет ветер У-У-У

Молодцы!

2.Работа с лентой букв.

Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним.

1.На какие две группы можно разделить все буквы русского алфавита?

2. Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

3.Какие гласные буквы обозначают 2 звука?

4. Какую важную работу выполняют гласные звуки ?

5.- Почему согласные буквы в 2 ряда?

6.На какие еще группы можно разделить согласные звуки?

7. Почему ь знак отдельно?








Ребята, что мы сейчас с вами делали?

Для чего это нужно и где вам пригодятся эти знания?

Молодцы !Вы отлично справились с заданием.




Проводят речевую разминку













Дети отвечают на вопросы.


1.Гласные и согласные

2. Верхний ряд обозначает твердость предшествующего согласного. Нижний ряд обозначает мягкость предшествующего согласного.

3. Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука в начале слова, после гласной, и 1 звук после мягкого согласного.

4. Образуют слоги.

5. Верхний ряд звонкие, нижний – глухие

6. Твердые и мягкие, парные и непарные.

7. Он не обозначает звука, а только смягчает предшествующий согласный звук.



Мы повторили звуки и буквы.

Всё это нам пригодится при выполнении заданий на уроке и в жизни, чтобы быть грамотными, внимательными, умными.

Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению, доброжелательному отношению к друг другу











Регулятивные: Принимать решение и проводить мыслительные операции

Принимать и сохранять учебную задачу.


Умение оценивать правильность выполненного действия



Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем





3

III. Постановка темы и определение целей урока


3мин

Исследование звуков. Сл 4 Впереди показался остров « Звукино».

- Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

-Определите, какой новый одинаковый звук повторяется в этих словах?

- Я думаю, вы уже догадались с какой буквой мы сегодня познакомимся?

Правильно И эта буква называют эф.

-А теперь попробуйте, назвать цель урока. Научиться читать слова с новой буквой.

Молодцы!

(на экране шарф, флаг, телефон, конфета, фонарик)






Ф


научиться читать  слова с новой буквой

Личностные: осознанное построение речевого высказывания, развитие мышления; умение формулировать цель урока



Физминутка 1мин


Сл 5 «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Выполняют движения

Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению, доброжелательному отношению к друг другу

4

IV. «Открытие» учащимися нового знания.


8 мин

Знакомство с буквой Ф ф

1.Работа по учебнику с.71, в красной рамке. Сл 6 Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

Как же нам найти новую букву на острове?

Ребята, может кто-нибудь найдет эту букву?

- Посмотрите на картинку найдите слова, начинающие на эту букву. (показ картинки)

И обратите внимание на печатные и прописные буквы.( Показать)


- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? Сл 7

Кто из вас знает имя новой буквы?

Отгадайте загадку.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода.

Откройте учебник на стр 71.

Произнесите последний звук.

Какой новый звук мы слышим в конце слова?

– Какой он гласный или согласный?

– Почему?

– Твердый или мягкий? – Звонкий или глухой?

А к какому слову относится 2 схема? Произнесем это слово, что можете сказать про звук ф', какой он?

Сделайте вывод. Дадим характеристику звуку [ф], [ф']

- Отгадайте загадку

Шуршит трехцветною волной

В моей руке над головой.

Составим схему этого слова.

Молодцы! Справились с эти заданием.









(дети ищут)




дети называют








шарф


[ф]


Согласный.

Он не поется, воздух при произношении встречает преграду).

Твердый

Глухой.

-шарфик



Согласный, глухой, мягкий

Согласный. Глухой. Звук ф может быть твердым и мягким. [ф], [ф'] парные по твердости и мягкости

(флаг)

Дети на парте составляют схему


Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы. Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала



Коммуникативные Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оценка действий партнеров.




Познавательные

Развитие учебного и познавательного интересов.


5

V. Этап повторения изученного материала.


1)Чтение слов с новой буквой.


10 мин

Наш корабль плывет дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин». Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты.

Сл.8 Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой? Пираты спрятали слова, оставили только первый слог и хотят, чтобы вы их отгадали.

Попытаемся понять, что они нам хотят сказать.

Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист

Ребята, а кто может составить слова, в которых есть слог не вначале слова, а в середине или в конце слова ? фё,фы

Молодцы, справились с заданием. Пираты нас пропускают. Сл 9

- Прочитаем слова в «Азбуке» на стр. 71 и разберем их. Как вы понимаете их значения ? (разбор слов.) (показать словарь)

Сл 10 Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве.

Сл 11 Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.

Сл. 12 Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства

Сл 13 Флот – крупное соединение военно-морских судов.   

- Наш путь лежит в бухту « Историческая»

Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70

  • Что вы видите на иллюстрации?

  • Сл 14 Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

  • Что можно сказать о них?

  • Как одним словом назвать, то что вы видите?

  • Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

  • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. - А что вы ещё видите на иллюстрации?

«Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

Сл 15 Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Особое внимание флоту стал уделять царь Петр I. Он хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому отправил юношей за границу учиться морскому делу. В Россию же пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия теперь могла охранять свои границы, торговать с другими странами.

Более подробную информации вы будете изучать чуть постарше, но можно поинтересоваться у своих родителей.






-Да





Дети отвечают







(шофёр, фыркнуть, шкафы).



- выращивают животных


- учреждение, где принимают и отправляют сообщения



- большое предприятие, мастерская, кондитерская, швейная    


-все корабли страны



(Корабли, пароходы.- водный транспорт


Одни современные, другие старинные.


Флот, суда





компас







Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.






Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем



Личностные:

формируем умение выражать свои эмоции





Познавательные:

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;







Познавательные Выдвижение гипотез и их обоснование.

Развитие учебного и познавательного интересов.



Физминутка 1мин

Игра «Хлопки». А сейчас мы приплыли на остров «Отдыхайкино». Нужно всем встать. Я буду называть слова, а вы

хлопайте в ладоши, когда услышите звуки [фʼ] или [ф], и топайте ногами, когда нет этого звука.

Фабрика, фартук, кефир, кровать, Ваня, фигура, сова, фиалка, телевизор, трава, поварешка, ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, верба, светофор, фирма, вагон. Молодцы!


Снятие мышечного напряжения


Выполнение хлопков.


Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению

6

VI. Этап применения новых знаний.


10 мин




























Самостоятельная работа

Продолжаем наше путешествие.

Как мы уже говорили, что Российский флот пошёл от царя Петра и Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии.(с.70)

Послушайте стихотворение Сл 16 Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Сл. 17 Во времена правления Петра I он являлся столицей государства. Чтение детьми (жужжащее).

-А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»? Ребята, это значит наладить отношения с другими странами по морскому пути. Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.

- В каких строках сказано, что царь Пётр I ждал к себе гостей из других стран? Прочитайте.

Молодцы!

Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

Ребята, А.С. Пушкина написал еще одно стихотворение с.70 Чтение отрывка. Сл 18 - Понравились ли прочитанные строки?

- Какие чувства навеяли?

Из какого произведения взяты строки?

А сейчас поработаем по карточкам.

Арсений будет искать слова, которые начинаются на Ф и подчеркнет их.

Фонарьэвдролулицафутболэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюдисветофорэждсифонтанмров

А девочки будут составлять слова их слогов.

фла

фор

шар

фар

шо

бу

фо

жок

ма

фы

тук

фёр

фет

кус

Молодцы!














-Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.


Все флаги в гости будут к нам…



Чтение хором



Радости ,восторг , удивление, восхищение красотой морской стихии.

«Сказка о царе Салтане…»


Самостоятельная работа

Фонарьэвдролулицафутболэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюдисветофорэждсифонтанмров

Флажок, форма, шарфы, фартук, шофер, буфет, фокус

Личностные. Умение сотрудничать, высказывать и отстаивать свое мнение. Формулировать предложение по картинкам – составлять рассказ

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем


Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из текстов;



Коммуникативные:

Умение оценивать правильность выполненного действия.

7

VII.

Рефлексия

4 мин


Мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, читали и объясняли значения слов. Вы были настоящей дружной командой.

Сл. 19 - Что интересного вы узнали на уроке?

-Какие задания понравились?

-Какие вызвали трудности?

-Где пригодятся нам эти знания?

-Поднимите, руки кто считает, что сегодня на уроке он хорошо потрудился и получил новые знания.

А теперь те, кто считает, что был не совсем активен и нужно еще постараться.

У вас на столах лежат кораблики, мы должны их выпустить в море.

-Кому было интересно и понятно на уроке, раскрасьте кораблик яркими красками.

-У кого были затруднения, не поняли, раскрасьте кораблик тёмными красками.

А теперь все наши морские суда выпустим в море. (прицепляют на доску)

Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. Молодцы!







Ответы детей








Раскрашивают кораблики


Личностные: Умение анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. Умение оценивать себя.


Коммуникативные:

Умение оценивать правильность выполненного действия.

8

VIII. Этап оценки и самооценки деятельности.


1 мин

Наше путешествие и урок подходят к концу. Мы вернулись в свой порт.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

Мы с вами продолжим изучение нового звука завтра и научимся писать букву на уроке письма.

Сл. 20 Урок окончен. Было приятно с вами сотрудничать. Всем спасибо!




С буквой эф

[фʼ] или [ф]


Личностные: Умение анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. Умение оценивать себя.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!