Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Нива Питерский район Саратовская область»
Номинация: Урок.
1 категории МОУ «СОШ п. Нива»
Дисциплина, класс | Литературное чтение, 1 класс |
УМК | «Школа России» ,В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие |
Тема урока | СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф’], БУКВЫ Ф ф. |
ФИО преподавателя | Овчинникова Ирина Феликсовна |
Форма урока | Объяснение нового материала. |
Цели урока: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф. Задачи: познакомить учащихся с буквами Ф, ф; совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, обогащать словарный запас учащихся; развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, творческое воображение; воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране. | Планируемые результаты: Личностные: проявлять интерес к процессу обучения грамоте, проявлять активную мыследеятельность, осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке (в т. ч ортопедический режим), умение грамотно выражать своё мнение, формулировать вопросы и давать ответы полным предложением, умение отстаивать, аргументировать свою точку зрения, проводить самоконтроль. Метапредметные: определять цели учебной деятельности, планировать свои высказывания, формулировать грамотно ответы и выводы, оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя, актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы, способствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике; Предметные: давать полную характеристику звука, усвоить понятия; «предложение», «текст», «значение слова», уметь составлять рассказ по картинкам, определять предложения по цели высказывания, по интонации, читать по ролям. |
Методы: | - словесные; - наглядные; - практический; |
Технологии: | здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности); - личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа); - проблемное обучение (частично поисковый метод); - игровые (весь урок построен в форме игры). |
Оборудование | Учебник «Азбука» В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, проектор, компьютер, экран, карточки для схем слов, карточки с индивидуальным заданием, кораблик, цветные карандаши. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | Организационный момент. Психологический настрой 2мин | (Сл. 1 Приглашаем на урок ) Включение детей в деятельность. -Прозвенел для вас звонок Начинается урок -Сегодня у нас необычный урок -Ребята, вы любите путешествовать? . Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Сл 2 (морское путешествие) Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой все наши знания, умения, способности и дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. - Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности. У вас на парте учебник, конверт со схемами, кораблики и конечно хорошее настроение. Прочитаем девиз нашего урока.: Сл 3 Мы - умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся! Всё у нас получится! Закройте глаза (1–2–3). Представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза – и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям. Отправляемся от нашей пристани. | -настраиваются на урок - осуществляют самоконтроль Осознание готовности рабочего места. | Личностные: Знание основных моральных норм (культура поведения на уроке), Умение настраиваться на активную работу Регулятивные: умение сосредоточить внимание. Коммуникативные: умение вести диалог, слушать собеседника |
2 | II.. Актуализация знаний. 5мин | -Чтобы путешествие было удачным, необходимо провести звуковую зарядку. 1. Дыхательная гимнастика. - Упражнение «Свеча 1. - Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть воздух через рот. Длинный выдох, чтобы загасить свечу. - 2.Сделав глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек и один длинный. Летела муха около уха Ж Ж Ж Летела оса около носа С С С С Лопнул шарик Ш Ш Ш Летел комар и звенел З З З Воет ветер У-У-У Молодцы! 2.Работа с лентой букв. Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним. 1.На какие две группы можно разделить все буквы русского алфавита? 2. Почему гласные буквы расположены в 2 строки? 3.Какие гласные буквы обозначают 2 звука? 4. Какую важную работу выполняют гласные звуки ? 5.- Почему согласные буквы в 2 ряда? 6.На какие еще группы можно разделить согласные звуки? 7. Почему ь знак отдельно? Ребята, что мы сейчас с вами делали? Для чего это нужно и где вам пригодятся эти знания? Молодцы !Вы отлично справились с заданием. | Проводят речевую разминку Дети отвечают на вопросы. 1.Гласные и согласные 2. Верхний ряд обозначает твердость предшествующего согласного. Нижний ряд обозначает мягкость предшествующего согласного. 3. Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука в начале слова, после гласной, и 1 звук после мягкого согласного. 4. Образуют слоги. 5. Верхний ряд звонкие, нижний – глухие 6. Твердые и мягкие, парные и непарные. 7. Он не обозначает звука, а только смягчает предшествующий согласный звук. Мы повторили звуки и буквы. Всё это нам пригодится при выполнении заданий на уроке и в жизни, чтобы быть грамотными, внимательными, умными. | Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению, доброжелательному отношению к друг другу Регулятивные: Принимать решение и проводить мыслительные операции Принимать и сохранять учебную задачу. Умение оценивать правильность выполненного действия Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
3 | III. Постановка темы и определение целей урока 3мин | Исследование звуков. Сл 4 Впереди показался остров « Звукино». - Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы. -Определите, какой новый одинаковый звук повторяется в этих словах? - Я думаю, вы уже догадались с какой буквой мы сегодня познакомимся? Правильно И эта буква называют эф. -А теперь попробуйте, назвать цель урока. Научиться читать слова с новой буквой. Молодцы! | (на экране шарф, флаг, телефон, конфета, фонарик) Ф научиться читать слова с новой буквой | Личностные: осознанное построение речевого высказывания, развитие мышления; умение формулировать цель урока |
| Физминутка 1мин | Сл 5 «Море» Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.) Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.) Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».) А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.) | Выполняют движения | Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению, доброжелательному отношению к друг другу |
4 | IV. «Открытие» учащимися нового знания. 8 мин | Знакомство с буквой Ф ф 1.Работа по учебнику с.71, в красной рамке. Сл 6 Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита. Как же нам найти новую букву на острове? Ребята, может кто-нибудь найдет эту букву? - Посмотрите на картинку найдите слова, начинающие на эту букву. (показ картинки) И обратите внимание на печатные и прописные буквы.( Показать) - Ребята, а на что похожа буква “Ф”? Сл 7 Кто из вас знает имя новой буквы? Отгадайте загадку. Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, Когда приходят холода. Откройте учебник на стр 71. Произнесите последний звук. Какой новый звук мы слышим в конце слова? – Какой он гласный или согласный? – Почему? – Твердый или мягкий? – Звонкий или глухой? А к какому слову относится 2 схема? Произнесем это слово, что можете сказать про звук ф', какой он? Сделайте вывод. Дадим характеристику звуку [ф], [ф'] - Отгадайте загадку Шуршит трехцветною волной В моей руке над головой. Составим схему этого слова. Молодцы! Справились с эти заданием. | (дети ищут) дети называют шарф [ф] Согласный. Он не поется, воздух при произношении встречает преграду). Твердый Глухой. -шарфик Согласный, глухой, мягкий Согласный. Глухой. Звук ф может быть твердым и мягким. [ф], [ф'] парные по твердости и мягкости (флаг) Дети на парте составляют схему | Регулятивные: Вносить необходимые коррективы. Оценивание качества и уровня усвоения изученного материала Коммуникативные Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками, оценка действий партнеров. Познавательные Развитие учебного и познавательного интересов. |
5 | V. Этап повторения изученного материала. 1)Чтение слов с новой буквой. 10 мин | Наш корабль плывет дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин». Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Сл.8 Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой? Пираты спрятали слова, оставили только первый слог и хотят, чтобы вы их отгадали. Попытаемся понять, что они нам хотят сказать. Фа – фара, факел, фо – форма, фокусник, фу – фуражка, футболист, фе – ферма, фен, фи – фиалка, фигурист Ребята, а кто может составить слова, в которых есть слог не вначале слова, а в середине или в конце слова ? фё,фы Молодцы, справились с заданием. Пираты нас пропускают. Сл 9 - Прочитаем слова в «Азбуке» на стр. 71 и разберем их. Как вы понимаете их значения ? (разбор слов.) (показать словарь) Сл 10 Ферма – животноводческое подразделение в хозяйстве. Сл 11 Телеграф – система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. Сл. 12 Фабрика – промышленное предприятие с машинным способом производства Сл 13 Флот – крупное соединение военно-морских судов. - Наш путь лежит в бухту « Историческая» Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70 Что вы видите на иллюстрации? Сл 14 Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер. Что можно сказать о них? Как одним словом назвать, то что вы видите? Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. - А что вы ещё видите на иллюстрации? «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве). Сл 15 Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Особое внимание флоту стал уделять царь Петр I. Он хотел, чтобы Россия была великой морской державой, и поэтому отправил юношей за границу учиться морскому делу. В Россию же пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия теперь могла охранять свои границы, торговать с другими странами. Более подробную информации вы будете изучать чуть постарше, но можно поинтересоваться у своих родителей. | -Да Дети отвечают (шофёр, фыркнуть, шкафы). - выращивают животных - учреждение, где принимают и отправляют сообщения - большое предприятие, мастерская, кондитерская, швейная -все корабли страны (Корабли, пароходы.- водный транспорт Одни современные, другие старинные. Флот, суда компас | Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Личностные: формируем умение выражать свои эмоции Познавательные: формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Познавательные Выдвижение гипотез и их обоснование. Развитие учебного и познавательного интересов. |
| Физминутка 1мин | Игра «Хлопки». А сейчас мы приплыли на остров «Отдыхайкино». Нужно всем встать. Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звуки [фʼ] или [ф], и топайте ногами, когда нет этого звука. Фабрика, фартук, кефир, кровать, Ваня, фигура, сова, фиалка, телевизор, трава, поварешка, ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, верба, светофор, фирма, вагон. Молодцы! | Снятие мышечного напряжения Выполнение хлопков. | Личностные Формирование мотивов к здоровьесбережению |
6 | VI. Этап применения новых знаний. 10 мин Самостоятельная работа | Продолжаем наше путешествие. Как мы уже говорили, что Российский флот пошёл от царя Петра и Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии.(с.70) Послушайте стихотворение Сл 16 Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Сл. 17 Во времена правления Петра I он являлся столицей государства. Чтение детьми (жужжащее). -А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»? Ребята, это значит наладить отношения с другими странами по морскому пути. Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю. - В каких строках сказано, что царь Пётр I ждал к себе гостей из других стран? Прочитайте. Молодцы! Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух. Ребята, А.С. Пушкина написал еще одно стихотворение с.70 Чтение отрывка. Сл 18 - Понравились ли прочитанные строки? - Какие чувства навеяли? Из какого произведения взяты строки? А сейчас поработаем по карточкам. Арсений будет искать слова, которые начинаются на Ф и подчеркнет их. Фонарьэвдролулицафутболэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюдисветофорэждсифонтанмров А девочки будут составлять слова их слогов. фла | фор | шар | фар | шо | бу | фо | жок | ма | фы | тук | фёр | фет | кус | Молодцы! | -Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю. Все флаги в гости будут к нам… Чтение хором Радости ,восторг , удивление, восхищение красотой морской стихии. «Сказка о царе Салтане…» Самостоятельная работа Фонарьэвдролулицафутболэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюдисветофорэждсифонтанмров Флажок, форма, шарфы, фартук, шофер, буфет, фокус | Личностные. Умение сотрудничать, высказывать и отстаивать свое мнение. Формулировать предложение по картинкам – составлять рассказ Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Познавательные: формируем умение извлекать информацию из текстов; Коммуникативные: Умение оценивать правильность выполненного действия. |
7 | VII. Рефлексия 4 мин | Мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, читали и объясняли значения слов. Вы были настоящей дружной командой. Сл. 19 - Что интересного вы узнали на уроке? -Какие задания понравились? -Какие вызвали трудности? -Где пригодятся нам эти знания? -Поднимите, руки кто считает, что сегодня на уроке он хорошо потрудился и получил новые знания. А теперь те, кто считает, что был не совсем активен и нужно еще постараться. У вас на столах лежат кораблики, мы должны их выпустить в море. -Кому было интересно и понятно на уроке, раскрасьте кораблик яркими красками. -У кого были затруднения, не поняли, раскрасьте кораблик тёмными красками. А теперь все наши морские суда выпустим в море. (прицепляют на доску) Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. Молодцы! | Ответы детей Раскрашивают кораблики | Личностные: Умение анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. Умение оценивать себя. Коммуникативные: Умение оценивать правильность выполненного действия. |
8 | VIII. Этап оценки и самооценки деятельности. 1 мин | Наше путешествие и урок подходят к концу. Мы вернулись в свой порт. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня? - Какие звуки обозначает эта буква? Мы с вами продолжим изучение нового звука завтра и научимся писать букву на уроке письма. Сл. 20 Урок окончен. Было приятно с вами сотрудничать. Всем спасибо! | С буквой эф [фʼ] или [ф] | Личностные: Умение анализировать, делать вывод, формулировать высказывание. Умение оценивать себя. |