СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературного чтения «М.Ю.Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения «М.Ю.Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»»

Дата: 08.10 №Урока: 27 Класс: 4-в

Конспект урока литературного чтения

Тема: М.Ю.Лермонтов – выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Дары Терека», с биографией поэта; совершенствовать умение чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений поэта; прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством М. Лермонтова и содержанием стихотворения «Дары Терека»;

научатся: толковать значения слов, находить олицетворения в произведении, различать жанры произведений, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные: осознавать сущность произведений
М. Ю. Лермонтова, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений

Личностные: ценить и уважать поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово


Организационная структура урока


Этап урока


I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте сочинения о Пушкине

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова

III. Историческая справка о жизни М. Лермонтова на Кавказе (сопровождается показом слайдов)

Учитель рассказывает о годах жизни М. Лермонтова, проведенных на Кавказе.

– Вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Ю. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе.

– Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах.

– Впервые Лермонтов побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины М. Лермонтова, посвященные Кавказу. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых – «Дары Терека». В ваших учебниках сокра-щенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее

IV. Словарная работа

Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке
Терек.









Проводит словарную работу, чтобы учащиеся смогли лучше понять содержание произведения.

Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов.

– Объясните значения слов, записанных
на доске

V. Первичное чтение стихотворения

Читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» под музыку Н. А. Римского-Корсакова (симфоническая сюита «Шехеразада», «Море и корабль Синдбада»).

– Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства, эмоции оно вызвало?

– Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М. Ю. Лермонтова?

– Что необычного в изображении Терека? Как меняется его образ в произведении?

– Объясните значение выражения «утесистые громады».

– Подберите синонимы к словам «дикий», «лукавый».

– Подберите антонимы к словам «вечно», «отдохнуть».

– Прочитайте стихотворение самостоятельно 2–3 раза

VI. Повторное чтение по частям и анализ стихотворения

Проводит выборочное чтение. Задает вопросы по содержанию стихотворения.

– Прочитайте первое четверостишие стихотворения. Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…».

– С кем автор сравнивает реку?

– Какие эпитеты он при этом использует?

– Что такое утесистые громады?

– Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт?

– Как понимаете выражение: «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»?

– Какие выразительные средства здесь использовал поэт?

– Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

– Прочитайте второе четверостишие стихотво-рения.

– Как меняется характер реки на равнине?

– Какие слова и выражения указывают на это?


– Что означает слово «лукавый»?

– Можно ли верить Тереку, что он, действительно, стал спокойным и ласковым?

– О чем же журчит Терек старому Каспию?




– Прочитайте третье четверостишие стихотворения.

– Как вы поняли эти строки? С кем сравнивается море?

– Прочитайте последние 8 строк стихотворения. – Где Терек берет свое начало?

– Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?


– Как поняли, о чем идет речь в следующих
строках?


– Найдите метафору в этих строках.

– Чем является выражение «разорил Дарьял»?


– В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

– Какой вывод можем сделать о характере реки?

VII. Работа над выразительностью чтения

Проводит работу над выразительностью чтения.

– Расставьте в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

– С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

– Как будем читать следующие 8 строк?


– С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Найти другое стихотворение М. Лермонтова о Кавказе. Подготовить выразительное чтение. Выучить стихотворение «Дары Терека» или подготовить выразительное чтение. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека»

IX. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обуча-ющимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какое впечатление осталось у вас от урока? Какие ваши чувства он затронул?

– Напоминаю, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагаю послушать, что было дальше.

– Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина-кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

– Как принял старый Каспий дары Терека?

– Какова тема стихотворения?

– Какова основная мысль?


– Как человек должен относиться к такой реке?

– Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

– Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!