Конспект онлайн занятия по литературному чтению
Класс: 2 г
Школа: Башкирская гимназия
Учитель: Салимова Л. В
Тема: С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах», Л. Яхин « Пятое время года», «Силачи»
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Баруздина и Л. Яхина;
Задачи:
учить детей читать выразительно, без ошибок;
Развивать внимание, речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Формировать умение анализировать литературные произведения.
Ход урока
Организационно- мотивационный этап
-Здравствуйте, ребята! На уроки нам нужны только учебники, внимательность и ваше хорошее настроение!
– Как вы думаете, что нам надо делать для успешной работы на уроке?
Каждый урок литературного чтения это встреча с кем или с чем?
Сегодняшний урок не исключение(На слайде портрет С. Баруздина )
Вы знаете кто это? А что вы знаете об этом человеке?
Он родился в Москве в 1926 году. Папа писал стихи и сына тоже научил любить поэзию. Все складывалось очень удачно: его произведения печатались в школьной стенгазете, а затем в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда». Надежда Константиновна Крупская обратила внимание на юное дарование и направила его в литературную студию Дома пионеров.
Стихи и прозу, а также публицистику писал этот автор. У него есть много книг для детей, в которых он знакомит их с историей нашей родины: «Шел по улице солдат» и «Страна, где мы живем». Также вышли книги о Великой Отечественной войне: «Тоня из Семеновки» и «Её зовут Елка». Были и произведения о животных: «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал». Кроме этого, следует отметить сборник литературных очерков под названием «Люди и книги».
-Как вы понимаете пословицу:
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Дерево смотри в плодах - а человека в делах». Как думаете, о чем мы будем говорить? Откройте с. 123 учебника
- Подходит ли пословица к стихотворению С. Баруздина? ( чтение стихотворения)
- Ребята, какие дела по вашему можно назвать самыми главными? Чем занимаетесь вы?
-Я хочу познакомить вас с еще одним автором, посмотрите на экран.
https://youtu.be/fjMpGafuVSs
- С каким автором мы познакомились?
- Откройте с 124 учебника.
-- Для кого предназначены произведения автора? (для детей)
- Какие сборники стихотворений Леонид Яхнин выпустил? («Мой город» , «Всадник» ,«Сосны корабельные»), «Всегда вперед» )
- Какие сказки написаны автором? («Площадь картонных часов», «Серебряные колесики», «Таня и солнышко»)
- Какие произведения перевел Леонид Яхнин? («Слова о полку Игореве», «Алиса в Стране Чудес»).
Пятое время года – так называется произведение, с которым мы будем сегодня работать.
-А сколько времен года вы знаете? Предположите, о каком пятом времени года может идти речь в произведении. Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на с.124
Начинаем читать.
-Расскажите, о каких добрых делах мечтает герой рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». (особенных, замечательных. Кататься на коньках, посадить сад, плавать в лодке по большой реке)
-Скажите, что мешало герою совершить все эти добрые дела. (лень, нежелание трудиться)
-Можно ли утверждать, что герой не успевал выполнять намеченные дела, потому что постоянно был загружен работой? Обоснуйте своё мнение. Закончите предложение «Герой рассказа очень хотел совершить добрые дела, но только..»
-Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название — «Пятое время года». Предложите своё название рассказа Л. Яхнина и обоснуйте свой выбор.
-Выберите из предложенных пословиц и поговорок ту, которая выражает главную мысль рассказа Л. Яхнина «Пятое время года». Обоснуйте свой выбор.
— Добро и во сне хорошо.
— Спешите делать добро.
— Дерево узнают по плодам, а человека — по его делам. !
— Без друга на сердце вьюга.
-Прочитайте рассказ Л. Яхнина «Пятое время года» так, чтобы слушатели поняли характер героя и отношение к нему автора произведения.
О чем рассказ? Определим его тему.
-В каких предложениях отражена главная мысль рассказа? Найдем их.
-Почему автор поместил этот рассказ в раздел под названием «Жизнь дана на добрые дела»? Ведь герой рассказа так и не совершил никакой добрый поступок.
-Что герой неправильно делал? И как не стать таким, как он?
-А что для вас означает слово добро? Добрый поступок?
-Чему нас учит этот текст?
-Посмотрите на с.125 как называется произведение?
-Кого называют силачами? Подумайте, о чем может идти речь в произведении с таким названием?
Перечислите добрые дела, которые могут совершать силачи.
- Прочитайте рассказ «Силачи» самостоятельно.
- Сколько в рассказе действующих лиц? Скажите, о чём ведут разговор два приятеля в рассказе Л. Яхнина «Силачи
- Отметьте слова автора и мальчиков.
- Каким голосом нужно читать слова мальчиков? (Хвастливо.)
- Прочитайте последние три строчки. Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? (Автору.)
- Как, судя по словам, автор относится к мальчикам? (Он подсмеивается над ними, не одобряет их поведения.)
- Каким голосом нужно читать последние строчки рассказа? (Насмешливо, осуждая.)
-Можно ли утверждать, что герои рассказа «Силачи» ценят такие качества человека, как уважение друг к другу, внимание к людям? Обоснуйте своё мнение.
-Можно ли утверждать, что автору произведения симпатичны его герои (что автор одобряет поведение своих героев)? Обоснуйте своё мнение, используя слова текста.
- Нравятся ли вам эти приятели? Почему?
- Как вы думаете, нравятся ли они писателю? Как об этом можно догадаться?
- Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое?
- Как можно иначе назвать это произведение?
- Что можно посоветовать таким «силачам»?
- Подходят ли пословицы этому рассказу?
Не спеши языком, торопись делом.
Сказано – не доказано, надо сделать.
С произведениями какого писателя мы сегодня познакомились?
- Понравилось ли вам читать рассказы Леонида Яхнина?
- Какими бы вы назвали эти произведения: поучительными, смешными, весёлыми, грустными. Чему учат его произведения?
- Кто из вас хочет прочитать другие произведения этого автора? Где можно найти рассказы Яхнина?
Чему мы сегодня научились?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Что вам больше всего понравилось на уроке? Мне было интересно с вами работать. Особенно хочется выделить…
Урок окончен. До свидания