СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы по стихотворению М. И. Цветаевой "Книги в красном переплете".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы по стихотворению М.И. Цветаевой "Книги в красном переплете".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по стихотворению М. И. Цветаевой "Книги в красном переплете".»

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941)

Марина Ивановна Цветаева

(1892–1941)

Русская поэтесса, прозаик и переводчик. Она родилась в Москве в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и его второй жены Марии Мейн. Первые стихи Марина Цветаева начала писать ещё в детстве. В 1910 году она выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом», который получил положительные отзывы от литературных критиков. В 1912 году вышел второй сборник «Волшебный фонарь». В 1912 году Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, с которым прожила всю жизнь. В браке родилось двое детей: дочь Ариадна и сын Георгий.

Русская поэтесса, прозаик и переводчик. Она родилась в Москве в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и его второй жены Марии Мейн.

Первые стихи Марина Цветаева начала писать ещё в детстве. В 1910 году она выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом», который получил положительные отзывы от литературных критиков. В 1912 году вышел второй сборник «Волшебный фонарь».

В 1912 году Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, с которым прожила всю жизнь. В браке родилось двое детей: дочь Ариадна и сын Георгий.

В 1922 году Цветаева с дочерью уехала за границу, чтобы воссоединиться с мужем, который уже жил в Праге. Она жила в Берлине, затем в Париже, где продолжала писать и выступать с чтением своих произведений. В 1930-х годах Цветаева столкнулась с трудностями в эмиграции. Она испытывала финансовые трудности, а её произведения не всегда находили отклик у читателей. В 1939 году Цветаева с семьёй вернулась в СССР, но вскоре началась Великая Отечественная война, и они оказались в тяжёлом материальном положении.

В 1922 году Цветаева с дочерью уехала за границу, чтобы воссоединиться с мужем, который уже жил в Праге. Она жила в Берлине, затем в Париже, где продолжала писать и выступать с чтением своих произведений.

В 1930-х годах Цветаева столкнулась с трудностями в эмиграции. Она испытывала финансовые трудности, а её произведения не всегда находили отклик у читателей.

В 1939 году Цветаева с семьёй вернулась в СССР, но вскоре началась Великая Отечественная война, и они оказались в тяжёлом материальном положении.

В августе 1941 года Марина Цветаева с сыном уехала из Москвы в эвакуацию, но вскоре вернулась. Она оставила предсмертную записку, где просила позаботиться о сыне, и повесилась. Марина Цветаева оказала большое влияние на русскую литературу XX века. Её творчество отличалось глубиной чувств и философской глубиной, а также новаторством в использовании языка и образов.

В августе 1941 года Марина Цветаева с сыном уехала из Москвы в эвакуацию, но вскоре вернулась. Она оставила предсмертную записку, где просила позаботиться о сыне, и повесилась.

Марина Цветаева оказала большое влияние на русскую литературу XX века. Её творчество отличалось глубиной чувств и философской глубиной, а также новаторством в использовании языка и образов.

Книги в красном переплете Из рая детского житья (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки Вы мне привет прощальный шлете, Приемыш чопорной вдовы, Неизменившие друзья Как Диоген, живущий в бочке. В потертом, красном переплете. Светлее солнца тронный зал, Чуть легкий выучен урок, Над стройным мальчиком — корона… Вдруг — нищий! Боже! Он сказал: Бегу тот час же к вам, бывало, — Уж поздно! — Мама, десять строк!.. — «Позвольте, я наследник трона!» Ушел во тьму, кто в ней возник. Но, к счастью, мама забывала. Дрожат на люстрах огоньки… Британии печальны судьбы… Как хорошо за книгой дома! — О, почему средь красных книг Опять за лампой не уснуть бы? Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. О золотые времена, Где взор смелей и сердце чище! Темнеет, в воздухе свежо… Том в счастье с Бэкки полон веры. О золотые имена: Вот с факелом Индеец Джо Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий! 1908 г. Блуждает в сумраке пещеры… Кладбище… Вещий крик совы…

Книги в красном переплете

Из рая детского житья

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Вы мне привет прощальный шлете,

Приемыш чопорной вдовы,

Неизменившие друзья

Как Диоген, живущий в бочке.

В потертом, красном переплете.

Светлее солнца тронный зал,

Чуть легкий выучен урок,

Над стройным мальчиком — корона…

Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:

Бегу тот час же к вам, бывало,

— Уж поздно! — Мама, десять строк!.. —

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушел во тьму, кто в ней возник.

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки…

Британии печальны судьбы…

Как хорошо за книгой дома!

— О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

Под Грига, Шумана и Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

Темнеет, в воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

О золотые имена:

Вот с факелом Индеец Джо

Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

1908 г.

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Книги в красном переплёте» Стихотворение было написано Мариной Цветаевой в 1918 году. Это произведение относится к раннему периоду творчества поэтессы и является одним из самых известных её стихотворений. В нём Цветаева обращается к своим детским воспоминаниям и книгам, которые оказали влияние на её мировоззрение и творчество. Тема и идея. Тема стихотворения — воспоминания о детстве и книгах, которые сформировали личность лирической героини. Идея произведения заключается в том, что книги могут стать важными ориентирами в жизни человека, помочь ему найти свой путь и понять себя.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Книги в красном переплёте»

Стихотворение было написано Мариной Цветаевой в 1918 году. Это произведение относится к раннему периоду творчества поэтессы и является одним из самых известных её стихотворений. В нём Цветаева обращается к своим детским воспоминаниям и книгам, которые оказали влияние на её мировоззрение и творчество.

Тема и идея. Тема стихотворения — воспоминания о детстве и книгах, которые сформировали личность лирической героини. Идея произведения заключается в том, что книги могут стать важными ориентирами в жизни человека, помочь ему найти свой путь и понять себя.

Композиция. Стихотворение состоит из четырёх строф, каждая из которых представляет собой отдельное воспоминание лирической героини. В первой строфе она вспоминает о книгах, которые читала в детстве, во второй — о прогулках с няней, в третьей — о своих мечтах и фантазиях, а в четвёртой — о том, как книги повлияли на её жизнь. Жанр стихотворения — лирическая миниатюра. Оно отличается небольшой формой, простотой языка и глубиной содержания. Размер и ритм. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придаёт ему размеренность и торжественность. Ритм произведения спокойный и плавный, что соответствует его лирическому настроению.

Композиция. Стихотворение состоит из четырёх строф, каждая из которых представляет собой отдельное воспоминание лирической героини. В первой строфе она вспоминает о книгах, которые читала в детстве, во второй — о прогулках с няней, в третьей — о своих мечтах и фантазиях, а в четвёртой — о том, как книги повлияли на её жизнь.

Жанр стихотворения — лирическая миниатюра. Оно отличается небольшой формой, простотой языка и глубиной содержания.

Размер и ритм. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который придаёт ему размеренность и торжественность. Ритм произведения спокойный и плавный, что соответствует его лирическому настроению.

Средства выразительности В стихотворении средства выразительности … помогают создать атмосферу воспоминаний, передать чувства и эмоции лирической героини.

Средства выразительности

В стихотворении средства выразительности … помогают создать атмосферу воспоминаний, передать чувства и эмоции лирической героини.

Анализ образов ●  Лирическая героиня — это сама Марина Цветаева в детстве. Она вспоминает о книгах, которые читала, о своих мечтах и фантазиях. ●  Книги — это важные ориентиры в жизни лирической героини. Они помогли ей понять себя и найти свой путь. ●  Мама — это символ заботы и любви, которые окружали лирическую героиню в детстве. Вывод. Стихотворение «Книги в красном переплёте» является ярким примером ранней лирики Марины Цветаевой. Оно отражает её детские воспоминания, любовь к книгам и понимание их важности в жизни человека. Произведение написано простым языком, но при этом отличается глубиной содержания и использованием разнообразных средств выразительности.

Анализ образов

● Лирическая героиня — это сама Марина Цветаева в детстве. Она вспоминает о книгах, которые читала, о своих мечтах и фантазиях.

● Книги — это важные ориентиры в жизни лирической героини. Они помогли ей понять себя и найти свой путь.

● Мама — это символ заботы и любви, которые окружали лирическую героиню в детстве.

Вывод. Стихотворение «Книги в красном переплёте» является ярким примером ранней лирики Марины Цветаевой. Оно отражает её детские воспоминания, любовь к книгам и понимание их важности в жизни человека. Произведение написано простым языком, но при этом отличается глубиной содержания и использованием разнообразных средств выразительности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя