СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по творчеству В.Г. Распутина.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы по теме "В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика"»



6а класс 19.03.2024

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика

Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки, лист самоконтроля

Учебник: Литература. 6 класс. В.П. Полоухина, В.Я. Коровина и др..

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:
образовательные:

проанализировать нравственные проблемы рассказа ; раскрыть духовные ценности, по которым живут герои В. Распутина.
развивающие:
1)продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки , их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1) подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Планируемые результаты обучения.

ЛичностныеУУД:

  1. иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

  2. формировать познавательную и социальную мотивацию;

  3. оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

  4. стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

  2. устанавливать последовательность событий в тексте;

  3. осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

  1. выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

  2. формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

  3. формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

  4. классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

  5. создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.


Коммуникативные УУД:

  1. умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  2. умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

  3. адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

  4. сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный.

Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.


Технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии коллективного сотрудничества,

-технологии личностно-ориентированного образования,

- технология оценивания результатов достижений учащихся.


Методы обучения:

  • словесный;

  • объяснительно-иллюстративный: беседа;

  • репродуктивный: повторение изученных сведений;

  • частично-поисковый: работа над анализом текста, нахождением нужной информации из текста;

  • проблемный проблемная ситуация;


Ход урока


I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности учащихся


Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 


Сообщение темы и целей урока

-Ребята, каждый день мы встречаемся с определенными проблемами, трудностями, пытаемся их разрешить…

- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Записывается на доске слово на листе «проблема»).

- Посмотрите, как в толковом словаре значение понятия «проблема» (Работа с понятием )

Проблема - это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.(распечатанное определение прикрепляется рядом словом)

- Какие виды проблем вы знаете

Виды проблем:

  • нравственные;

  • экологические;

  • социальные;

  • философские;

  • психологические.

- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные, внутренние качества личности? Выберете ответ из перечитсленных видов проблем.

(Нравственные проблемы).

-Какие проблемы относятся к нравственным проблемам? (проблема одиночества; взаимоотношения детей и взрослых; проблема войны и детей;проблема человеколюбия, доброты;проблема нравственного выбора;)

- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем, то есть отображает нравственную проблематику).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, дополнив записанное на доске (В.Г. Распутин. «Уроки французского». Нравственная проблематика).

-Сформулируйте цели нашего урока нашего урока (проанализировать нравственные проблемы рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина)


II. Актуализация знаний

Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ автобиографический. На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе. А также вели речь об образе главного героя рассказа.

- Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)

-Кто является главным героем рассказа? (деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).

-Какого он возраста? (примерно пятиклассник).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? (нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.).

- Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. (...в деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

(У Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем)


- Как он чувствовал себя на новом месте? Найдите в тексте, прочитайте (...плохо, скучал по дому, голодал)


III. Первичное усвоение новых знаний

Работа с текстом.

В райцентре герой оказался в очень сложной ситуации.

-Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (на новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)

- Почему он ввязался в игру на деньги?

( был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).

- Как даются ему выигрыши? (мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

- Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

- Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

Итак, какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми?

(!!!! проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества - все это записываем в тетрадях)

Работа в группах
- А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. (на столе у каждого карточка с задание, выполняют прямо в ней и оставляют в тетради)

Задание. Соедините описание героя и его имя

«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой»

Тишкин

«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку»

Птаха

«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Вадик

1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.

-Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя?

(Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка)


-Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик?

( учительнице необычайно жалко голодного мальчика)


-Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Почему?

( Возвышенным, почти неземным существом).


- Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином, отправляет посылку с макаронами)


-Почему мальчик не принимает посылку от учителя?

(мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)


-Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей?

(гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости)


-Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги?

(Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие и максимализм)


- Какие нравственные проблемы раскрывает автор в общении с учителем Л.М. ?

(проблема сострадания, милосердия, доброты)


- Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика?

(директор школы)


-Каково же решение директора? ( он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником).


-Прав ли был директор?

Директор формально прав, но он слепо следует готовым нормам морали, не в состоянии понять трудностей жизни ребенка, за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия. Доброта, милосердие и любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее всех Уставов)


- Какая же проблема выявляется в общении Л.М. и директора?

(проблема педагогической нравственности)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты


- Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте .


БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.


IV. Первичное закрепление.


Итак, какие же нравственные проблемы раскрывает автор в этом рассказе? Составим кластеры. У некоторых из вас на столах лежат слова, обозначающие ту или иную проблему. Давайте попоробуем заполнить кластеры и записть полученное в тетрадь.

(на доску прикрепляю названия кастеров, поочереди заполняем каждую группу, записываем в тетрадь)

  1. Нравственные проблемы в общении со сверстниками.(проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

  2. Нравственные проблемы в общении с учителем( проблема сострадания, милосердия, доброты)

  3. Нравственные проблемы в общении с директором (проблема педагогической нравственности)


- Во время презентации своей работы каждая группа оценивает, полностью ли справилась с работой данная группа, вносит коррективы)


V. . Подведение итогов занятия

- - В конце хочу прочитать несколько строчек из стихотворения М.Садовского «Родной человек»:


Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают.

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Уроки французского».


VI. Рефлексия.


Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик – зеленый (на уроке было комфортно и все понятно , желтый -на уроке немного затруднялся, не все понятно, красный- на уроке было трудно, ничего не понял.

Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.






Задание. Соедините описание героя и его имя

«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой»

Тишкин

«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку»

Птаха

«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Вадик


Задание. Соедините описание героя и его имя

«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой»

Тишкин

«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку»

Птаха

«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Вадик


Задание. Соедините описание героя и его имя

«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой»

Тишкин

«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку»

Птаха

«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Вадик


Задание. Соедините описание героя и его имя

«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой»

Тишкин

«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку»

Птаха

«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Вадик

Нравственные проблемы в общении со сверстниками

Нравственные проблемы в общении с учителем


Нравственные проблемы в общении с директором



жестокость сверстников

подлость

предательство

безысходность

одиночество

сострадание

милосердие

доброта

педагогическая нравственность


Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.


Оценка за урок ____________


Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.


Оценка за урок ____________


Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.


Оценка за урок ____________

это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!