6а класс 19.03.2024
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Нравственная проблематика
Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки, лист самоконтроля
Учебник: Литература. 6 класс. В.П. Полоухина, В.Я. Коровина и др..
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
образовательные:
проанализировать нравственные проблемы рассказа ; раскрыть духовные ценности, по которым живут герои В. Распутина.
развивающие:
1)продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки , их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1) подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Планируемые результаты обучения.
ЛичностныеУУД:
иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;
формировать познавательную и социальную мотивацию;
оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;
стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.
Регулятивные УУД:
планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;
устанавливать последовательность событий в тексте;
осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).
Познавательные УУД:
выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;
формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;
формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;
классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;
создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД:
умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
сотрудничать в совместном решении проблемы.
Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный.
Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.
Технологии:
-здоровьесберегающие технологии,
-технологии коллективного сотрудничества,
-технологии личностно-ориентированного образования,
- технология оценивания результатов достижений учащихся.
Методы обучения:
словесный;
объяснительно-иллюстративный: беседа;
репродуктивный: повторение изученных сведений;
частично-поисковый: работа над анализом текста, нахождением нужной информации из текста;
проблемный проблемная ситуация;
Ход урока
I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности учащихся
Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
Сообщение темы и целей урока
-Ребята, каждый день мы встречаемся с определенными проблемами, трудностями, пытаемся их разрешить…
- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».
(Записывается на доске слово на листе «проблема»).
- Посмотрите, как в толковом словаре значение понятия «проблема» (Работа с понятием )
Проблема - это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.(распечатанное определение прикрепляется рядом словом)
- Какие виды проблем вы знаете
Виды проблем:
нравственные;
экологические;
социальные;
философские;
психологические.
- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные, внутренние качества личности? Выберете ответ из перечитсленных видов проблем.
(Нравственные проблемы).
-Какие проблемы относятся к нравственным проблемам? (проблема одиночества; взаимоотношения детей и взрослых; проблема войны и детей;проблема человеколюбия, доброты;проблема нравственного выбора;)
- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?
(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем, то есть отображает нравственную проблематику).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока, дополнив записанное на доске (В.Г. Распутин. «Уроки французского». Нравственная проблематика).
-Сформулируйте цели нашего урока нашего урока (проанализировать нравственные проблемы рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина)
II. Актуализация знаний
Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ автобиографический. На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе. А также вели речь об образе главного героя рассказа.
- Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)
-Кто является главным героем рассказа? (деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).
-Какого он возраста? (примерно пятиклассник).
Упоминается ли имя мальчика в рассказе? (нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.).
- Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. (...в деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)
-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?
(У Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем)
- Как он чувствовал себя на новом месте? Найдите в тексте, прочитайте (...плохо, скучал по дому, голодал)
III. Первичное усвоение новых знаний
Работа с текстом.
В райцентре герой оказался в очень сложной ситуации.
-Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (на новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)
- Почему он ввязался в игру на деньги?
( был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).
- Как даются ему выигрыши? (мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)
-Почему Вадик и Птаха избили героя?
(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
- Как ведет себя герой в драке и после неё?
(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).
-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?
(Честным и принципиальным).
- Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.
Итак, какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми?
(!!!! проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества - все это записываем в тетрадях)
Работа в группах
- А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. (на столе у каждого карточка с задание, выполняют прямо в ней и оставляют в тетради)
Задание. Соедините описание героя и его имя
«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой» | Тишкин |
«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку» | Птаха |
«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…» | Вадик |
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.
-Кто же приходит на помощь мальчику?
(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)
-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)
-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя?
(Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка)
-Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик?
( учительнице необычайно жалко голодного мальчика)
-Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? Почему?
( Возвышенным, почти неземным существом).
- Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином, отправляет посылку с макаронами)
-Почему мальчик не принимает посылку от учителя?
(мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)
-Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей?
(гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости)
-Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги?
(Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие и максимализм)
- Какие нравственные проблемы раскрывает автор в общении с учителем Л.М. ?
(проблема сострадания, милосердия, доброты)
- Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика?
(директор школы)
-Каково же решение директора? ( он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником).
-Прав ли был директор?
Директор формально прав, но он слепо следует готовым нормам морали, не в состоянии понять трудностей жизни ребенка, за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия. Доброта, милосердие и любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее всех Уставов)
- Какая же проблема выявляется в общении Л.М. и директора?
(проблема педагогической нравственности)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты
- Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте .
БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.
IV. Первичное закрепление.
Итак, какие же нравственные проблемы раскрывает автор в этом рассказе? Составим кластеры. У некоторых из вас на столах лежат слова, обозначающие ту или иную проблему. Давайте попоробуем заполнить кластеры и записть полученное в тетрадь.
(на доску прикрепляю названия кастеров, поочереди заполняем каждую группу, записываем в тетрадь)
Нравственные проблемы в общении со сверстниками.(проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)
Нравственные проблемы в общении с учителем( проблема сострадания, милосердия, доброты)
Нравственные проблемы в общении с директором (проблема педагогической нравственности)
- Во время презентации своей работы каждая группа оценивает, полностью ли справилась с работой данная группа, вносит коррективы)
V. . Подведение итогов занятия
- - В конце хочу прочитать несколько строчек из стихотворения М.Садовского «Родной человек»:
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают.
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Уроки французского».
VI. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик – зеленый (на уроке было комфортно и все понятно , желтый -на уроке немного затруднялся, не все понятно, красный- на уроке было трудно, ничего не понял.
Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Задание. Соедините описание героя и его имя
«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой» | Тишкин |
«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку» | Птаха |
«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…» | Вадик |
Задание. Соедините описание героя и его имя
«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой» | Тишкин |
«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку» | Птаха |
«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…» | Вадик |
Задание. Соедините описание героя и его имя
«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой» | Тишкин |
«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку» | Птаха |
«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…» | Вадик |
Задание. Соедините описание героя и его имя
«…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой» | Тишкин |
«Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку» | Птаха |
«Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…» | Вадик |
Нравственные проблемы в общении со сверстниками
Нравственные проблемы в общении с учителем
Нравственные проблемы в общении с директором
жестокость сверстников
подлость
предательство
безысходность
одиночество
сострадание
милосердие
доброта
педагогическая нравственность
Лист самооценивания
Поставьте себе оценку по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Оценка за урок ____________
Лист самооценивания
Поставьте себе оценку по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Оценка за урок ____________
Лист самооценивания
Поставьте себе оценку по следующим критериям:
«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;
«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;
«3» – я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.
Оценка за урок ____________
это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.