СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Пушкин, Тютчев, Фет и русский романс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет учителям литературы в проведении внеклассного занятия для десятиклассников в форме литературного кафе (2 ч.)

Просмотр содержимого документа
«Визитка проекта»

Визитка проекта

Авторы:

Образовательное учреждение (я)

МОУ Ишненская СОШ

(ФИО, должность)

  1. Пелевина Татьяна Зиновьевна, учитель русского языка и литературы

Тема проекта:

А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс (методическая разработка)

Творческое название:

«Союз волшебных звуков, чувств и дум» (презентация проекта)

Типология проекта:

Иформационный

Категория
учащихся:

Учащиеся 10 класса

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Предметная
область (и):

Литература

Образовательные цели:

Используя яркие факты биографии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, приблизить учащихся к их личности и через некоторые события жизни подвести к глубинным основаниям творчества

Развивающие цели:

Способствовать развитию умения эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи

Воспитательные цели:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, прививать любовь к русской музыке и поэзии

Основополагающий вопрос:

Где искать источник творческого вдохновения?

Проблемный вопрос:

Что мы знаем о любви в жизни и творчестве А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета? Какие романсы были созданы на их стихи?

Частные вопросы
(в рамках учебной темы)

Темы исследований

  1. 1. Что объединяет А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?

    1. Как отзывались современники о А.С. Пушкине, Ф.И. Тютчеве и А.А. Фете? (Сообщение).

    2. Основные темы лирики поэтов (сообщение).


2. Что мы знаем о любви в жизни А.С. Пушкина и его стихах, положенных на музыку?

    1. «Любовь в жизни А.С. Пушкина» (презентация).

3. Что мы знаем о любимых женщинах Ф.И. Тютчева и романсах на его стихи?

    1. «Любимые женщины Ф.И. Тютчева»

    2. (презентация).

  1. 4. Что можно сказать о А.А. Фете как о человеке и поэте?

    1. «А.А. Фет» (презентация)

Этапы проекта:

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

Подготовительный

10 минут от первого занятия

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

Проектировочный

Внеурочное

время

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

Практический

1 неделя

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.


Координация работы.

Контрольно-коррекционный

Внеурочное время

Самооценка.

Координация работы.

Заключительный

Внеклассное занятие

(2 часа)

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.


Аннотация проекта:


На кого рассчитан проект (если требуется): на учащихся 10 класса.

Обоснование выбора темы с учетом УМК: расширить знания учащихся о некоторых моментах жизни и творчестве А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, познакомить с романсами на их стихи.

Продолжительность (часы, дни, недели): 1 неделя.

Итоговое завершение проекта: внеклассное занятие - литературное кафе (2 часа).




Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Пушкин, Тютчев, Фет и русский романс»

МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа












Методическая разработка

по литературе


«Союз волшебных звуков, чувств и дум»

(А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс)


литературное кафе

(2 часа)

10 класс




Учитель: Пелевина Т.З.











2014-2015 уч. г.



Цели урока:

Обучающие: используя яркие факты биографии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, приблизить учащихся к их личности и через некоторые события жизни подвести к глубинным основаниям творчества.

Развивающие: развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, привить любовь к русской музыке и поэзии.

Оборудование: презентации; записи на доске, распечатки стихотворений поэтов (раздаточный материал).

И буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А.С. Пушкин

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется.

Ф.И. Тютчев


Ход урока


I. Вступительное слово учителя:

П: Сегодня у нас несколько необычное занятие: на протяжении 10 уроков мы знакомились

с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, а сегодня – как итог всему сказанному – литературное кафе.

Кто-то любит стихи, кто-то нет, но стихи, положенные на музыку, наверное, любят все. И я думаю, что вы испытаете восторг, когда услышите романсы на стихи на стихи Пушкина, Тютчева и Фета.


(Звучит грамзапись Г.А. Свиридова «Метель»)


II. Основная часть: «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (А.С. Пушкин,

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс)


П: Итак, Пушкин, Тютчев и Фет…

Три человека, три известные личности, три мира…

У каждого свой взгляд на жизнь, свои вкусы, свои чувства, своя судьба.

Сравнивать их нельзя (да мы и не будем это делать), только оговоримся, что первенство в этом треугольнике, бесспорно, принадлежит Пушкину Александру Сергеевичу.

… Такие разные, непохожие.

Пушкин – гений, живший зигзагами, с душой «яснее дня, темнее ночи» (его слова).

В детстве – угрюмый, неповоротливый увалень, в юности – живой, веселый, непоседливый, за что и получил прозвище «сверчок».

Посмотрим, как отзывались о нем его современники.


У: (Современники о Пушкине: «…Я издали наблюдал это африканское лицо, на котором отпечаталось его происхождение, это лицо, по которому так и сверкает ум»).

П: Что говорили современники о Тютчеве и Фете?

У: (Современники о Тютчеве: «…Холёный барин, блестящий собеседник, любимец салонов, тонкий острослов»).


У: (Лев Толстой о Фете: «Откуда у этого добродушного, толстого офицера… такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»)


П: Что же все-таки их объединяет?


У: (Любовь к поэзии.)


П: На уроках мы говорили об основных темах лирики Пушкина, Тютчева и Фета. Что же было предметом их поэзии? Какие общие темы можно выделить в творчестве? Что волнует их всех троих?


У: (Природа, любовь, красота.)


П: Вот на этих темах лирики Пушкина, Тютчева и Фета мы и остановимся.

В качестве эпиграфа мы взяли слова Александра Пушкина:

И буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

и слова Федора Тютчева:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

А слова этих талантливых людей отразились не только в русской поэзии, литературе, но и в музыке, в развитии русского романса. Они пробуждают «чувства добрые», делают людей возвышеннее и чище.


П: Что же такое романс?


У: (Романс – это небольшое вокальное произведение лирического характера.)


П: … Литературно-музыкальные салоны той поры… Салоны, где любили бывать Александр Сергеевич Пушкин, Афанасий Афанасьевич Фет, где блистал Федор Иванович Тютчев, где собирались друзья или люди, близкие по духу, читали стихи, говорили о литературе, и, конечно же, звучала музыка.

Композиторы того времени часто сочиняли небольшие музыкальные произведения для домашнего исполнения. И многие стихи Пушкина, Тютчева и Фета были положены на музыку.

Послушайте романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и скажите, кому посвящались эти стихи?


(Звучит романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)


У: (А.П. Керн.)


П: Чей это романс? Кто композитор?


У: (Глинка)


П: Верно, эти стихи посвящены Анне Петровне Керн, а романс на эти стихи Глинка посвятил дочери Анны Петровны – Екатерине Ермолаевне Керн, с которой его связывало глубокое чувство. Это подлинный шедевр всей русской любовной лирики. У Пушкина женщина – носительница всего самого святого, что есть на земле.

«Чистая красота» образа – это не просто красота лица, это богатство души, утонченность натуры, тонкий ум. Об этом можно с уверенностью говорить, если знать об адресатах некоторых стихов: Керн, Гончаровой, Волконской.

Надо заметить, что Пушкин любил многих женщин, и женщинам он, несмотря на африканскую внешность, очень нравился. Случалось, не с первого взгляда, но добивался своего почти всегда, хотя росточком и не вышел – всего 166,7 см.

В апреле 1830 г. Пушкин в письме Вере Федоровне Вяземской сообщил, что Наталья Николаевна Гончарова «моя 113 любовь».

Как это можно понять? О чем это говорит? Может быть, о его распущенности?


У: (Пушкин из тех людей, которые ни на минуту не могут жить без любви. Без неё они увядают, вся жизнь для них замирает. Они любят всем сердцем, искренне.)


П: Итак, любовь в его жизни. Что вы можете сказать по этому поводу?


У: (презентация «Любовь в жизни А.С. Пушкина».)


П: Наталье Гончаровой Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна». Прочитайте его.


У: (читает стихотворение «Мадонна».)


П: Как вы понимаете это стихотворение?


У: (Для Пушкина любимая – иногда почти богиня, но в ее лице угадываются земные черты. В «Мадонне» его молодая жена уподобляется Богоматери, пречистой Деве Марии. Но в желании поэта вечно созерцать лик Мадонны с младенцем на руках угадывается земное желание: обрести счастье и покой в семейной жизни.)


П: Прекрасно сказал об этом В.Г. Белинский :»В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». Даже безответная любовь для Пушкина – это счастье, а способность любить – главное, что возвышает человека. Хорошей иллюстрацией этой мысли является стихотворение «Я вас любил».


(Звучит романс «Я вас любил»)


П: Какие возвышенные чувства! И это не только слова. Смертельно раненый Пушкин, изредка приходя в сознание, сразу спрашивал о Натали, шепча : «Бедная, бедная Таша!»

Эта способность полностью «растворяться» в любимой есть у лирического героя его стихов. Даже если герой грустит, печаль его «светла».


(Звучит романс «Не искушай меня…»)


П: Часто в любовные стихи Пушкина органично вплетаются картины природы. Природа одушевлена, она во всем сопереживает герою, подчеркивает его настроение.


У: (читает стихотворение «Унылая пора»)



П: Вывод: Любовь для Пушкина – великая сила, способная двигать солнце и светила. Для него она была вдохновением.

Любовь к Родине, к свободе, к ближнему, к женщине пронизывает каждое произведение великого поэта. Годы не властны над его творениями; время не загасило в них пламени любви, которое и сейчас живет в сердцах тех, кто читает стихи Пушкина. Великий поэт и погиб, защищая чистоту и святость любви, поправ своей смертью все сомнения в этой чистоте. Но душа поэта будет вечно жить в его страстных стихах, а бессмертное сердце поэта и сегодня «вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».


(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда!..»)


П: Не мог жить без любви, как мы уже отметили, и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев.

«Умный, умный, как день, Федор Иванович»,- писал о нем И. С. Тургенев.

Глубокий и проницательный ум, остроумие и превосходное образование Тютчева сразу обратили на себя внимание в придворных кругах Мюнхена, куда он приехал с дипломатической миссией, и в мире литераторов, музыкантов и ученых столицы.

Тютчев был очень влюбчивым человеком. На одном из светских раутов он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. Звали ее Амалия. Что вы знаете о ней? И о других женщинах, которых любил Тютчев?


У: (Презентация «Любовь в жизни Ф.И.Тютчева»)


П:. Обратите внимание, когда Элеонора Петерсон (первая жена) умерла, Тютчев, проведя ночь подле её гроба, поседел от горя. Но менее чем через год мы видим его уже вторично женатым на Эрнестине Пфеффель, а через три года сердце поэта будет пылать новой, на этот раз роковой, «незаконной» любовью к молоденькой Елене Денисьевой. Что дал он ей, скончавшейся от скоротечной чахотки в Петербурге? Незаконная связь человека в летах с юной женщиной шокировала всех, кто их знал. От Денисьевой отказался отец, отвернулись знакомые. И день её встречи с Тютчевым в конечном счете оказался для неё роковым.


У: (читает стихотворение «О, как убийственно мы любим»)



П: После смерти Денисьевой, безутешный, немощный старик, он, к стыду детей и к собственному отчаянию, вновь влюбился. Ибо одна лишь смерть могла угасить в нем жажду всей полноты жизни.



П: Из воспоминаний сына поэта: «Федор Иванович …воздвиг великолепный поэтический храм… своему божеству женщине… Лучшие его стихи посвящены женщинам, но ни в одном из них вы не отыщете и тени чего-либо не только циничного, сладострастного, но даже игривого, легкого, необдуманного».



П: Послушайте стихотворение, написанное жене Элеоноре через 10 лет после её смерти:


У: Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой –

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой…

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…


П: Через два года после смерти мужа вторая жена Эрнестина прочтет такие строки:

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, моё земное провиденье!


П: П: Помните воспоминания современников – «когда Тютчев не испытывал любовного волнения, поэзия замолкала в нем»? Он не разочаровывался, никого не отвергал, он всем оставался верен.


(Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»)


П: Для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного, как мироздание, Тютчеву нужна природа. Чем для него она является?


У: Он истинный певец природы. Для него она – живое существо:

Но то, что мните вы,

Природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…


П: А любил ли Тютчев свою Родину? Злые языки говорили, что ему хорошо любить нищую Россию из цивилизованного Мюнхена, в котором он по долгу службы прожил почти два десятилетия.


У: (Тютчев очень любил Родину. В строчках его стихов – глубокое чувство:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.)


П: И, наконец, Афанасий Афанасьевич Фет… Политическая позиция его в 60-е годы была крайне реакционной. Он яростно защищал помещичьи права, ушел из журнала «Современник», а позднее гордился приближенностью к царскому двору. Не удивительно поэтому, что Писарев не считал его художником. И не случайно очень долго творчество Фета не изучали в школе.

Что вы можете сказать о нем?


У: (презентация «А.А. Фет»)


П: В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Дело не в том, что у него нет печальных или трагических нот, - нет, но в той невероятной жизнеутверждающей мощи, которой напоён каждый его звук, в какой-то первозданной свежести и благоуханности его поэзии. Часто говорят, что Фет писал стихи о природе, что он мастер пейзажа. Это, конечно, так, если под словом «природа» понимать ощущение смелости, гармонии, целостности и нечленимости Космоса и Я – личности поэта, которому дано внимать и понимать язык трепета жизни и хора светил или лепет фонтана. Мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке, поэтому не случайно сказал Салтыков-Щедрин, что «романсы его распевает чуть ли не вся Россия».


(Звучит романс «На заре ты её не буди…»)


В 1843 г. появилось стихотворение, которое по праву считается поэтическим манифестом Фета. Назовите и прочитайте его.


У: (называет стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» и читает наизусть)


П: О чем это стихотворение?


У: (здесь воспевается природа.)


П: У Некрасова тема природы связана с темой труда, у Фета природа – это только источник эстетического восторга.

III. Заключение


П: Вот мы и закончили разговор об этих таких похожих и совсем не похожих людях. Людях, которым были нужны любовь, муки, страсти, потери, жертвенность – всё это превращалось в поэзию, которой до сих пор живут люди. Я надеюсь, что и вы к ней не останетесь равнодушными. И пусть будут благословенны те женщины, которые вдохновляли этих поэтов, благодаря которым мы, потомки, получили бесценный дар – лирические стихи Пушкина, Тютчева и Фета.





Просмотр содержимого презентации
«Любовь в жизни Пушкина»

МОУ Ишненская СОШ Работу по литературе выполнила ученица 10 класса Ласкина Юлия, учитель Пелевина Т.З

МОУ Ишненская СОШ

Работу по литературе

выполнила

ученица 10 класса

Ласкина Юлия,

учитель Пелевина Т.З

Любовь и Пушкин  Любовь для Пушкина – это глубокое, чувство, облагораживающее и очищающее человека. Пушкинская лирика показала, что в любви нет ничего «грешного», если всё освящено целостностью чувств. Литературоведы подсчитали, что А. С. Пушкин посвящал свои стихи ста тридцати семи женщинам, а самой любимой была его жена.

Любовь и Пушкин

Любовь для Пушкина – это глубокое, чувство, облагораживающее и очищающее человека.

Пушкинская лирика показала, что в любви нет ничего «грешного», если всё освящено целостностью чувств.

Литературоведы подсчитали, что А. С. Пушкин посвящал свои стихи ста тридцати семи женщинам, а самой любимой была его жена.

Любовь и Пушкин           Александр Сергеевич Пушкин свою поэтическую энергию черпал именно в любви:  Пройдёт любовь, умрут желанья; Разлучит нас холодный свет; Кто вспомнит тайные свиданья, Мечты, восторги прежних лет?                             («В альбом», 1817 год) «Женщинам Пушкин нравился,- вспоминает брат Лев,- он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём».

Любовь и Пушкин

          Александр Сергеевич Пушкин свою поэтическую энергию черпал именно в любви:

Пройдёт любовь, умрут желанья;

Разлучит нас холодный свет;

Кто вспомнит тайные свиданья,

Мечты, восторги прежних лет?

                           («В альбом», 1817 год)

«Женщинам Пушкин нравился,- вспоминает брат Лев,- он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём».

Первая встреча На одном из московских балов поэт увидел 16-летнюю красавицу – Наталью Гончарову. Красота девушки поразили Пушкина, и он тогда же сказал, что участь его будет навеки связана с нею. Он просил руки Натальи Гончаровой у её матери. Ответ был уклончивым: дескать, девушка молода, и с замужеством надо бы повременить.

Первая встреча

На одном из московских балов поэт увидел 16-летнюю красавицу – Наталью Гончарову. Красота девушки поразили Пушкина, и он тогда же сказал, что участь его будет навеки связана с нею.

Он просил руки Натальи Гончаровой у её матери. Ответ был уклончивым: дескать, девушка молода, и с замужеством надо бы повременить.

«И сердце вновь горит и  любит…» После неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла русско-турецкая война. «В ту же ночь я уехал в армию,- писал Пушкин позднее,- вы спросите меня - зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы…»  Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.                    («На холмах Грузии…»)

«И сердце вновь горит и

любит…»

После неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где в то время шла русско-турецкая война. «В ту же ночь я уехал в армию,- писал Пушкин позднее,- вы спросите меня - зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы…»

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

                   («На холмах Грузии…»)

« Я женюсь…»  Около двух лет тянулась мучительная история сватовства А. С. Пушкина. Согласие было получено лишь в апреле 1830 года. Вскоре после помолвки поэт пишет: «Участь моя решена.  Я женюсь…» По словам одной знакомой Гончаровых, именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери:   «Она кажется очень увлечённой своим женихом».

« Я женюсь…»

Около двух лет тянулась мучительная история сватовства А. С. Пушкина. Согласие было получено лишь в апреле 1830 года. Вскоре после помолвки поэт пишет: «Участь моя решена.

Я женюсь…»

По словам одной знакомой Гончаровых, именно Наталья Николаевна преодолела сопротивление матери:

«Она кажется очень увлечённой своим женихом».

Венчание 18 февраля (2 марта) 1831 года, в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской, был совершен обряд венчания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой.

Венчание

18 февраля (2 марта) 1831 года, в Москве, в церкви Большого Вознесения на Большой Никитской, был совершен обряд венчания А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой.

«Чистейшей прелести чистейший образец.»  Поэт воссоздал в своей жене свой идеал, свою Мадонну:  «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё больше твоего лица».  Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

«Чистейшей прелести чистейший образец.»

Поэт воссоздал в своей жене свой идеал, свою Мадонну:

«Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я ещё больше твоего лица».

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Семейная жизнь Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и, конечно, недомолвки, ссоры. А ещё разлуки. Исследователи подсчитали, что за семнадцать месяцев, что А.С.Пушкин не виделся с женой, он написал ей 78 писем.

Семейная жизнь

Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и, конечно, недомолвки, ссоры. А ещё разлуки. Исследователи подсчитали, что за семнадцать месяцев, что А.С.Пушкин не виделся с женой, он написал ей 78 писем.

Забота о муже  Как могла первая красавица при дворе, за которой волочился даже сам царь, Наталия Николаевна пыталась уберечь мужа от тягот и

Забота о муже

Как могла первая красавица при дворе, за которой волочился даже сам царь, Наталия Николаевна пыталась уберечь мужа от тягот и "мелочей жизни". "Я … признаюсь,- пишет она брату, - что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа … хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, … и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, … для того, чтобы сочинять, голова его должна быть свободна».

Завещание  В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с французским подданным Жоржем Дантесом и была вовлечена в интригу о её предполагаемой связи с ним, что впоследствии привело к дуэли между её мужем и бароном Дантесом 27 января 1837 года, на которой был смертельно ранен Пушкин.

Завещание

В 1835 году Наталья Николаевна познакомилась с французским подданным Жоржем Дантесом и была вовлечена в интригу о её предполагаемой связи с ним, что впоследствии привело к дуэли между её мужем и бароном Дантесом 27 января 1837 года, на которой был смертельно ранен Пушкин.

Отчаяние Перед смертью Пушкин сказал жене: «Будь спокойна, ты ни в чем не виновата...  Ступай в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж, но за человека порядочного».  Гибель мужа ошеломила Наталью Николаевну своей полной неожиданностью, она повергла её в отчаяние. Погиб не только великий поэт. Погиб дорогой ей человек. Как жить дальше?

Отчаяние

Перед смертью Пушкин сказал жене: «Будь спокойна, ты ни в чем не виновата...

Ступай в деревню, носи по мне траур два года и потом выходи замуж, но за человека порядочного».

Гибель мужа ошеломила Наталью Николаевну своей полной неожиданностью, она повергла её в отчаяние. Погиб не только великий поэт. Погиб дорогой ей человек. Как жить дальше?

Любовь для Пушкина -  это вдохновение Любовь для Пушкина была великим духовным чудом, окрыляющим и очищающим человека.         Любовь – это надежда, вселяющая в человека силу и вдохновение, возвышающая его:  … Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.                          ( «На холмах Грузии…»)  Наталья Николаевна была для Пушкина не просто женой, а любовью, которая окрыляла его, и вдохновением, в котором он черпал силы.

Любовь для Пушкина -

это вдохновение

Любовь для Пушкина была великим духовным чудом, окрыляющим и очищающим человека.

        Любовь – это надежда, вселяющая в человека силу и вдохновение, возвышающая его:

Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

                         ( «На холмах Грузии…»)

Наталья Николаевна была для Пушкина не просто женой, а

любовью, которая окрыляла его, и вдохновением, в котором

он черпал силы.

Литература  1.  Алексеев М. П. Новый автограф стихотворения Пушкина « На холмах Грузии» М.-Л., 1966 стр.31-47 2.   Белецкий А. И. Из наблюдений над стихотворными текстами А. С. Пушкина М.- Л., 1985 стр.86, 89, 93 3.     Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина М., 1986 4.  Мейлах Б. С. Творчество А. С. Пушкина Москва «Просвещение»1984 5. http://blog.kp.ru/users/3208812/post133426052/

Литература

1.  Алексеев М. П. Новый автограф стихотворения Пушкина « На холмах Грузии» М.-Л., 1966 стр.31-47

2.   Белецкий А. И. Из наблюдений над стихотворными текстами А. С. Пушкина М.- Л., 1985 стр.86, 89, 93

3.     Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина М., 1986

4.  Мейлах Б. С. Творчество А. С. Пушкина Москва «Просвещение»1984

5. http://blog.kp.ru/users/3208812/post133426052/

Просмотр содержимого презентации
«Тютчев1»

МОУ Ишненская СОШ Работу по литературе выполнила ученица 10 класса Рогозина Евгения, учитель Пелевина Т.З

МОУ Ишненская СОШ

Работу по литературе

выполнила

ученица 10 класса

Рогозина Евгения,

учитель Пелевина Т.З

познакомиться с некоторыми фактами жизни Ф.И. Тютчева; выяснить, какое место в его жизни занимала любовь; помочь одноклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.
  • познакомиться с некоторыми фактами жизни Ф.И. Тютчева;
  • выяснить, какое место в его жизни занимала любовь;
  • помочь одноклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.  Любовь для поэта –  и «блаженство»,  и «безнадёжность»,  и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье,  «поединок роковой» двух сердец.

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей и страданий.

Любовь для поэта –

и «блаженство»,

и «безнадёжность»,

и напряжённое чувство, несущее человеку страдание и счастье,

«поединок роковой» двух сердец.

В Мюнхене Федор познакомился с Амалией Лерхенфельд. Она была побочной дочкой прусского короля Фридриха Вильгельма III и двоюродной сестрой будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая I . Но тогда ей было всего … 14 лет.

В Мюнхене Федор познакомился с Амалией Лерхенфельд. Она была побочной дочкой прусского короля Фридриха Вильгельма III и двоюродной сестрой будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая I . Но тогда ей было всего … 14 лет.

Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по зеленым предместьям .

Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по зеленым предместьям .

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай.  За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Он решился просить руки Амалии, но её родители предпочли ему барона Крюденера.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Он решился просить руки Амалии, но её родители предпочли ему барона Крюденера.

Позже Тютчев посвятил Амалии стихотворение «Я помню время золотое». К тому времени она стала баронессой Крюденер, но на всю жизнь сохранила дружеские отношения с Федором Ивановичем, блистала в свете и была окружена многочисленными и подчас весьма влиятельными поклонниками.

Позже Тютчев посвятил Амалии стихотворение «Я помню время золотое». К тому времени она стала баронессой Крюденер, но на всю жизнь сохранила дружеские отношения с Федором Ивановичем, блистала в свете и была окружена многочисленными и подчас весьма влиятельными поклонниками.

Иногда он писал ей. И никогда не скрывал радости при встрече).  Через 30 лет старый, тяжелобольной, 67-летний Федор Иванович встретился с 60-летней Амалией Крюденер. Казалось бы, что все в прошлом. Но… В сердце вновь вспыхнула любовь!   Я встретил вас – и всё былое  В отжившем сердце ожило;  Я вспомнил время золотое –  И сердцу стало так тепло…   (Посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

Иногда он писал ей. И никогда не скрывал радости при встрече).

Через 30 лет старый, тяжелобольной, 67-летний Федор Иванович встретился с 60-летней Амалией Крюденер. Казалось бы, что все в прошлом. Но… В сердце вновь вспыхнула любовь!

Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло…

(Посвящение «К.Б.» (Крюденер. Баронессе)

Вскоре Федор Иванович познакомился с семейством фон Ботмер и влюбился в вдову русского дипломата Элеонору Петерсон. Женившись в первый раз 23 лет на Элеоноре Петерсон, Тютчев прожил с ней 12 лет.

Вскоре Федор Иванович познакомился с семейством фон Ботмер и влюбился в вдову русского дипломата Элеонору Петерсон.

Женившись в первый раз 23 лет на Элеоноре Петерсон, Тютчев прожил с ней 12 лет.

В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I », на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла его и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, тем более, что в 1834 г. у Тютчева завязывается роман с Эрнестиной Дернберг. Элеонора пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее случайно спасли.   Осенью 1838 г. Элеонора умерла. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

В мае 1838 года произошла трагедия. На пароходе «Николай I », на котором плыли в Турин жена и дети Тютчева, возник страшный пожар. Элеонора мужественно перенесла его и сумела спасти детей. Но нервное напряжение было велико, тем более, что в 1834 г. у Тютчева завязывается роман с Эрнестиной Дернберг. Элеонора пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее случайно спасли.

Осенью 1838 г. Элеонора умерла. По семейному преданию, Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя.

Летом 1839 г. состоялось бракосочетание Тютчева с Эрнестиной.  Поначалу шла обычная семейная жизнь: дети, дом. Однако вскоре у него появилось новое сердечное увлечение – воспитанница Смольного института Елена Денисьева. Фактически образовалась вторая семья.  Для Эрнестины это было потрясением. Она отдалилась от Тютчева.  Отношения начали медленно восстанавливаться только после смерти Денисьевой.

Летом 1839 г. состоялось бракосочетание Тютчева с Эрнестиной.

Поначалу шла обычная семейная жизнь: дети, дом. Однако вскоре у него появилось новое сердечное увлечение – воспитанница Смольного института Елена Денисьева. Фактически образовалась вторая семья.

Для Эрнестины это было потрясением. Она отдалилась от Тютчева.

Отношения начали медленно восстанавливаться только после смерти Денисьевой.

Елена Денисьева за счастье любить Федора Ивановича отдала все. От нее все отказались и отвернулись.  Не состоялась карьера: она не стала фрейлиной. Не хватало денег, Тютчев стал реже бывать на квартире, которую снимал для Денисьевой. Все это подорвало здоровье Елены Александровны, и через 14 лет она умерла от чахотки. Ей не было и сорока лет. Память о женщине сохранилась в стихах, которые носят название

Елена Денисьева за счастье любить Федора Ивановича отдала все. От нее все отказались и отвернулись.

Не состоялась карьера: она не стала фрейлиной. Не хватало денег, Тютчев стал реже бывать на квартире, которую снимал для Денисьевой. Все это подорвало здоровье Елены Александровны, и через 14 лет она умерла от чахотки. Ей не было и сорока лет. Память о женщине сохранилась в стихах, которые носят название "Денисьевский цикл ".

Последняя любовь  О, как на склоне наших лет  Нежней мы любим и суеверней…  Сияй, сияй, прощальный свет  Любви последней, зари вечерней!  Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,-- Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,--

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева // Школьная роман–газета. – 1996. – № 11.  http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%DF+%F2%E5%E1%E5+%ED%E8%F7%E5%E3%EE+%ED%E5+%F1%EA%E0%E6%F3+%ED%E0+%F1%F2%E8%F5%E8+%D2%FE%F2%F7%E5%E2%E0&x=26&y=9  Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О  поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 565–594  Ф. И. Тютчев. Стихотворения.-. М.: Гослитиздат, 1957.

Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева // Школьная роман–газета. – 1996. – № 11.

http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%DF+%F2%E5%E1%E5+%ED%E8%F7%E5%E3%EE+%ED%E5+%F1%EA%E0%E6%F3+%ED%E0+%F1%F2%E8%F5%E8+%D2%FE%F2%F7%E5%E2%E0&x=26&y=9

Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О

поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 565–594

Ф. И. Тютчев. Стихотворения.-. М.: Гослитиздат, 1957.

Просмотр содержимого презентации
«Фет»

Работу по литературе выполнил ученик 10 класса Таланин Иван, учитель Пелевина Т.З МОУ Ишненская СОШ

Работу по литературе

выполнил

ученик 10 класса

Таланин Иван,

учитель Пелевина Т.З

МОУ Ишненская СОШ

познакомиться с некоторыми фактами жизни А. А. Фета и феноменом «двойничества» поэта;  дать представление об основных особенностях лирики Фета.
  • познакомиться с некоторыми фактами жизни А. А. Фета и феноменом «двойничества» поэта;

  • дать представление об основных особенностях лирики Фета.
Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с помещиком Шеншиным в Россию и родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин. Брак не был зарегистрирован, поэтому мальчика посчитали незаконнорожденным и лишили всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало.

Мать Фета Шарлотта Фет была женой немецкого чиновника Фета, но сбежала с помещиком Шеншиным в Россию и родила сына Афанасия. Мальчик получил фамилию Шеншин. Брак не был зарегистрирован, поэтому мальчика посчитали незаконнорожденным и лишили всех привилегий, связанных со званием дворянина, и права на получение наследства. С этого момента у Фета возникла идея-фикс, вернуть себе титул дворянина во что бы то ни стало.

Фет учился в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. Здесь у него возник интерес к поэзии, в 1840 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон».  В 1845 году Фет оканчивает университет и идет на военную службу, чтобы возвратить дворянское достоинство, но ничего не вышло, и в 1858 году Фет оставляет военную службу.
  • Фет учился в немецком пансионе и в Московском университете на факультете философии. Здесь у него возник интерес к поэзии, в 1840 году выходит первый поэтический сборник «Лирический пантеон».
  • В 1845 году Фет оканчивает университет и идет на военную службу, чтобы возвратить дворянское достоинство, но ничего не вышло, и в 1858 году Фет оставляет военную службу.
В период службы - тяжелая личная драма. Полюбил Марию Лазич, это чувство было взаимным, но не женился на ней (девушка была бедна, а цель жизни Фета -возвращение дворянского титула и богатство).

В период службы - тяжелая личная драма. Полюбил Марию Лазич, это чувство было взаимным, но не женился на ней (девушка была бедна, а цель жизни Фета -возвращение дворянского титула и богатство).

Затем произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.

Затем произошла трагедия – Мария Лазич сгорела. Официальная версия была такова, что это был пожар от неосторожно брошенной спички (на Марии было легкое капроновое платье, которое моментально вспыхнуло), но те, кто знал, как она переживала разрыв с Фетом, считали, что это было самоубийство.

Я верить не хочу!  Когда в степи, как диво,  В полночной темноте, безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря.  И в эту красоту невольно взор тянуло,  В тот величавый блеск за темный весь предел-  Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел!   (Фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г.)

Я верить не хочу!

Когда в степи, как диво,

В полночной темноте, безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло,

В тот величавый блеск за темный весь предел-

Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел!

(Фрагмент из стихотворения «Когда читала ты мучительные строки» 1887г.)

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти до последних дней. Ореол Марии был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Любовь к Лазич, ее трагическая смерть, подтолкнули поэта к созданию целого цикла “исповедальных стихов, посвященных Марии.

Фет очень тяжело переживал смерть Марии Лазич, он чувствовал себя виновным в ее смерти до последних дней. Ореол Марии был источником вдохновения, но и раскаяния, грусти. Любовь к Лазич, ее трагическая смерть, подтолкнули поэта к созданию целого цикла “исповедальных стихов, посвященных Марии.

Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви. И старый яд цепей. Отрадный и жестокий, Ещё горит в моей крови. Хоть память и твердит, что между нас могила. Хоть каждый день бреду томительно к другой. – Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной.

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви.

И старый яд цепей. Отрадный и жестокий,

Ещё горит в моей крови.

Хоть память и твердит, что между нас могила.

Хоть каждый день бреду томительно к другой. –

Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,

Когда ты здесь, передо мной.

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине - Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. По своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права он писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков.

Позже Фет женился на некрасивой, но богатой женщине - Марии Боткиной, купил имение, развернул свой талант хозяина-практика, делового, расчетливого человека. Сбылась в какой-то мере его мечта: Фет стал богатым и независимым человеком. По своим взглядам Фет был крайне консервативным человеком. Накануне отмены крепостного права он писал публицистические заметки, в которых защищал права помещиков.

Многие из них отмечали, что как человек он был не симпатичен. Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает».  Эта двойственность поражала всех.

Многие из них отмечали, что как человек он был не симпатичен. Салтыков-Щедрин: «Фет спрятался в деревне. Там, на досуге, он отчасти пишет романсы, отчасти человеконенавистничает: сперва напишет романс, потом почеловеконенавистничает, потом опять напишет романс и опять почеловеконенавистничает».

Эта двойственность поражала всех.

Фет относился к тому направлению, которое называют «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». В своем творчестве он уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!

Фет относился к тому направлению, которое называют «чистое искусство» или «искусство для искусства», «искусство ради искусства». В своем творчестве он уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечные темы -это темы любви и природы.  Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето».  Особенность природной лирики Фета:
  • Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечные темы -это темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето».
  • Особенность природной лирики Фета:

- в ней нет целостного завершенного образа природы;

- любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления;

- природная лирика Фета преимущественно «дневная» (преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски).

Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет. В.Г. Белинский 1840 … его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе. Н.А. Добролюбов 1859

Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет.

В.Г. Белинский

1840

… его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе.

Н.А. Добролюбов

1859

Использование приемов импрессионизма Метафоричность Ассоциативность Музыкальность, мелодичность.
  • Использование приемов импрессионизма
  • Метафоричность
  • Ассоциативность
  • Музыкальность, мелодичность.
А. Дружинин: «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующие сердце, как изящная музыкальная симфония» Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся. Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью. Как вчера пришел я снова. Что душа все так же к счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. (1843)

А. Дружинин: «Стихами Фета можно зачитываться до головокружения; в них есть нечто обаятельное, звучащее, как струны, волнующие сердце, как изящная музыкальная симфония»

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся.

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью.

Как вчера пришел я снова.

Что душа все так же к счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

(1843)

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы.

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой.  Чайковский говорил о Фете:  «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».   Прозвучало над ясной рекою,   Прозвенело в померкшем лугу,  Прокатилось над рощей немою,  Засветилось на том берегу.

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой.

Чайковский говорил о Фете:

«Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант».

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

«На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» и «Это утро, радость эта» построены на повторах, которые ритмичес -  ки организуют эти стихотворения. На примере этих стихотворений можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

«На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» и «Это утро, радость эта» построены на повторах, которые ритмичес -

ки организуют эти стихотворения. На примере этих стихотворений можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна. (1881)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

(1881)

Учись у них – у дуба, у березы, Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа. 31 декабря 1883

Учись у них – у дуба, у березы,

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

31 декабря 1883

Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу. Не решусь ни на что намекнуть, Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы И я слышу, как солнце цветет. И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной…я дрожу. Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу.

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу.

Не решусь ни на что намекнуть,

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как солнце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной…я дрожу.

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

Фет - поэт-романтик;  слова приближены к разговорной речи;  создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует;  поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка; поэтическую манеру Фета иногда называют импрессионистской;  для Фета очень важен финал стихотворения; лирика Фета называется натурфилософской; Фет неоднократно утверждал, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкость чувства; психологический параллелизм;  «напевный стиль»; звукопись
  • Фет - поэт-романтик;
  • слова приближены к разговорной речи;
  • создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует;
  • поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка;
  • поэтическую манеру Фета иногда называют импрессионистской;
  • для Фета очень важен финал стихотворения;
  • лирика Фета называется натурфилософской;
  • Фет неоднократно утверждал, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкость чувства;
  • психологический параллелизм;
  • «напевный стиль»;
  • звукопись
Человек, взаимодействуя с природой, познает ее законы и свои возможности. Для поэта картины природы, особенно вечерней или ночной, исцеляюще действуют на душу. В окружающем пейзаже он ищет отрады, понимания, родственного отклика. Для него часто не другая душа — друг или любимая, — а задумчивый лес, притихшая река, тёплые травы, склонившийся над изголовьем месяц могут принести утешение.  

Человек, взаимодействуя с природой, познает ее законы и свои возможности. Для поэта картины природы, особенно вечерней или ночной, исцеляюще действуют на душу. В окружающем пейзаже он ищет отрады, понимания, родственного отклика. Для него часто не другая душа — друг или любимая, — а задумчивый лес, притихшая река, тёплые травы, склонившийся над изголовьем месяц могут принести утешение.

 

Поэт в своей лирике природы стремится показать не столько красоту пейзажа, сколько выразить свои взгляды на вселенную, на окружающий человека мир, на закономерности бытия.  

Поэт в своей лирике природы стремится показать не столько красоту пейзажа, сколько выразить свои взгляды на вселенную, на окружающий человека мир, на закономерности бытия.

 

Один из принципов организации текста и поэтического воплощения замысла в народной поэзии, особенно в лирической. Суть его в том, что сюжет строится на последовательном сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей.  Первая,

Один из принципов организации текста и поэтического воплощения замысла в народной поэзии, особенно в лирической. Суть его в том, что сюжет строится на последовательном сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей.

Первая, "природная" часть условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон для второй, "человеческой" части; уходит своими корнями в сферу древних представлений, связанных с осознанием неразделимости природы и человека.

Зву́копись  — (буквально созвучность) применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи с использованием повторения гласных и согласных на письме и при звучании. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: … Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт).  

Зву́копись  — (буквально созвучность) применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи с использованием повторения гласных и согласных на письме и при звучании. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт).

 

Жизнь поэта словно была разделена на две половины:  Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии (титул дворянина Фету все-таки пожаловали уже на закате его жизни).

Жизнь поэта словно была разделена на две половины:

Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех ее проявлениях, и Шеншин – служака офицер, расчетливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии (титул дворянина Фету все-таки пожаловали уже на закате его жизни).

Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой…,в какой-то момент решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал.  Потомкам поэт памятен своими изумительными стихами.

Смерть Фета тоже была странной. Поэт сильно болел, страдал астмой…,в какой-то момент решил покончить жизнь самоубийством, но в последний момент его спасает секретарь, и в этот же самый момент у Фета происходит разрыв сердца. Фет умер в то время, которое сам для себя выбрал.

Потомкам поэт памятен своими изумительными стихами.

Фет А.А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. - М., 1985. Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. - М., 1988. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974, с. 60-66.
  • Фет А.А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. - М., 1985.
  • Стихотворения, поэмы. Современники о Фете. - М., 1988.
  • Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974, с. 60-66.

Просмотр содержимого презентации
«методическая разработка»

МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа   Методическая разработка по литературе  «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс)  Литературное кафе (2 часа) 10 класс Учитель: Пелевина Т.З.

МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

по литературе

«Союз волшебных звуков, чувств и дум»

(А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс)

Литературное кафе

(2 часа)

10 класс

Учитель: Пелевина Т.З.

Цели урока  Обучающие:  используя яркие факты биографии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, приблизить учащихся к их личности и через некоторые события жизни подвести к глубинным основаниям творчества.   Развивающие:  развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.   Воспитательные:  воспитывать у учащихся чувство прекрасного, привить любовь к русской музыке и поэзии.

Цели урока

Обучающие: используя яркие факты биографии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, приблизить учащихся к их личности и через некоторые события жизни подвести к глубинным основаниям творчества.

Развивающие: развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, привить любовь к русской музыке и поэзии.

А.С. Пушкин Ф.И. Тютчев А.А. Фет

А.С. Пушкин

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

СОВРЕМЕННИКИ О ПУШКИНЕ: «…Я издали наблюдал это африканское лицо, на котором отпечаталось его происхождение, это лицо, по которому так и сверкает ум».

СОВРЕМЕННИКИ О ПУШКИНЕ:

«…Я издали наблюдал это африканское лицо, на котором отпечаталось его происхождение, это лицо, по которому так и сверкает ум».

СОВРЕМЕННИКИ О ТЮТЧЕВЕ :  «…Холёный барин, блестящий собеседник, любимец салонов, тонкий острослов».

СОВРЕМЕННИКИ О ТЮТЧЕВЕ :

«…Холёный барин, блестящий собеседник, любимец салонов, тонкий острослов».

ЛЕВ ТОЛСТОЙ О ФЕТЕ: «Откуда у этого добродушного, толстого офицера… такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

ЛЕВ ТОЛСТОЙ О ФЕТЕ:

«Откуда у этого добродушного, толстого офицера… такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

ОБЩИЕ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ  Природа   Любовь   Красота

ОБЩИЕ ТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ

Природа

Любовь

Красота

И буду тем любезен я народу,  Что чувства добрые я лирой пробуждал…  А.С. Пушкин    Нам не дано предугадать,  Как слово наше отзовется.   Ф.И. Тютчев

И буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А.С. Пушкин

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется.

Ф.И. Тютчев

РОМАНС  Романс - это небольшое вокальное произведение лирического характера

РОМАНС

Романс - это небольшое вокальное произведение лирического характера

АННА ПЕТРОВНА КЕРН

АННА ПЕТРОВНА КЕРН

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ГОНЧАРОВА – ЖЕНА А.С. ПУШКИНА

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ГОНЧАРОВА – ЖЕНА А.С. ПУШКИНА

ЛЮБИМАЯ ДЛЯ ПУШКИНА – ПОЧТИ БОГИНЯ  Для Пушкина любимая – иногда почти богиня, но в ее лице угадываются земные черты. В «Мадонне» его молодая жена уподобляется Богоматери, пречистой Деве Марии. Но в желании поэта вечно созерцать лик Мадонны с младенцем на руках угадывается земное желание: обрести счастье и покой в семейной жизни

ЛЮБИМАЯ ДЛЯ ПУШКИНА – ПОЧТИ БОГИНЯ

Для Пушкина любимая – иногда почти богиня, но в ее лице угадываются земные черты. В «Мадонне» его молодая жена уподобляется Богоматери, пречистой Деве Марии. Но в желании поэта вечно созерцать лик Мадонны с младенцем на руках угадывается земное желание: обрести счастье и покой в семейной жизни

В.Г. БЕЛИНСКИЙ :  «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».  Даже безответная любовь для Пушкина – это счастье, а способность любить – главное, что возвышает человека. Хорошей иллюстрацией этой мысли является стихотворение «Я вас любил» (звучит стихотворение).  Способность полностью «растворяться» в любимой есть у лирического героя его стихов. Даже если герой грустит, печаль его «светла».   (Звучит романс «Не искушай меня…»)

В.Г. БЕЛИНСКИЙ :

«В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

Даже безответная любовь для Пушкина – это счастье, а способность любить – главное, что возвышает человека. Хорошей иллюстрацией этой мысли является стихотворение «Я вас любил» (звучит стихотворение).

Способность полностью «растворяться» в любимой есть у лирического героя его стихов. Даже если герой грустит, печаль его «светла». 

(Звучит романс «Не искушай меня…»)

Унылая пора! Очей очарованье!  Приятна мне твоя прощальная краса  Люблю я пышное природы увяданье,  В багрец и золото одетые леса

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса

ЛЮБОВЬ ДЛЯ ПУШКИНА  Любовь для Пушкина – великая сила, способная двигать солнце и светила. Для него она была вдохновением.  Любовь к Родине, к свободе, к ближнему, к женщине пронизывает каждое произведение великого поэта. Годы не властны над его творениями; время не загасило в них пламени любви, которое и сейчас живет в сердцах тех, кто читает стихи Пушкина. Великий поэт и погиб, защищая чистоту и святость любви, поправ своей смертью все сомнения в этой чистоте. Но душа поэта будет вечно жить в его страстных стихах, а бессмертное сердце поэта и сегодня «вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».  (Звучит романс «Гори,гори, моя звезда»)

ЛЮБОВЬ ДЛЯ ПУШКИНА

Любовь для Пушкина – великая сила, способная двигать солнце и светила. Для него она была вдохновением.

Любовь к Родине, к свободе, к ближнему, к женщине пронизывает каждое произведение великого поэта. Годы не властны над его творениями; время не загасило в них пламени любви, которое и сейчас живет в сердцах тех, кто читает стихи Пушкина. Великий поэт и погиб, защищая чистоту и святость любви, поправ своей смертью все сомнения в этой чистоте. Но душа поэта будет вечно жить в его страстных стихах, а бессмертное сердце поэта и сегодня «вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».

(Звучит романс «Гори,гори, моя звезда»)

«Умный, умный, как день, Федор Иванович»,- писал о нем И. С. Тургенев.  Глубокий и проницательный ум, остроумие и превосходное образование Тютчева сразу обратили на себя внимание в придворных кругах Мюнхена, куда он приехал с дипломатической миссией, и в мире литераторов, музыкантов и ученых столицы.

«Умный, умный, как день, Федор Иванович»,- писал о нем И. С. Тургенев.

Глубокий и проницательный ум, остроумие и превосходное образование Тютчева сразу обратили на себя внимание в придворных кругах Мюнхена, куда он приехал с дипломатической миссией, и в мире литераторов, музыкантов и ученых столицы.

Глубокий и проницательный ум, остроумие и превосходное образование Тютчева сразу обратили на себя внимание в придворных кругах Мюнхена, куда он приехал с дипломатической миссией, и в мире литераторов, музыкантов и ученых столицы.  На одном из светских раутов он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. Звали ее Амалия.   (Презентация «Любовь в жизни Ф.И.Тютчева»)

Глубокий и проницательный ум, остроумие и превосходное образование Тютчева сразу обратили на себя внимание в придворных кругах Мюнхена, куда он приехал с дипломатической миссией, и в мире литераторов, музыкантов и ученых столицы.

На одном из светских раутов он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. Звали ее Амалия.

(Презентация «Любовь в жизни Ф.И.Тютчева»)

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЫНА ПОЭТА:  «Федор Иванович …воздвиг великолепный поэтический храм… своему божеству женщине… Лучшие его стихи посвящены женщинам, но ни в одном из них вы не отыщете и тени чего-либо не только циничного, сладострастного, но даже игривого, легкого, необдуманного».

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЫНА ПОЭТА:

«Федор Иванович …воздвиг великолепный поэтический храм… своему божеству женщине… Лучшие его стихи посвящены женщинам, но ни в одном из них вы не отыщете и тени чего-либо не только циничного, сладострастного, но даже игривого, легкого, необдуманного».

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ:  «Когда Тютчев не испытывал любовного волнения, поэзия замолкала в нем… Он не разочаровывался, никого не отвергал, он всем оставался верен».     (Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»)

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ:

«Когда Тютчев не испытывал любовного волнения, поэзия замолкала в нем… Он не разочаровывался, никого не отвергал, он всем оставался верен».

  (Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»)

ТЮТЧЕВ О ПРИРОДЕ И РОДИНЕ:  Умом Россию не понять,  Аршином общим не измерить:  У ней особенная стать –  В Россию можно только верить.)  Но то, что мните вы,  Природа:  Не слепок, не бездушный лик –  В ней есть душа, в ней есть  свобода,  В ней есть любовь, в ней есть  язык…

ТЮТЧЕВ О ПРИРОДЕ И РОДИНЕ:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.)

Но то, что мните вы,

Природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть

свобода,

В ней есть любовь, в ней есть

язык…

Афанасий Афанасьевич Фет  Политическая позиция его в 60-е годы была крайне реакционной. Он яростно защищал помещичьи права, ушел из журнала «Современник», а позднее гордился приближенностью к царскому двору. Не удивительно поэтому, что Писарев не считал его художником.   (Презентация о Фете)

Афанасий Афанасьевич Фет

Политическая позиция его в 60-е годы была крайне реакционной. Он яростно защищал помещичьи права, ушел из журнала «Современник», а позднее гордился приближенностью к царскому двору. Не удивительно поэтому, что Писарев не считал его художником.

(Презентация о Фете)

Поэзия А.А. Фета  В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Часто говорят, что Фет писал стихи о природе, что он мастер пейзажа. Мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке, поэтому не случайно сказал Салтыков-Щедрин, что «романсы его распевает чуть ли не вся Россия». (Звучит романс «На заре ты её не буди»)

Поэзия А.А. Фета

В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Часто говорят, что Фет писал стихи о природе, что он мастер пейзажа. Мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке, поэтому не случайно сказал Салтыков-Щедрин, что «романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

(Звучит романс «На заре ты её не буди»)

Заключение  А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет - люди, которым были нужны любовь, муки, страсти, потери, жертвенность, – всё это они превращали в поэзию. И этой поэзией до сих пор живут люди. И пусть будут благословенны те женщины, которые вдохновляли этих поэтов, благодаря которым мы, потомки, получили бесценный дар – лирические стихи поэтов.

Заключение

А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет - люди, которым были нужны любовь, муки, страсти, потери, жертвенность, – всё это они превращали в поэзию.

И этой поэзией до сих пор живут люди.

И пусть будут благословенны те женщины, которые вдохновляли этих поэтов, благодаря которым мы, потомки, получили бесценный дар – лирические стихи поэтов.

ЛИТЕРАТУРА  Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина М., 1986   Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974, с. 60-66.   Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 565–594   Ф. И. Тютчев. Стихотворения.-. М.: Гослитиздат, 1957.   http://music.lib.ru/k/kulikow_s_k/alb23.shtml  http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%DF+%F2%E5%E1%E5+%ED%E8%F7%E5%E3%EE+%ED%E5+%F1%EA%E0%E6%F3+%ED%E0+%F1%F2%E8%F5%E8+%D2%FE%F2%F7%E5%E2%E0&x=26&y=9

ЛИТЕРАТУРА

  • Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина М., 1986
  • Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. Л., 1974, с. 60-66.
  • Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 565–594
  • Ф. И. Тютчев. Стихотворения.-. М.: Гослитиздат, 1957.
  • http://music.lib.ru/k/kulikow_s_k/alb23.shtml
  • http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%DF+%F2%E5%E1%E5+%ED%E8%F7%E5%E3%EE+%ED%E5+%F1%EA%E0%E6%F3+%ED%E0+%F1%F2%E8%F5%E8+%D2%FE%F2%F7%E5%E2%E0&x=26&y=9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!