Тема: О чём плачут герои Пастернака?
Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность, так как практически весь урок каждый ученик отвечает на проблемные вопросы, обращенные ко всем и лично к нему.
Цели урока:
Образовательные: путем комментирования поэтических строк стихотворений
ввести учащихся в мир поэта, учить читать, понимать, осмысливать
многозначное слово художника в контексте того времени
Развивающие: развивать навыки анализа художественного текста, ассоциативное и логическое мышление, умение видеть связь между содержанием и формой, умение обобщать; развитие речи, воображения, создание условий для творческого самовыражения учащихся,
Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, эстетический вкус
- у каждого ученика – распечатка трех стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать», «Плачущий сад», «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
- на доске - эпиграфы
- портрет поэта
- выставка книг о жизни и творчестве Пастернака;
- аудиозапись мелодий Regina Spektor-Apres Moi (Пастернак.Февраль)(www.mixmuz.ru)
-компьютер, проектор
Ход урока.
I этап. Мотивация.
Слово учителя. Читает стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…»
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Впечатления учителя от впервые услышанного стихотворения.
-А какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Вам известно, кто является автором этих строк
Объявляются цели урока
-Наш урок посвящён творчеству одного из самых талантливых поэтов ХХ века, Бориса Леонидовича Пастернака, лауреата Нобелевской премии, одного из необычных удивительных поэтов в русской литературе, который не мыслил себя вне связи с эпохой и страной. Он остро реагировал на все социальные и нравственные потрясения века. Он был способен увидеть мир душой, Каков же он, Борис Пастернак, и в чем необычность художественного мира его стихов? На эти вопросы мы сегодня попытаемся найти ответы
II этап. Сообщение темы урока
Тема нашего урока: О чем плачут герои Пастернака?
Слова его современницы Анны Ахматовой как нельзя точнее определяют сущность поэта и могут служить эпиграфом к уроку
Он награждён каким- то вечным детством,
Той щедростью и яркостью светил.
И вся земля была его наследством,
А он её со всеми разделил.
С этими строками созвучны слова нашего Коста :
Весь мир –мой храм, любовь-моя святыня, вселенная –Отечество моё…
Давайте запишем тему урока и эпиграфы
Учащиеся делают записи в тетрадях: тема урока, даты жизни Б.Л.Пастернака и эпиграфы(слайды 1-2)
III этап. Изучение новой информации.
Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” – это яркий образец ранней лирики Пастернака. Поэт возвращался к нему на протяжении всей жизни, не раз переписывал и переделывал
Это стихотворение относят к раннему периоду творчества поэта – и действительно, оно написано в 1912 году. Оно было опубликовано в 1913 вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.
Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана еще не раз
Чтобы проще было анализировать стихотворение, послушаем сообщения «Пастернак и футуристы» (презентация1)
«Пастернак и символисты» (презентация2)
Учитель: Итак, творчество Б.Л.Пастернака необходимо рассматривать в контексте всего литературного процесса начала века. Ведь одновременно с ним в литературу входили Маяковский, Мандельштам, Есенин, Хлебников, Гумилёв, Ахматова и другие поэты. (слайд 4)
Учитель: Что же способствовало расцвету поэтического таланта Б.Пастернака?
Сообщение биографов: Будущий поэт рос и развивался в благоприятной художественной атмосфере: (Слайд №6) его отец был академиком живописи, мать Кауфман – известной пианисткой. Сложению стихов предшествовало увлечение музыкой, которую он любил больше всего на свете, особое предпочтение отдавал Н.Скрябину,(слайд № 7) а рядом с музыкой была живопись и встречи с известными художниками: Врубелем и Серовым, Васнецовым и Коровиным, Ге и Трубецкой. Пастернак не стал ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов. Учился в Марбургском университете. Именно учёба в Марбурге, изучение философии наложило отпечаток на его стихи. Они отличаются изяществом и музыкальностью, глубиной философской мысли, психологизмом.
Вывод: (запись в тетради). Воспитание, образование, окружение повлияли на развитие творческого таланта Б.Л.Пастернака.(слайд 8)
Учитель: Что же позволило Пастернаку выделиться среди современников? Чем отличается его поэзия? Начнем со стихотворения «Февраль…»
Анализ “Февраль. Достать чернил и плакать!” по плану(слайд 3).
То, что Пастернак в период написания этого стихотворения увлекался символизмом, не могло не отразиться. Его можно отнести и пейзажной и в то же время к философской лирике. Поэт показывает одновременное пробуждение природы и души человека. И как следствие – рождается поэзия. Природа обновляется в преддверии весны, а душа человека неизменно следует за ней – такова основная идея, вложенная автором в поэтические строки.
Вступление показывает начало пробуждения в природе, которая еще в феврале готовится к весне. Пастернак показывает, что зима начинает уступать место весне и пробуждению с помощью глаголов в неопределенной форме.
Отмечают особенности творческого метода поэта: максимальная правдивость в воспроизведении действительности, высокая степень художественной точности, наполненность поэзии «чувством восторженности и благодарности миру за его красоту, богатство».
(Записывают в тетради) (слайд 5)
Учитель: В каких строчках выражена главная мысль стихотворения?
Предполагаемый ответ: И чeм случaйнeй, тeм вepнee Слaгaются стиxи нaвзpыд.
Учитель: О февральской оттепели не взахлеб, а навзрыд. Поэтом найдено слово наиболее сильно выражающее всплеск чувств. Сравнения и метафоры, которыми изобилуют ранние стихи Пастернака, часто кажутся произвольными, даже непонятными. Какие из выразительных средств стихотворения поразили ваше воображение?
Предполагаемый ответ: Сравнение “грачи, как обугленные груши”, метафоры: “клик колес”, “сухая грусть на дно очей”, “грохочущая слякоть весною чёрною горит”. Следует отметить аллитерацию, используемую поэтом, чтобы передать стук колес по мостовой, чавканье весенней слякоти под ногами.
Учитель: Именно в таких необычных формах и образах проявляется индивидуальность поэта, но несмотря на это авторская позиция легко понимаема. Исследователь творчества Пастернака А. Синявский назвал его поэтический метод “метафорической скорописью действительности”. (слайд9) В 1921 году художник Ю. Анненков нарисовал замечательный карандашный портрет поэта. “Б. Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивы и звучный голос”, - вспоминает художник. У людей существует различное отношение к жизни. Кто-то восхищён ёю, а кто-то удручён сложившимися обстоятельствами. А человек, назвавший свой сборник стихов “Сестра моя – жизнь”, каким представляется вам?
Предполагаемый ответ: Этот человек влюблен в жизнь. Поэт ощущает себя частью целого, частью природы, понимая своё с ней родство, жизнь для него стала сестрой.
Основная часть раскрывает заявленную мысль: хотя февраль – это еще зима, и он ассоциируется с холодом и морозами, на самом деле это уже слякоть, предвещающая весну.
Концовка произведения имеет еще один мотив – это творчество, Таким образом последовательно развивавшаяся композиция завершается. Но она сложнее, чем кажется на первый взгляд: слово “навзрыд”, которое использовано во второй от начала строчке потом завершает стихотворение и становится последним словом в нем, таким образом закольцовывая композицию. Именно концовка выражает творческое кредо Пастернака, который считал, что стихи пишутся по внутреннему порыву души.
Учитель: Определите идею стихотворения.
Предполагаемый ответ: Идеей стихотворения является мысль о тесной связи поэзии с чувством восхищения жизнью, с ощущением ее полноты и гармонии всего совсем.
Знакомство с отрывком из критической статьи А.Д.Синявского о философском характере лирики Б.Пастернака.(слайд 9). «Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б.Пастернака – поэта-мыслителя, тяготеющего к искусству широких обобщений, большой духовной насыщенности. Ему издавна близка (говоря словами самого Б.Пастернака) «та бездонная одухотворенность, без которой не бывает оригинальности, та бесконечность, открывающаяся с любой точки жизни в любом направлении, без которой поэзия – одно недоразумение, временно не разъясненное». Во многих произведениях Б.Пастернака ощутимо устойчивое желание «докопаться до сути и, рассказывая о каких-либо вещах, не только представить нам, каковы они из себя, но выявить их настоящую природу». (А.Д.Синявский). (Запись в тетрадь основного вывода из цитаты Синявского: «Философское осмысление жизни, широта обобщений, стремление установить связи всего со всем»).
Учитель: Следующее стихотворение – «Плачущий сад» анализ этого стихотворения подготовила группа исследователей
ПЛАЧУЩИЙ САД
Ужасный! - Капнет и вслушается,
Все он ли один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель
Но давится внятно от тягости
Отеков - земля ноздреватая,
И слышно: далеко, как в августе,
Полуночь в полях назревает.
Ни звука. И нет соглядатаев.
В пустынности удостоверясь,
Берется за старое - скатывается
По кровле, за желоб и через.
К губам поднесу и прислушаюсь,
Все я ли один на свете, -
Готовый навзрыд при случае, -
Или есть свидетель.
Но тишь. И листок не шелохнется.
Ни признака зги, кроме жутких
Глотков и плескания в шлепанцах
И вздохов и слез в промежутке.
1919
Первое выступление исследователей.
История создания стихотворения Пастернака “Плачущий сад”
В подростковом возрасте Борис Пастернак влюбился в Иду Высоцкую, дочь состоятельного московского торговца. Прошло почти 5 лет с момента знакомства, прежде чем начинающий поэт рискнул сделать своей избраннице предложение и – получил отказ. Воспоминания о неудачном сватовстве долго мучили Пастернака, который продолжал испытывать к Иде Высоцкой очень нежные чувства.
Он старался не упоминать об этом в своих стихах, однако время от времени на свет появлялись произведения, в которых безошибочно угадываются боль, тоска и разочарование поэта.
В 1917 году, отдыхая на даче, Пастернак делает черновой набросок стихотворения “Плачущий сад”, которое впоследствии будет опубликовано с незначительными правками. Сам автор спустя много лет признается, что этом произведение было написано на одном дыхании под влиянием сиюминутного порыва. Причем, поэт поначалу и не думал проводить параллель между обычным летним дождем и собственным душевным состоянием.
Это получилось как-то спонтанно и даже неожиданно для самого автора, но именно душевную боль почувствовал Пастернак, когда наблюдал из своего окна за ночным садом – автору показалось, что природа в этот момент испытывает точно такое же чувство одиночества и тоски.
Пастернак еще не догадывается о том, что сама жизнь готовит для него лекарство от неразделенной любви, и очень скоро он сможет обрести пусть кратковременное, но все же счастье рядом с другой женщиной – художницей Евгенией Лурье.
Выступление второй группы исследователей В своей особенной манере Пастернак передает звуки, шорохи и даже запахи ночного сада, очеловечивая его и наделяя чертами одинокого мужчины. Герой его произведения постоянно вслушивается, “все он ли один на свете”, и при этом тайно мечтает привлечь к себе внимание. Сад плачет теплым летним дождем, и капли влаги то замирают, то скатываются “по кровле, за желоб и через”.
Сам поэт тоже “готовый навзрыд при случае”, но оглядывается по сторонам, ища невольных свидетелей своего горя. Подсознательно ему хочется рассказать хоть кому-нибудь о том, что наболело, поделиться своими мыслями чувствами и переживаниями. Однако автор точно так же одинок, как и ночной летний сад, и ему неоткуда ждать слов сочувствия либо утешения. “Ни признака зги, кроме жутких глотков и плескания в шлепанцах и вздохов и слез в промежутке”, – отмечает автор, втайне сожалея, что в этот момент рядом с ним нет по-настоящему близкого человека.
Стихотворение отличается большим ритмическим разнообразием, эмоциональной насыщенностью. Кроме того, можно отметить силу переживания, передаются всё смятение чувств сада. Плачущий сад назван «ужасным» в самом начале, но далее он вызывает сочувствие, Дочитав стихотворение до конца, понимаем, что слово «ужасный» имеет дополнительный семантический оттенок: сад похож на лирического героя, ведёт себя также, когда плачет.
Чередование впечатлений и предаёт множество эмоций: возмущение героя, наблюдающего за плачущим садом, желание сада плакать и опасение, что кто-то его может услышать.
Лирический герой ведёт себя подобно саду: прислушивается, готовый заплакать «навзрыд». Чувства героя преданы ритмическим разнообразием данной строфы. Герой подносит к губам, прислушивается, готов навзрыд, но не сейчас, «при случае». Герою будто передались чувства сада. В последней строфе ритм «выравнивается» Герой находится в темноте ночи вместе с садом и практически в тишине. А вздохи и слёзы «в промежутке» - они принадлежат скорее обоим героям, хотя в разной степени. Ночь в поэтике Пастернака – знак глубокой внутренней сосредоточенности, погружённости в себя. Лирический герой Пастернака способен улавливать тончайшие проявления чувств иной души.
(Учащиеся основные тезисы сообщений записывают)
Учитель:
Одно из известных стихотворений поэта - «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Стихотворение входит в сборник «Когда разгуляется». Оно стало своеобразной попыткой представить жизненную и творческую «программу» писателя. В чем же заключается особенность отношения к жизни Б.Пастернака? Какое место он отводит себе в ней? Выразительное чтение стихотворения одним из учеников.
Анализ стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
.
Вопросы для анализа(слайд 10)
1.Каково жизненное кредо лирического героя данного стихотворения?
Лирический герой стремится познать суть явлений, суть жизни, всего происходящего и окружающего. Он хотел бы объять весь мир своим чувством и сердцем, если бы это было возможно.
2. Что конкретно хочет познать в жизни поэт? Найдите ответ в строках стихотворения.
«Сущность протекших дней», «первопричину» событий,
«схватывая нить судеб, событий.
3. Какие проявления жизни выделяет поэт в стихотворении, познавая ее суть?
-общее течение жизни
-жизнь сердца и души
-мир природы и быта.
4. Каким нарисован мир, окружающий героя?
Мир нарисован каким-то необъятным и необъяснимым. Он очень
многолик и несколько противоречив: Воедино соединяются не
связанные друг с другом явления (Липы цветут в затылок,
беззакония, грехи, а рядом – локти и ладони).
5. Какую «формулу поэзии» выводит Б, Пастернак в данном стихотворении?
Цель поэзии – воспеть страсть, показать всю полноту жизни, «вывести ее закон», передать в стихах все удивительное и наполнить их «дыханьем жизни»: «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты», создать в строках «живое чудо». Поэзия – это «игра и мука».
6. Что означают последние строки «Натянутая тетива тугого лука»?
Они передают напряжение чувств, в душе героя, глубину соединенных в жизни, но не существующих друг без друга противоречий.
7. Какова специфика построения мира в стихотворении?
В построении мира можно выделить двуплановость изображения: с одной стороны, поэт рисует конкретную, бытовую сторону жизни, с другой стороны – она существует во вселенской огромности пространства.
8. Какой смысл приобретает в стихотворении мотив музыки?
Пастернак проводит параллели между музыкой и поэзией, подчеркивая их наполненность «живыми» образами и способность воспеть прелесть трагедии.
Итоги урока.
Вопрос учителя: Какие выводы мы можем сделать о поэзии Б.Пастернака? Ответы учеников: 1. Поэзия Б.Пастернака – это способ самовыражения поэта, результат его философского осмысления жизни.
2. Для стихов поэта свойственна необыкновенная искренность чувств, граничащая с детскостью, соединение сложного и непостижимого с невероятно простым.
3. Жизнь предстает в художественном мире Б.Пастернака во всей ее полноте, динамике, первозданности. Образам поэта чужда всякая искусственность и напыщенность, что ведет к сочетанию простоты с необыкновенностью
4. Стихотворениям поэта присуща необычность художественной формы и поэтического стиля.
5. Творчество становится воплощением жизни души и мира в их гармоническом противоречии и одновременно неразрывности связей.
Урок завершается выразительным чтением стихотворения «Быть знаменитым некрасиво».
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Очарование жизни в поэзии Б.Пастернака»