СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Понтий Пилат и Иешуа" (анализ 2 главы романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет учителю подготовиться к уроку по анализу 2 главы романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Понтий Пилат и Иешуа" (анализ 2 главы романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")»

«Понтий Пилат и Иешуа»

(анализ 2 главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Методическая разработка урока литературы в 11 классе

Свиридова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 49» г.Новокузнецка


Цель: осмысление философской концепции романа, проникновение в его художественный мир, воспитание мыслящего читателя.

Задачи:

- создать условия для познавательной активности учащихся;

- создать условия для развития умения формировать свою точку зрения, задумываться над ключевыми эпизодами произведения;

- содействовать развитию умения учеников общаться между собой;

-развивать интерес к нравственным вопросам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид: урок-беседа и исследование

Методы и приемы: метод творческого чтения (постановка на уроке учебной проблемы, комментированное чтение), эвристический метод (построение логически четкой системы вопросов), исследовательский метод, метод герменевтического чтения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, текст романа, художественный фильм по роману (реж. В.Бортко, 2005г.)


Предварительное задание к уроку:

  1. Анализ глав «Понтий Пилат».

  2. Сопоставление Евангелия и романа – индивидуальное задание

  3. Сопоставление Иешуа и Иисуса (таблица) - индивидуальное задание

  4. Литературная традиция в изображении Христа - индивидуальное задание


Ход урока

Учитель. Сегодня второй урок по изучению романа «Мастер и Маргарита», и посвящен он «евангельским» главам. Скажите, они так важны, какие нравственные проблемы романа подняты в них?

Ученики (примерный ответ). Добро и зло, их вечное противостояние. Человек и власть. Милосердие и всепрощение. Истина и справедливость как высшие общечеловеческие ценности. Внутренняя свобода и несвобода человека. Проблема ответственности. Проблема выбора.

Учитель. Можно ли говорить о том, что эти проблемы непреходящи, что они волнуют человечество и сегодня?

Ученики. Да

Учитель. Роман Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. На следующих уроках мы будем говорить о том, как наказаны Воландом и его свитой герои за различные грехи. Но, пожалуй, самое тяжкое и долгое наказание несет Понтий Пилат. За что же?

Ученики. За то, что отправил на казнь Иисуса (в романе – Иешуа).

Учитель. Зачем автор обращается к Евангелию?

Ученики. Это главная книга нравственности. Как раз вопросы нравственности и волнуют автора.

Учитель. Давайте выявим соответствия между Евангелием и романом

Подготовленный ученик представляет результаты:

  1. Левий Матвей – сборщик податей, ученик и последователь Иисуса (Иешуа.)

  2. Арест Иисуса и Иешуа из-за предательства Иуды.

  3. Суд прокуратора Понтия Пилата и вынесение смертного приговора.

  4. Кидают жребий на одежду Иисуса и Иешуа.

  5. Иисуса и Иешуа кольнули в сердце на кресте.

  6. Смерть на кресте.

  7. Казнили разбойников рядом с Иисусом (Иешуа).

  8. Как только умирают Иисус и Иешуа, начинается гроза.

Учитель. Много соответствий. Но в отношении Иешуа – Иисуса многое не совпадает. Почему булгаковский текст так сильно разнится с традиционными евангельскими событиями? Хотел ли автор переписать Евангелие? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся непосредственно к ершалаимским главам. В частности познакомимся с образом Иешуа.

Работа с образом героя. (Сопоставительную таблицу заранее готовит ученик, представляет в виде презентации).

Иешуа и его прототип Иисус Христос

  1. 27 лет

  2. Родом из города Гамалы

  3. Кто он по крови, Иешуа не знает, но ему говорили, что его отец сириец

  4. О прибытии в Ершалаим Иешуа рассказывает так: «Пришел я в Ершалаим через Сузские ворота пешком, в сопровождении одного Левия Матвея…Никто меня в Ершалаиме не знал»

  5. Стоит обратить внимание на поведение героя: Иешуа многословен, робок и простодушен настолько, что, по сути, становится добровольным доносчиком на своего ученика Левия Матвея, сваливая на него все недоразумения с толкованием собственных слов и дел: «…я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил»

  6. На вопрос об истине Иешуа отвечает: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…»

  7. Наконец, Иешуа положился на волю случая и не заглядывает далеко вперед. Иешуа лишен знания будущего, он просто просит Пилата: «А ты бы меня отпустил, игемон…» - и верит, что это возможно.

1. 33 года

2. Иисуса называли Назаретянином, так как он жил в городе Назарете

3. О родителях Христа мы прекрасно знаем: он сын Девы Марии и Иосифа – обручника

4. О входе Иисуса Христа в Иерусалим мы прекрасно знаем из Библии: Его встречали как царя, покрывая землю пальмовыми ветками. Сам Христос ехал на ослике (от Марка гл. 11)

5. Иисус Христос величествен, немногословен

6. Иисус на вопрос об истине отвечает Понтию Пилату молчанием (Ев. от Иоанна 18 гл., 38 стих )

7.Христос не мог задать подобного вопроса, он знает, что его ждет. Он знает, что Его крестная смерть необходима для спасения душ человеческих.





ВЫВОД

(ученик задает вопрос классу, затем формулирует вывод)

- Как вы думаете, ставил ли Булгаков перед собой цель изобразить в романе образ библейского Христа?

Ученики. Нет, они очень разные.

Возможно, здесь представлены не все критерии, по которым можно сравнить эти два образа, но, даже если исходить из того, что представлено, можно сделать вывод, что эти образы различны. Булгаков намеренно уходит от христианской традиции в понимании образа Христа. Он представляет Иешуа как человека, он отказывает ему в высшем предназначении, в той миссии, для которой появился Иисус Христос. Перед нами действительно два разных образа. И героя по имени Иешуа нельзя отождествлять с библейским Иисусом Христом.

Учитель. Почему Христос предстает здесь как человек?

Ученики. Видимо, Булгакову было важно показать простого человека, который, в отличие от Иисуса, не знает своего предназначения, не знает о своем воскрешении, боится смерти. Он обыкновенный человек, и тем ближе он читателю.


Анализ главы «Понтий Пилат» по плану:


1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с проблемами романа.

2. Характеры героев и способы их раскрытия.

3. Прямая или косвенная авторская оценка.

4. Поворот во взаимоотношениях героя.

5. Авторский взгляд на те или иные проблемы.

6. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.


Анализ эпизода «Понтий Пилат и Иешуа» (глава 2) – представляет подготовленный ученик

Вторая глава романа «Мастер и Маргарита» занимает значительное место в произведении, именно она раскрывает истинные образы Понтия Пилата и Иешуа. Эпизод построен на диалоге Пилата и Иешуа, из которого мы узнаём о характерах и мыслях героев. Помимо этого в эпизоде затрагиваются вечные проблемы добра и зла. Диалог играет большую роль, потому что отражает отношения между героями, показывая их сущность. События, описываемые в эпизоде, – это события 14 числа весеннего месяца нисана. Понтий Пилат приговаривает Иешуа к смерти, в чём потом сильно раскаивается. При развитии событий читатель узнаёт нового Пилата – мучающегося, страдающего, горько сожалеющего о том, что «послал на смерть философа с его мирною проповедью». Мы видим тот ужасный суд, который учинил над собою Пилат: «Его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия», – пишет Булгаков.
Видя такие мучения, автор, да и, наверное, любой читатель простили Понтия Пилата в его грехе. Иешуа предстаёт перед нами как человек добродушный. Его философия потрясла Понтия Пилата. Иешуа много рассуждает и на вопрос Пилата «Что такое истина?» отвечает: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти./…./ И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает./…/ Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт». И боль действительно прошла.
Жаль, что только после подписания приговора Понтий Пилат понял свою ошибку, о чём мы узнаём из подтекста эпизода.
Лексика эпизода экспрессивна и несёт наивысший психологический смысл. Пилат никому прямо и открыто не говорит о своих душевных терзаниях, но мы, читатели, благодаря языковым особенностям, можем видеть, насколько тяжелы эти муки. На казни Пилат почувствовал себя в безопасности лишь тогда, когда «уже не мог видеть осуждённых». Представьте, насколько силён был внутренний конфликт между Понтием Пилатом и его душой.
Автор использует такие слова, как ала, когорта, хитон и др., в повседневной лексике мы их не употребляем. Большое количество  изобразительно-выразительных средств, используемых Булгаковым, показывает состояние героев, а также их отношение друг к другу. Например, мягко заговорил, тихий и твёрдый голос, страшный гнев и многие др. Так, мы видим Пилата после объявления имени спасённого, которым стал Варравван. Понтию Пилату «показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши». Вот одна фраза, данная Булгаковым-психологом, отразила состояние прокуратора. В целом, эмоциональный пафос данного эпизода трагичен. А трагедия состоит в том, что Понтий Пилат, побоявшись восстать против власти и спасти Иешуа, долго потом винил  себя за это, повторяя, что «трусость – это самый страшный порок». Иешуа незадолго до смерти говорил Пилату, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Очень хотелось бы в это верить.

Подготовленный ученик рассказывает о литературной традиции в изображении образа Христа

Прямых литературных прообразов, «старших братье» у Иешуа Булгакова, по существу, не было, поскольку вплоть до XX века существовал некий негласный запрет: попытки изобразить Иисуса могли расцениваться как кощунство. Только Достоевский в романе «Братья Карамазовы» впервые в русской литературе создает его образ. Но его Христос – безмолвный, почти бесплотный, совсем не из земного мира.Хотя литературную традицию в изображении Христа Булгаковым можно проследить – это образы людей христианского духа и святости: пророк Лермонтова, герои Достоевского – князь Мышкин, Зосима, Алёша Карамазов.

ВЫВОД:

Булгаков по-своему рассказывает легенду о Христе, выделяя в ней мотив христианского служения людям. Образ героя удивительно осязаем, он вырастает из реалистических подробностей, характер его жизненно убедителен – это обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем – это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силён духовно – он провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра, милосердия.

Домашнее задание

Письменный анализ эпизода «Допрос Иешуа во дворце Ирода Великого»



Использованная литература

  1. В.А.Доманский. Только человек ответствен за добро и зло. – В ж.»Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» № 11, ноябрь 1990.

  2. https://urok.1sept.ru

  3. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/07/05/filosofskaya-problematika-romana-m-a-bulgakova-master-i

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!