СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по повести К.Г. Паустовского «Мещорская сторона»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день любви к природе и воспитания её в порастающем поколении является актуальной. Одним из средств воспитания любви к живой природе является художественная литература, знакомится с которой ребёнок зачастую только на уроках литературы. В методической разработке представлен урок литературы в 7 классе по теме "Бескорыстная любовь к родной земле" (по повести К.Г. Паустовского "Мещорская сторона").

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по повести К.Г. Паустовского «Мещорская сторона»)»

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме «Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по повести К.Г. Паустовского «Мещорская сторона»)» (рабочее название «Прекрасное в обычном в творчестве К.Г. Паустовского»)


Цель: - сформулировать понятие «вечные ценности» на примере текста К.Г. Паустовского;

- выделить значение художественных деталей в творчестве К.Г. Паустовского.


Задачи:

  • Рассмотреть образ обыкновенной земли;

  • Продолжить формирование умения анализировать художественный текст в единстве формы и содержания;

  • Развивать следующие компетенции: учить выделять главное, следить за мыслью автора, воспринимать его чувства, настроения;

  • Показать необыкновенный мир красок, звуков и запахов;

  • Развивать умение видеть «прекрасное в обыкновенном»;

  • Воспитывать наблюдательность, любовь природе, к родному краю.


Оборудование:

- проектор;

- компьютер;

- презентация;

- акварельные краски, кисточки и листы формата А3;

- аудиозапись «Звуки леса».


Ход урока


Основные этапы урока

Методы и приёмы обучения и учения

Содержание

Организационный момент

Приём «Ладошка к ладошке»

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами! Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо.


Введение в тему урока и постановка цели урока.

Сообщение цели в виде проблемного задания

– В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман пишет: «Родные просторы Паустовский исходил и исколесил из края в край. Ему довелось побывать в Англии, и в Италии, и в любимой им Франции. Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но даже приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещорской стороне и её людям». (Слайд 1)


- Какой проблемный вопрос возникает?

(Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции?) (Слайд 1)


- И сегодня мы должны будем ответить на этот вопрос, а также сформулировать понятие «вечные ценности» на примере повести К.Г. Паустовского «Мещорская сторона».


– «Мещорская сторона» начинается с главы «Обыкновенная земля». Как вы понимаете значение слов «обыкновенная земля»? (Это земля, в котором нет ничего примечательного; земля, которая привычна нашему глазу)


– Почему Константин Георгиевич Паустовский так называет главу своей книги? Какой смысл вкладывает автор в эти слова? (Обыкновенная, но милая сердцу земля, обыкновенная, но прекрасная земля).


- Найдите в тексте главы это «но». («Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть, всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы»).


- Попробуем сформулировать тему урока:

Прекрасное в обычном в творчестве Паустовского. (Слайд 2)


- Запишите тему урока в тетрадь.


Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

  1. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащегося.

  2. Экстрактивный режим (сообщение, объяснение)

  3. Работа в парах

- Художественный принцип Паустовского – изображать «прекрасное в обыкновенном». Можете ли вы доказать, опираясь на текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле? Можно ли назвать автора «Мещорской стороны» наблюдательным человеком? (Работа в парах). («Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, пойменные и лесные озёра, заросшие чёрной кугой, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды.

Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа».

Паустовского можно назвать тонким наблюдателем, и его сравнения всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате». Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли»). (Слайд 3)


- Почему Паустовский «нарушил обычай географов» и сообщил о местонахождении Мещорской стороны только в конце главы «Обыкновенная земля»? (Писателю важно создать эмоциональный образ. Передать своё художественное восприятие). (Слайд 4)


- Каковы же в изображении Паустовского люди, живущие на «обыкновенной земле»? (Работа в парах).


- Правильно, ребята! Люди здесь тоже обыкновенные, как и сама земля, но в них, как и в этой земле, Паустовский находит неповторимый колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором. Это и ко всему привычные, отчаянные «довольно древние старухи», прыгающие на ходу с поезда вслед за своими узлами, и замечательный «косматый дед», едущий в музей, и Манька с «рваными коленками», и баба – её мать, и прочие пассажиры «мерина». Автору, чувствуется, очень хорошо среди этих людей в этом вагоне, где стоит запах «белой гвоздики, нагретой солнцем». Он слушает рассказы деда, которые для него тоже ключ к тайнам «обыкновенной земли». (Слайд 5)


- Последняя глава книги называется «Бескорыстие». Почему эта глава названа именно так? (Любить родную землю надо не за то, что она может дать для повседневной жизни, а за то, что она дарит твоей душе, за то, что она твоя родная земля. Любить землю надо не за что-то, а просто так, бескорыстно).


Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Групповая работа

- Паустовский, дав общую картину Мещорского края в главе «Обыкновенная земля», впоследствии конкретизирует её в главах «Леса», «Луга», «Мой дом» и т.д. Что же помогает писателю создать незабываемый художественный образ Мещорской стороны? Чтобы ответить на этот вопрос, разделимся на две группы.

1 группа. Нарисовать акварельными красками цветовую гамму «Мещорской стороны» (главы «Леса» и «Мой дом»).

2 группа. Выбрать детали, которые «озвучивают» картину.

(Приложение 1)


Динамическая пауза


- А теперь закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что уже наступило лето… (звучат звуки леса).

- Теперь откройте глаза, сделайте быстрый, глубокий вдох ртом. Вместе с выдохом произнесите формулы самовнушения:

  1. Отдохнул.

  2. Владею собой.

  3. Готов действовать.

  4. Задачу выполню!


Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

  1. Экстрактивный режим (сообщение, объяснение)

  2. Работа в группах

Сообщения от групп.

1 группа.

Можно выделить следующие словосочетания: «…рыжие злые муравьи с сильными челюстями»; «…лиловые колокольчики на полянах»;

«Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой»; «…блеснёт… озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало»; «…роса стекает по белым стволам»; «Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера»; «…совы летают около костра, ... как комья белого пуха»; «…подымается огромное белое солнце»; «Больше всего озёр с чёрной водой»; «Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле»; «В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды»; «…коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду»; «По утрам солнце бьёт в неё [беседку] сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки»; «Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль»; «Восток розовеет».


- Итак, первое, что бросается в глаза, это необыкновенно красочная цветовая гамма. Все цвета спектра, кроме оранжевого и синего (есть «синеватый»), и полутона, и различные оттенки присутствуют в описании облика «обыкновенной земли». Вообще, «Обыкновенная земля» густо населена… деревьями, цветами, насекомыми, животными, рыбами, птицами. Все они в изображении Паустовского – такие же законные обитатели этого края, как и люди, все они так или иначе выражают свои чувства, даже разговаривают с автором, который хорошо их понимает. (Слайд 6)


- А теперь послушаем выступление 2 группы, которые «озвучат» картину Мещорского края.


2 группа.

«Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны».

«В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны».

«Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня».

«На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра».

«Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как

где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника».

«Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки».

«Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой».

«Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать».

«… коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады».

«Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба».

«Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат».

«Туман шуршит в саду».

«Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка.

Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха – он поёт ещё далеко, у самой околицы».

«Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь».

«Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает». (Слайд 6)


- Но и тишина у Паустовского – это тоже своего рода «звук», её «слышно», как и остальные звуки. И все звуки (и «цивилизованного», «человеческого» мира, и «природные», «дикие») сплетаются и воспринимаются как неразрывное целое. Всё в мире едино, утверждает Паустовский, и человек – такое же дитя мира, как и всё прочее, живущее вокруг него.


- Работая с текстом, вы должны были «почувствовать» запахи Мещорской стороны. Перечислите художественные детали, связанные с запахом. (Мещорский край – край лесных запахов и запахов воды. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке и растворяется в царстве природы, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей». Впереди у него «пустынный сентябрьский день»). (Слайд 6)


- «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба». «И эту затерянность, - пишет К.Г. Паустовский, - я всегда ощущаю, как счастье». Здесь автор вновь подчёркивает своё единство с миром, о котором написана «Мещорская сторона».

(Слайд 7)


– Чего добивается К.Г. Паустовский столь детальным изображением красок, звуков и запахов?


Вывод: Писатель призывает нас как можно более внимательно вглядываться в окружающий мир. Первого, поверхностного взгляда, как мы помним, ему мало. С помощью художественных деталей он «вживает» читателя в тот особый мир, который был им назван «обыкновенной землёй». Читатель учится видеть «необыкновенность обыкновенного».


Подведение итогов


- Давайте ответим на вопрос, который мы сформулировали в начале урока:

Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции? (Слайд 8)


Вывод: Прекрасная, хоть и неброская, природа Мещорской стороны символизирует для К.Г. Паустовского понятие «родина». Это и является вечным для писателя.


Рефлексия деятельности

«Незаконченное предложение»

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

(Слайд 9)


Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Технология оценивания учебных успехов

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? (Слайд 10)


- Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. (Слайд 11)


Информация о домашнем задании


«Рабочая тетрадь по литературе»: Задание III.2, 3 (по вариантам) (Слайд 12)



Список литературы:

  1. Барова Е.С. Уроки литературы в 7-м классе по учебнику «Путь к станции «Я». Методические рекомендации для учителя / Е.С. Барова. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2012.

  2. Бунеев Р.Н. Литература. 7 кл.: в 2 ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2014.

  3. http://school2100.com




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!