Введение в тему урока и постановка цели урока. | Сообщение цели в виде проблемного задания | – В своих воспоминаниях о К.Г. Паустовском Р.И. Фраерман пишет: «Родные просторы Паустовский исходил и исколесил из края в край. Ему довелось побывать в Англии, и в Италии, и в любимой им Франции. Он наслаждался там людьми, музеями, искусством, роскошными садами и дворцами Версаля. Но ничто не могло не только вытеснить, но даже приглушить в его сердце любовь к родным местам, к скромному среднерусскому пейзажу, Мещорской стороне и её людям». (Слайд 1) - Какой проблемный вопрос возникает? (Что отличает Мещорскую сторону и её людей от Англии, Италии и Франции?) (Слайд 1) - И сегодня мы должны будем ответить на этот вопрос, а также сформулировать понятие «вечные ценности» на примере повести К.Г. Паустовского «Мещорская сторона». – «Мещорская сторона» начинается с главы «Обыкновенная земля». Как вы понимаете значение слов «обыкновенная земля»? (Это земля, в котором нет ничего примечательного; земля, которая привычна нашему глазу) – Почему Константин Георгиевич Паустовский так называет главу своей книги? Какой смысл вкладывает автор в эти слова? (Обыкновенная, но милая сердцу земля, обыкновенная, но прекрасная земля). - Найдите в тексте главы это «но». («Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть, всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы»). - Попробуем сформулировать тему урока: Прекрасное в обычном в творчестве Паустовского. (Слайд 2) - Запишите тему урока в тетрадь. |
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащегося. Экстрактивный режим (сообщение, объяснение) Работа в парах | - Художественный принцип Паустовского – изображать «прекрасное в обыкновенном». Можете ли вы доказать, опираясь на текст главы «Обыкновенная земля», что Паустовский сумел найти прекрасное в обыкновенной земле? Можно ли назвать автора «Мещорской стороны» наблюдательным человеком? (Работа в парах). («Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, пойменные и лесные озёра, заросшие чёрной кугой, стога, пахнущие сухим и тёплым сеном. …В Мещорском крае можно увидеть лесные озёра с тёмной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звёзды. Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа». Паустовского можно назвать тонким наблюдателем, и его сравнения всегда образные и абсолютно точны: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «леса шумят великим океанским гулом», «спал в стогу, будто в запертой комнате». Эти детали помогают создать яркую, запоминающуюся картину «обыкновенной земли»). (Слайд 3) - Почему Паустовский «нарушил обычай географов» и сообщил о местонахождении Мещорской стороны только в конце главы «Обыкновенная земля»? (Писателю важно создать эмоциональный образ. Передать своё художественное восприятие). (Слайд 4) - Каковы же в изображении Паустовского люди, живущие на «обыкновенной земле»? (Работа в парах). - Правильно, ребята! Люди здесь тоже обыкновенные, как и сама земля, но в них, как и в этой земле, Паустовский находит неповторимый колорит и описывает их с любовью, уважением и мягким юмором. Это и ко всему привычные, отчаянные «довольно древние старухи», прыгающие на ходу с поезда вслед за своими узлами, и замечательный «косматый дед», едущий в музей, и Манька с «рваными коленками», и баба – её мать, и прочие пассажиры «мерина». Автору, чувствуется, очень хорошо среди этих людей в этом вагоне, где стоит запах «белой гвоздики, нагретой солнцем». Он слушает рассказы деда, которые для него тоже ключ к тайнам «обыкновенной земли». (Слайд 5) - Последняя глава книги называется «Бескорыстие». Почему эта глава названа именно так? (Любить родную землю надо не за то, что она может дать для повседневной жизни, а за то, что она дарит твоей душе, за то, что она твоя родная земля. Любить землю надо не за что-то, а просто так, бескорыстно). |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Экстрактивный режим (сообщение, объяснение) Работа в группах | Сообщения от групп. 1 группа. Можно выделить следующие словосочетания: «…рыжие злые муравьи с сильными челюстями»; «…лиловые колокольчики на полянах»; «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой»; «…блеснёт… озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало»; «…роса стекает по белым стволам»; «Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера»; «…совы летают около костра, ... как комья белого пуха»; «…подымается огромное белое солнце»; «Больше всего озёр с чёрной водой»; «Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле»; «В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды»; «…коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду»; «По утрам солнце бьёт в неё [беседку] сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки»; «Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль»; «Восток розовеет». - Итак, первое, что бросается в глаза, это необыкновенно красочная цветовая гамма. Все цвета спектра, кроме оранжевого и синего (есть «синеватый»), и полутона, и различные оттенки присутствуют в описании облика «обыкновенной земли». Вообще, «Обыкновенная земля» густо населена… деревьями, цветами, насекомыми, животными, рыбами, птицами. Все они в изображении Паустовского – такие же законные обитатели этого края, как и люди, все они так или иначе выражают свои чувства, даже разговаривают с автором, который хорошо их понимает. (Слайд 6) - А теперь послушаем выступление 2 группы, которые «озвучат» картину Мещорского края. 2 группа. «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны». «В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны». «Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня». «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра». «Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко – кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе лесника». «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки». «Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой». «Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать». «… коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады». «Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба». «Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат». «Туман шуршит в саду». «Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха – он поёт ещё далеко, у самой околицы». «Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь». «Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает». (Слайд 6) - Но и тишина у Паустовского – это тоже своего рода «звук», её «слышно», как и остальные звуки. И все звуки (и «цивилизованного», «человеческого» мира, и «природные», «дикие») сплетаются и воспринимаются как неразрывное целое. Всё в мире едино, утверждает Паустовский, и человек – такое же дитя мира, как и всё прочее, живущее вокруг него. - Работая с текстом, вы должны были «почувствовать» запахи Мещорской стороны. Перечислите художественные детали, связанные с запахом. (Мещорский край – край лесных запахов и запахов воды. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке и растворяется в царстве природы, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей». Впереди у него «пустынный сентябрьский день»). (Слайд 6) - «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба». «И эту затерянность, - пишет К.Г. Паустовский, - я всегда ощущаю, как счастье». Здесь автор вновь подчёркивает своё единство с миром, о котором написана «Мещорская сторона». (Слайд 7) – Чего добивается К.Г. Паустовский столь детальным изображением красок, звуков и запахов? Вывод: Писатель призывает нас как можно более внимательно вглядываться в окружающий мир. Первого, поверхностного взгляда, как мы помним, ему мало. С помощью художественных деталей он «вживает» читателя в тот особый мир, который был им назван «обыкновенной землёй». Читатель учится видеть «необыкновенность обыкновенного». |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | Технология оценивания учебных успехов | АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? (Слайд 10) - Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично». Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. (Слайд 11) |