СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Жанровое своеобразие притчи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию, дидактический и раздаточный материалы. На уроке анализируются древние и современные притчи, выявляются черты сходства и различия басни и притчи. Учащиеся выполняют различные задания творческого характера.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Пак Марина Юрьевна.

МБОУ СОШ №5 г. Искитим

Новосибирской области

Предмет: литература

Класс: 8

Тема урока: «Образ мира, в слове явленный…» (Жанровое своеобразие притчи)

Тип урока: открытие новых знаний (Урок-исследование. 2 часа)


Целевой компонент урока.

Цель: формирование навыков анализа притчи с учетом жанровых особенностей.

Задачи:

Образовательные:

1. Раскрыть понятие притчи как жанра литературы.

2. Провести сравнение (найти сходство и различие) притчи «Бабочки и огонь» и басни «Осел и цикады» посредством мыслительных операций — анализа и синтеза.

3. Показать новаторство русской литературы в использовании жанра притчи.

Развивающие:

1. Способствовать развитию навыков исследовательской деятельности учащихся.

2.Продолжить формирование умений анализа художественного произведения.

3. Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.

4. Способствовать развитию языкового чутья и воображения.

Воспитательные:

1. Привлечь учащихся к философским раздумьям над художественным текстом.

2. Содействовать в ходе урока этико-эстетическому воспитанию личности.


Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному чтению притчи.

2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

3.Организовать работу учащихся в группах, создав условия для того, чтобы учащиеся смогли услышать и принять другие точки зрения.

4.Активизировать школьников на творческую работу на всех этапах урока

5.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

6.Создать обстановку, благоприятную для плодотворной работы.


Ожидаемый результат:

1.Учащиеся осмысленно читают художественные тексты.

2.Совместно с учителем проводят сравнение (находят сходство и различие) притчи и басни.

3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.

4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.

5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.

7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.


Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- раздаточный материал для работы в группах (Сборник текстов «Басни и притчи» ),

- схема для сравнения притчи и басни,

- рабочие тетради по литературе,

- карточки-инструкции для анализа притчи,

-сценарий для творческого задания (инсценировка притчи),

-шаблоны слайдов для детской презентации,

- плакат для устной рефлексии,

-мультимедиапроектор и компьютер.


Этапы урока:

I. Актуализация знаний обучающихся

Приветствие.

1) Чтение притчи (Презентация учителя, слайд №1)

Счастье

 

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- К какому жанру можно отнести эту миниатюру? (Притча)

- С какой целью люди сочиняли и сочиняют притчи?

Они помогают понять, что истинно, а что ложно в жизни. В притчах скрыты определенные идеи, которые должен постигнуть человек. В них люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт.

- Чему учит эта притча?

Эта притча об ответственности человека за свою судьбу. Счастье каждого – в собственных руках.

- Как вы думаете, что будет предметом нашей беседы на уроке?

2) Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир мудрости… «Человек, награжденный через искусство даром доброго понимания Мира, окружающих его людей, далёкого прошлого и настоящего, легче дружит с другими людьми, с другими культурами, ему легче жить. Он становится нравственно лучше, а значит, и счастливее». (Д.С. Лихачёв)

Тема урока: «Образ мира, в слове явленный…»

(Презентация учителя, слайд №2)

II. Целеполагание

-Попробуйте сформулировать основную цель нашего урока. (Выявить жанровые особенности притчи)

-Что нам для этого необходимо?

(- определить, чем притча отличается от других, схожих жанров;

- посмотреть, жива ли притча в наши дни;

- выяснить, какую роль играют притчи для воспитания Человека.)

(Презентация учителя, слайд №3)


III. Открытие новых знаний

Беседа с элементами исследовательской деятельности

1) - Начнем с первой задачи. Предлагайте свои варианты. (Басня)

Да это своего рода и древний миф, и красивая сказка, и басня. Притчи порой действительно путали с баснями.

Послушайте два текста и определите жанр.

(Презентация учителя, слайд №4)

Осел и цикады

Осел услышал, как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пение, стало ему завидно, и спросил он: «Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?» - «Росою», - ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.

Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

Бабочки и огонь

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

Огонь светит.

Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

«Осел и цикады» - басня.

«Бабочки и огонь» - притча.

2) - Необходимо прокомментировать ваш выбор, привести доказательства. Наша задача – найти черты сходства и черты различия в этих художественных текстах.

Это небольшие по объёму произведения. Первое сходство – краткость.

- Вспомните, как строится басня.

В основе лежит житейская история, занимательная картинка, занимательный сюжет.

- К притче это можно отнести? Заинтересовала вас история бабочек?

- С какой целью авторы хотели познакомить читателя со своими сочинениями?

Через занимательный сюжет донести какую-либо истину.

Значит, в басне и притче можно выделить два плана: внешний и внутренний. И связь между ними осуществляется при помощи…

- Как называется троп, раскрывающий отвлеченное понятие через конкретный образ? (Аллегория)

3) Мы добрались до самого главного – внутреннего плана.

- Где он легче угадывается? (В басне)

- Почему? (В басне есть мораль, т. е. прямое наставление)

- Прочтите мораль. Как вы ее поняли?

Осел олицетворяет людей, которые берутся не за своё дело, не получая при этом никакого результата и испытывая большие трудности.

4) - А теперь раскройте смысл притчи.

Любая притча имеет глубокий смысл, но каждый для себя берёт что-то своё. Например, этот текст можно трактовать по-разному:

  • истина многогранна: бабочки открыли разные свойства огня;

  • последняя бабочка погибла…, знания порой человек получает ценой собственной жизни;

  • получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому знающий молчит, а говорящий не знает.

- Урок мы тоже извлекли, нравоучение тоже есть. В чем же разница?

Есть тайна. И понять притчу, расшифровать её внутренний план оказалось намного сложнее.

Историческая справка

Тайна – важная отличительная черта притчи. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями, аллегориями, загадками. А на Руси притчи имеют библейское происхождение. «И учил их притчами…» Так говорится в Евангелии о проповеднике Иисусе. Странствуя по селениям, городам не мудреными речами он учил людей Добру, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

5) - Теперь попробуйте дать определение притчи, коснувшись и формы, и содержания.

Притча (слав. Притъка - случай) – небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

В ходе обсуждения на доске появляется схема: (Слайд 5)

Басня

Притча

Краткий рассказ

Занимательный сюжет



внешний план

Иносказание

внутренний план







прямое наставление



мораль

Прямое наставление



мораль

Скрытое нравоучение



тайный смысл




Философские раздумья человека о себе и о жизни…


Обличительные произведения, в которых высмеиваются общечеловеческие пороки и слабости






(Строки, раскрывающие суть морали в басне и скрытого нравоучения в притче, добавляются в таблицу в конце урока.)

Есть основания считать, что древние люди обладали большим объемом знаний, чем современный человек. В ту пору человек значительно лучше разбирался в устройстве мироздания. Несомненно, мудрость была их достоинством, и знания их передавались в речевой форме потомкам. Рассказы - суть дошедшие до нас притчи, и каждая предлагает оригинальный выход из ситуации.

6) - Притчи популярны и в нынешнее время, но сочиняют их намного меньше, чем в древности. Как вы думаете, почему?

Нравственные ориентиры жизни уже выработаны человечеством. И поэтому, начиная с XIX века, притча живет в литературе не как самостоятельный жанр, а как притчевое начало больших произведений, как составная часть романов. Это еще одна черта жанрового своеобразия притчи: она как небольшой рассказ может органично входить в ткань большого литературного произведения. И все тексты, в которых говорится о важных вещах не на прямую, а иносказательно содержат притчевое начало.


IV. Формирование первичных умений

Впереди самостоятельная работа, и нам следует помнить, что зерно притчи – какое-либо нравственное правило.

- Как вы понимаете, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

милосердие и сострадание

ответственность за свои слова и поступки

умение и желание просить прощение и прощать

умение подчиняться

благодарность людям

благожелательность ко всем людям

честность и трудолюбие

(Презентация учителя, слайд №6)


Работа в группах

1) Продолжим знакомство с притчами. Предлагаю поиграть в НИИ. (Слайд №7)

Первая группа – «Отдел научной экспертизы». Учащиеся готовят презентацию по теме урока, им предложены шаблоны слайдов с названиями:

№1 – свой вариант темы урока,

№2 – историческая справка (рассказать о происхождении притчи),

№3 – словарь (раскрыть значение определений: басни, притчи, аллегории),

№4 – жанровые особенности притчи,

№5 – эволюция жанра притчи,

№6 – выразить свое отношение к притче.

Вторая группа – «Кафедра литературоведения». Учащиеся анализирует древнюю притчу. (Приложение 1)

Третья группа – «Кафедра литературной критики». Учащиеся анализирует современную притчу. (Приложение 1)

Четвертая группа – «Лаборатория» выращивает Древо знаний. Учащимся необходимо вспомнить, в каких произведениях, изученных раннее, встречается притчевое начало. Название каждого произведения пишется на «листочке» и прикрепляется к дереву, нарисованному на плакате.

Пятая группа – выездное задание: инсценировка притчи «Полная банка». (Приложение 2)

 2) Жеребьевка.

На работу отводится 20 минут. Вторая, третья и четвертая группы получают карточки-инструкции с заданием. (Приложение 3)

Выступление групп


V. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, вам понравились притчи?

- Что нового вы узнали об этом жанре?

И еще. Самое главное в басне и притче не качество морали: прямое оно или скрытое, а то, на что направлена эта мораль.

- С какой целью сочиняют басни? (Обличить общечеловеческие пороки и слабости.)

А притча – это образ мира, в слове явленный… Это философские раздумья человека о себе и о жизни… Они помогают обрести и умножить красоту души, которая есть главная красота в человеке.

(Выводы по теме урока заносятся в схему.)

В начале урока мы вывели определение притчи с точки зрения теории литературы.

- А теперь попробуйте дать образное философское определение. (Приложение 4)

Молодцы!

- Но в жанре, конечно, прежде всего, лирическом заложена эмоция автора. Ода передаёт восторг, сатира – негодование. Какие эмоции вызывает притча? (Презентация учителя, слайд №8)

Я тоже приготовила определение притчи и хочу поделиться своими наблюдениями.

Ребятам предлагается карточка.

Притча – это ? … !




- Раскройте символическое значение пунктуационных знаков.

Притча – это тайна, которая побуждает к размышлению, и дарит

радость открытия. Человек открывает мир для себя и себя в этом мире. (Презентация учителя, слайд №9, 10)

Средневековый сирийский историк Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного». (Презентация учителя, слайд №11)

Учитель показывает ученикам плакат с рисунками к «Притче о сеятеле».

- Предлагаю вам последнее задание: «Узнай притчу». (С данным текстом учащиеся знакомились в 5-ом классе.)

- Кто может растолковать?

Эта история – «Слово о Царствии Божьем» – и о том, как его воспринимают разные люди. Почва символизирует собой различные отношения людей к слову, которое учит Добру… Способен ли человек понять Истину и отдаться её плодотворному влиянию.

- Оцените себя. Как вы слушали учителя и выступления своих одноклассников? Какой жизненный урок для себя извлекли? На какой почве прорастёт ваше семя?

Каждый ученик получает карточку в виде зёрнышка и прикрепляет её к плакату.



VI. Информация о домашнем задании

Дать развернутое толкование притчи с учетом жанровых особенностей. На выбор:

- притчи Л.Н.Толстого

- притчи в Интернете/ http:// pritchi. ru/










Приложение 1



























































НЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО МОГЛО БЫТЬ НЕПРАВДОЙ

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

КРАБ И ЛИСИЦА

Краб выполз из моря и кормился на берегу. А голодная лисица его увидела, и так как есть ей было нечего, то подбежала она и схватила его. И, видя, что сейчас она его съест, молвил краб: «Что ж, поделом мне: я житель моря, а захотел жить на суше».

Так и людей: те, кто бросает свои дела и берется за чужие и не свойственные ему, поделом попадают в беду.

ДВА ВОЛКА

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

НАПОМИНАНИЕ

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

 Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень

ВОЛК И КОЗА

Волк увидел козу, которая паслась над обрывом; добраться до нее он не мог и стал ее упрашивать спуститься вниз: там, вверху, можно и упасть ненароком, а тут у него и луг, и травы для нее самые прекрасные. Но ответила ему коза: «Нет, не в том дело, что пастись у тебя хорошо, а в том, что есть тебе нечего».

Так, когда дурные люди замышляют дурное против разумных, то все их хитросплетения оказываются ни к чему.

НЕБЕЗУПРЕЧНЫЙ ГОРШОК

У одного человека в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок доносил только половину.

В течение двух лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать только половину того, для чего он был предназначен.

После того, как два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он заговорил с переносчиком воды возле источника:

— Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой.

— Почему? Чего ты стыдишься?

— В течение этих двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта трещина в моём боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий, — удручённо сказал горшок.

Переносчик воды почувствовал жалость к старому треснувшему горшку, и, будучи сострадательным, он сказал:

— Поскольку мы возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по пути к нему.

Действительно, когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные цветы на одной стороне пути, и это успокоило его немного. Но в конце тропинки он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилась половина его воды, и поэтому он снова принёс извинения водоносу из-за своей несостоятельности.

Тут водонос сказал горошку:

— Ты заметил, что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке, и я воспользовался им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!


ДУБ И ТРОСТНИК

Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всею грудью и был выворочен с корнем.

С сильнейшими не следует спорить.


Информация для учителя

«Нет ничего такого, что могло быть неправдой» – современная

притча


«Краб и лисица» басня


«Два волка» древняя притча


«Напоминание» – современная притча


«Волк и коза» басня


«Небезупречный горшок» древняя притча


«Дуб и тростник» басня

Приложение 2

Полная банка

Ведущий: Профессор философии, стоя перед аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре, горошком, песком.

Затем достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Профессор философии: Я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь.

Камни: Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.

Горошек: Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.

Песок: Песок — это всё остальное, мелочи.

Профессор философии: Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье.

Камни: Будьте внимательны к своим родителям, бережно и уважительно относитесь к своим знакомым, да и просто чужим людям. Встречайтесь с друзьями. Совершайте добрые поступки!

Горошек: Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль.

Камни: Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты.

Песок: Остальное — это только песок.

Ведущий: Какое значение имеет вода?

Профессор философии: Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам…

Вода: что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.



Приложение 3

Карточка-инструкция №1


  1. Прочтите предложенные художественные тексты.

  2. Выберите древнюю притчу.

  3. Найдите ключевые слова.

  4. Обоснуйте свое мнение, доказав, что это притча и что она древняя.

  5. Как вы поняли второй, тайный смысл притчи? Какой урок для себя извлекли?

  6. Подготовьтесь к выразительному чтению притчи.



Карточка-инструкция №2


  1. Прочтите предложенные художественные тексты.

  2. Выберите современную притчу.

  3. Найдите ключевые слова.

  4. Обоснуйте свое мнение, доказав, что это притча и что она современная.

  5. Как вы поняли второй, тайный смысл притчи? Какой урок для себя извлекли?

  6. Подготовьтесь к выразительному чтению притчи.



Карточка-инструкция №3


  1. Вспомните, в каких произведениях русских и зарубежных авторов встречается притчевое начало, т.е. иносказание, второй метафорический план.

  2. Напишите названия этих произведений на карточках.

  3. Выберите 2-3 произведения и раскройте скрытый смысл текста.





Приложение 4

Притча обращена к миру человеческой души, к духовным поискам и выбору личности. «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

(Притча «Два волка»)

Андрей Вязиков



Притча словно глоток живой воды…

Ильгар Сафаров



Притча – это двери, за которыми начинается жизнь…

Всеволод Шилов



Притча – это текст-загадка с глубоким философским смыслом.

Маргарита Мельникова



Притчи передают опыт гуманного и бережного отношения к миру и человеку.

Ершова Екатерина

























16



Просмотр содержимого документа
«Слова на доску»











Просмотр содержимого презентации
«Презентация УЧАЩИХСЯ»

Историческая справка Притчи пришли к нам с Востока. Всё таинственное, загадочное привлекало жителей восточных стран.  Появление притч на Руси связано с Библией. В основе проповедей Иисуса Христа лежат простые истории, в которых заложен глубокий смысл.

Историческая справка

Притчи пришли к нам с Востока. Всё таинственное, загадочное привлекало жителей восточных стран.

Появление притч на Руси связано с Библией. В основе проповедей Иисуса Христа лежат простые истории, в которых заложен глубокий смысл.

Притча –  Басня – СЛОВАРЬ небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.  Краткий рассказ сатирического характера. В иносказательном сюжете действующими лицами являются звери.  Аллегория –  троп, раскрывающий отвлеченное понятие через конкретный образ.

Притча –

Басня –

СЛОВАРЬ

небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления.

Краткий рассказ сатирического характера. В иносказательном сюжете действующими лицами являются звери.

Аллегория –

троп, раскрывающий отвлеченное понятие через конкретный образ.

Жанровые особенности притчи Занимательность Аллегория Краткость Притча Задушевность Урок жизни Тайный смысл

Жанровые особенности притчи

Занимательность

Аллегория

Краткость

Притча

Задушевность

Урок жизни

Тайный смысл

Эволюция жанра  В настоящее время притчи сочиняют реже, потому что правила морали уже созданы человечеством. Можно вспомнить заповеди, о которых говорится в Библии.  Но литература по-прежнему продолжает исследовать, что есть Человек и для чего он живёт на земле.   Авторы порой говорят о важных вещах не на прямую, а иносказательно. Значит эти произведения содержат притчевое начало .

Эволюция жанра

В настоящее время притчи сочиняют реже, потому что правила морали уже созданы человечеством. Можно вспомнить заповеди, о которых говорится в Библии.

Но литература по-прежнему продолжает исследовать, что есть Человек и для чего он живёт на земле.

Авторы порой говорят о важных вещах не на прямую, а иносказательно. Значит эти произведения содержат притчевое начало .

XXI век  Притча, развлекая, поучает, доходит до самого сердца, воспитывает любовь к истине, учит сопереживать, заставляет задуматься, развивает смекалку.   В наши дни подростки книге предпочитают телевизор, компьютер… А притчи очень интересные  произведения. Они знакомят читателя с нравственными ориентирами жизни. Это действительно кладезь мудрости!  Притчи

XXI век

Притча, развлекая, поучает, доходит до самого сердца, воспитывает любовь к истине, учит сопереживать, заставляет задуматься, развивает смекалку.

В наши дни подростки книге предпочитают телевизор, компьютер… А притчи очень интересные произведения. Они знакомят читателя с нравственными ориентирами жизни. Это действительно кладезь мудрости!

Притчи

Просмотр содержимого презентации
«Презентация учителя»

«Образ мира, в слове явленный…»

«Образ мира, в слове явленный…»

Цель исследования Выявить жанровые особенности притчи . Задачи исследования:

Цель исследования

  • Выявить жанровые особенности притчи .

Задачи исследования:

  • определить, чем притча отличается от других, схожих жанров;
  • посмотреть, жива ли притча в наши дни;
  • выяснить, какую роль играют притчи для воспитания Человека.
О СЕЛ И ЦИКАДЫ Б АБОЧКИ И ОГОНЬ Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: — Огонь светит. Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: — Он жжётся! Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.   Осел услышал , как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пение, стало ему завидно, и спросил он: «Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?» - «Росою», - ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду. Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

О СЕЛ И ЦИКАДЫ

Б АБОЧКИ И ОГОНЬ

Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:

Огонь светит.

Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:

Он жжётся!

Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.

 

Осел услышал , как стрекочут цикады; понравилось ему их сладкое пение, стало ему завидно, и спросил он: «Чем вы питаетесь, чтобы иметь такой голос?» - «Росою», - ответили цикады. Стал осел и сам кормиться росою, но околел с голоду.

Так люди, добиваясь того, что противно их природе, не достигают цели и к тому же терпят великие бедствия.

Краткий рассказ Занимательный сюжет Внешний план Иносказание Внутренний план Скрытое нравоучение  Прямое наставление   Мораль Тайный смысл Обличительные произведения, в которых высмеиваются общечеловеческие пороки и слабости  Философские раздумья человека о себе и о жизни…

Краткий рассказ

Занимательный сюжет

Внешний план

Иносказание

Внутренний план

Скрытое нравоучение

Прямое наставление

Мораль

Тайный смысл

Обличительные произведения, в которых высмеиваются общечеловеческие пороки и слабости

Философские раздумья человека о себе и о жизни…

это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. милосердие и сострадание умение и желание просить прощение и прощать ответственность за свои слова и поступки благодарность людям благожелательность ко всем людям честность и трудолюбие

это внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек.

милосердие и сострадание

умение и желание просить прощение и прощать

ответственность за свои слова и поступки

благодарность людям

благожелательность ко всем людям

честность и трудолюбие

«Отдел научной экспертизы»  «Кафедра литературной критики»  «Кафедра литературоведения»  «Лаборатория»  Пятая группа – выездное задание: инсценировка притчи «Полная банка».

«Отдел научной экспертизы»

«Кафедра литературной критики»

«Кафедра литературоведения»

«Лаборатория»

Пятая группа – выездное задание: инсценировка притчи «Полная банка».

П опробуйте дать образное философское определение  жанру притчи .   В жанре, конечно, прежде всего, лирическом , заложена эмоция автора.  Ода передаёт восторг . С атира – негодование .    - Какие эмоции вызывает притча?

П опробуйте дать образное философское определение жанру притчи .

  • В жанре, конечно, прежде всего, лирическом , заложена эмоция автора.

Ода передаёт восторг .

С атира – негодование .

- Какие эмоции вызывает притча?

Притча – это ? … !

Притча – это ? … !

Человек открывает мир для себя и себя в этом мире…

Человек открывает мир для себя

и себя в этом мире…

«Пусть они послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.» (Абуль-Фарадж)

«Пусть они послужат целительным бальзамом для людей

с разбитым сердцем, путеводителем для любящих

наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»

(Абуль-Фарадж)

Просмотр содержимого презентации
«Шаблоны слайдов»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя