Тема урока: Литосфера – твердая оболочка Земли. Горные породы и полезные ископаемые.
Цели и задачи урока:1. Познакомить учащихся с «литосферой» - твердой оболочкой Земли. 2. Сформировать знания о внутреннем строении Земли: ядро, мантия, земная кора.3. Сформировать знания о понятие литосферных плитах, и их движениях.4. Сформировать представление о горных породах, классификации горных пород по происхождению, а также о полезных ископаемых и их видах.
Планируемые результаты:
предметные:
– должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения;
– различия материковой и океанической земной коры;
– теорию литосферных плит.
метапредметные:
– должны уметь объяснять, что происходит в толщах Земли;
– показывать на карте границы литосферных плит Земли;
– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.
личностные:
– ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважение и принятия;
– осознание географического знания как компонента научной картины мира.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблица атласа «Внутреннее строение Земли»; физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры».
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, работа с картой, составление схемы, анализа рисунка учебника, изображения сейсмографов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы начнем знакомство с оболочками Земли сферами.
Литосферой—каменной оболочкой Земли.
Гидросферой- водной оболочкой.
Атмосферой- воздушной оболочкой.
Биосферой- оболочкой, где обитают живые организмы.
География наука о земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом. Но, сначала мы узнаем свойства и строение каждой оболочки в отдельности, чтобы затем понять, как они взаимодействуют друг с другом.
Предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Совсем не в соседний населенный пункт, даже не в Космос. Нет. Строение нашей планеты – вот то, что больше всего волнует нас сегодня на уроке. А, казалось бы, что может быть трудного в изучении Земли, на которой мы живем, по которой ходим?
Методы изучения внутреннего строения Земли.
Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены? (Иногда разбирали полностью!)
К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов. Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны. Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.
Изучение происходит при помощи сейсмографов.
Внутреннее строение Земли.
По записям колебаний земной поверхности при землетрясениях (сейсмограммам) было установлено, что недра Земли состоят из трёх основных частей: земной коры, мантии, ядра. Человек живет на поверхности Земли. Это лишь часть самой верхней оболочки – земной коры.
2.Работа с учебником (§20 с.68)
- Рассмотрите рисунок 42 на стр. 68. Вы наблюдаете различную мощность слоёв Земли.
- Какой слой самый мощный?
- А какой самый тонкий?
Часто внутреннее строение Земли сравнивают с яблоком. Кожура – это земная кора, плоть яблока – мантия, а сердцевина с косточками – ядро Земли.
А иногда внутреннее строение Земли сравнивают с куриным яйцом. Скорлупа – это земная кора, белок – мантия, желток – ядро Земли.
Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой. Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.
Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова.
Составление схемы за учителем:
З
емная кора
М
атериковая Океаническая
-осадочный слой; -осадочный слой;
-гранитный; -базальтовый.
-базальтовый. (мощность =5-10 км)
(средняя мощность =35 км)
Поверхностный слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура его в течение суток меняется. Но уже на глубине 20-30 км, независимо от времени года, температура круглый год одинаковая. Глубже температура начинает повышаться. Установлено, что на каждые 100 м глубины она увеличивается на 3°С.
ЯДРО
Ядро Земли состоит из двух частей. Внутреннее ядро твердое, по радиусу оно не превышает 1225 км. Это самая плотная часть Земли, она состоит из металлов, преимущественно железа и никеля. Температура ядра составляет, как считают ученые, 5000 – 6 000°С. Внешняя часть ядра жидкая.
МАНТИЯ
За ядром следует мантия, составляющая 67% массы Земли и 83% ее объема. Мантия – толща частично расплавленного вязкого вещества, гораздо более плотного, чем внешняя часть ядра планеты, но все еще не твердого. Она состоит из пород, содержащих магний и железо, температура составляет +2000°С. Так как мантия – самый широкий из слоев Земли, то физические условия во всей ее толще неодинаковы. Чем глубже к ядру планеты, тем выше давление, и вещества мантии претерпевают значительные изменения. На глубине примерно 660 км эти изменения становятся необратимыми, и там образуется граница, через которую мантийное вещество уже не может проникать.
Таким образом, мантия разделяется на два слоя – верхний и нижний. Нижний слой простирается до земного ядра, и за всё время жизни нашей планеты он претерпел малозначительные изменение. Верхний слой непосредственно под земной корой и образует ее. Между мантией и корой проходит четкая граница, определяемая исследованием движения сейсмических волн – граница Мохоровича, названная так по фамилии хорватского геофизика, обнаружившего ее еще в 1909г.
Литосфера – это каменная оболочка Земли. литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.
Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора.
Выделяют несколько способов изучения земной коры:
-
Наблюдение за природными явлениями: изучение обнажений горных пород-обрывов, склонов гор, где видны скальные породы, крутые берега рек, разрезы горных пород, вскрытые шахтами, где добывают полезные ископаемые.
-
Экспедиционные исследования, сбор сведений на изучаемой местности (полевые работы).
-
Дистанционные методы: изучение с летательных аппаратов (аэро-и космические снимки).
-
Метод бурения скважин.
- Всегда ли облик нашей планеты был таким, как сейчас?
- Что вам известно об истории развития Земли в далеком прошлом?
ДВИЖЕНИЕ ЛИТОСФЕРНЫХ ПЛИТ
Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Выделяют 8 гигантских плит и десятки плит поменьше. Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, но в настоящее время преобладают плиты и с материнской, и с океанической земной корой (рис.44 на стр.70).
Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Это происходит очень медленно, на 1 – 10 см в год. Впервые предположения о движении литосферных плит высказал немецкий ученый А.Вегенер.
Горные породы и полезные ископаемые.
Теперь с помощью учебника давайте выясним, что называют горными породами и минералами. Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от былых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
Геология - это наука о Земле, изучает строение, состав и историю развития, закономерности и процессы формирования и развития земной коры, а также этапы развития органической жизни на Земле.
В природе известно свыше 2 тысяч видов горных пород. Они различаются по составу, свойствам, происхождению и хозяйственному использованию.
-В чем же причина разнообразия горных пород?
Главная причина – это различие в условиях их образования и тех изменениях, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности.
Все начинается глубоко под землей. Вещество мантии проникает в земную кору. Оно находится в расплавленном состоянии и называется магмой (от греческого «магма» - густая мазь).
Магма – расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды.
Горные породы, образованные из расплавленной магмы при ее остывании, называют магматическими.
! Строение магматических горных пород зависит от скорости остывания магмы.
На глубине она остывает медленнее. Образуются горные породы глубинные. Например, гранит, габбро.
Магма может подниматься по трещинам и разломам на земную поверхность, при этом застывает быстрее. Образуются излившиеся магматические горные породы. Например, базальт.
Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются, и такая горная порода имеет губчатое, пористое строение. Например, пемза. Обычно же магматические горные породы плотные, твердые, тяжелые.
Осадочные горные породы
В отличие от магматических, эти породы образуются только на поверхности земли и на дне водоемов.
В их образовании большую роль играют внешние силы Земли. Твердые магматические горные породы трескаются, крошатся, и их обломки переносятся в другое место.
-Как вы думаете, под действием, каких процессов происходит разрушение магматических пород?
В летнее или дневное время, при солнечном прогревании, породы расширяются, а зимой или в ночное время – охлаждаются, сжимаются. Из-за этого они начинают дробиться, растрескиваться и рассыпаться. Валуны, щебень, галька, песок, глина и ил оседают на дне морей, рек, озер или накапливаются на суше. Поэтому и назвали такие породы осадочными. Можно выделить
Три группы осадочных горных пород:
Первая – обломочные – песок, глина, галька и др
Вторая – химические – поваренные и калийные соли, гипс. Они образуются из водных растворов минеральных веществ.
Третья – органические – уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, мел, известняк и др. Они накопились за миллионы лет на дне водоемов. Состоят они из останков растений и животных.
Метаморфические горные породы
Если осадочные и магматические горные породы попадают на большую глубину, где высокая температура и очень большое давление, то с ними происходят превращения – «метаморфозы». Горные породы изменяются, приобретают новые свойства. Иногда первичные породы так изменяются, что трудно догадаться, какой породой они были до превращения. Только для некоторых горных пород можно с уверенностью установить исходную породу. Так образуется группа метаморфических горных пород.
Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами.
Сделаем вывод. Почти все горные породы, из которых состоит земная кора, человек, использует в своей хозяйственной деятельности и они называются полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые — это природные тела, которые человек добывает из недр земли или с её поверхности и использует в хозяйственной деятельности.
Мы познакомились с веществами, которые слагают земную кору – это горные породы, которые в свою очередь состоят из одного или нескольких минералов. Они различаются по составу, свойствам и происхождению. Под действием внутренних и внешних процессов горные породы со временем могут изменять свои свойства. В земной коре залегает её самая важная для человека часть богатств - полезные ископаемые.
Загадки о полезных ископаемых
1. Он очень прочен и упруг
строителям – надёжный друг
дома, ступени, постаменты
красивы станут и заметны. (гранит)
2. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (каменный уголь)
3. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (глина)
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
6. Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен … (мелом)
7. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (соль)
8. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)
9. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (торф)
3. Закрепление изученного материала:
1. Что такое литосфера?
2. Что представляет собой внутреннее строение Земли?
3. Что такое земная кора и ее виды?
4. Что называется литосферой плитой?
5. Перечислите литосферные плиты.
6. Что такое горная порода?
7. Какие бывают горные породы по происхождению?
8. Что называется полезными ископаемыми?
9. Что такое месторождение?
10 . Классификация полезных ископаемых.
4. Домашнее задание: N 20-21 пересказ, записи в тетради выучить; контурная карта обозначение литосферных плит.