СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики в 9 классе на тему: "Квадратные уравнения. Повторение к экзаменам"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики в 9 классе на тему: "Квадратные уравнения. Повторение к экзаменам"»


ГКОУ «ВСШ при ИТУ Самарской области», филиал №1











Урок повторения по алгебре

в 9 классе

«Квадратные уравнения»















Разработала: Игуменова Марина Александровна

учитель математики филиала №1










Самара 2023 год

Цели урока:

  • образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

  • развивающие: расширить кругозор учащихся, развить интерес к предмету, развить коммуникативные навыки и волевые качества личности.

  • воспитательные: воспитывать чувства товарищества, навыки самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.


Ход урока:

Организационный момент.


Вступительное слово учителя:

Издавна считается, что алгебра держится на четырёх китах: «Уравнение», «Число», «Функция» и «Тождество». Из этого ясно, что изучение уравнений занимает одно из основных мест в алгебре.

Мне хотелось бы, чтобы девизом сегодняшнего урока стали слова: «Если ты услышишь, что кто – то не любит математику, не верь. Её нельзя не любить – её можно только знать!»

У вас имеются оценочные листы, в которых вы выставляете баллы, полученные за каждый этап урока. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.


1 задание Анаграммы (в словах изменен порядок букв).

Какие слова зашифрованы?

  • Таиимдкисрнн (дискриминант)

  • Ниваренуе (уравнение)

  • Фэкоцинетиф (коэффициент)

  • Ерокнь (корень)


- Какая тема объединяет данные слова? (Квадратные уравнения)

- Да, сегодня мы с вами повторим тему «Квадратные уравнения», вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках.

- Ребята, скажите, что должен уметь делать каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения)


Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе: «Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только до данного момента, а уравнения будут существовать вечно»

Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала.

Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились им пользоваться, вы сможете решить любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажете, насколько готовы пользоваться этим ключом.


2 задание. Разминка.

Проверка теоретической базы (За каждый верный ответ 1 балл)

  1. Дайте определение квадратного уравнения. / Квадратным уравнением называется уравнение вида ax2+bx+c=0, где x – переменная, a, b, c некоторые числа, причем a≠0.

  2. Вы отметили, что a, b, c – некоторые числа, причем a≠0, а что произойдет, если b=0 или c=0, вдруг они оба станут равны 0?

/ Если в квадратном уравнении хотя бы один из коэффициентов, b или c равен нулю, или оба одновременно равны нулю,то такое уравнение называется неполным квадратным уравнением./

  1. Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1?

  2. От чего зависит наличие действительных корней квадратного уравнения?

  3. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

  4. Как вычислить дискриминант?

3 задание. Кроссворд /получится ответ на вопрос: В каком древнем городе ещё около 2000 лет до н.э первыми научились решать квадратные уравнения?

1. Как называется уравнение вида ах2 +вх+с=0?

2. Название выражения в 2- 4 а с

3. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D 0?

4. Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0?

5. Чему равен корень уравнения ах 2 = 0?

6. Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты в или с равны нулю?

7. Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1?


к

В

а

д

р

а

т

н

о

е

д

и

с

к

р

и

м

и

н

А

н

т




д

В

а


о

д

И

н


н

о

Л

ь



н

е

п

О

л

н

о

е




п

р

и

в

е

д

е

Н

н

о

е


Исторический момент.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+вх+с=0, было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Лишь в 17 в. благодаря трудам Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.


4 задание. Тест. Определение количества корней полного квадратного уравнения


2-8х+5=0

36х2-12х+1=0

2-3х+4=0

2+6х+9=0

D=0





D0





D





2 корня





1 корень





Нет корней





Физкультминутка.

Абсолютно очевидно, что плохое зрение лишает нас большого количества возможностей. Однако мало кто задумывается, что нарушение зрения может повлиять не только на качество жизни и здоровье, но и на нашу привлекательность, красоту, чувство уверенности в себе и, как результат, на восприятие нас окружающими. Выполним зарядку для глаз.





5 задание. Найди «лишнее».

Из предложенных уравнений выбрать «лишнее», объяснить, почему оно является «лишним» и решить.


2+5х-8=0 х2-3х+4=0 4х2-5х+2=0 3х2-х=0

0,3х2-х+7=0 2+5х-8=02+5х-8=0 х2-81=0

х2-25=0 х2+х-8=0 3,5х2+х+1=0 х2-10х+25=0

(х-2)(х+3)=0 7х+ х2-8=0 х2+2х+8=02=0

О тветы

1-я группа уравнений

«лишнее» уравнение х2-25=0, так как является неполным квадратным уравнением

2-я группа уравнений

«лишнее» уравнение 3х2+5х-8 =0, так как является полным, не приведенным квадратным уравнением

3-я группа уравнений

«лишнее» уравнение х2+2х+8=0 – приведенное квадратное уравнение

4-я группа уравнений

«лишнее» уравнение х2-10х+25=0 – полное квадратное уравнение.

6 задание. Историческая задача (задача Бхаскары).

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится: "Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи".

Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара.

Обезьянок резвых стая

Всласть поевши, развлекаясь.

Их в квадрате часть восьмая

На поляне забавлялась.

А 12 по лианам.....

Стали прыгать, повисая.

Сколько было обезьянок,

Ты скажи мне, в этой стае?

Учащимся предлагается решить задачу самостоятельно, затем продемонстрировать решение Бхаскары на доске.

  +12=х;

х2-64х=-768;

х2-64х+322=-768+1024;

(х-32)2=256;

х-32=16 или х-32=-16;

х=48 или х=16.

Ответ: 48 или 16 обезьян.


7 задание. Практическое задание.


Первый вариант.

Решить квадратное уравнение:

Уровень А

х2-16х+15=0

Уровень В

-9=3х(2-х)

Уровень С

  -3=0



Второй вариант.

Решить квадратное уравнение:

Уровень А

х2-14х-15=0

Уровень В

10х=5(х2-3)

Уровень С

  -1 =0


За уравнение уровня В даётся еще дополнительно 2 балла, за уровень С – 3 балла.


Итог урока. Рефлексия.

- Хочется отметить, что никто из вас не отнесся к работе равнодушно, и, если у кого-то не всё получилось не огорчайтесь: «Дорогу осилит идущий».

Выставление оценок.























Оценочный лист Фамилия, имя _______________________




Задание


Самооценка

1.

Анаграмма



2.

Теоретическая разминка


3.

Кроссворд


4.

Тест


5.

Найди «лишнее»


6.

Решение задачи Бхаскары


7.

Практическое задание



Итого:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!