Образ А.Невского в музыке.
Цель - узнать как образ А.Невского представлен в музыке С.Прокофьева (кантата «Александр Невский»)
Задачи:
1. Вспомнить, что мы знаем о Александре Невском
2. Через исполнение музыки из кантаты «Александр Невский» передать ее патриотизм .
3.Послушать новую музыку из кантаты ,выразить свое отношение через пластическое интонирование (дирижирование).
У:Приветствую вас, мои дорогие, на уроке музыки. О чем же мы узнаем сегодня на уроке? Какие чувства переживем? Не помните ли кто из очень известных людей сказал такую фразу « НЕ В СИЛЕ БОГ, НО В ПРАВДЕ»?
Д: А.Невский
У: Верно. Эти слова принадлежат известному русскому святому полководцу А. Невскому. Мы о нем уже говорили во втором классе в рамках блока «О России петь- что стремиться в храм».Что вы помните еще о нем?
Д: О нем Прокофьев написал кантату , Невский одержал победу на Неве-реке и после этого его стали называть А. Невский.
У: Замечательная у вас память! А что такое кантата?
Д: Кантата-это крупное музыкальное произведение для оркестра ,хора и солистов, состоящая из нескольких частей.
У: Как бы вы тогда обозначили тему урока?( слайд №1)
А какова тогда будет цель урока?(слайд №2)
Обозначим какими путями мы будем добиваться этой цели (слайд №3).
Сейчас прозвучит известный вам хор . Вспомните как он называется и какая это часть кантаты.
« Вставайте, люди русские»
Как звучит музыка? (призывно, радостно, затем величественно, возвышенно)
У: Давайте споем четвертую часть. Постарайтесь передать голосом все, что вы сейчас сказали об этой музыке. На слайде слова известной вам части. (слайд №4)
Исполнение «Вставайте люди русские»
У: Молодцы! Здорово у вас получилось передать патриотических характер музыки. Дети ,помните, мы в рамках блока «О России петь –что стремиться в храм» говорили о том кто такие святые?
Д: Это люди которые сильно любили Бога, посвящали Ему свою жизнь, отдавая себя на служение людям и отечеству.
У: Верно. Вот таким и был святой благоверный князь А.Невский. Всегда верен благу, т.е. добру. С детства отличался молитвенностью. Любовью к Родине и людям. Посмотрите, как изображен он на картине художника Корина. (слайд №5). Это триптих – так называется картина из трех частей. Как изобразил художник на первой части А.Невского? На второй? И третьей?
У: Да. Корин показал нам Невского как бесстрашного защитника земли русской и как смиренного святого, который молится за Русь и русский народ.
А послушайте как С. Прокофьев, композитор 20 в., передает нам с помощью музыки события 13 в. Вы ведь сказали, что битва на Неве-реке состоялась в 1240 г! Как давно это было. Музыка поможет нам почувствовать то время. Как она будет звучать? О чем поется в этой части кантаты, которая называется «Песнь о А.Невском».
«Песнь о А.Невском».
Д: Эта часть тоже очень патриотична. Вначале хор поет распевно, величественно, широко, выражены чувства любви, гордости за Родину . Затем хор звучит очень бодро, энергично, храбро, передавая воспоминания о былых сражениях.
У: Представьте себя дирижерами, постарайтесь передать в движении рук характер звучания музыки.
«Песнь о А.Невском». дирижирование.
У: Я почувстовала в ваших движениях, то , о чем пел хор, о чем вы говорили! Удивительно у вас получилось сказать руками то, что не прозвучало словами.
Как жаль, что у нас не получится на этом уроке услышать остальные части кантаты. Потому что и двух уроков не хватит детально разобрать всю музыку Прокофьева, которая очень выразительно и изобразительно передает дух былого времени и образ святого благоверного князя А.Невского. Поделитесь, что вам дал сегодняшний урок?
Д: ………
Да! Россия славится боголюбивыми людьми ,стремящимися быть похожими на Христа! Таким и был А.Невский! Слава Богу, что вы не остались равнодушными к личности святого князя! Музыка нам тоже помогла не остаться равнодушными. Верю, что А.Невский для вас будет образом для подражания, что все вы тоже будете служить России и людям своими талантами!