1 четверть, 7 урок
Тема: «Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада»
На прошлом уроке мы с вами говорили о музыкальном содержании, которое способно рассказать нам о сказочных странах, нарисовать разнообразные картины природы. Музыку с таким содержанием мы называем программной музыкой.
-Повторим, что такое программная музыка? (Инструментальная музыка, имеющая словесную программу, раскрывающую её содержание)
-Что может служить программой музыки? (Ответы)
-какое музыкальное произведение мы слушали на прошлом уроке? (П. Чайковский, «Времена года», «Ноябрь»
-в чём заключалась программа этой пьесы? (Название, подзаголовок, стихи)
-соответствовало ли музыкальное содержание содержанию поэтического текста? (Да, но оно расширяло и углубляло содержание музыки)
Есть в музыке произведения, обладающие и более конкретным программным содержанием. Одно из них – симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».
Тема урока: «Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехеразада».
-Какие ассоциации возникают у вас при слове Восток. Вам даётся 1 минута в течение которой вы должны написать все слова, с которыми у вас ассоциируется Восток. (звучит песня «Арабская ночь»). Зачитывают.
Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.
Мы сегодня познакомимся с восточной темой на примере творчества Н. Римского-Корсакова.
Н.А. Римский-Корсаков (1784-1862) — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, общественный деятель, участник «Могучей кучки».
Творчество: оперы, симфонии, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова- «Шехеразада»
-Кто такая Шехеразада (Шахерезада)? Что вы знаете об этой героине? (легендарная главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», старшая дочь царского визиря, девушка редкой красоты и недюжинного ума)
Вдохновившись арабскими сказками «Тысяча и одна ночь», Н. Римский-Корсаков в 1888г. пишет симфоническую сюиту «Шехеразада» (для симфонического оркестра).
-Что такое сюита? («ряд», «последовательность», «чередование». Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.)
Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением: (читают в учебнике)
Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Состоит из 4 частей:
Море и Синдбадов корабль
Рассказ царевича Календера
Царевич и царевна
Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу.
Мы с вами послушаем 1 часть «Море и Синдбадов корабль»
-кто такой Синдбад? Легендарный моряк, попадавший во множество фантастических приключений во время путешествий через моря к востоку от Африки и к югу от Азии. В книге «Тысяча и одна ночь» приключения о нём называются «Семь путешествий Синдбада-морехода»: Первое — к острову, оказавшемуся большой рыбой.
Второе — встреча с птицей Рух.
Третье — встреча с великаном-людоедом.
Четвёртое — путешествие в Индию и женитьба на индуске.
Пятое — Синдбад становится рабом злого старика.
Шестое — лодка с драгоценностями.
Седьмое — путешествие в страну крылатых людей.
Слушание 1 части. Задание:
-сколько музыкальных тем вы услышите
-охарактеризовать основные музыкальные темы 1 части
-каким героям могли бы принадлежать эти музыкальные темы (Шахрияр, Шехеразада, море, Синдбад, корабль)
Во вступлении слышится контраст между грозным султаном Шахрияром и пленительной Шехеразадой с самого начала.
В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.
Тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло. На фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором, напоминая восточные узоры - арабески. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтичная восточная мелодия в русской музыке, сочиненная композитором Н.А.Римским - Корсаковым. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.
Главная партия сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.
С ней контрастирует светлая побочная – тема Синдбадова корабля. Музыка ее удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворённого моря.
В 1910 году в Париже проходили «Парижские сезоны» русского балета. Организовывал их Сергей Дягилев – знаменитый русский импресарио (продюссер). Он хорошо понимал, что конкретно может понравиться публике и что французов очень привлекают восточные веяния. В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» с Вацлавом Нижинским и Идой Рубинштейн в главных ролях. Автором великолепных костюмов и декораций был Леон Бакст.
А в 1911 году В. А. Серов, увидев «Шехеразаду» в программе второго Русского балетного сезона Сергея Дягилева в Париже, был так восхищён красочной необычностью музыки и действа, что создал для балета огромный (12 на 12 метров) занавес.