СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроке легкой атлетики"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроке легкой атлетики"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 90 г. ДОНЕЦКА»













Методическая работа

по предмету «Физическая культура»

на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроке легкой атлетики»

для обучающихся 7-х классов















учитель физической культуры

первой категории

Железнякова Татьяна Александровна





Донецк 2020



Аннотация

Содержание методической работы помогает педагогам получить сведения о наиболее рациональной организации педагогического процесса и дает ответ на вопрос: «Какие формы, методы и средства можно использовать для совершенствования техники выполнения бега по прямой, используя здоровьесберегающие технологии».

Урок разработан для обучающихся 7-х классов по теме «Легкая атлетика».

Содержание урока составлено в соответствии с примерной программой основного общего образования по физической культуре (Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура». 5-9 классы / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 266 с.). Вид спорта «Легкая атлетика» входит в базовую часть программного материала.




























Пояснительная записка

Урок физической культуры имеет определенную структуру: подготовительная часть, основная и заключительная.

Подготовительная часть (10 мин) начинается с построения, определения задач урока, повторения вопросов, связанных с техникой безопасности на уроке легкой атлетики. Затем учащиеся выполняют упражнения, предусмотренные планом урока; в это время осуществляется психологическая и физиологическая их подготовка. Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания, учащихся на решение поставленных задач с помощью заданий на внимание. Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному решению задач урока, а именно: подготовка голеностопных, плечевых, коленных, лучезапястных суставов и пальцев кисти к нагрузкам с помощью общеразвивающих упражнений, выполняемых фронтальным способом. Нагрузка в это время не вызывает утомление (ЧСС до 120 уд/мин).

В основной части урока (30 мин) для совершенствования техники бега по прямой используются подводящие и подготовительные упражнения (легкоатлетические упражнения, упражнения с мячом).

Параллельно с многократным повторением изученных движений, в различных меняющихся условиях, происходит и развитие физических качеств быстроты и выносливости к нагрузкам. Упражнения выполняются при ЧСС 140 – 180 уд/мин. Используя метод строго регламентированного и игрового упражнения учитель задает время и объем нагрузки, в паузах для отдыха обучающиеся выполняют упражнения на дыхание.

В заключительной части урока (5 мин) обучающие выполняют стретчинг на растягивание основных групп мышц, обеспечивая переход от состояния возбуждения организма к более спокойному и уравновешенному. Затем учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание: комплекс упражнений для мышц спины.


Вывод.

Используемые на уроке инновационные здоровьесберегающие технологии:

  • упражнения для пальцев кисти улучшают координацию движений и мелкую моторику;

  • игры с мячом активизируют двигательную, психическую и умственную работоспособность; вызывают не только положительные, но и отрицательные эмоции, побуждая школьника к выполнению точных слаженных действий в команде; обогащают обучающихся новыми ощущениями, представлениями, понятиями, которые благоприятно сказываются на их умственном развитии;

  • дыхательная гимнастика восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект.

  • стретчинг - упражнения на растягивание повышают гладкость и эластичность мышц, увеличивают амплитуду движений

и подобранные методические приемы, формы, средства обучения способствуют овладению системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности.

Таким образом при регулярных занятиях школьниками физической культурой укрепляется сердце, глубже становится дыхание, улучшаются химические процессы, происходящие в организме – обмен веществ. Физическая активность не только обеспечивает хорошее самочувствие, она отодвигает угрозу болезней.

Методическая работа содержит конкретные материалы, которые учитель физической культуры может использовать в своей работе.








ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

для учеников 5 класса



Тема: Легкая атлетика

Задачи урока: Совершенствовать технику выполнения бега по прямой. Способствовать развитию скорости и выносливости.

Цель: организовать работу учащихся по совершенствованию техники выполнения бега по прямой; развитие скорости и выносливости.

Задачи:

воспитательная: реализация принципа гармонического сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;

оздоровительная: укрепление здоровья учащихся, воздействие на умственную работоспособность, увеличение объема легких, профилактика плоскостопия;

дидактическая: совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств и способностей;

развивающая: развитие творческих способностей;

прикладная: обучение сотрудничеству со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Тип урока: комплексный

Форма урока: практическое

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: план-конспект урока, секундомер, волейбольные мячи.








Ход урока

н/п

Содержание материала

Дозиров

ка


Организационно-методические указания

I

Подготовительная часть 10 мин.


1.


2.



3.





4.







5.







6.




7.


Организация обучающихся.

Построение, рапорт, приветствие, проверка по журналу, постановка учебных задач урока.

Цель: обеспечить начальную организацию учеников, создать положительную мотивацию работы на уроке.

Беседа на тему: Техника безопасности на уроке легкой атлетики в спортивном зале.

Постановка проблемы: Этапы бега на короткие дистанции?


Проверка ЧСС за 15сек



Строевые приёмы на месте.

Цель: совершенствовать технику строевых приёмов на месте, развивать координационные способности

Ходьба:

- на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову;

- на внутренней, на внешней стороне стопы, руки на пояс;

- перекатом с пятки на носок.

Равномерный бег

Комплекс общеразвивающих упражнений

Цель: подготовка мышечно-связочного аппарата к нагрузкам, развитие гибкости, умения сохранять осанку.

Проверка ЧСС за 15сек



30сек


30сек



30 сек


30сек



30сек










1мин

6 мин




30сек


обратить внимание на готовность к уроку. спросить о самочувствии учеников. Проверка внешнего вида учеников



все упражнения выполняются по звуковому сигналу учителя, соблюдается дистанция и интервал 1 м, бег выполнять «по своей дорожке», темп бега сбавлять медленно, переходя на шаг. Этапы: старт, бег по прямой, финиш

обучающимся с повышенным ЧСС дать индивидуальные задания для восстановления физического состояния

следить за чёткостью выполнения команд, добиваться слаженности совместных действий в строю


соблюдать дистанцию 1 м

держать осанку, не опускать голову




выполнять в медленном темпе, соблюдать дистанцию

1 м

смотреть Комплекс № 1

выполнять фронтальным методом строго регламентируя упражнения


школьники замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями.

II

Основная часть 30мин




1.












2.


3.







4.

5.










6.

Совершенствовать технику выполнения бега по прямой

Легкоатлетические упражнения

- бег на передней части стопы

- бег с высоким подниманием бедра

- бег с захлестыванием голени

- семенящий бег

- бег с высоким подниманием бедра на месте – бег с ускорением по прямой линии

- бег с захлестыванием голени на месте – бег с ускорением по прямой линии

- челночный бег 4х6м

Цель: углубленное изучение техники бега, доводя до автоматизма слаженную работу рук и ног


Дыхательная гимнастика

Цель: восстановление дыхания

Упражнения с мячом в тройках:

- броски мяча двумя руками из-за головы – бег «за мячом»;

- броски мяча двумя руками ударом об пол - бег «за мячом».



Дыхательная гимнастика


Упражнения с мячом в парах:

- игроки стоят в установленной точке, один катит мяч по полу в диагональ волейбольной площадки, второй оббегает площадку по периметру и берет мяч в руки;

- игроки стоят в установленной точке, один бросает мяч снизу-вверх двумя руками, второй выполняет бег и ловлю мяча, затем меняются

Цель: многократное повторение двигательного действия в различных меняющихся условиях, параллельно развитие быстроты и выносливости

Проверка ЧСС за 15сек



7мин

2х9м

2х9м

2х9м

2х9м

2х9м


2х9м


2 раза





2мин


8мин







2мин


10мин










1мин



выполнять на передней части стопы, не опускаясь на всю ногу

смотреть Приложение 2

для зрительного ориентира используются линии волейбольной площадки (от лицевых до средней линии и обратно)

обучающихся организовать с помощью посменного и поточного методов, упражнения выполняют группами по 5-7 чел.

использовать соревновательный метод


смотреть Приложение 3


бег выполнять 6-7м в среднем темпе, следить за техникой выполнения, смену в тройках выполнять по часовой стрелке

Х-игроки, первым мяч бросает игрок 2

смотреть Приложение 3

использовать посменный метод организации учащихся

выполнять по периметру волейбольной площадки 9м х 18м

выполнять бег с ускорением

использовать игровой и соревновательный методы

выполнять по периметру волейбольной площадки 9м х 9м, броски вверх на расстояние 4-5м





определить уровень утомления

III

Заключительная часть 5 мин

1.

2.

3.




4.

Стретчинг на растягивание мышц

Проверка ЧСС за 15 сек

Подведение итогов урока.

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Задание на дом: комплекс упражнений для мышц спины

Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания, прививать интерес к предмету.

Организованный уход

2мин

1мин

1мин




1мин




смотреть Приложение 4, выполнять фронтально

замерять пульс после восстановления

ответить на проблемный вопрос урока

стимулировать учебную активность учеников в ходе подведения итогов занятия: похвала, настрой на дальнейшую работу.

смотреть Приложение 5





Приложение 1

Комплекс общеразвивающих упражнений

Содержание

Дозировка

Методические указания

1.

И. п. – уз. ст., руки на пояс
1 – поворот головы вправо
2 – И. п.
3-4 – то же влево


4раза


не поднимать плечи, шире амплитуду движения, спина прямая

2.

И. п. – уз. ст., руки вперед в замок, ладонями вперед
1 – руки вверх, подняться на носки
2 – И. п.


8раз

не разжимать ладони, на 1- вдох,

на 2 – выдох

3.

И. п. – уз. ст., руки в стороны, ладони сжать в кулаки
1-4 – круговые движения в запястьях вперед
5-8 – то же назад



4раза

свести лопатки , кистями делать полный круг с усилием

4.

И. п. – уз. ст., руки в стороны
1-4 – круговые движения в локтевом суставе вперед
5-8 – то же назад


4раза

спина прямая, руки на уровне груди

5.

И. п. – уз. ст., руки на пояс
1 – поднять плечи вверх
2 – И. п.


8раз

спина прямая, соединить лопатки

6.

И. п. – уз. ст., руки на пояс
1-2 – поворот туловища вправо

3-4 – то же влево


8раз

каждый второй поворот с рывком

7.

И. п. – шир. ст., руки за голову
1 – наклон туловища вперед
2 – И. п.

3 – наклон назад

4 – И. п.



8раз

свести лопатки, прогнуться в пояснице, не опускать подбородок

8.

И. п. – уз. ст., руки вперед - стороны

1 – мах правой, коснуться кисти левой
2 – И. п.
3-4 – то же левой к правой



6раз

ногу опускать медленно на носок, руки не опускать

9.

И. п. – шир. ст., руки за голову присед на правую ногу
1 – перекат на левую
2 – И. п.


8раз

спина прямая, выполнять медленно, параллельно линии пола

10.

И. п. – уз. ст., руки на пояс
1 – выпад правая нога вперед
2 – И. п.
3-4 – то же левая


8раз

спина прямая, угол впереди стоящей ноги 90°

11.

И. п. – уз. ст., руки на пояс
1 – присед, руки вперед
2 – И. п.


10раз

спина прямая, пятки от пола не отрывать

12.

И. п. – осн. ст., руки на колени
1-4 – круговые движения в коленном суставе вправо
5-8 – то же влево


4раза

выполнять через полуприсед

13.

И.п. – правая нога на носок, руки на пояс

1-4 – круговые движения стопой по часовой стрелке

5-8 – тоже против часовой стрелки

1-8 – тоже только левая

2раза

выполнять с усилием

14.

И. п. – осн. ст., руки на пояс
1- 8 – прыжки на двух

1-8 – прыжки на правой ноге

1-8 – тоже на левой


4раза

невысокие разминочные прыжки, на передней части стопы, на полусогнутой ноге

15.

И. п. – уз. ст., правая рука хватом за левое запястье

1-4 – круговые движения кистью по часовой стрелке

5-8 – тоже против часовой стрелки

1-8 – тоже только левая рука хватом за правое запястье

2раза

выполнять с усилием






































Приложение 5

Комплекс упражнений для мышц спины

Упражнения выполнять сериями 3х20 раз

И.п.- уз.ст., наклон вперед, спина прямая, ноги слегка согнуты в коленях, гантели в руках;

1 – согнуть руки в локтевых суставах, подтянуть к поясу, соединить лопатки;

2 – И.п.

И.п.- лечь на живот, руки в замок за голову;

1 – вдох- поднять верхнюю часть корпуса вверх, соединить лопатки;

2 – выдох- и.п.

И.п.- лечь на живот, руки в замок за голову;

1 – вдох- поднять вверх один локоть и опереться на другой;

2 – выдох- и.п.;

3-4 – тоже в другую сторону.


И.п.- леч на живот, руки вперед;

1 – вдох - поднять верхнюю часть корпуса и потянуться руками вперед и вверх, сводя лопатки вместе так, чтобы кисти были выше локтей;

2 – выдох- и.п.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!