МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 90 г. ДОНЕЦКА»
Методическая работа
по предмету «Физическая культура»
на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроке легкой атлетики»
для обучающихся 7-х классов
учитель физической культуры
первой категории
Железнякова Татьяна Александровна
Донецк 2020
Аннотация
Содержание методической работы помогает педагогам получить сведения о наиболее рациональной организации педагогического процесса и дает ответ на вопрос: «Какие формы, методы и средства можно использовать для совершенствования техники выполнения бега по прямой, используя здоровьесберегающие технологии».
Урок разработан для обучающихся 7-х классов по теме «Легкая атлетика».
Содержание урока составлено в соответствии с примерной программой основного общего образования по физической культуре (Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура». 5-9 классы / сост. Михайлюк С.И., Макущенко И.В., Негода Е.А. и др. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 266 с.). Вид спорта «Легкая атлетика» входит в базовую часть программного материала.
Пояснительная записка
Урок физической культуры имеет определенную структуру: подготовительная часть, основная и заключительная.
Подготовительная часть (10 мин) начинается с построения, определения задач урока, повторения вопросов, связанных с техникой безопасности на уроке легкой атлетики. Затем учащиеся выполняют упражнения, предусмотренные планом урока; в это время осуществляется психологическая и физиологическая их подготовка. Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания, учащихся на решение поставленных задач с помощью заданий на внимание. Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному решению задач урока, а именно: подготовка голеностопных, плечевых, коленных, лучезапястных суставов и пальцев кисти к нагрузкам с помощью общеразвивающих упражнений, выполняемых фронтальным способом. Нагрузка в это время не вызывает утомление (ЧСС до 120 уд/мин).
В основной части урока (30 мин) для совершенствования техники бега по прямой используются подводящие и подготовительные упражнения (легкоатлетические упражнения, упражнения с мячом).
Параллельно с многократным повторением изученных движений, в различных меняющихся условиях, происходит и развитие физических качеств быстроты и выносливости к нагрузкам. Упражнения выполняются при ЧСС 140 – 180 уд/мин. Используя метод строго регламентированного и игрового упражнения учитель задает время и объем нагрузки, в паузах для отдыха обучающиеся выполняют упражнения на дыхание.
В заключительной части урока (5 мин) обучающие выполняют стретчинг на растягивание основных групп мышц, обеспечивая переход от состояния возбуждения организма к более спокойному и уравновешенному. Затем учитель подводит итоги урока, дает домашнее задание: комплекс упражнений для мышц спины.
Вывод.
Используемые на уроке инновационные здоровьесберегающие технологии:
упражнения для пальцев кисти улучшают координацию движений и мелкую моторику;
игры с мячом активизируют двигательную, психическую и умственную работоспособность; вызывают не только положительные, но и отрицательные эмоции, побуждая школьника к выполнению точных слаженных действий в команде; обогащают обучающихся новыми ощущениями, представлениями, понятиями, которые благоприятно сказываются на их умственном развитии;
дыхательная гимнастика восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект.
стретчинг - упражнения на растягивание повышают гладкость и эластичность мышц, увеличивают амплитуду движений
и подобранные методические приемы, формы, средства обучения способствуют овладению системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологическое благополучие, развитие способностей, физических качеств и свойств личности.
Таким образом при регулярных занятиях школьниками физической культурой укрепляется сердце, глубже становится дыхание, улучшаются химические процессы, происходящие в организме – обмен веществ. Физическая активность не только обеспечивает хорошее самочувствие, она отодвигает угрозу болезней.
Методическая работа содержит конкретные материалы, которые учитель физической культуры может использовать в своей работе.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
для учеников 5 класса
Тема: Легкая атлетика
Задачи урока: Совершенствовать технику выполнения бега по прямой. Способствовать развитию скорости и выносливости.
Цель: организовать работу учащихся по совершенствованию техники выполнения бега по прямой; развитие скорости и выносливости.
Задачи:
воспитательная: реализация принципа гармонического сочетания нравственных, физических и интеллектуальных качеств личности;
оздоровительная: укрепление здоровья учащихся, воздействие на умственную работоспособность, увеличение объема легких, профилактика плоскостопия;
дидактическая: совершенствование двигательных действий, развитие физических качеств и способностей;
развивающая: развитие творческих способностей;
прикладная: обучение сотрудничеству со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Тип урока: комплексный
Форма урока: практическое
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: план-конспект урока, секундомер, волейбольные мячи.
Ход урока
№ н/п | Содержание материала | Дозиров ка | Организационно-методические указания |
I | Подготовительная часть 10 мин. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Организация обучающихся. Построение, рапорт, приветствие, проверка по журналу, постановка учебных задач урока. Цель: обеспечить начальную организацию учеников, создать положительную мотивацию работы на уроке. Беседа на тему: Техника безопасности на уроке легкой атлетики в спортивном зале. Постановка проблемы: Этапы бега на короткие дистанции? Проверка ЧСС за 15сек Строевые приёмы на месте. Цель: совершенствовать технику строевых приёмов на месте, развивать координационные способности Ходьба: - на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову; - на внутренней, на внешней стороне стопы, руки на пояс; - перекатом с пятки на носок. Равномерный бег Комплекс общеразвивающих упражнений Цель: подготовка мышечно-связочного аппарата к нагрузкам, развитие гибкости, умения сохранять осанку. Проверка ЧСС за 15сек | 30сек 30сек 30 сек 30сек 30сек 6м 6м 6м 1мин 6 мин 30сек | обратить внимание на готовность к уроку. спросить о самочувствии учеников. Проверка внешнего вида учеников все упражнения выполняются по звуковому сигналу учителя, соблюдается дистанция и интервал 1 м, бег выполнять «по своей дорожке», темп бега сбавлять медленно, переходя на шаг. Этапы: старт, бег по прямой, финиш обучающимся с повышенным ЧСС дать индивидуальные задания для восстановления физического состояния следить за чёткостью выполнения команд, добиваться слаженности совместных действий в строю соблюдать дистанцию 1 м держать осанку, не опускать голову выполнять в медленном темпе, соблюдать дистанцию 1 м смотреть Комплекс № 1 выполнять фронтальным методом строго регламентируя упражнения школьники замеряют пульс и сравнивают с предыдущими показателями. |
II | Основная часть 30мин |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Совершенствовать технику выполнения бега по прямой Легкоатлетические упражнения - бег на передней части стопы - бег с высоким подниманием бедра - бег с захлестыванием голени - семенящий бег - бег с высоким подниманием бедра на месте – бег с ускорением по прямой линии - бег с захлестыванием голени на месте – бег с ускорением по прямой линии - челночный бег 4х6м Цель: углубленное изучение техники бега, доводя до автоматизма слаженную работу рук и ног Дыхательная гимнастика Цель: восстановление дыхания Упражнения с мячом в тройках: - броски мяча двумя руками из-за головы – бег «за мячом»; - броски мяча двумя руками ударом об пол - бег «за мячом». Дыхательная гимнастика Упражнения с мячом в парах: - игроки стоят в установленной точке, один катит мяч по полу в диагональ волейбольной площадки, второй оббегает площадку по периметру и берет мяч в руки; - игроки стоят в установленной точке, один бросает мяч снизу-вверх двумя руками, второй выполняет бег и ловлю мяча, затем меняются Цель: многократное повторение двигательного действия в различных меняющихся условиях, параллельно развитие быстроты и выносливости Проверка ЧСС за 15сек | 7мин 2х9м 2х9м 2х9м 2х9м 2х9м 2х9м 2 раза 2мин 8мин 2мин 10мин 1мин | выполнять на передней части стопы, не опускаясь на всю ногу смотреть Приложение 2 для зрительного ориентира используются линии волейбольной площадки (от лицевых до средней линии и обратно) обучающихся организовать с помощью посменного и поточного методов, упражнения выполняют группами по 5-7 чел. использовать соревновательный метод смотреть Приложение 3 бег выполнять 6-7м в среднем темпе, следить за техникой выполнения, смену в тройках выполнять по часовой стрелке Х-игроки, первым мяч бросает игрок 2 смотреть Приложение 3 использовать посменный метод организации учащихся выполнять по периметру волейбольной площадки 9м х 18м выполнять бег с ускорением использовать игровой и соревновательный методы выполнять по периметру волейбольной площадки 9м х 9м, броски вверх на расстояние 4-5м определить уровень утомления |
III | Заключительная часть 5 мин |
1. 2. 3. 4. | Стретчинг на растягивание мышц Проверка ЧСС за 15 сек Подведение итогов урока. Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Задание на дом: комплекс упражнений для мышц спины Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания, прививать интерес к предмету. Организованный уход | 2мин 1мин 1мин 1мин | смотреть Приложение 4, выполнять фронтально замерять пульс после восстановления ответить на проблемный вопрос урока стимулировать учебную активность учеников в ходе подведения итогов занятия: похвала, настрой на дальнейшую работу. смотреть Приложение 5 |
Приложение 1
Комплекс общеразвивающих упражнений
№ | Содержание | Дозировка | Методические указания |
1. | И. п. – уз. ст., руки на пояс 1 – поворот головы вправо 2 – И. п. 3-4 – то же влево | 4раза | не поднимать плечи, шире амплитуду движения, спина прямая |
2. | И. п. – уз. ст., руки вперед в замок, ладонями вперед 1 – руки вверх, подняться на носки 2 – И. п. | 8раз | не разжимать ладони, на 1- вдох, на 2 – выдох |
3. | И. п. – уз. ст., руки в стороны, ладони сжать в кулаки 1-4 – круговые движения в запястьях вперед 5-8 – то же назад | 4раза | свести лопатки , кистями делать полный круг с усилием |
4. | И. п. – уз. ст., руки в стороны 1-4 – круговые движения в локтевом суставе вперед 5-8 – то же назад | 4раза | спина прямая, руки на уровне груди |
5. | И. п. – уз. ст., руки на пояс 1 – поднять плечи вверх 2 – И. п. | 8раз | спина прямая, соединить лопатки |
6. | И. п. – уз. ст., руки на пояс 1-2 – поворот туловища вправо 3-4 – то же влево | 8раз | каждый второй поворот с рывком |
7. | И. п. – шир. ст., руки за голову 1 – наклон туловища вперед 2 – И. п. 3 – наклон назад 4 – И. п. | 8раз | свести лопатки, прогнуться в пояснице, не опускать подбородок |
8. | И. п. – уз. ст., руки вперед - стороны 1 – мах правой, коснуться кисти левой 2 – И. п. 3-4 – то же левой к правой | 6раз | ногу опускать медленно на носок, руки не опускать |
9. | И. п. – шир. ст., руки за голову присед на правую ногу 1 – перекат на левую 2 – И. п. | 8раз | спина прямая, выполнять медленно, параллельно линии пола |
10. | И. п. – уз. ст., руки на пояс 1 – выпад правая нога вперед 2 – И. п. 3-4 – то же левая | 8раз | спина прямая, угол впереди стоящей ноги 90° |
11. | И. п. – уз. ст., руки на пояс 1 – присед, руки вперед 2 – И. п. | 10раз | спина прямая, пятки от пола не отрывать |
12. | И. п. – осн. ст., руки на колени 1-4 – круговые движения в коленном суставе вправо 5-8 – то же влево | 4раза | выполнять через полуприсед |
13. | И.п. – правая нога на носок, руки на пояс 1-4 – круговые движения стопой по часовой стрелке 5-8 – тоже против часовой стрелки 1-8 – тоже только левая | 2раза | выполнять с усилием |
14. | И. п. – осн. ст., руки на пояс 1- 8 – прыжки на двух 1-8 – прыжки на правой ноге 1-8 – тоже на левой | 4раза | невысокие разминочные прыжки, на передней части стопы, на полусогнутой ноге |
15. | И. п. – уз. ст., правая рука хватом за левое запястье 1-4 – круговые движения кистью по часовой стрелке 5-8 – тоже против часовой стрелки 1-8 – тоже только левая рука хватом за правое запястье | 2раза | выполнять с усилием |
Приложение 5
Комплекс упражнений для мышц спины
Упражнения выполнять сериями 3х20 раз
И.п.- уз.ст., наклон вперед, спина прямая, ноги слегка согнуты в коленях, гантели в руках;
1 – согнуть руки в локтевых суставах, подтянуть к поясу, соединить лопатки;
2 – И.п.
И.п.- лечь на живот, руки в замок за голову;
1 – вдох- поднять верхнюю часть корпуса вверх, соединить лопатки;
2 – выдох- и.п.
И.п.- лечь на живот, руки в замок за голову;
1 – вдох- поднять вверх один локоть и опереться на другой;
2 – выдох- и.п.;
3-4 – тоже в другую сторону.
И.п.- леч на живот, руки вперед;
1 – вдох - поднять верхнюю часть корпуса и потянуться руками вперед и вверх, сводя лопатки вместе так, чтобы кисти были выше локтей;
2 – выдох- и.п.