СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе по теме"Что значит быть патриотом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Что значит быть патриотом".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания в 6 классе по теме"Что значит быть патриотом"»

Методическая разработка урока.

Тема урока «Что значит быть патриотом»


Автор: учитель истории

и обществознания

Сафонова Е.В.


Цель: сформировать представление учащихся о патриотизме, о нашей Родине и ее территориальном устройстве.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и приспособления: компьютер, экран, медиапроектор, карта России.

Методическое обеспечение: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 6 класс» словарь В.И.Даля, учебное пособие Я.В.Соколова «Наша Родина – Великая Россия», диск с фильмом «От Кремля до Рейхстага»

Ход урока

1. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.

2.Изучение нового материала

План

 1. Наша Родина — Россия, Российская Федерация.
 2. Русский язык — государственный.
 3. За что мы любим свою страну.

  1. Наша Родина –Россия, Российская Федерация.

Обсуждение вопросов из учебника в разделах «Вспомни» и «Объясним вместе»:
       - Как называлась в прошлом наша страна? Как она называется сейчас?
       - Что означает понятие «федерация»?

      Учащиеся вспоминают, что когда-то наша страна называлась Русь, Российская империя, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), СССР.
      Сейчас официальное название нашей страны — Российская Федерация или Россия. Это название страна обрела в 1991 году. Это же название зафиксировано в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.
      При этом важно, чтобы учащиеся с помощью карты показали территорию России, нашли на ней столицу — Москву, а также город , где они живут и где расположена их школа.
      Отвечая на второй вопрос, учащиеся могут испытывать затруднения. В этом случае учитель предлагает учащимся проделать терминологическую работу (работа со словарем). Задание: найдите в словаре объяснение слова «Федерация».  

Учитель:   Федерация — союз равноправных членов единого целого.
Каждый из участников такого объединения — субъект Федерации — имеет необходимые признаки полноценного государственного образования:
      — свою территорию;
      — свои органы власти;
      — свой основной закон — конституцию или устав;
      — свой герб, флаг.
      Ознакомлению со структурой государственной федерации поможет политическая карта России, на которую нанесены отдельные субъекты. Привлекается внимание учащихся в первую очередь к тому субъекту, в котором живут ученики данной школы, класса; найти его на карте, отметить каким-либо условным знаком на карте конкретный населенный пункт (флажок, цветной кружок и т. п.).
      
   2.   Пункт плана урока о русском языке изучается по тексту учебника. В процессе комментированного чтения текста обращается внимание на сопутствующие вопросы. Учитель: Признаки государственного языка:
      — официальное использование его в государственном делопроизводстве (на русском языке пишутся официальные государственные документы, ведутся переговоры с другими государствами);
      — обязательное изучение его в школах Российской Федерации.
Учащиеся: выступают дети с заранее подобранными пословицами о русском языке, высказываниями выдающихся деятелей культуры о языке.

Учитель: Задает вопрос: как народ относится к своему языку и какие пословицы о русском языке говорят о его значении в жизни народа?.

Ответы детей.
Закрепление изученного с помощью задания 3 рубрики «Проверь себя».
 

3. Раздел параграфа «За что мы любим свою страну» позволяет рассмотреть понятия «патриот», «патриотизм». Словарная работа с терминами «патриот», «патриотизм», «Отчизна».

       Важно на уроке убедиться, что учащиеся понимают смысл этих понятий, могут привести примеры, известные им из курсов истории, из прочитанных книг, из кинофильмов или из интернет-ресурсов.

Умение активно владеть терминами «патриот», «патриотизм», «Отчизна» следует проверить, предложив учащимся составить с ними словосочетания или предложения.


      В рубрике «Жил на свете человек» рассказывается о жизни В. И. Даля. После знакомства с его биографией учащимся предлагается ответить на следующий вопрос: «Достаточно ли родиться в том или ином месте, чтобы считаться патриотом?» Этот вопрос ориентирует на раскрытие связи между патриотизмом и принадлежностью к определенной земле, стране.

Вероятно, учащиеся могут уловить, что сам по себе факт рождения — важное условие, но не единственное.
      Далее предлагается учащимся ответить на следующий вопрос: «Как вы думаете, можно ли назвать В. И. Даля патриотом?»
      Пример жизненного пути В. И. Даля помогает понять, что нередко истинными патриотами России были люди, чьи предки являлись выходцами из других стран, но сами они служили на благо России, способствовали культурному развитию страны, вносили свой вклад в важные для народа области деятельности, т. е. были настоящими патриотами.

В рубрике «Картинная галерея» помещен известный учащимся плакат «Родина-мать зовет!».
      Предлагается учащимся объяснить название плаката. Это задание дает возможность с опорой на образ суровой женщины, воплотившей тип защитницы, труженицы времен Великой Отечественной войны, обсудить проблему близости для человека понятия «мать» и понятия «Родина».

Обсуждение задания рубрики «Обсудим вместе» о том, что для своей Родины могут сделать дети, позволяет подвести к выводу, что в чрезвычайных ситуациях дети нередко ведут себя как взрослые. Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

Учитель:      В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными (одному было 17, другому — 10 лет).
      Старший, Александр Николаевич (1795—1868), был награжден за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года — золотой шпагой.
      Младший, Николай Николаевич (1801—1843), был зачислен на военную службу в 10-летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков.

Выступление учащихся: пословицы о Родине и патриотизме:
      
      «Где жить, тем и слыть», «В каком народе живешь, того и обычья держись», «За морем теплее, а у нас светлее (веселее)», «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое», «Своя печаль чужой радости дороже», «Глупа та птица, которой гнездо свое немило», «С родной сторонки и ворона (и собачка) мила», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На родной стороне и камешек знаком», «Всякому мила своя сторона», «Своя земля и в горсти мила», «Без корня и полынь не растет».

      Важно, чтобы, высказываясь, учащиеся обращали внимание на такие проявления патриотизма, как посильный труд на общее благо, бескорыстная забота о родной природе, памятных местах страны, участие в спортивных и творческих конкурсах, состязаниях, олимпиадах.

3. Закрепление нового материала

      При закреплении материала полезно убедиться, что значение слова «патриот» учащимися понимается осознано и верно. Учащимся предлагается выполнить тест «Каков он – настоящий Российский патриот?» из учебного пособия Я.В.Соколова «Наша Родина – Великая Россия».

4. Итог урока.

-Заключительное слово учителя. Кто же такой настоящий патриот России? Это человек, который любит свою Родину. Но что значит – любить Родину? Для большинства россиян это:

  • действовать для ее блага,

  • гордиться ею,

  • не совершать того, что может ей навредить.

Учитель демонстрирует фрагмент фильма «От Кремля до Рейхстага» на экран с помощью компьютера и проектора.

-Выставление отметок, их аргументация.

5. Домашнее задание: учебник § 15, отвечать на вопросы из рубрики «В классе и дома».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!