СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3-м классе «Путешествие по России» программа по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3-м классе «Путешествие по России» программа по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова)»



Методическая разработка урока окружающего мира в 3-м классе (программа по системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова)

Файзуллина Рауза Халиловна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа



Цель: формирование представлений о России, eё территориальной целостности, обширности, разнообразии представленных объектов изучения.



Задачи:



Воспитание патриотических чувств: гордость за свою страну, ответственность за сохранение её богатства.

Формировать умения проектного способа обучения.

Формирование информационных компетенций: поиск и обработка информации, сопоставление фактов, оформление презентации.

Формирование коммуникативных компетенций: умение договариваться, умение работать в команде, выполняя свое поручение.

Оборудование: компьютер, ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал (фото, тексты, карты)



ХОД УРОКА



I. Обозначение темы урока



Тема урока задается с помощью электронной презентации «Путешествие по России» (Приложение 1) Показ презентации сопровождается занимательным материалом (загадки, отрывки из песен, рассказов, соответствующие иллюстрациям слайдов)



Учитель: Самые необыкновенные места есть в нашей России. Например, в якутском посёлке Оймякон зимой очень холодно, но и там живут и работают люди. На картах метеорологов всего мира Оймякон обозначен как Полюс холода Северного полушария… (По журналу «Вокруг света»)



Весь север России, кроме берегов Белого моря, занимает безлесая область – тундра. Всю длинную северную зиму она покрыта снегом. Дважды в году тундра бывает красива. Первый раз – в августе, когда созревает морошка и тундра меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз – в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. (По С.Буланову и Е. Ананьевой)



В пути обязательно что-то ждёшь, и чем трудней дорога, тем ожидание становиться необходимее. На таёжной тропе можно ждать знакомую низинку, что отметит половину пройденного пути, сваленную буреломом осину, где удобно передохнуть, скинув лямки рюкзака и расстегнув патронташ. (По А.Онегову)



Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной. (Лес)



Ах ты степь широкая,

Степь раздольная,

Широко ты, матушка, растянулася… (Степь)



Раскалённая земля. Тишина. Только, осыпаясь, шуршит песок. На горизонте чуть приметное облачко – путник вздохнул с надеждой: «Может, хоть на минуту набежит на солнце, накроет тенью!» (По В.Таланову)



II. Целеполагание



На доске географический контур РФ (размер 2-3 ватманских листа формата А1)



Учитель: Ребята, сейчас мы с вами – рекламное агентство. Нам предстоит выполнить очень важный заказ: создать рекламный щит для гостей нашей страны. На этом щите нужно представить наиболее значимую для иностранцев информацию о тех местах, которые мы можем предложить им посетить.

Я – директор рекламного агентства.

Коллеги, для начала мы просмотрим видеоролик, который у нас есть в агентстве. (Приложение 2)



Видеоматериал о некоторых объектах РФ



Учитель может выбрать значимые объекты той территории, где находится школа. Например, урок проводился в г. Красноярске, поэтому одним из объектов были выбраны Красноярские Столбы. Для формирования территориальных преставлений РФ выбраны Курильские острова. Кроме того, для детей это место на карте России малоизвестно. Еще мы выбрали озеро Байкал, чтобы подчеркнуть его уникальность в мировом масштабе. Обязательно одним из объектов должна являться столица России – город Москва.



III. Организация работы



Для реализации цели урока, дети разбиваются на группы (лучше рассадить по группам заранее). Продолжая игровой сюжет, детям предлагается разделиться на отделы агентства, в каждом из которых будет свой редактор (командир группы). Также, каждая группа – отдел получает свой пакет заданий. Учитель – директор дает установку на конечный продукт деятельности учащихся.



Учитель: Посмотрите на заготовку для нашего рекламного проспекта. Что на нем уже изображено? (На доске лист ватмана с географическим контуром России).

К концу урока на нем появится информация о России, с помощью которой у туристов сложится представление о нашей стране, и они смогут выбрать свой маршрут путешествия.

Нам предстоит обработать очень много информации, поэтому я как директор агентства приняла решение разделить вас на команды (отделы), каждая из которых будет готовить свой материал. В каждом отделе выберите своего редактора, т.е. командира. (Ребята проводят выборы – командир получает значок РЕДАКТОР).



На этом этапе урока очень важно определить критерии работы групп. Например, все сотрудники выполняли распоряжения редактора, работали оперативно, работали дружно, получили хороший результат. Критерии определяются исходя из коммуникативных задач, которые будет решать учитель на уроке. Предлагается оформить критерии в виде рейтинга отделов. Названия отделы получают в соответствии с выбранным объектом.



Учитель: По итогам за хорошую работу сотрудники агентства получат премию. Поэтому, я как директор помещаю стенд, где будет фиксироваться рейтинг отделов по критериям:

выполняли распоряжения своего редактора;

работали дружно, оперативно;

получили хороший результат.



Редакторы, подойдите к доске и выберете себе объект, с которым вы будете работать и пакет задания.



Выбор объекта на каждой полоске российского флага – то место, которое будет представлять команда: Москва, Байкал, Столбы, Курилы.



Пакет задания включает:



1) для каждого сотрудника отдела – функция:



работа с текстом;

работа с видео;

работа с фотографиями;

работа с картами;



2) редакционное задание (инструкция для группы);

3) примерные названия рубрик («Фотоальбом», «Это интересно», «Невероятно, но факт», «Глазами очевидцев», «Самое-самое…» и др.).

4) канцелярские принадлежности.



В середине класса размещены столы с различными источниками информации: 1-й стол – фотографии заданных объектов, 2-й – тексты с интересной информацией об этих объектах (для удобства и быстрой обработки информации тексты, печатаются по разлинованным строчкам и предварительно надрезаются), 3-й – различные карты РФ из атласа (физическая, климатические пояса, население и т.д.), 4-й – ноутбуки с видео и презентациями. Очень важно, кроме нужной информации, подложить информацию, не относящуюся к объектам.



Учитель: Коллеги, в вашем распоряжении несколько источников информации: видеоролик, презентация, фотографии, тексты, карты.

Редактор – командир назначает ответственных по каждому виду информации. (распределение ролей, карточки: работа с видео, работа с фото, работа с картами, работа с текстами)

В течение 10 минут вам нужно выбрать информацию, которую вы считаете наиболее полезной и интересной для иностранцев о вашем объекте, оформить фрагмент рекламного щита. В каждом фрагменте заданы рубрики. Вы можете выбрать подходящие для вашего фрагмента рубрики. Например, фотоальбом, интересный факт, глазами очевидцев, самое-самое, достопримечательности, говорят, что…, невероятно, но факт, которые будут размещены на общем плакате.

И еще: у каждой группы есть памятки, которые помогут успешно справиться с заданием отдела.



Вариант редакционного задания:



1. Отобрать необходимую информацию по тому объекту, который вы будете представлять.

2. Представить отобранный материал в виде рубрик.

создать фотоколлаж.

создать текст статьи.

3. Представьте свои материалы на общем плакате и приготовьте короткое сообщение на вечернюю планёрку.



Учитель: Вечером состоится планерка, где каждый отдел представит результат своей работы. Желаю удачи! Если возникнут вопросы, вы можете обратиться к директору, т.е. ко мне, за консультацией.



IV. Работа групп



По ходу работы проводится рейтинг команд по набранным баллам. После работы с источниками информации необходимо еще, примерно, 5 минут на оформление фрагмента. (Приложение 3)



V. Защита мини-проектов



По истечении отведенного времени, начинается защита мини-проектов каждой группы. Того, кто будет защищать работу должны выбрать ребята, или назначить командир.



Учитель: Итак, начинается вечерняя планёрка.



На доске крупным шрифтом написаны критерии, по которым проводится защита работ.



Вариант защиты по пунктам:



Какие рубрики вы создали?

Что нового узнали?

Чем ваш объект будет интересен иностранцу?

После защиты проекта группа размещает свой фрагмент на общую карту.



VI. Рефлексия работы



Во-первых, подводится рейтинг отделов по количеству набранных баллов. Выслушиваются отношения учеников к работе.



Учитель: Все отделы поработали хорошо, поэтому получат премию (отметки за урок).



Во-вторых, подводим результат по популярности рекламируемого места. Иначе говоря, насколько ярко и интересно был представлен объект группой.



У вас два кружочка красный и синий. Вы прослушали и сами рассказали про объекты РФ. Если вас заинтересовал рассказ другой группы, и вы хотели съездить именно туда, о чем они рассказывали, то приклейте красный кружок около этого объекта, а если вы хотите посетить то место, где находится ваш объект, то приклейте около него синий.



(В нашем классе самым популярным объектом оказались Курильские острова)



VII. Итог



Очень важно, чтобы продукт, полученный на уроке, нашел выход за пределы класса. Поэтому предлагаются варианты продолжения работы.



Спасибо за работу. Мне кажется, что получился замечательный рекламный щит. Вы сможете продолжить оформлять его, выбирая другие объекты России. Фото рекламного щита можно разместить на сайте школы, также работу эту работу вы можете вывесить в коридор, чтобы его увидели и другие ребята, учителя и родители.





































Самоанализ

урока русского языка по теме:

« Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова по сильной позиции»

Урок русского языка был проведен во 2 классе в рамках обмена опытом среди педагогов начальных классов.

Тип урока: урок контроля и оценки

Основная цель урока контроля и оценки для учителя: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.

На уроке целенаправленно осуществлялась переда учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом младшие школьники осваивали позиции «учителя» и «учащегося». Задания, которые предлагались детям для выполнения на уроке , отвечали следующим требованиям:

  • Задания были подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия( алгоритм работы) и способы самопроверки при его использовании

  • Задания содержали ошибки, связанные с использованием изученного способа действия для поиска, обнаружения и исправления ошибок, анализа их причин.

  • Среди предложенных заданий были задания с «ловушками».

На данном уроке учащиеся учились разграничивать собственные знания и незнания, задавать «умные вопросы», осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий.

Урок был построен в соответствии с основными компонентами в структуре урока контроля и оценки:

  1. Создание учебной ситуации

  2. Контроль и оценка использования способа действия

  3. Рефлексия

На уроке русского языка сочетались разные методы и приемы проведения :

  • проблемно-поисковый метод обучения;

  • исследовательский ;

  • учебные дискуссии;

  • наглядная презентация по ходу выполнения задания урока;









Основные формы организации деятельности учащихся на уроке:

  • учебный диалог;

  • групповая работа и работа в парах;

  • действовать в позиции «учителя» и «ученика»;

  • работа с известными алгоритмами действий;



Цель применения ИКТ на уроке:

  • усиление воспитательной функции урока

  • активизация познавательной деятельности учащихся

  • формирование коммуникативной компетенции

  • повышение уровня умения работать с информацией различных источников

  • формирование информационной культуры

В ходе урока были достигнуты цели и задачи . Данный урок позволил проявить учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме, осознать личное участие и ответственность за успех совместной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!