СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе"Кто такие птицы.Исследование пера птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе"Кто такие птицы.Исследование пера птицы"»

Конспект урока по окружающему миру

1 класс

Тема: «Кто такие птицы? Исследование пера птицы»

УМК «Школа России»

Учитель:Маркина Светлана Владимировна

Цели:

- сформировать представление на основе выявления отличительных признаков птиц;

- научить различать птиц от других групп животных;

- определять принадлежность птиц к своей группе;

Метапредметные:

Личностные:

- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

- приобретать новые знания, умения;

- стремиться к преодолению трудностей, осваивать новые виды деятельности;

- участвовать в творческом процессе;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия, операции;

- оценивать свои результаты;

Познавательные:

- понимать информацию;

- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-участвовать в общей беседе;

-задавать вопросы;

-отвечать на вопросы других;

Планируемые результаты:

- осознание понятия «птицы», умение находить и определять отличительные признаки птиц;

- формирование умственных действий обучающихся, которые направлены на применение полученных знаний в реальной жизни;

- проявление себя как индивидуальность , овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки;

Виды деятельности: работа по учебнику, работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, тестовая работа. работа с учебником, с дополнительной литературой ( энциклопедия).


Учебно-методическое обеспечение:

• учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2018; автор: А.А.Плешаков;

• рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2021


Ход урока


1 . Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились. (рыбы, насекомые)

- А сейчас мне работа по карточкам интересно было бы узнать, умеете ли вы их различать. На партах у вас лежат карточки с изображением животных.- Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они приготовили вам задание: определите какие из этих животных –насекомые? (изображение животных)

Сделаем вывод: - Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?

Игра «Бал насекомых и рыб». (Учитель называет различных насекомых. Если учитель называет насекомое, дети машут руками и кружатся, в других случаях показывают как плывут рыбы.)

3. Самоопределение деятельности.

- Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, ведь, отвечая на них, мы узнаем что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас музыкальную загадку (слушание звуки леса) Предположите о чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам).

- А на какие вопросы мы должны будем ответить? Чему научиться?

- Давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. Оказывается, он не один, у него в гостях Мудрая Черепаха. Присоединимся к их беседе. Но сначала узнаем, о чём говорил Муравей Черепахе. (рассказ Муравья Вопросика)

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

А вы как думаете, ребята?»

- Прочитайте тему урока на с. 36учебника. Предположите, что нового мы можем узнать на уроке? Чем будем заниматься?

4. Работа по теме урока.

- Рассмотрите рисунки на с. 36 и ответьте на вопросы

- Кого вы видите? Кто из них точно не птица? Белка- летяга, летучая мышь. Предположим, что это птица, но надо доказать, найти отличительные признаки птиц. Давайте попробуем побывать в роли ученых исследователей. Согласны?

А теперь послушайте загадку:

Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал.
Птицу эту кто узнал?..)-

Рассмотрим строение тела голубя Назовите части тела.

-Найдите эти части у летучей мыши. Покажите друг другу. Какой вывод можем сделать? Правильно, но этого признака недостаточно

-Вспомните строение рыб. У них такие же части. Чем покрыто тело рыб, а у птиц? Сделаем вывод : птицы - это такие животные, тело которых покрыто перьями.

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Практическая работа.

- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в учёных. А чем занимаются учёные? (наблюдают, исследуют, размышляют, делают выводы).

- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются? Чем похожи?  (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.)

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.

- Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)

- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое)

- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

- Итак, мы выяснили, что тело птицы- хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Перо имеет стержень и бородки. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.

- Скоро зима. Не забывайте, что нашим пернатым друзьям в это время особенно тяжело. Сделайте кормушки и подкармливайте их.

Работа в тетради с 23

5. Физкультминутка

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)


2.Беседа.

- Ребята, а знаете ли вы птиц, изображённых в учебнике на стр. 37? Назовите их. Что общего у всех этих птиц? (перья)

- А кто знает самую крупную птицу в мире?  (страус) А что вы о нём можете рассказать?  (Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.)

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой?  (пингвин)

- Посмотрите ещё раз на Мудрую Черепаху, изображённую в учебнике на стр. 36. Она украшена перьями. А чьи это перья?

Распустила хвост жар-птица

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс ……. (павлин) слайд 3

- Скажите, а для чего некоторым птицам нужно яркое оперение?  (для маскировки)


Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 1)

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.  (слайд 2)

Колибри - самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар.  

*Летучая мышь. Единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах деревьев, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью. Днём спят вниз головой. Вместо лап у них крылья!

VI. Рефлексия.

- Муравей Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы. Приведите примеры птиц.

- С каким настроением вы работали?

- Что понравилось на уроке?

- Что оказалось сложным?

- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек.

VII. Итог урока.

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!