СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Где живут слоны?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы узнать где живут слоны, ребятам необходимоотправиться в путешествие. В этом нам поможет наш старый друг - глобус.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Где живут слоны?"»




Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

урока, интегрирующего медиаобразование


«Такие разные уроки, но в каждом мастера рука»



Моисеенко Ольга Владимировна;

учитель начальных классов,

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Предгорного муниципального округа

Ставропольского края



Методическая разработка урока окружающего мира в начальной школе

Тема: «Где живут слоны?»

1 класс


Используемые технологии: информационные




2021 год

Тема: «Где живут слоны?»


Цель: формирование первоначальных представлений о жарких районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах.


Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-создание условий, обеспечивающих воспитание у детей интереса к изучению данной темы

-включение обучающихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности и личной ответственности за свою работу на уроке;

-формирование уважения к иному мнению;

-воспитание чувства любви к природе.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации в различных источниках;

- совершенствовать навыки культурного поведения.

Коммуникативные:

- готовность слушать и вести диалог;

- признавать существование различных точек зрения;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.


Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-находить на глобусе жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;

-анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

-приводить примеры животных жарких стран;

-устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Оборудование урока:

1.Компьютер, интерактивная доска, презентация (Приложение 4).

2. Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 1 класс,2ч.2012г., «Рабочая тетрадь» ч.2 к учебнику.

3. Глобус.

4. Раздаточный материал (Приложения 1-3).


Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.












Включение детей в деятельность на эмоционально значимом уровне. Учитель высказывает добрые пожелания детям и выражает им поддержку. (Слайд1)

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Ребята! Повернитесь. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки.

- С каким настроением пришли на урок?

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Я желаю вам удачи.

Подготовка класса к работе.

Эмоционально настраиваются на урок.

Высказывают свои ожидания от урока.


Личностные: самоопределение к деятельности.

Регулятивные: контроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.




2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


- О каких полюсах мы узнали на прошлом уроке? (Слайд 2)

- Чем они похожи?

- Где живут белые медведи?

- Где живут пингвины?

- Почему белые медведи не охотятся на пингвинов?

- Что такое Антарктида?

- Назовите животных Северного полушария.

- Назовите животных Южного полушария.

Выполняют задания на повторение.







Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов, обще-учебные – структурирование знаний.

3.

Постановка учебной задачи.



Приём создания проблемной ситуации.

Игра «Кто, где живёт» (Приложение 1)

На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Волк, рысь, рыбы, пингвин, белый медведь, слон). (Лес, Северный Полюс, река, Южный Полюс)

А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания.


-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?

- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?

Учитель открывает презентацию (Слайд 2)

- На прошлом уроке мы путешествовали по очень холодным районам нашей страны.

Напомните их названия.

- А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце? (ученики высказывают свое мнение)

- Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос. Что для этого надо сделать?

Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.

А что такое глобус? ( Модель Земли)

- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины. (Слайд 3)

Эта линия называется экватор.

Прочитайте, что такое экватор? Дети читают (Слайд 3)

- А сейчас обратимся к карте.

Найдите экватор выделенный красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? (Саванна)

- Зеленым? (Тропические леса)

- Именно в эти места мы сегодня и отправимся. (Приложение 2)

Постановка учебной задачи

Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие?

Что такое саванна?

Что такое влажные тропические леса?

Какие там природные условия?

Каких животных там можно встретить? Как они приспособились к жизни в этих условиях? (Учитель помогает и корректирует ответы детей)

- Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой?

- Где живут слоны? (Слайд 4)

- Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь!

Фронтальная работа: дети расселяют животных .







Дети сомневаются, куда расселить слона, предлагают разные варианты его расселения.

-Не знаем, где живет слон.

Где живут слоны?


Отвечают на вопросы учителя.

























Определяют тему, цель урока и формулируют их с помощью учителя

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия.

Познавательные: умения структурировать знание, определять способы действия.


Физминутка

- Давайте встанем…

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт

- Итак, мы попали в саванну.



4.

Изучение новой темы





Беседа о саванне. (Слайд 5)

- Ребята, саванну называют страной дремучих трав?

- А как вы думаете почему?

- В саванне растут травы и лишь изредка можно встретить кустарники или деревья.

До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи.

Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.

- Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных? (Да!)

- Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне.

- Вот послушайте и отгадайте о каком обитателе саванны говорится в этой загадке?

Такого роста нет ни у кого,

Длиннее шеи нет его.

Сорвёт листок с любой он высоты.

Он зверь необычайной красоты.

Имеет милый, кроткий нрав.

Так кто же этот зверь?

Ответ - ……..!

- Правильно, жираф.

- А ещё в саванне водится самая крупная птица в мире. Кто-нибудь знает как она называется?

(Африканский страус)

- А в чем особенность этой птицы?

- Это большая и тяжёлая птица, которая не умеет летать, но хорошо бегает.

- Давайте посмотрим на стр.14 нашего учебника какие ещё животные живут в саванне. (Слайд 6)

(Слона, птицу- секретарь, страус, лев, носорог)


Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их.












Приводить примеры животных жарких районов.
















Анализировать рисунок учебника

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу. Следовать плану ее реализации.

Познавательные: синтез, как составление целого из частей, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и выборе информации, формировать умение слушать и понимать других, формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Физминутка

- А сейчас, ребята, мы держим путь в тропические леса.

- - Давайте встанем…

Физкультминутка

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперёд.

Раз, два, три, четыре,

Полетел наш самолёт





Беседа о тропическом лесе. (Слайд 7)

В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты — 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними — еще и еще меньше. А в самом низу на земле — кусты, папоротники, травы...

Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами..

А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы.

Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще. Давайте посмотрим на стр. 15, что это за животные. (Слайд 8)

- Ребята, а какое животное мы встретили и в тропическом лесу и в саванне? (Слона)

- Слоны – самые крупные и тяжелые животные суши. А ещё слоны очень сильные, умные и добрые животные.

- Около каждого животного на рисунке дано название. Прочитайте название слонов. (Слайд 9)

- Давайте подумаем, где живет африканский слон? (В Африке)

- Правильно, эти слоны живут в Африке. (Показ на карте)

- А как вы думаете, где живет индийский слон? (В Индии)

- Правильно. (Показ на карте) (Слайд 10)

- На первый взгляд кажется, что они одинаковые. Но всё-таки существует ряд отличий.

- У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши.

- У африканских слонов большие уши, вогнутая спина.

Работа с картинками в рабочей тетради.

- Ребята, давайте откроем наши рабочие тетради на стр.12.

- Рассмотрите изображения слонов и попробуйте определить, где какой слон.

- Объясните своё решение.

(У индийского слона маленькие уши, а у африканского – большие)

Игра «Сказка» (Слайд 11)

- А как вы думаете, что такое бивни?

- Это видоизмененные передние зубы. Бивни очень прочные. Нужны они слону для того, чтобы выкапывать из земли съедобные корни, обдирать кору с деревьев и драться с врагами.

- А почему у слона такой длинный нос?

- Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью хобота слоны дышат, нюхают, едят и пьют, ощупывают и берут различные предметы.

- Ребята, у слона большие уши. А как вы думаете для чего слону такие большие уши?

- Когда слону жарко, он обмахивается своими огромными ушами. Уши предотвращают перегрев животного, испаряя со своих больших поверхностей тепло.

- Ещё один способ охладиться – обдать себя водой, грязью или пылью. Они много пьют, любят купаться и поиграть с водой.

- Еще одна особенность слонов – то, что они отличные пловцы. Когда слон плывет под водой, он высовывает конец хобота над её поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку.

- А чем питаются слоны?

- Слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, корни, цветы, плоды и семена растений. На поиск пищи у слона уходит около 16 часов в день.

- А как вы думаете, как слоны спят?

- Слоны спят два раза в сутки: несколько часов ранним утром, но иногда могут прилечь на бок.

- Вот у какого замечательного животного мы побывали сегодня в гостях.

Приводить примеры животных жарких районов.




















Анализировать рисунок учебника




Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.




















5.

Рефлексия учебной деятельности.


Наше путешествие подходит к концу. (Слайд 12-13)

- В каких районах Земли мы побывали?

- Чем саванна отличается от тропического леса?

(В тропическом лесу растут высокие деревья, а в саванне травы и лишь изредка кустарники и деревья)

- А кто из вас запомнил каких животных можно встретить в тропическом лесу? (Слоны, павлины, черепахи, крокодилы)

- А в саванне?

(Слона, птицу – секретарь, страуса, льва, носорога)

- Ответили ли мы на вопрос, заданный в начале урока Муравьем Вопросиком?

- Куда должен отправится Муравьишка, чтобы попасть в гости к слону?

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Регулятивные: контроль, оценка своих достижений на уроке, формировать умение осуществлять академическую, личностную, эмоциональную рефлексию.

Личностные: самоопределение.




6.

Подведение итогов урока

- Ребята, что вы сегодня на уроке узнали интересного о слонах?

- Теперь я думаю, вы сможете отличить индийского слона от африканского?

- Молодцы! Вы очень активно работали на уроке, хорошо отвечали. (Слайд 14)

- Муравей Вопросик решил вас поблагодарить и подарить вот таких слоников.

– Слонов любят и взрослые и дети. Недаром их изображают в виде игрушек, они становятся героями мультфильмов.  Посмотрите на этих забавных малышей и попробуйте назвать того, кто очень отличается от других.
– Это мамонтёнок. Как предполагают учёные, он является далёким предком современных слонов.

– Если вам понравился урок – приклейте мяч слону на хобот, а если вам было не интересно – приклейте мяч к ноге. (Приложение 3)

- Спасибо за урок.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.

Учитель благодарит детей за работу.







Список используемой литературы:


  1. Максимова Т. Н., Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 1 класс.- М.:ВАКО, 2018.

  2. Марголин Я.А., Где у растения дом? / - Москва: Издательство “Детская литература”, 1998.

  3. Плешаков А.А., учебник “Окружающий мир 1 класс”; рабочая тетрадь к учебнику

  4. Удивительный мир животных / Пер. с англ. В.В. Свечникова. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”. 2006. – 128 с.

  5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4001/main/106310/







Приложение 1 (Раздаточный материал)














Приложение 2 (Словарная работа)


ЭКВАТОР





САВАННА





ТРОПИЧЕСКИЕ

ЛЕСА






Приложение 3 (Раздаточный материал)






Приложение 4 (Презентация)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!