СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Новое время: встреча Европы и Америки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования у учеников первичных представлений об эпохе Нового времени

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Новое время: встреча Европы и Америки».»





Методическая разработка урока окружающего мира по теме:

«Новое время: встреча Европы и Америки».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 4 УМК “Школа России”

Технология: проблемного обучения.

Цель: создать условия для формирования у учеников первичных представлений об эпохе Нового времени

Задачи уроки:

- формировать первоначальное представление об эпохе Нового времени, научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;

- показать роль изобретений, науки, культуры и предпринимательства в истории Нового времени;

- развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать, обобщать, классифицировать, работать в команде;

- развивать речь, память и пространственное воображение;

- создавать условия для развития интереса к учению, в целом, к истории и географии, в частности, в целях преемственности со средним звеном;

- создавать условия для снятия психофизического напряжения;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Формируемые УУД (универсальные учебные действия):

Познавательные - осознавать познавательную задачу, слушать и смотреть, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника и дополнительной литературе;

коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;

личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Планируемые результаты урока.

Личностные:

- осознавать единство с окружающим миром;

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять понимание успешности при освоении темы;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Метапредметные.

Познавательные умения:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- формулировать тему урока и цель урока;

- планировать учебную деятельность;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- контролировать свою деятельность по результату;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные:

- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

- развитие умений задавать вопросы по теме;

- формирование умения организовывать общение учащихся друг с другом;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его.

Предметные

  • Иметь представление о продолжительности истории Нового времени.

  • Понимать роль Великих географических открытий в истории человечества.

  • Иметь представление об изменении философии людей Нового времени.

  • Понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества.



Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Истории славной великие даты

Мы будем по жизни нести.

Почувствуем сердцем, что было когда-то,

Представим себе вековые пути!


- Мы продолжаем путешествие на машине времени в прошлое, познавая новую науку – историю. А что такое история?

История- это наука о прошлом. История изучает то. Как жили разные народы, какие происходили события


ΙΙ. Актуализация знаний.

Прежде чем отправиться в следующую эпоху, вспомним всё то, что мы уже знаем.

Батарейка

1 этап. Работа в парах.

У вас на партах лежат вопросы и ответы на изученную тему на прошлом уроке. Я зачитываю первый вопрос, вы ищете ответ у себя на листочке. Ответ будет только у одной группы. Кто находит, поднимает руку, отвечает и далее зачитывает свой вопрос.

  1. Сколько лет продлилось Средневековье? (Тысяча)

  2. Воин на коне, закованный в латы, в шлем, с мечом и щитом. (Рыцарь)

  3. Где жили рыцари? (в замках)

  4. Как назывались металлические буквы? (Литеры)

  5. Основатель Христианства? (Иисус Христос)

  6. Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва.)

  7. Какие религии получили распространение в Средние века? (Ислам, буддизм, христианство, иудаизм.)

  8. Какое место выбирали для строительства замков? (Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки.)

  9. Чем был окружен замок? (Рвом с водой.)

  10. Где можно было согреться в таком жилище? (У камина.)

  11. Для чего проводились рыцарские турниры? (Для развлечения.)

  12. Когда было изобретено книгопечатание и кто его изобрел? (Немец Иоганн Гутенберг В 1445г.)

  13. Как называется здания для молитв у буддистов? (Буддисткие храмы)

  14. Какая историческая эпоха следует за Средними веками? (НОВОЕ время) ответ находится у учителя



Оцените свою работу на батарейке зеленый, желтый, красный.


ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.

- Итак, ребята, с какой эпохой мы сегодня познакомимся на уроке? (С эпохой Нового времени)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»? (1. Новое – это впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2) Новое - недостаточно знакомое, малоизвестное)

- Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»

- Взгляните на уже знакомую вам «ленту времени» и определите,- Когда началась эпоха Нового времени? Когда закончилась? Сколько веков длилась эта эпоха? (Началась в 500 г., закончилась в 1900 г, длилась почти 400 лет).

- Вас ничего не удивляет? Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?

- Сформулируйте вопросы, на которые мы хотим получить ответы в конце нашего урока.

(Подвести учащихся к формулированию задач урока)

- Почему эта историческая эпоха называется Новой?

- Как происходила встреча Европы и Америки?

Начиная с ΧV века, жизнь людей в Западной Европе стремительно изменялась. Средневековое общество уходило в прошлое, наступало Новое время. Свое название оно получило потому, что мир стал совершенно иным по сравнению с эпохой Средневековья.

Новое время славилась великими открытиями, путешествиями, научными открытиями, великие художники. А что именно изменилось, я предлагаю узнать, поработав в группах.


ΙV. «Открытие» учащимися нового знания.


2 этап - Работа в группе.

1 группа - Великие путешественники. Экспедиция Христофора Колумба

2 группа - Великие путешественники. Экспедиция ФернанаМагеллана

3 группа - Великие путешественники. Экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.

4 группа - Великие деятели искусства

5группа - Великие изобретатели

В каждой группе выбираете хранителя тишины, оформителей, докладчика.

Сначала изучаете самостоятельно текст, далее вместе работаете, отвечаете на вопросы. После этого оформители выбирают материал для кластера и оформляете свою работу. У каждой группы есть Qr-код. После выполнения работы докладчик выходит и рассказывает про какую тему изучали.


- Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе.


1 группа

Путешествие Христофора Колумба

В 1492 году Христофор Колумб отправился открывать новый материк - Индию. Он рассуждал так: Земля круглая и если плыть все время в одном направлении, то можно приплыть в Индию «с другой стороны».

Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Оттуда везли пряности, золото, драгоценные камни, картофель.

Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю. Только после смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля - это новый материк. Назвали новый материк – Америка.

1. В каком году Христофор Колумб предпринял своё путешествие? Как рассуждал Колумб?

2. Как назвал Христофор Колумб новую землю и его жителей? Узнал ли он, что открыл новый материк?

3. Как назвали материк после его смерти?

4 Что привозили из Америки?



2 группа

Путешествие Фернана Магеллана

Через 27 лет после открытия Америки В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан.

Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим.

Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли. Только один корабль после длительного, мучительного плавания вернулся на родину, на борту осталось 17 испанцев из 265. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года.

Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша. Ведь Колумб и его современники считали наоборот, что моря и океаны – лишь незначительная часть поверхности Земли.



1. Когда Фернан Магеллан совершил свою экспедицию, какой материк она обогнула и куда вышли её корабли?

2. Какой океан открыла экспедиция Фернана Магеллана? Как назвал Магеллан этот океан и почему?

3. Какие главные результаты экспедиции Фернана Магеллана?


3 группа

Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева

Последний неизвестный материк Земли был открыт русской экспедицией. Это была Антарктида. В 1820 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Экспедиция была очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал.

Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов.

Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

Их путешествие по северным морям было настолько тяжелым и опасным, что его смогли повторить лишь спустя сто лет.

  1. Когда была организована первая русская экспедиция к южным морям?

  2. Кто её возглавлял?

  3. Какие географические открытия совершила первая русская экспедиция к южным морям?

  4. Что ещё замечательного сделала первая русская экспедиция к южным морям, кроме географических открытий?


4 группа

Великие деятели искусства


Этот период подарил нам великих деятелей культуры и искусства.

Все эти люди жили и творили свои бессмертные произведения в эпоху Нового времени.

Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Нарисовал знаменитый портрет Мона Лиза или еще называют Джоконда. Он воплотил в себе идеал женской красоты.

Рафаэль Санти – итальянский живописец и архитектор и его известная всему миру картина «Сикстинская мадонна».

Писатель Жюль Верн– французский писатель, один из создателей научной фантастики. И его знаменитое произведение «20.000 лье под водой», «Дети капитана Гранта»

Даниэль Дефо – писатель. Приключенческий роман «Робинзон Крузо» восславил труд и волю к жизни.



5 группа

Великие изобретатели.

Без великих изобретений не могли быть сделаны открытия.

Два величайших изобретения 19 века- это паровоз и пароход.

Паровоз - первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 г.

Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермонт» построен в 1809 г.

Была сделана первая фотография.
Автомобиль. Первый автомобиль на пару был изобретен в 1769г.
Появилась телефонная связь, первый телефонный аппарат. Начало было положено в 1876г.

К концу 19 века появилось электрическое освещение, радио.

В Лондоне построили первую линию Метро.

Именно технические достижения Нового времени поднялись на более высокую ступень развития).



  1. Какие открытия были сделаны?

  2. Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений?




2. А почему тема называется: Встреча Европы с Америкой?


- Кроме технических изобретений ещё были изобретены Лекарства.

Раз появились лекарства от страшных болезней, то и люди стали жить дольше и численность их увеличивалась.

- Какой можно сделать вывод? (Им нужно было много места)

Европейцам становилось тесно в своей части света. Поэтому куда они отправились? (В путешествия) Для чего? (Для открытия новых земель)

Вывод:

Новое время – это эпоха великих географических открытий, технических изобретений, что облегчило жизнь европейцам, они расширяли границы, расселялись по планете.

Продолжает развиваться книгопечатанье.

Оценивание 2 этапа.

Оцените при помощи батарейки работу в группах.

-А могли в то время придумать батарейку?


  1. Физкультминутка

«Морское путешествие»

1. Наш корабль плывёт по волнам (движение руками от груди в стороны)

2.Ветер надувает паруса (глубокий вдох с надуванием щёк и выдох)

3. Впереди показалась земля (наклон вперёд и в сторону рука «под козырёк»)

4.Опускаем шлюпки и гребём к земле (движение руками «гребля»)

5. И вот он долгожданный берег! Давайте пробежимся по песочку! (бег на месте)

А почему на корабле плыли, а не на самолете летели или в космической ракете? МОЖНО ТОЖЕ ОЦЕНИТЬ


6. Итог урока. Следующий этап.


- Подведём итог работе в виде синквейна. Правила оформления.

Заслушать несколько синквейнов, остальные проверю сама.

У вас осталась одно не закрашенное деление, оцените свои впечатления в целом урока.

А сейчас свои батареечки и синквейны повесьте на доску.



Домашнее задание.


1. Учебник с. с 22-27 – перечитать, ответить на вопросы.

2. Выполнить задания в тетради на с. 9 -10.

3. По желанию дополнительно на оценку заполнить таблицу.

Название изобретения

Год и страна изобретения.

Автор изобретения

Назначение изобретения




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!