Методическая разработка урока окружающего мира по теме:
«Новое время: встреча Европы и Америки».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Класс: 4 УМК “Школа России”
Технология: проблемного обучения.
Цель: создать условия для формирования у учеников первичных представлений об эпохе Нового времени
Задачи уроки:
- формировать первоначальное представление об эпохе Нового времени, научить отличать эпоху Нового времени от других эпох;
- показать роль изобретений, науки, культуры и предпринимательства в истории Нового времени;
- развивать умения работать с различной информацией, планировать и контролировать свою деятельность, анализировать, обобщать, классифицировать, работать в команде;
- развивать речь, память и пространственное воображение;
- создавать условия для развития интереса к учению, в целом, к истории и географии, в частности, в целях преемственности со средним звеном;
- создавать условия для снятия психофизического напряжения;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Формируемые УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные - осознавать познавательную задачу, слушать и смотреть, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника и дополнительной литературе;
коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;
личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Планируемые результаты урока.
Личностные:
- осознавать единство с окружающим миром;
- проявлять интерес к изучению темы;
- проявлять понимание успешности при освоении темы;
- проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
Метапредметные.
Познавательные умения:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
- формулировать тему урока и цель урока;
- планировать учебную деятельность;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
- контролировать свою деятельность по результату;
- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные:
- стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;
- развитие умений задавать вопросы по теме;
- формирование умения организовывать общение учащихся друг с другом;
- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его.
Предметные
Иметь представление о продолжительности истории Нового времени.
Понимать роль Великих географических открытий в истории человечества.
Иметь представление об изменении философии людей Нового времени.
Понимать роль научных открытий и технических изобретений в развитии человечества.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Истории славной великие даты
Мы будем по жизни нести.
Почувствуем сердцем, что было когда-то,
Представим себе вековые пути!
- Мы продолжаем путешествие на машине времени в прошлое, познавая новую науку – историю. А что такое история?
История- это наука о прошлом. История изучает то. Как жили разные народы, какие происходили события
ΙΙ. Актуализация знаний.
Прежде чем отправиться в следующую эпоху, вспомним всё то, что мы уже знаем.
Батарейка
1 этап. Работа в парах.
У вас на партах лежат вопросы и ответы на изученную тему на прошлом уроке. Я зачитываю первый вопрос, вы ищете ответ у себя на листочке. Ответ будет только у одной группы. Кто находит, поднимает руку, отвечает и далее зачитывает свой вопрос.
Сколько лет продлилось Средневековье? (Тысяча)
Воин на коне, закованный в латы, в шлем, с мечом и щитом. (Рыцарь)
Где жили рыцари? (в замках)
Как назывались металлические буквы? (Литеры)
Основатель Христианства? (Иисус Христос)
Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва.)
Какие религии получили распространение в Средние века? (Ислам, буддизм, христианство, иудаизм.)
Какое место выбирали для строительства замков? (Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки.)
Чем был окружен замок? (Рвом с водой.)
Где можно было согреться в таком жилище? (У камина.)
Для чего проводились рыцарские турниры? (Для развлечения.)
Когда было изобретено книгопечатание и кто его изобрел? (Немец Иоганн Гутенберг В 1445г.)
Как называется здания для молитв у буддистов? (Буддисткие храмы)
Какая историческая эпоха следует за Средними веками? (НОВОЕ время) ответ находится у учителя
Оцените свою работу на батарейке зеленый, желтый, красный.
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.
- Итак, ребята, с какой эпохой мы сегодня познакомимся на уроке? (С эпохой Нового времени)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»? (1. Новое – это впервые созданное или сделанное, появившееся или возникшее недавно, взамен прежнего, вновь открытое. 2) Новое - недостаточно знакомое, малоизвестное)
- Тема урока: «Новое время: встреча Европы и Америки»
- Взгляните на уже знакомую вам «ленту времени» и определите,- Когда началась эпоха Нового времени? Когда закончилась? Сколько веков длилась эта эпоха? (Началась в 500 г., закончилась в 1900 г, длилась почти 400 лет).
- Вас ничего не удивляет? Можно ли считать новым то, что появилось 500 лет назад?
- Сформулируйте вопросы, на которые мы хотим получить ответы в конце нашего урока.
(Подвести учащихся к формулированию задач урока)
- Почему эта историческая эпоха называется Новой?
- Как происходила встреча Европы и Америки?
Начиная с ΧV века, жизнь людей в Западной Европе стремительно изменялась. Средневековое общество уходило в прошлое, наступало Новое время. Свое название оно получило потому, что мир стал совершенно иным по сравнению с эпохой Средневековья.
Новое время славилась великими открытиями, путешествиями, научными открытиями, великие художники. А что именно изменилось, я предлагаю узнать, поработав в группах.
ΙV. «Открытие» учащимися нового знания.
2 этап - Работа в группе.
1 группа - Великие путешественники. Экспедиция Христофора Колумба
2 группа - Великие путешественники. Экспедиция ФернанаМагеллана
3 группа - Великие путешественники. Экспедиция Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева.
4 группа - Великие деятели искусства
5группа - Великие изобретатели
В каждой группе выбираете хранителя тишины, оформителей, докладчика.
Сначала изучаете самостоятельно текст, далее вместе работаете, отвечаете на вопросы. После этого оформители выбирают материал для кластера и оформляете свою работу. У каждой группы есть Qr-код. После выполнения работы докладчик выходит и рассказывает про какую тему изучали.
- Прежде чем приступить к работе, вспомним правила работы в группе.
1 группа Путешествие Христофора Колумба В 1492 году Христофор Колумб отправился открывать новый материк - Индию. Он рассуждал так: Земля круглая и если плыть все время в одном направлении, то можно приплыть в Индию «с другой стороны». Экспедиция Колумба двинулась на Запад. На пути показалась земля, которую моряки приняли за Индию. Колумб назвал эту землю Индией, а население индийцами. Оттуда везли пряности, золото, драгоценные камни, картофель. Христофор Колумб так и не узнал, что открыл новую землю. Только после смерти Колумба другой итальянский путешественник доказал, что открытая Колумбом земля - это новый материк. Назвали новый материк – Америка. 1. В каком году Христофор Колумб предпринял своё путешествие? Как рассуждал Колумб? 2. Как назвал Христофор Колумб новую землю и его жителей? Узнал ли он, что открыл новый материк? 3. Как назвали материк после его смерти? 4 Что привозили из Америки? |
2 группа Путешествие Фернана Магеллана Через 27 лет после открытия Америки В 1519 году португалец Фернан Магеллан предпринял первую кругосветную экспедицию. Пять кораблей экспедиции достигли материка Южная Америка, обогнули его и вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, ни один шторм не потревожил мореплавателей пока они пересекали этот океан. Магеллан назвал океан Тихим. Главные результаты экспедиции Магеллана: окончательно доказано, что Земля круглая; открыты многие острова и новый океан; дополнена карта Земли. Только один корабль после длительного, мучительного плавания вернулся на родину, на борту осталось 17 испанцев из 265. Первое в истории кругосветное путешествие закончилось. Оно продолжалось почти три года. Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую площадь, чем суша. Ведь Колумб и его современники считали наоборот, что моря и океаны – лишь незначительная часть поверхности Земли. 1. Когда Фернан Магеллан совершил свою экспедицию, какой материк она обогнула и куда вышли её корабли? 2. Какой океан открыла экспедиция Фернана Магеллана? Как назвал Магеллан этот океан и почему? 3. Какие главные результаты экспедиции Фернана Магеллана? |
3 группа Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.И. Лазарева Последний неизвестный материк Земли был открыт русской экспедицией. Это была Антарктида. В 1820 гг. состоялась первая русская морская экспедиция в южные моря. Руководили этой экспедицией Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев. Экспедиция была очень долгой и трудной из-за холодов и сложности пути, ведь в эти моря ещё никто не исследовал. Экспедиция Беллинсгаузена - Лазарева считается одной из самых важных в истории географических открытий: открыт шестой материк — Антарктида, открыты и нанесены на карту 29 островов. Собраны уникальные научные коллекции. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных. Их путешествие по северным морям было настолько тяжелым и опасным, что его смогли повторить лишь спустя сто лет. Когда была организована первая русская экспедиция к южным морям? Кто её возглавлял? Какие географические открытия совершила первая русская экспедиция к южным морям? Что ещё замечательного сделала первая русская экспедиция к южным морям, кроме географических открытий? |
4 группа Великие деятели искусства Этот период подарил нам великих деятелей культуры и искусства. Все эти люди жили и творили свои бессмертные произведения в эпоху Нового времени. Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер. Нарисовал знаменитый портрет Мона Лиза или еще называют Джоконда. Он воплотил в себе идеал женской красоты. Рафаэль Санти – итальянский живописец и архитектор и его известная всему миру картина «Сикстинская мадонна». Писатель Жюль Верн– французский писатель, один из создателей научной фантастики. И его знаменитое произведение «20.000 лье под водой», «Дети капитана Гранта» Даниэль Дефо – писатель. Приключенческий роман «Робинзон Крузо» восславил труд и волю к жизни. 5 группа Великие изобретатели. Без великих изобретений не могли быть сделаны открытия. Два величайших изобретения 19 века- это паровоз и пароход. Паровоз - первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 г. Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермонт» построен в 1809 г. Была сделана первая фотография. Автомобиль. Первый автомобиль на пару был изобретен в 1769г. Появилась телефонная связь, первый телефонный аппарат. Начало было положено в 1876г. К концу 19 века появилось электрическое освещение, радио. В Лондоне построили первую линию Метро. Именно технические достижения Нового времени поднялись на более высокую ступень развития). Какие открытия были сделаны? Что изменилось в жизни людей с появлением этих изобретений? |
2. А почему тема называется: Встреча Европы с Америкой?
- Кроме технических изобретений ещё были изобретены Лекарства.
Раз появились лекарства от страшных болезней, то и люди стали жить дольше и численность их увеличивалась.
- Какой можно сделать вывод? (Им нужно было много места)
Европейцам становилось тесно в своей части света. Поэтому куда они отправились? (В путешествия) Для чего? (Для открытия новых земель)
Вывод:
Новое время – это эпоха великих географических открытий, технических изобретений, что облегчило жизнь европейцам, они расширяли границы, расселялись по планете.
Продолжает развиваться книгопечатанье.
Оценивание 2 этапа.
Оцените при помощи батарейки работу в группах.
-А могли в то время придумать батарейку?
Физкультминутка
«Морское путешествие»
1. Наш корабль плывёт по волнам (движение руками от груди в стороны)
2.Ветер надувает паруса (глубокий вдох с надуванием щёк и выдох)
3. Впереди показалась земля (наклон вперёд и в сторону рука «под козырёк»)
4.Опускаем шлюпки и гребём к земле (движение руками «гребля»)
5. И вот он долгожданный берег! Давайте пробежимся по песочку! (бег на месте)
А почему на корабле плыли, а не на самолете летели или в космической ракете? МОЖНО ТОЖЕ ОЦЕНИТЬ
6. Итог урока. Следующий этап.
- Подведём итог работе в виде синквейна. Правила оформления.
Заслушать несколько синквейнов, остальные проверю сама.
У вас осталась одно не закрашенное деление, оцените свои впечатления в целом урока.
А сейчас свои батареечки и синквейны повесьте на доску.
Домашнее задание.
1. Учебник с. с 22-27 – перечитать, ответить на вопросы.
2. Выполнить задания в тетради на с. 9 -10.
3. По желанию дополнительно на оценку заполнить таблицу.
Название изобретения | Год и страна изобретения. | Автор изобретения | Назначение изобретения |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |