Урок по окружающему миру в 1 классе
Тема урока: "Что вокруг нас может быть опасным?"
Цель урока: учить детей видеть опасность со стороны самых обычных вещей и соблюдать осторожность при обращении с ними.
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, принятие решений;
осознание значимости в речи математических терминов; актуализация мыслительной и вычислительной деятельности;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
прислушиваться к речи учителя, внимательно слушать загадки.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (ставить цель);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
отработка вычислительных навыков и навыков письма цифр; математических знаков.
целеполагание, оценка;
уметь быстро и четко следовать указаниям учителя;
оценка усвоенного материала;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
развивать умение извлекать информацию из вопросов, иллюстраций, текстов, загадок; наглядного материала.
на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (в начале урока);
поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие математических текстов (стихи);
применение методов информационного поиска (на протяжении всего урока);
структурирование знаний (итог урока);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной (работа с текстом задачи, текстов устного счета);
выделение необходимой информации, построение речевого высказывания, контроль и оценка процесса и результата деятельности.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Коммуникативные УУД:
развиваем умение слушать и понимать других, принимать учебную задачу;
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре, в группе, индивидуально;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе, развитие чувства прекрасного;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, математическим языком, терминами.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы говорили о том, что окружает нас дома. Вы нарисовали предметы разных категорий. Давайте каждый повесит свой рисунок в нужную группу на доску: мебель, электроприборы, одежда, посуда.
– Эти предметы приносят человеку пользу? (Да.)
- А могут ли эти предметы быть опасными? (Да, могут.)
– Чему мы будем учиться на уроке?
2. Постановка цели
– Сегодня на уроке мы узнаем, что обычные вещи и предметы, которые есть у каждого из вас дома, могут быть опасными для вашего здоровья, если с ними обращаться неосторожно.
3. Изучение нового материала
– Некоторые вещи и предметы в квартире могут быть опасными и безопасными; могут помогать человеку, а могут мешать. Это зависит от человека. Если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, то они никогда не навредят его здоровью.
– Какие вещи или приборы могут быть опасными дома, вы сейчас узнаете.
Задание. У вас на партах зеленые листочки. На листочках группы предметов, обведите лишний предмет в каждом ряду.
– Назовите лишние предметы, которые обвели (Телевизор, утюг, чайник.)
– Дайте общее название этим предметам. (Электроприборы.)
Опасность первая – электроприборы.
– Когда и почему они могут быть опасными?
Они могут быть опасны, потому что при неправильном использовании этих приборов нас может ударить током. Также электроприборы нельзя оставлять надолго без присмотра включенными в розетку, т.к. может произойти короткое замыкание и случится пожар.
- А знаете ли вы, что такое короткое замыкание? Это когда провода, которые находятся под напряжением, соединяются между собой. И вследствие этого может случиться пожар.
- Как нам нужно обращаться с электроприборами?
Ответы детей. Выводим правила.
1. Уходя из дома даже из комнаты, обязательно выключай телевизор, утюг и другие электрические приборы.
2. Никогда не тяни за электрический провод руками.
3. Ни в коем случае не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них.
– Надо помнить, что включенные электроприборы нельзя тушить водой, так как вода проводит ток. Сначала их надо отключить, а потом тушить пожар.
– Ещё от чего может произойти пожар? (от спичек)
– Как себя вести при пожаре? Сообщить взрослым, накрыть горящий предмет одеялом.
-Как вызвать пожарную службу? 01, 101 или 112.
Опасность вторая – острые и колющие предметы
Задание. На желтых листочках в каждом ряду отметь лишние предметы. (Ножницы, спицы для вязания, нож)
– Как можно назвать эти предметы? (колющие и режущие предметы)
- Когда и почему они могут быть опасными? (об них можно пораниться)
- Как нужно хранить колющие и режущие предметы?
Ответы детей: Все острые, колющие предметы и режущие предметы обязательно надо класть на свои места и хранить в чехле.
С опасными предметами нужно обращаться осторожно:
-не бегать с ними;
-не размахивать ими;
-подавать человеку ручкой вперед – так, чтобы острая часть не была на него направлена;
-работая с иголками и булавками не брать их в рот, не втыкать их в одежду или мягкую мебель.
Младшим школьникам пользоваться опасными предметами можно только под присмотром взрослых.
4.Физминутка
Мы пожарниками были (сгибая ноги, наклоняются, имитируя надевание комбинезона)
И пожар мы так тушили. (соединяют руки, как будто держат шланг)
Поворачиваем шланги вправо. (туловище и руки поворачивают вправо)
Поворачиваем шланги влево. (туловище и руки поворачивают влево)
Раз, раз, раз и огонь погас. (руки поднимают вправо и вверх, влево и вверх, руки опускают влево и вниз, вправо и вниз, и в конце разводят руки в стороны).
Опасность третья – лекарства
Чтобы узнать третью группу, отгадаем загадки.
1.Их при гриппе и простуде
Трижды в день глотают люди.
(Таблетки)
2.Спала чтоб температура
Вот вам жидкая … .
(Микстура)
3.Если мальчик упадёт
И коленку обдерёт —
Ранку высушит, прижжёт
Медицинский жгучий … .
(Йод)
4.Принимают для здоровья
Их весною и зимою.
Для Артема и Марины,
Что полезно?..
(Витамины)
– Как можно назвать одним словом эти предметы? (Лекарства)
– Чем лекарства могут быть опасны?
Лекарства должны лечить. Но только взрослый человек должен контролировать прием лекарства, так как принятое неправильно, оно может принести вред. И даже витамины, сладкие и приятные на вкус, нужно принимать в присутствии взрослых и в тех дозах, которые указаны в инструкции. Если съесть их большее количество, то на коже может высыпать сыпь, а может произойти и еще худшее – отравление.
– По какому номеру и куда надо позвонить при отравлении или если вы поранились об острый предмет? (03, 103, 112)
5. Первичное закрепление во внешней речи
- Назовите еще раз, какие опасности могут встретить нас дома.
-Электроприборы, колющие и режущие предметы, лекарства.
Игра «Опасно-безопасно»
- Я называю предмет. Если предмет может быть опасным, то вы хлопаете один раз в ладоши.
Стол, ножницы, матрешка, книга, таблетка, дорога, тетрадь, ручка, игла, нож, лекарства, яблоко, утюг.
Но не только в домах нас подстерегают опасности. Мы все живем в городе и каждый день ходим по улице, в том числе и по дорогам. Чтобы не случилось опасных ситуаций с нами на дорогах, мы должны знать и выполнять правила дорожного движения.
6.Работа по учебнику
Давайте с вами теперь откроем учебник на странице 4,3(43) и рассмотрим картинку.
– Назовите предметы, изображенные на с.43. (Знак «Пешеходный переход», светофор.)
– Могут ли данные предметы быть опасными?
Это предметы – помощники.
– Какую помощь они нам оказывают? (Помощь при переходе улицы)
– Сформулируйте правила перехода улицы. Переходить улицу нужно только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора.
- О чем нам говорит красный сигнал светофора? желтый? зеленый?
– Какие правила дорожного движения вы знаете?
– Где необходимо переходить дорогу?
Игра “На дороге”
– Представим, что вы пешеходы. На доске будут появляться цвета светофора.
Если зеленый, то имитируем ходьбу. Если желтый, то стоим, руки вытянуты вперед. Если красный, то стоим, руки скрещены над головой.
Вывод: надо соблюдать правила дорожного движения, чтобы избежать безопасности на дороге.
7. Закрепление изученного
У вас на партах лежат карточки. Я зачитываю утверждение, если оно верно, то вы закрашиваете кружок зеленым цветом, а если неверно, то кружок - красным цветом.
1. Ножницы неопасны для детей.
2. Нельзя пить лекарства без взрослых.
3. Можно переходить улицу на красный свет.
4. В случае пожара убежать и никому не рассказывать о нем.
5. Нужно соблюдать правила безопасности.
Сравните свои ответы с эталоном на слайде.
8.Рефлексия.
-Какой теме мы посвятили сегодняшний урок?
-Справились ли мы с целью, которую ставили в начале урока?
-Где нам пригодятся эти знания?
- Оцените свою работу с помощью сигнала светофора.
Зеленый – все получилось.
Жёлтый – были ошибки.
Красный – не справился с заданиями.
Домашнее задание: нарисовать памятку-рисунок о правилах безопасности дома или на дороге.
К арточки Опасность первая – электроприборы.
К арточки Опасность вторая – острые и колющие предметы
Карточки для закрепления изученного