Урок 12. Орфей и Эвридика
Форма проведения: урок-концерт.
Цель урока: формирование слухового и зрительного опыта при восприятии произведений искусства.
Задачи урока: развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к окружающей жизни.
Рекомендуемый аудио- и видеоряд
К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
К. Монтеверди. «Орфей».
И. Стравинский. Балет «Орфей».
P.M. Рильке. «Сонеты к Орфею».
Овидий. «Метаморфозы» («Орфей», «Песнь Орфея», «Гибель Орфея»),
Н. Пуссен. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой».
А. Канова. «Орфей», «Эфридика».
Ход урока
(Звучит музыка (звуки флейты), увертюра к опере Глюка «Орфей и Эвридика»).
Учитель: Однажды ранней весной, когда на деревьях распускались первые листочки, сидел великий певец Орфей на невысоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял ее певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивного пения. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные, столпились дикие звери, покинувшие окрестные леса и горы. Птицы слетелись слушать певца. Даже деревья сдвинулись с места и окружили Орфея; дуб и тополь, стройные кипарисы и широколистые платаны, сосны и ели толпились кругом и слушали певца; ни одна ветка, ни один лист не дрожал на них. Вся природа казалась очарованной дивным пением и звуками кифары Орфея.
(Н. Пуссен. «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»).
Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил ее певец Орфей. Однажды, вскоре после свадьбы, прекрасная Эвридика собирала со своими юными резвыми подругами нимфами весенние цветы в зеленой долине. Не заметила Эвридика в густой траве змеи и наступила на нее. Ужалила змея юную жену Орфея. Громко вскрикнула Эвридика, побледнела, сомкнулись ее очи. Яд змеи пресек ее жизнь. Не мог Орфей примириться с этой утратой. Долго оплакивал он свою Эвридику, и плакала вся природа, слыша его грустное пение.
(К.В. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», ария Орфея «Потеряля Эвридику»),
Решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему Эвридику. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей пел Орфей. Все царство Аида внимало пению Орфея, всех очаровала его песня. Слезы блестели и на глазах не знающих жалости фурий, и владыки Аида, даже их тронул своей песней Орфей. Но вот все тише звучат струны золотой кифары, все тише песнь Орфея,' и замерла она, подобно чуть слышному вздоху печали.
Согласился Аид вернуть Эвридику на землю, однако поставил перед Орфеем условие не оглядываться во время обратного пути из подземного царства на следовавшую за ним Эвридику. Орфей нарушил условие, забыв все, он остановился и обернулся. Почти рядом с собой увидал он тень Эвридики. Протянул к ней руки Орфей, но дальше, дальше тень - и потонула во мраке. Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием. Эвридика навсегда была возвращена в загробный мир. Ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой второй смерти был он сам.
Орфей умер от тоски по Эвридике; рассказывали, что соловьи, свившие гнезда возле могилы Орфея, пели приятней и громче прочих соловьев. Вся природа оплакивала Орфея: плакали деревья и цветы, плакали звери и птицы, и даже немые скалы плакали, а реки стали многоводней от слез, которые проливали они. Нимфы и дриады в знак печали распустили свои волосы и надели темные одежды. Золотую же кифару Орфея боги поместили потом на небе среди созвездий.
Овидий. Метаморфозы («Гибель Орфея») - чтение отрывка.
Душа Орфея сошла в царство теней и вновь увидала те места, где искал Орфей свою Эвридику. Снова встретил великий певец тень Эвридики и заключил ее с любовью в свои объятия. С этих пор они могли быть неразлучны. Блуждают тени Орфея и Эвридики по сумрачным полям. Теперь Орфей без боязни может обернуться, чтобы посмотреть, следует ли за ним Эвридика.
Сюжет вечной и всепобеждающей любви и силы искусства не мог не взволновать поэтов, музыкантов, художников.
(И. Стравинский. Балет «Орфей»),
Чудесное пение Орфея очаровывало богов и людей и укрощало дикие силы природы. Мифы об Орфее — участнике похода аргонавтов, изобретателе музыки и стихосложения, верном возлюбленном — частый сюжет в литературе (Овидий, Вергилий, П. Б. Шелли, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов, М. И. Цветаева и др.), изобразительном искусстве (на античных вазах, фресках, Рубенс, А. Канова и др.), музыке (К. Глюк, И. Гайдн, Ф. Лист, И. Стравинский и др.).
Ярким примером отражения светлого мифа о любви Орфея и Эвридики в искусстве стала опера «Эвридика» (1600), музыка Я. Пери, текст оперы Ринуччини. Опера явилась возрождением античной трагедии. Следующая веха в истории оперы — «Орфей» К. Монтеверди (1607). Художник огромного трагедийного дарования, композитор создал произведение, отличающееся глубиной драматического выражения, мастерской лепкой характеров
Скульптурная группа А. Канова «Орфей», «Эфридика». Посмотрите, как мастерски передал автор образы влюбленных и чувство, переполняющее их сердца. Опишите свои впечатления.
Вывод: Миф об Орфее и Эвридике поведал нам о могучей силе искусства и всепобеждающей силе любви, для которой нет преград.
Домашнее задание
Подготовка к выставке: изобразите свое видение мифа об Орфее: рисунок, открытка, коллаж, поделка и др. Оригинальность подхода и фантазия помогут вам воплотить свои идеи в необычных формах. Будьте готовы рассказать о своем произведении. Рассказ должен быть увлекательным.