СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Петр I: тиран или реформатор?"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учебно-методическая карта урока "Пётр I: тиран или реформатор?" Целью данного урока является обобщение и систематизация накопленных знаний по главе "Эпоха Петра I" для понимания роли Петра I в истории нашей страны. Урок проходит в форме суда.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Петр I: тиран или реформатор?"»

Учебно-методическая карта занятия


Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по главе "Эпоха Петра I" для понимания роли Петра I в истории нашей страны.

Задачи:

Обучающие: через оценку личности Петра I и характера его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизировать знания.

Развивающие: развивать навыки устных публичных выступлений, формировать культуру речи, развивать умение аргументировать и отстаивать свою позицию, вести культурную дискуссию.

Воспитательные: создание ситуации, требующей от обучающихся занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления  Петра I. Определение собственного отношения к ключевым явлениям истории.

Цитаты-эпиграфы:

«О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?» «Медный всадник» А.С. Пушкин. «Реформы Петра – блестящая ошибка». Н.М. Карамзин «Антихрист!» Русский народ.

Использованная литература:

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 2014 г.

Карамзин, Н. М. История государства российского — М.: Эксмо, 2015.

Киданова Е. А., Гордон Э. В. Пётр I: тиран или реформатор? «Юный ученый». — 2018. — №4. — С. 19-21

Кононенко, Б. И. Культура. Цивилизация Россия. Издательство «Щит-М», Москва 2013.

Масси Р.К. Петр Великий. В 3 т. Смоленск,1996 г.

Меджиевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 2015 г.

Павленко Н.И. Петр Великий. М, 2015 г.

Электронные мультимедийные источники Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века. Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг.






Технологическая карта урока

Тема: «Петр I: тиран или реформатор?»

Форма занятия – урок-суд.

Учителя: Горячевой С.В.

Личностные результаты:

Осознают социально – нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние.

Метапредметные результаты

Регулятивные: ученики планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблем; понимают позицию партнера, адекватно относятся к другому мнению и позиции.

Предметные результаты:

Дискуссия, организованная на уроке, позволит не только повторить основной исторический материал, но и научит рассматривать различные взгляды на события в прошлом истории

государства

Универсальные учебные действия (УУД) Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.


УУД Регулятивные:


Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)

УУД Познавательные:


Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

УУД Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах


Этап урока

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Мотивация целеполагание

Объявление темы: создание проблемной ситуации

Работа с эпиграфами

В группе заранее определены 2 команды, противоположные по своему отношению к личности Петра. Цель суда – выяснить: Кем же был Пётр Великий: Тираном или реформатором? Команды оформили свое отношение к личности Петра I и его реформам в виде системы доказательств. В систему доказательств входит: актуальность темы, аспект, определение основных понятий, исторические справки (аргументы) и свидетельские показания. Обращаясь к группе: давайте поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую?

1. Лидер команды Прокуроры (обвинители): Наша команда считает, что взбалмошность личности Петра I влияла на его реформы. Непродуманность реформ в социальной сфере не способствовала европеизации России, а привела к коренному разрыву в культуре, между дворянами и простым народом. В ходе судебного заседания мы представим исторические справки и свидетельские показания со стороны обвинения.

2. Лидер команды Адвокаты (защитники): Мы считаем императора Петра I великим реформатором, который ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы. В ходе судебного заседания мы представим исторические справки и свидетельские показания со стороны защиты.

Обучающиеся называют цель, определяют задачи урока

Планирование выхода из затруднения

На доске: Правила ведения дискуссии. 1. Свободный обмен мнениями, где каждое последующее выступление участника опровергает либо дополняет высказывание предыдущего, но не повторяет его. 2. Уважение каждого участника дискуссии к мнению других. 3.Терпимость к критике. 4 Приобретение знаний.

Преподаватель объясняет ход работы на уроке: присяжные заседатели (все присутствующие) следят за ходом суда, знакомятся с историческими справками, представленными сторонами обвинения и защиты, выступлениями свидетелей со стороны обвинения и защиты, задают вопросы, выносят свой вердикт (приговор) в конце дискуссии. Группы Обвинители и Защитники и представляют все свои наработки парами «аргумент – контраргумент». По окончании работы команды вывешивают на доску лист с одним из разработанных аргументов – контраргументов.

Судья предлагает командам объяснить, почему тема суда является актуальной.

Прокуроры (обвинители): Петровская эпоха во многом поучительна для нас. Сегодня, приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, медицину и образование, и то, как, какими методами будут проводиться эти реформы может привести Россию к величию или реформы не увенчаются успехом, не найдя отклика у народа.

Адвокаты (защитники): почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Мы с уверенностью можем говорить о том, что результатами реформ Петра стало создание могущественной Российской империи.

Определение актуальности изучаемой проблемы учениками

Действия по исполнению плана

Групповая дискуссия

Контролирует работу команд, заполнение листов обучающихся

Судебный процесс (в форме дискуссии между прокурором и адвокатом) по следующим аспектам: - свержение царевны Софьи и жестокая расправа над стрельцами; - жестокость в отношении первой жены и сына, в отношении с приближённым; - вопрос о целесообразности и людских потерях при строительстве Санкт-Петербурга; - изменения в быту: бритьё бород; введение европейского платья; обучение молодых дворян; введение ассамблей; пороки, узаконенные Петром Перекрёстные вопросы.

По окончании работы команды записывают на доске или вывешивают лист на доску с одним из разработанных аргументов – контраргументов.

Главный аргумент:

Реформы Петра I были непродуманные. Они привели к возникновению непреодолимой пропасти в менталитете высшего света и простого народа.

Главный контраргумент:

Реформы Петра укрепили Российское государство и поставили его в ряд великих европейских держав.


Диагностика

Заполнение «Рабочих листов» Приложение 1 и «Вердикта присяжного заседателя» Приложение 2

Контроль

Заполняют «Рабочие листы» «Вердикт присяжного заседателя» Эксперты отмечают наиболее активных участников, подводят итоги дискуссии.

Активное переосмысление информации об эпохе Петра 1, через решение поставленной в начале урока проблемы.

Рефлексия


Предлагает ответить на вопросы:

1) чему научились на уроке?

2) В чём испытывали затруднения?

3) Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!