Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Петр I: тиран или реформатор?"»
Учебно-методическая карта занятия
Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по главе "Эпоха Петра I" для понимания роли Петра I в истории нашей страны.
Задачи:
Обучающие: через оценку личности Петра I и характера его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи; систематизировать знания.
Развивающие: развивать навыки устных публичных выступлений, формировать культуру речи, развивать умение аргументировать и отстаивать свою позицию, вести культурную дискуссию.
Воспитательные: создание ситуации, требующей от обучающихся занять собственную гражданскую позицию по отношению к методам правления Петра I. Определение собственного отношения к ключевым явлениям истории.
Цитаты-эпиграфы:
«О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?» «Медный всадник» А.С. Пушкин. «Реформы Петра – блестящая ошибка». Н.М. Карамзин «Антихрист!» Русский народ.
Использованная литература:
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 2014 г.
Карамзин, Н. М. История государства российского — М.: Эксмо, 2015.
Киданова Е. А., Гордон Э. В. Пётр I: тиран или реформатор? «Юный ученый». — 2018. — №4. — С. 19-21
Кононенко, Б. И. Культура. Цивилизация Россия. Издательство «Щит-М», Москва 2013.
Масси Р.К. Петр Великий. В 3 т. Смоленск,1996 г.
Меджиевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 2015 г.
Павленко Н.И. Петр Великий. М, 2015 г.
Электронные мультимедийные источники Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века. Энциклопедия истории России. 862 – 1917 гг.
Технологическая карта урока
Тема: «Петр I: тиран или реформатор?»
Форма занятия – урок-суд.
Учителя: Горячевой С.В.
Личностные результаты: | Осознают социально – нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние. |
Метапредметные результаты | Регулятивные: ученики планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблем; понимают позицию партнера, адекватно относятся к другому мнению и позиции. |
Предметные результаты: | Дискуссия, организованная на уроке, позволит не только повторить основной исторический материал, но и научит рассматривать различные взгляды на события в прошлом истории государства |
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные: | Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории. |
УУД Регулятивные: | Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание) |
УУД Познавательные: | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов. |
УУД Коммуникативные: | Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах |
Этап урока | Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Мотивация целеполагание | Объявление темы: создание проблемной ситуации Работа с эпиграфами | В группе заранее определены 2 команды, противоположные по своему отношению к личности Петра. Цель суда – выяснить: Кем же был Пётр Великий: Тираном или реформатором? Команды оформили свое отношение к личности Петра I и его реформам в виде системы доказательств. В систему доказательств входит: актуальность темы, аспект, определение основных понятий, исторические справки (аргументы) и свидетельские показания. Обращаясь к группе: давайте поставим себе цель на сегодняшний урок. Какую? | 1. Лидер команды Прокуроры (обвинители): Наша команда считает, что взбалмошность личности Петра I влияла на его реформы. Непродуманность реформ в социальной сфере не способствовала европеизации России, а привела к коренному разрыву в культуре, между дворянами и простым народом. В ходе судебного заседания мы представим исторические справки и свидетельские показания со стороны обвинения. 2. Лидер команды Адвокаты (защитники): Мы считаем императора Петра I великим реформатором, который ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы. В ходе судебного заседания мы представим исторические справки и свидетельские показания со стороны защиты. | Обучающиеся называют цель, определяют задачи урока |
Планирование выхода из затруднения | На доске: Правила ведения дискуссии. 1. Свободный обмен мнениями, где каждое последующее выступление участника опровергает либо дополняет высказывание предыдущего, но не повторяет его. 2. Уважение каждого участника дискуссии к мнению других. 3.Терпимость к критике. 4 Приобретение знаний. | Преподаватель объясняет ход работы на уроке: присяжные заседатели (все присутствующие) следят за ходом суда, знакомятся с историческими справками, представленными сторонами обвинения и защиты, выступлениями свидетелей со стороны обвинения и защиты, задают вопросы, выносят свой вердикт (приговор) в конце дискуссии. Группы Обвинители и Защитники и представляют все свои наработки парами «аргумент – контраргумент». По окончании работы команды вывешивают на доску лист с одним из разработанных аргументов – контраргументов. | Судья предлагает командам объяснить, почему тема суда является актуальной. Прокуроры (обвинители): Петровская эпоха во многом поучительна для нас. Сегодня, приходится, как и довелось в свое время Петру Великому, создавать и защищать новую Россию, реформировать армию и флот, медицину и образование, и то, как, какими методами будут проводиться эти реформы может привести Россию к величию или реформы не увенчаются успехом, не найдя отклика у народа. Адвокаты (защитники): почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра I и его деятельности, которые продолжаются и по сей день. Мы с уверенностью можем говорить о том, что результатами реформ Петра стало создание могущественной Российской империи. | Определение актуальности изучаемой проблемы учениками |
Действия по исполнению плана | Групповая дискуссия | Контролирует работу команд, заполнение листов обучающихся | Судебный процесс (в форме дискуссии между прокурором и адвокатом) по следующим аспектам: - свержение царевны Софьи и жестокая расправа над стрельцами; - жестокость в отношении первой жены и сына, в отношении с приближённым; - вопрос о целесообразности и людских потерях при строительстве Санкт-Петербурга; - изменения в быту: бритьё бород; введение европейского платья; обучение молодых дворян; введение ассамблей; пороки, узаконенные Петром Перекрёстные вопросы. | По окончании работы команды записывают на доске или вывешивают лист на доску с одним из разработанных аргументов – контраргументов. Главный аргумент: Реформы Петра I были непродуманные. Они привели к возникновению непреодолимой пропасти в менталитете высшего света и простого народа. Главный контраргумент: Реформы Петра укрепили Российское государство и поставили его в ряд великих европейских держав. |
Диагностика | Заполнение «Рабочих листов» Приложение 1 и «Вердикта присяжного заседателя» Приложение 2 | Контроль | Заполняют «Рабочие листы» «Вердикт присяжного заседателя» Эксперты отмечают наиболее активных участников, подводят итоги дискуссии. | Активное переосмысление информации об эпохе Петра 1, через решение поставленной в начале урока проблемы. |
Рефлексия | | Предлагает ответить на вопросы: 1) чему научились на уроке? 2) В чём испытывали затруднения? 3) Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? | | |