СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях"»

Министерство образования и науки Амурской области

ГПО АУ «Райчихинский индустриальный техникум»











Методическая разработка урока

«Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях»



ОУД.История











Разработал: Бурдина Юлия Александровна, преподаватель истории и обществознания ГПО АУ РИТ





















Райчихинск, 2020



Тема урока «Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях»

Цели урока:

Образовательные:

  1. Создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра Первого;

  2. Помочь студентам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России;

  3. Обобщить знания обучающихся о Петре 1 как государственном деятеле, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.

Воспитательные:

  1. Формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства;

  2. Подвести обучающихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра1), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком.

Развивающие:

  1. Содействовать формированию метапредметных универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

  2. Продолжить формирование оценочных суждений.

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. Систематизировать исторический материал по изученному периоду;

  2. Составлять характеристику Петра I;

  3. Проводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I;

  4. Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории;

УУД

Личностные:

  1. Воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

  2. Уважительно и доброжелательно относится к мнению других людей;

  3. Понимать и сознавать ответственность за принятые решения;

  4. Определить собственную позицию быть терпимым к иным точкам зрения.

Регулятивные:

  1. Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов;

  2. Развитие навыков взаимооценки.


Познавательные:

  1. Демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Петра

  2. Формирование умений анализировать историческую информацию;

  3. Уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения;

Коммуникативные:

  1. Совершенствовать умения работы в группах

  2. Формирование способности мысли в метких, кратких выражениях, лаконично резюмировать информацию.

Ресурсы:

  1. Раздаточный материал: задания с фрагментами текста, рабочие листы, иллюстрации к уроку.

  2. Презентация к уроку

  3. Мультимедийный проектор и экран, компьютер.

  4. Клей, иллюстрация памятника «Медный всадник» для выполнения проектной работы

  5. Листы самооценки

Основные понятия: империя, император, гвардия, рекрутская система, «потешные войска», поссесионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, коллегии, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, Кунсткамера, цифирные школы.


В основе организации урока – системно-деятельностный подход.

Тип урока – проблемный урок, построенный на работе с документами в малых группах

Форма проведения – групповая, фронтальный опрос

Межпредметные связи – речь и культура общения, литература, обществознание, ИКТ.


Структура урока:

1-й этап. Организационно-мотивационный

2-й этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах

4-й этап. Защита вариантов ответов на задания на уровне класса

5-й этап. Построение и реализация микропроекта.

6-й этап. Подведение итогов работы.

7-й этап. Рефлексия.


Ход урока.


1-й этап. Организационно-мотивационный.


В 1782 г. в городе Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника, скульптором которого был Фальконе. А. С. Пушкин позднее отозвался о памятнике так:Слайд 1 Слайд 2.


Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне, какой огонь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?


Вопрос: Проанализируйте отрывок, какую оценку даёт автор Петру I?

28 января 1725 г. умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов. «…Кого хороним? .. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.

«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка, данная человеку. Но уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С. Пушкин), «царь-просветитель»». А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».

А сколько книг написано о Петре I! Какие произведения о петровской эпохе Вы читали? Какие фильмы, посвящённые Петру, смотрели?


У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, и я предлагаю вам включиться в споры о Петре.


Вопрос: Как бы вы определили тему нашего урока?

Тема урока«Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях»Слайд 3.


Эпиграф к уроку: «Россия вошла в семью европейских народов как

опущенный корабль, при стуке топора и громе

пушек»

А.С. Пушкин(слайд 4)

Задание: объясните смысл высказывания. Почему А.С. Пушкин считает вступление России в ряд европейских государств «под стук топора и гром пушек»?


Проблема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»


Цель: показать личный вклад Петра Первого в дело преобразований, выяснить объективную необходимость реформ первой четверти ХVIII века, их закономерность и планомерность проведения.

Определить значение петровских реформ для России (Слайд 5)


Задача: Сегодня на уроке вы будете работать в группе. Каждая группа представляют сплочённую команду, в которой принимаются совместные решения. Сегодня вы не только ученики, но и экономисты, политологи, культурологи, военные деятели, размышляющие о реформах великого императора.

Результатом вашей работы на уроке будет оценка деятельности великого императора.


2-й этап.Актуализация знаний.


Ряд заданий, которые помогут вспомнить историю петровской эпохи (разминка).

  1. Представителем какой династии был Пётр 1? (слайд «Династия Романовых»)

  2. Слово о Петре. Продолжить высказывание

  3. Что это за событие?

  4. Расставьте в хронологическом порядке сражения.

  5. Разгадать перевёртыши

  6. Кто лишний и почему?

  7. Неотосланная депеша


Подведение итогов работы: оценить работу студентов, показать значимость выполненного задания.


3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.


Задание: прослушать рассказ о Петре I.Назвать реформы Петра I по преобразованию страны, в каких областях общественной жизни они проводились?

Вопрос: Какое событие подтолкнуло Петра к широким преобразованиям?


Задание группе: дать определение понятия «реформа» (работа со словарём).


Вывод: Преобразовательная деятельность Петра 1 коснулась всех сфер жизни общества: экономики, государственного управления, создания регулярной армии и флота, произошли изменения в быту и культуре.


Задание: с помощью текста, представленного в рабочем листе, карты, материала учебника, конспекта в тетради дать оценку реформе и указать положительные и отрицательные её последствия, заполнив таблицу (основа которой на экране). Слайд.


1 группа – политологи – реформа государственного управленияи военная реформа


Положительные +

Отрицательные +









  1. Вспомните, найдите в перечне, какие реформы были проведены Петром 1 в государственном управлении? Сравните систему государственного управления России до и после реформ Петра 1, что нового в ней появилось?

  2. Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.


2 группа - экономисты – экономические реформы


Положительные +

Отрицательные +










  1. Вспомните, какие реформы были проведены Петром 1 в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.

  2. Сделайте вывод о значении экономических реформ, выделив положительные и отрицательные последствия.


3 группа –культурологи – реформы в области культуры и быта


Положительные +

Отрицательные +










  1. Анализируя текст, вспомните, какие реформы были проведены Петром 1 в области культуры и быта.

  2. Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.


Предлагаемый текст:

  1. Расширение территории России, превратив её в Империю

  2. Развитие наука и Просвещения

  3. Основание отечественной промышленности

  4. Открытие школ, музея

  5. Строительство портов и верфей

  6. Создание регулярной армии и флота

  7. Рост налогов и феодального гнёта

  8. 25 лет службы в армии, отрыв крестьян от земли

  9. «Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов.

  10. Создание новых органов власти: Сената, Синода, коллегий

  11. Огромные человеческие жертвы при строительстве С-Петербурга, портов и каналов

  12. Введение европейских обычаев

  13. Появление губерний

  14. Политика меркантилизма и протекционизма

  15. Ликвидация патриаршества

  16. Установление абсолютизма


Индивидуальное задание: студенты, представители от каждой группы (политологи, экономисты, культурологи) должны выбрать из перечня карточки с понятиями, словосочетаниями, которые характеризуют конкретную реформу.


4-й этап. Защита вариантов ответов группы на уровне класса.


Проверка и итоги выполнения индивидуальной и групповой работы.


Последствия петровских реформ


Положительные последствия

Отрицательные последствия

Создание регулярной армии и флота

Создание отечественной промышленности

Политика меркантилизма

Выход к Балтийскому морю, строительство каналов

«Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться для высших чинов

Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев

25 лет службы в армии, отрыв крестьян от земли

Рост налогов и феодального гнёта

Человеческие жертвы

Усиление закрепощения крестьян

Установление абсолютной монархии



Вывод: Противоречивый характер петровских преобразований, поэтому разные оценки даются современниками Петра и потомками.



Задание: работа с текстами в группах, выскажите своё суждение.


1 группа


«Свой гений Пётр выразил в том, что ясно осознал своё положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную. Почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в какой она находилась до сей поры».

С. Соловьев

«Из могучей земли, могучей более всего Верой и внутреннейжизнью, смирением и тишиной, Пётр захотел образовать могущество и славу земную… Оторвать Русь от родных источников её жизни…, втолкнуть Россию на путь Запада… путь ложный и опасный».



2 группа.

«Русская земля подвергалась внезапно страшному и внутреннему давлению. Рукою палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Всё, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – всё было искажено, изуродовано, изувечено».

И. Аксаков


«В России до Петра Великого не было ни торговли, ни промышленности, ни полиции, ни гражданской безопасности, ни разнообразия нужд и потребностей, ни военного устройства, ибо всё это было слабо и ничтожно, потому что было не законом, а обычаем. А нравы? – какая грустная картина? Сколько тут азиатского, варварского, татарского!»

В. Белинский


3 группа

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя мира «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы».

В.Ключеский


«В руках Петра концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и … даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все ещё как будто держит свою руку над нами и которой , кажется, никогда не потеряем мы из виду».

М. Погодин



Вопрос: Почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал?


Оценка Петра как политического деятеля и как человека: черты – трудолюбие, простота, любознательность, тяга к знаниям, ко всему новому, энергия.

Пётр - единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, но при этом душегуб и палач, столкнувший Россию с собственного исторического пути, подражатель европейцам, гонитель Православия. Правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа.



Проблема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»


Вопрос: Кто же прав в этом споре? Какую оценку дать Петру1?


Наверное, единственного ответа не будет. Пусть здесь примером будет А.С. Пушкин.

Обращение к фрагменту из произведения А.С. Пушкина «медный всадник».


Обсудить вопросы: к кому обращены стихи? прав ли был поэт, когда оценивал Петра1 как человека, который «Россию поднял на дыбы»?Кого олицетворяет гордый конь?

А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь. Гордый конь// И где опустишь ты копыта?»


Выводы: несмотря на разноречивые суждения, Пётр, вне всякого сомнения был человеком неординарным, ярким, талантливым. Благодаря реформам Петра 1 преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований было преодоление внутреннего кризиса. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя–решительного реформатора. Поэтому Пётр I – единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.


5-й этап. Построение и реализация микропроекта.


Мини-проект. Надпись к скульптуре Фальконе «Медный всадник».


6-й этап. Подведение итогов работы.


Ребята, я благодарю вас за урок, за то общение, которое вы нам подарили.


Предоставляю слово Петру 1.


В награду за ваш труд я предлагаю вам получить ордена, которые появились во времена Петра1.(Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети, ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой).


7-й этап. Рефлексия.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!