Министерство образования и науки Амурской области
ГПО АУ «Райчихинский индустриальный техникум»
Методическая разработка урока
«Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях»
ОУД.История
Разработал: Бурдина Юлия Александровна, преподаватель истории и обществознания ГПО АУ РИТ
Райчихинск, 2020
Тема урока «Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях»
Цели урока:
Образовательные:
Создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра Первого;
Помочь студентам в осмыслении значения петровских преобразований для истории России;
Обобщить знания обучающихся о Петре 1 как государственном деятеле, его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны.
Воспитательные:
Формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства;
Подвести обучающихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра1), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком.
Развивающие:
Содействовать формированию метапредметных универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)
Продолжить формирование оценочных суждений.
Планируемый результат:
Предметные умения:
Систематизировать исторический материал по изученному периоду;
Составлять характеристику Петра I;
Проводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра I;
Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории;
УУД
Личностные:
Воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;
Уважительно и доброжелательно относится к мнению других людей;
Понимать и сознавать ответственность за принятые решения;
Определить собственную позицию быть терпимым к иным точкам зрения.
Регулятивные:
Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов;
Развитие навыков взаимооценки.
Познавательные:
Демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Петра
Формирование умений анализировать историческую информацию;
Уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения;
Коммуникативные:
Совершенствовать умения работы в группах
Формирование способности мысли в метких, кратких выражениях, лаконично резюмировать информацию.
Ресурсы:
Раздаточный материал: задания с фрагментами текста, рабочие листы, иллюстрации к уроку.
Презентация к уроку
Мультимедийный проектор и экран, компьютер.
Клей, иллюстрация памятника «Медный всадник» для выполнения проектной работы
Листы самооценки
Основные понятия: империя, император, гвардия, рекрутская система, «потешные войска», поссесионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, коллегии, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, Кунсткамера, цифирные школы.
В основе организации урока – системно-деятельностный подход.
Тип урока – проблемный урок, построенный на работе с документами в малых группах
Форма проведения – групповая, фронтальный опрос
Межпредметные связи – речь и культура общения, литература, обществознание, ИКТ.
Структура урока:
1-й этап. Организационно-мотивационный
2-й этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах
4-й этап. Защита вариантов ответов на задания на уровне класса
5-й этап. Построение и реализация микропроекта.
6-й этап. Подведение итогов работы.
7-й этап. Рефлексия.
Ход урока.
1-й этап. Организационно-мотивационный.
В 1782 г. в городе Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника, скульптором которого был Фальконе. А. С. Пушкин позднее отозвался о памятнике так:Слайд 1 Слайд 2.
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сём коне, какой огонь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Вопрос: Проанализируйте отрывок, какую оценку даёт автор Петру I?
28 января 1725 г. умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов. «…Кого хороним? .. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра.
«Солнце земли Русской» - высочайшая оценка, данная человеку. Но уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Итак, 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром: «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С. Пушкин), «царь-просветитель»». А для других он – «злодей», «деспот», «тиран».
А сколько книг написано о Петре I! Какие произведения о петровской эпохе Вы читали? Какие фильмы, посвящённые Петру, смотрели?
У каждого автора свои представления о царе-реформаторе, и я предлагаю вам включиться в споры о Петре.
Вопрос: Как бы вы определили тему нашего урока?
Тема урока«Пётр Первый и его реформы в оценках и суждениях»Слайд 3.
Эпиграф к уроку: «Россия вошла в семью европейских народов как
опущенный корабль, при стуке топора и громе
пушек»
А.С. Пушкин(слайд 4)
Задание: объясните смысл высказывания. Почему А.С. Пушкин считает вступление России в ряд европейских государств «под стук топора и гром пушек»?
Проблема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»
Цель: показать личный вклад Петра Первого в дело преобразований, выяснить объективную необходимость реформ первой четверти ХVIII века, их закономерность и планомерность проведения.
Определить значение петровских реформ для России (Слайд 5)
Задача: Сегодня на уроке вы будете работать в группе. Каждая группа представляют сплочённую команду, в которой принимаются совместные решения. Сегодня вы не только ученики, но и экономисты, политологи, культурологи, военные деятели, размышляющие о реформах великого императора.
Результатом вашей работы на уроке будет оценка деятельности великого императора.
2-й этап.Актуализация знаний.
Ряд заданий, которые помогут вспомнить историю петровской эпохи (разминка).
Представителем какой династии был Пётр 1? (слайд «Династия Романовых»)
Слово о Петре. Продолжить высказывание
Что это за событие?
Расставьте в хронологическом порядке сражения.
Разгадать перевёртыши
Кто лишний и почему?
Неотосланная депеша
Подведение итогов работы: оценить работу студентов, показать значимость выполненного задания.
3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.
Задание: прослушать рассказ о Петре I.Назвать реформы Петра I по преобразованию страны, в каких областях общественной жизни они проводились?
Вопрос: Какое событие подтолкнуло Петра к широким преобразованиям?
Задание группе: дать определение понятия «реформа» (работа со словарём).
Вывод: Преобразовательная деятельность Петра 1 коснулась всех сфер жизни общества: экономики, государственного управления, создания регулярной армии и флота, произошли изменения в быту и культуре.
Задание: с помощью текста, представленного в рабочем листе, карты, материала учебника, конспекта в тетради дать оценку реформе и указать положительные и отрицательные её последствия, заполнив таблицу (основа которой на экране). Слайд.
1 группа – политологи – реформа государственного управленияи военная реформа
Положительные + | Отрицательные + |
| |
| |
| |
| |
Вспомните, найдите в перечне, какие реформы были проведены Петром 1 в государственном управлении? Сравните систему государственного управления России до и после реформ Петра 1, что нового в ней появилось?
Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.
2 группа - экономисты – экономические реформы
Положительные + | Отрицательные + |
| |
| |
| |
| |
Вспомните, какие реформы были проведены Петром 1 в хозяйстве России? Используйте учебник, записи в тетрадях.
Сделайте вывод о значении экономических реформ, выделив положительные и отрицательные последствия.
3 группа –культурологи – реформы в области культуры и быта
Положительные + | Отрицательные + |
| |
| |
| |
| |
Анализируя текст, вспомните, какие реформы были проведены Петром 1 в области культуры и быта.
Сделайте вывод о значении государственных реформ, их последствиях, положительных и отрицательных.
Предлагаемый текст:
Расширение территории России, превратив её в Империю
Развитие наука и Просвещения
Основание отечественной промышленности
Открытие школ, музея
Строительство портов и верфей
Создание регулярной армии и флота
Рост налогов и феодального гнёта
25 лет службы в армии, отрыв крестьян от земли
«Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов.
Создание новых органов власти: Сената, Синода, коллегий
Огромные человеческие жертвы при строительстве С-Петербурга, портов и каналов
Введение европейских обычаев
Появление губерний
Политика меркантилизма и протекционизма
Ликвидация патриаршества
Установление абсолютизма
Индивидуальное задание: студенты, представители от каждой группы (политологи, экономисты, культурологи) должны выбрать из перечня карточки с понятиями, словосочетаниями, которые характеризуют конкретную реформу.
4-й этап. Защита вариантов ответов группы на уровне класса.
Проверка и итоги выполнения индивидуальной и групповой работы.
Последствия петровских реформ
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Создание регулярной армии и флота Создание отечественной промышленности Политика меркантилизма Выход к Балтийскому морю, строительство каналов «Табель о рангах» дал возможность представителям народа дослужиться для высших чинов Попытка ликвидировать неграмотность, открытие школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев | 25 лет службы в армии, отрыв крестьян от земли Рост налогов и феодального гнёта Человеческие жертвы Усиление закрепощения крестьян Установление абсолютной монархии |
Вывод: Противоречивый характер петровских преобразований, поэтому разные оценки даются современниками Петра и потомками.
Задание: работа с текстами в группах, выскажите своё суждение.
1 группа
«Свой гений Пётр выразил в том, что ясно осознал своё положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную. Почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в какой она находилась до сей поры».
С. Соловьев
«Из могучей земли, могучей более всего Верой и внутреннейжизнью, смирением и тишиной, Пётр захотел образовать могущество и славу земную… Оторвать Русь от родных источников её жизни…, втолкнуть Россию на путь Запада… путь ложный и опасный».
2 группа.
«Русская земля подвергалась внезапно страшному и внутреннему давлению. Рукою палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Всё, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык – всё было искажено, изуродовано, изувечено».
И. Аксаков
«В России до Петра Великого не было ни торговли, ни промышленности, ни полиции, ни гражданской безопасности, ни разнообразия нужд и потребностей, ни военного устройства, ибо всё это было слабо и ничтожно, потому что было не законом, а обычаем. А нравы? – какая грустная картина? Сколько тут азиатского, варварского, татарского!»
В. Белинский
3 группа
«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя мира «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы».
В.Ключеский
«В руках Петра концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этою колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и … даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все ещё как будто держит свою руку над нами и которой , кажется, никогда не потеряем мы из виду».
М. Погодин
Вопрос: Почему Петру посвящено немало литературных произведений и научных трудов, а песен о Петре народ не слагал?
Оценка Петра как политического деятеля и как человека: черты – трудолюбие, простота, любознательность, тяга к знаниям, ко всему новому, энергия.
Пётр - единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, но при этом душегуб и палач, столкнувший Россию с собственного исторического пути, подражатель европейцам, гонитель Православия. Правитель, который не считался с российскими традициями, пренебрегавший интересами народа.
Проблема: «Реформы Петра I: зло или благо для России?»
Вопрос: Кто же прав в этом споре? Какую оценку дать Петру1?
Наверное, единственного ответа не будет. Пусть здесь примером будет А.С. Пушкин.
Обращение к фрагменту из произведения А.С. Пушкина «медный всадник».
Обсудить вопросы: к кому обращены стихи? прав ли был поэт, когда оценивал Петра1 как человека, который «Россию поднял на дыбы»?Кого олицетворяет гордый конь?
А как бы Вы ответили на вопрос поэта: «Куда ты скачешь. Гордый конь// И где опустишь ты копыта?»
Выводы: несмотря на разноречивые суждения, Пётр, вне всякого сомнения был человеком неординарным, ярким, талантливым. Благодаря реформам Петра 1 преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований было преодоление внутреннего кризиса. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя–решительного реформатора. Поэтому Пётр I – единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.
5-й этап. Построение и реализация микропроекта.
Мини-проект. Надпись к скульптуре Фальконе «Медный всадник».
6-й этап. Подведение итогов работы.
Ребята, я благодарю вас за урок, за то общение, которое вы нам подарили.
Предоставляю слово Петру 1.
В награду за ваш труд я предлагаю вам получить ордена, которые появились во времена Петра1.(Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети, ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой).
7-й этап. Рефлексия.