СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по астрономии на тему: "Определение массы небесных тел"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке рассматриваются различные методы определения массы небесного тела. Используются знания по  математике и навыки выполнения расчётов

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по астрономии на тему: "Определение массы небесных тел"»

Класс:11 Урок № Дата:


Тема: Определение масс небесных тел.

Цели и задачи урока:

образовательные: изучить различные способы и методы измерения массы небесных тел; использовать решение задач для продолжения формирования расчетных навыков.

развивающие: показать учащимся, что законы открытые Ньютоном и Кеплером используются для глубокого познания природы и решения практических задач; развивать элементы творческого поиска на основе приёма анализа изучаемого материала; развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

воспитательные: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения причин небесных явлений


Тип урока: комбинированный урок.

Межпредметные связи: физика, математика.

Оборудование и материалы: таблицы, презентация, видеоматериалы.

Ход урока

I. Организационный этап урока (1мин). Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Настрой на восприятие учебного материала.

Учитель: «Мы продолжаем изучение небесных тел. И сегодня на уроке мы ответим на вопрос, которых многих интересует уже давно».


II. Целеполагание (2 мин) (используется приём «Отгадай») (Слайд №1). Чтобы сформулировать тему урока, отгадайте пропущенное слово:

«Измерение (в названии планеты, нашего ближайшего «соседа», названного в честь римского бога войны, третью букву замените на четвёртую) небесных тел». (записывают в тетрадь дату и тему урока). Сформулируем задачи урока(учащиеся с помощью учителя формулируют задачи, стоящие на уроке).


III. Мотивационный этап урока (1мин) (используется проблемная ситуация) (Слайд №1). Вам известен такой способ измерения массы, как взвешивание. Но можно ли его применить, если речь идёт о небесных телах (учащиеся отвечают, что простое взвешивание не применимо в данном случае). Как быть? Проблема!!!


IV. Актуализация опорных знаний (3мин) (используется приём «Найди ошибку») (Слайд №2).

Для решения поставленных задач повторим закон всемирного тяготения и третий закон Кеплера


V. Изучение нового материала (25мин) (используется работа с учебником и справочными материалами, а так же объяснение учителя и самостоятельная работа учащихся) (Слайды №№3,4).

Массы небесных тел можно определить разными способами:

а) из измерений силы тяжести на поверхности данного тела (гравиметрический способ),

б) по третьему обобщенному закону Кеплера.

Рассмотрим первый способ (5мин) на примере определения массы Земли, используя материал учебника (В.М.Чаругин стр.53, п.1). Расположите формулы в порядке, приводящем к нужному результату: (Слайд №3).

Проверка полученных знаний (15мин): Рассчитайте массы планет солнечной системы и сравните их с табличным значением, используйте данные справочника (задание выполняют в парах, только учащиеся, работающие на «3») (Слайд №4).

Рассмотрим второй способ (5мин) (работа только с учащимися, работающими на «4» и «5»). Для этого используем обобщённый(уточнённый Ньютоном) закон Кеплера (записи на доске и в тетради)

Если две планеты движутся вокруг Солнца

М0 масса Солнца

m1,m2 массы планет

T1,T2 периоды обращения планет вокруг Солнца

а12 среднее расстояние планет от Солнца



Если планета движется вокруг Солнца и спутник вокруг планеты

m масса планеты

m1 масса спутника

T период обращения планет вокруг Солнца

T1 период обращения спутника вокруг планеты

а среднее расстояние планет от Солнца

а1 среднее расстояние спутника от планеты

Проверка полученных знаний (10мин): Рассчитайте массы тел солнечной системы и сравните их с табличным значением, используйте данные справочника.

Учащие, работающие на «4» рассчитывают массу Юпитера, используя первую формулу.

Учащиеся, работающие на «5» рассчитывают массу Луны, используя вторую формулу.

VI. Закрепление (5мин). Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=RNEgQEG__t0. Комментарии к фильму.

VII. Домашнее задание (2мин) (Слайд №5). Для учащихся, работающих на «3» изучить первый способ стр. 53 п.1, уметь им воспользоваться; для учащихся, работающих на «4и 5» изучить два способа и уметь ими воспользоваться; дополнительно(по желанию): подготовить сообщение ещё об одном способе определения массы небесных тел исходя  из анализа наблюдаемых возмущений, производимых небесным телом в движениях других небесных тел.

Конспект изучить, дополнительно: подготовить сообщение еще об одном способе определения массы небесных тел.

VIII. Подведение итогов урока (2мин). Учитель словесно оценивает работу наиболее активных учащихся, выставляет отметки за работу на уроке. Ставит вопрос перед учащимися: Достигнуты ли цели урока? (учащимся показывают слайд № 1, по желанию отвечают, что было изучено на уроке)

Рефлексия(2мин). (Слайд №6)

Плюс

Минус

Интересно

записывают все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей

записывают все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной

записывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!