СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по биологии "Дыхание растений" в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в 6 классе по теме: "дыхание растений"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии "Дыхание растений" в 6 классе»

Конспект открытого урока №20 на тему:

«Дыхание растений». 6-б класс. 14.11.2018

Цель: сформировать представление о сущности понятия «дыхание» и его значении в жизни растений.

Задачи:

  • образовательные: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, определить, что значение дыхания для растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза;

  • развивающие: продолжить формировать умение наблюдать и делать выводы, работать и мыслить самостоятельно, развивать логическое и критическое мышление;

  • воспитательные: способствовать формированию умения осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Таблица «Строение листа». Материалы для опытов

Методы обучения:

• Организация и осуществление УВП:

• Словесный (объяснение, беседа), наглядный (презентация, таблица), репродуктивный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа в парах, эксперимент, работа с таблицами, схемами.

• Технология развития критического мышления (сравнение, сенкан).


Тип урока: Комбинированный.


План урока


1. Оргмомент. 1 мин

2. Проверка знаний учащихся о фотосинтезе и значении зеленых растений.9 мин

3. Актуализация, целеполагание, мотивация.5 мин

4. Изучение нового материала о дыхании растений.14 мин

5. Физминутка. 1 мин

6. Закрепление знаний учащихся.7 мин

7. Рефлексия и итоги занятия.5 мин

8. Домашнее задание.3 мин








Ход урока

  1. Оргмомент: Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места ученика, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, настрой на работу.

Здравствуйте, ребята!

Видеть вас я рада!

Приготовились к уроку?

Тогда, начинаем наш урок с настроением и в срок!


Ребята. сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поэтому я попрошу вас сосредоточиться и работать в обычном режиме: внимательно и активно. Договорились?

  1. Проверка знаний

1) Анализ домашнего задания .

2) Проверим наши знания. Ответить на вопросы. (слайд 1)

3) Упражнение «Лови ошибку» (слайд 2)

4) Решение познавательной задачи. (слайд 3)

5) Подведение итогов теста.

  1. Актуализация, целеполагание, мотивация. (слайд 7)

Создание проблемной ситуации.

Вернёмся к опыту английского химика Джозефа Пристли, который выяснил, что растения улучшают воздух в процессе фотосинтеза, выделяя кислород. У этого опыта есть продолжение.

  • Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

И тогда Пристли провел дополнительные опыты ночью. (слайд 6)

- Как вы думаете, почему погибла мышь?

- О каком свойстве живого мы будем сегодня на уроке говорить?

- Почему мышь погибла там, где было растение? Почему у дамы разболелась голова? ( обсудим позже) слайд 7


- Сформулируйте тему нашего урока. «Дыхание растений». (слайд 8)

- Формируем цели урока.

- Вспомните, что Вам известно о дыхании.

4. Изучение нового материала.

4.1 Сущность дыхания и его значение. Объяснение, беседа, сообщения учащихся.

Учитель. Чтобы ответить на вопросы нам предстоит изучить процесс дыхания у растений.

- Давайте вспомним, какие газы входят в состав воздуха?

Состав воздуха: Азот – 78%; Кислород – 21%; Углекислый газ – 0,03%.

– Кислород и углекислый газ обладают разными свойствами. (слайд 11)

Кислород

Немного тяжелее воздуха

Поддерживает горение

Углекислый газ

Значительно тяжелее воздуха

Не поддерживает горение

Учитель.

- Какие свойства кислорода вы уже знаете? (поддерживает горение). Демонстрация горения свечи

- Что ещё, наблюдали при горении веществ? (При горении веществ выделяется энергия в виде света и тепла.). Демонстрация горения свечи без и под колпаком.

-Почему прекратилось горение? (Закончился кислород)

Учитель. Правильно, при горении органические вещества взаимодействуют с кислородом, происходит окисление органических веществ и выделяется энергия. Ребята, я вам открою тайну: процесс горения может происходить не только в пробирке, но и в живых организмах. Только он более медленный и называется окисление.

У животных и у человека во время пищеварения и дальнейшего окисления под действием кислорода в клетках сложные органические вещества распадаются на более простые, из которых они образовались, - Н2О и СО2! при этом выделяется энергия. Тоже происходит и в клетках растений, только без пищеварения.

Дыхание – это процесс окисления сложных веществ с участием кислорода.

Дыхание – это процессов поступления в организм кислорода, который участвует в реакциях окисления (разложения) сложных органических веществ на простые с освобождением энергии.

Запишем схему процесса дыхания в тетрадь. (слайд 11)

Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода +Е (энергия)- Определение и схему запишите в тетрадь.

Учитель. Каково значение кислорода? Как используют энергию растения, выделившеюся при окислении органических веществ? (слайд 12)



4.2 Механизм процесса дыхания у растений.

Проблемный вопрос: А все ли органы растения дышат? (слайд 13)

Демонстрация опыта.

Опыт: Взяли три прозрачных банки, в первую поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли, во вторую - корнеплоды моркови, перед опытом поместили в воду на три дня, в третью – свежесрезанные стебли растения с листьями. Банки закрыли пробками и поставили в темное теплое место. На следующий день опустили в каждую банку зажженную свечу.

Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?

Учащиеся делают вывод : о том , что все органы дышат. Поскольку при протекании процесса дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ, который не поддерживает горения, а во всех банках свечи потухли, следовательно, все органы растения дышат.


Учитель. Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Как воздух может попасть внутрь организма растения? Беседа.

(слайд 14). У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

(слайд 16). Я хочу добавить, что дыхание у растений может происходить в корнях и в стеблях. Каждая клеточка растений дышит. В корнях поглощение кислорода осуществляется с помощью корневых волосков, а в стеблях – через чечевички.

Почему необходимо рыхлить землю, выращивая растений? (чтобы увеличить доступ кислорода к корням).

Итак, мы с вами установили, что растениям, как и всем живым организмам, необходим кислород для дыхания. А дыхание необходимо для окисления веществ и получения энергии. Так давайте же сделаем физкультминутку и наполним наши клетки кислородом.

5. Физминутка:

6. Закрепление знаний учащихся.

Учитель. Сравните дыхание и фотосинтез. (слайд 18)

Ответьте на вопросы, заполните таблицу.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно (и днём и ночью)

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется


Устная проверка таблицы. (слайд 17)

Проведем сравнение фотосинтеза и дыхания.

Вывод - это два противоположных процесса. Фотосинтез необходим для синтеза веществ с помощью энергии Солнца, а дыхание необходимо для получения энергии из сложных веществ.

Эти процессы сходны тем, что в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.

Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (слайд 18)

Учитель. Итак, давайте, определимся с богатой дамой, почему у нее разболелась утром голова? (слайд 19)

  1. Рефлексия и итоги урока

Учитель. Проанализируйте знания, полученные на уроке, сделайте выводы: что нового узнали о дыхании растений?

1) Вставьте пропущенные слова. (слайд 20)

1. Растения при дыхании поглощают……….

2. Растения при дыхании выделяют……….

3. Органические вещества при дыхании…………

4. Растения дышат в …… время суток

5. Дышат …… органы растения.

6. При фотосинтезе кислорода……… больше, чем …… при дыхании.


Мы узнали:

  • что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

  • при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

  • процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

  • растение дышит через чечевички и устьица.

  • Кислород необходим растениям для окисления органических веществ (БЖУ) с освобождением энергии для жизни.

2) Составление сенкана (слайд 21)

3) Подведение итогов урока, выставление отметок.

8. Домашнее задание.

1.Выучить конспект. (слайд 24)

2. Решить проблемную задачу: В прошлом году весна у нас была очень холодной. Одна пожилая женщина, из нашего села, решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. Почему? Ответ поясните.

3. Пройти тест по адресу: https://multiurok.ru/tests/6653868/


Окончен урок и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились!

Энергией Солнца со мной поделились!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!