Методическая разработка урока
В соответствии с КТП по дисциплине «Спецрисунок и художественная графика»
Курс 1 семестр 2
Специальность: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Преподаватель Казарина В.В.
В условиях усиления санитарно- эпидемиологических мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Ростовской области было принято решение о переходе учебных заведений на дистанционное обучение.
В соответствии с вышесказанным группа ДКТШ-10 также была переведена на дистанционное обучение с применением всех доступных электронных видов связи , платформ и мобильных приложений.
Начиная с 24.03.2020 г. (дата перехода РТИМЭС на дистанционное обучение), каждый студент группы присылал на электронную почту или мобильное приложение фото своей работы или ее этапы.
Присутствием на паре считается фотография с выполненным заданием или этапами работы над ним.
В течение рабочего времени студенты присылают на электронную почту или мобильное приложение и фото этапов работы и вопросы по текущему заданию и получают соответствующую консультацию.
Также для работы со студентами в режиме дистанционного обучения были разработаны рекомендации подкрепленные аналогами, литературой и интернет- источниками.
27.03.2020 г.
Завершение рисунка постановки, начатой в аудитории.
Фото постановки
Студентам были высланы фотографии постановки натюрморта из геометрических тел со всех ракурсов для возможности завершения работы над рисунком. Студентам нужно было, опираясь на фотографии обобщить рисунок и завершить его.
Линейное построение и светотеневая разработка формы были выполнены еще в аудитории.
Рекомендации
Решая светотеневую задачу, нужно начинать с изображения собственных и падающих теней. Нужно при этом учитывать глубину пространства: и свет, и тень на поверхностях, расположенных ближе к нам, будут как правило, более четкими. Объема геометрических тел лучше всего добиваться наложением штрихов с разной степенью нажима на карандаш. Также необходимо следить за тем, чтобы гипс не получился слишком черным, так как гипс -белый материал, нужно следить за светоносностью предметов, он весь светится, имеет рефлекс и блик.
При рисовании постановки не следует забывать об окружающей среде, о плоскости стены и о плоскости стола, на котором стоит группа геометрических тел.
Изображать фон нужно осторожно, чтобы он помогал выявлять форму предметов, поэтому штриховать нужно от предметов, а со стороны тени, вместе с ними.
После прорабатывается светотень и уточняются детали. В завершающей стадии работы нужно заняться обобщением рисунка, т.е. взглянуть на постановку и проверить, сравнивая ее с рисунком на соответствие друг другу.
Передний план выделяется четче, контрастнее, то что изображено дальше -мягче, менее контрастно.
Литература
1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. « Спецрисунок и художественная графика» : учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М. «Академия» 2014-243 с.
2. Погонина Ю.В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012-128 с
Этапы работы
Работы студентов
Шабанова
Чаплыга
10.04.2020 г.
Рисование драпировки:
- линейно-конструктивное построение формы;
- светотеневая разработка формы;
Драпировку нужно рисовать с натуры, прикрепите ткань на стену или набросьте на стул, только после этого приступайте к работе.
Примеры закрепления и ракурсы.
Драпировка-ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.
Целью рисования драпировки для специалиста является в дальнейшем создание костюма.
Задачи:
- закомпоновать рисунок в листе;
- провести анализ формы складок и выявить их характер;
- выполнить линейно-конструктивное построение формы;
- начать тоновую разработку рисунка.
Расположение складок ткани подчинено своей логике, имеет декоративный смысл. Рисование драпировок с натуры и по представлению дает возможность осознать закономерности их образования в моделях одежды, обусловленная фасоном, свойствами ткани, пластикой человеческого тела.
Виды складок:
-вертикальные- прямые;
-диагональные- косые;
-радиальные- лучевые.
Эти виды дают самые различные сочетания.
Пример
Приступая к рисунку драпировки с натуры, надо стремиться как можно точнее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наименьшей глубины, мысленно расчленить форму на составляющие ее плоскости, т.е. провести конструктивный анализ формы.
Рисуя ткань, закрепленную в двух точках на вертикальной плоскости, прежде всего, необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют форму конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
В рисовании драпировки с натуры сохраняется та же последовательность после общей компоновки на листе намечается направление складок , строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани, приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени. ( рис. а,б)
Литература
1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. « Спецрисунок и художественная графика» : учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М. «Академия» 2014-243 с.
2. Погонина Ю.В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012-128 с
17.0.2020 г.
Рисование драпировки:
-передача нюансов сета и тени.
При тональной разработке складок штрих лучше класть по форме их движения, а в углублениях- вдоль натяжения поверхности ткани.
Полезно проследить и изучить характер складок, образующихся при набрасывании ткани на предметы различной формы. Также при изображении драпировки, полезно почувствовать декоративные возможности, заключенные в пластике складок. Осваивая технические приемы изображения тканей различной плотности и фактуры, красоты складок, разнообразия их движений и пропорций, так идет подготовка к изображению драпировок на фигуре человека.
Литература
1. Беляева С.Е., Розанов Е.А. « Спецрисунок и художественная графика» : учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М. «Академия» 2014-243 с.
2. Погонина Ю.В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012-128 с.
Работы студентов
Шабанова
Шаринская
Полякова
Ноздрунова
24.04.2020 г.
Выполняете зарисовки фруктов, растений, листьев, веток и цветов.
Последний срок сдачи 14 мая, этапы работ и вопросы можно присылать в любое время до указанного срока.
Цель работы - изучение строения растительной формы с натуры.
Задачи:
- закомпановать объект изображения на листе;
- провести анализ строения растительной формы;
- изобразить растение с помощью графики.
Задания для выполнения:
Зарисовки фруктов
Материалы: 1 лист бумаги А-4, графитный карандаш, ластик
Выполнить зарисовку в тоновом решении.
Зарисовки листьев, веток, растений
Материалы: 1 лист бумаги А-4, графитный карандаш, ластик.
Выполнить зарисовку ветки, листьев.
Зарисовки цветов
Материалы : 1 лист бумаги А-4, графитный карандаш, ластик.
Рекомендации.
Зарисовки с натуры выполняются для последующей более значимой и расширенной работы.
Анализ формы предполагает внимательное рассмотрение характера растения, изучение ее строения, отличительные особенности. Рассмотрите выбранное вами растение, как крепятся листья к стеблю, как располагаются цветочные соцветия или голова одного цветка. Какая форма у листьев и какие у них края, расположение прожилок . Только после тщательного рассмотрения объекта , приступайте к его изображению. Доля более четкого понимания объема и его передачи, поставьте направленный источник света ( настольную лампу).
Зарисовки фруктов и растений начинайте с анализа формы, представьте их в более упрощенной геометрической раскладке ( ромб, прямоугольник, круг, треугольник и т.д.)
На бумагу наносите изображение в виде простых геометрических форм, после чего, уточняя рисунок и отсекая лишнее, приближайтесь к более реалистичному изображению.
Как начинать и завершать работу:
- сделав анализ растения или фрукта, набросайте первые легкие очертания формы на лист, определите пропорции;
- закомпануйте весь объем изображения, снизу больше, сверху меньше, с одной стороны чуть больше, чем с другой ( правой или левой);
- после, того как очертания «сядут» в листе, начинайте приводить их к более понятным геометрическим формам;
- постоянно рассматривайте натуру и переносите ее характер в изображение;
- после линейной разработки объекта, приступайте к боле тщательной проработке деталей;
- поставьте источник света, чтобы выполнить тональное решение;
- работу завершайте более контрастными « ударами» в собственных и падающих тенях, поставьте блики.
Литература
1. Кузин В.С., Рисунок. Наброски и зарисовки, М.: издательский центр Академия, 2004 г
2. Погонина Ю. В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012-128 с.
08.05.2020
Продолжение работы над зарисовками фруктов, растений, цветов или листьев.
Задачи:
-детальная проработка растительной формы;
- тоновое решение формы;
- возможное решение фона.
Литература
1. Кузин В.С., Рисунок. Наброски и зарисовки, М.: издательский центр Академия, 2004 г
2. Погонина Ю. В., Основы изобразительного искусства. М.: издательский центр «Академия», 2012-128 с.