РТ Тукаевский муниципальный район МБОУ «Кузкеевская СОШ»
Роль звуковых образов
в прозрении главного героя Короленко.
учитель высшей квалификационой категории Валиева Лилия Музафаровна
«Жизнь вообще, в самых мелких и крупных явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Что ж, нет своего – есть чужое, а все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью».
Вставка рисунка
В.Г.Короленко .
музыкант
слепой
Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?
Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Может быть, впрочем, что это был и действительный бред. Как бы то ни было, ребенок родился слепым
1.Визуальный (зрительный) — то, что можно видеть (цвета, картинки, образы);
2. Аудиальный (слуховой) — то, что можно слышать (звуки);
3. Кинестетический (ощущающ-ий), от греческого «кинес» — «тело»,- то, что можно чувствовать (вкус, запах, ощущения, прикосновения).
- Цель нашего урока: показать, как автор ощущает едва уловимые переживания, впечатления, чувства слепого и передает гармонию его души посредством звуковых образов.
- Для постижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть биологические возможности человека познавать мир;
- исследовать, как звуки влияют на мир восприятия слепого и как отражаются на его душевных качествах;
- подчеркнуть глубокое стремление человека разобраться в себе, в окружающей жизни.
Звуки детства .
«Мать он скоро научился узнавать по шелесту платья. Вскоре он изучил в совершенстве комнаты по их звукам: различал походку домашних, скрип стула под инвалидом-дядей, размеренное шоркание нитки в руках матери, ровное тикание стенных часов» .
« Весна врывалась своим торопливым шумом . Он слышал как бегут потоки воды , прыгая по камешкам; ветки букв шептались за окнами, торопливая весенняя капель стучала тысячью звонких ударов …» (VI глава).
Звуки любви.
«Так, когда она говорила, например, о темноте раскинувшейся над землёю сырой и черной ночи, он будто слышал эту темноту в сдержанно звучащих тонах её робеющего голоса. Когда же, подняв к верху задумчивое лицо , сообщал ему: «Ах, какая туча идёт, какая туча тёмная-претёмная!», он ощущал сразу будто холодное дуновение и слышал в её голосе пугающий шорох ползущего по небу, где-то в далёкой высоте, чудовища »
Звуки любви
- «Было тихо , только вода все говорила о чем-то, журча и звеня . Густая черёмуха шептала темною листвой, песня около дома смолкла, но зато над прудом соловей заводил свою»
Цветовой звон
Красный звон – праздничный колокольный трезвон.
Малиновый звон – взмах почтовых колокольчиков.
Черный цвет – нет звуков, нет движения.
Мать услышала вдруг тихие, переливчатые тоны свирели, которые неслись из конюшни, смешиваясь с шорохом южного вечера. Она сразу поняла, что именно эти нехитрые переливы простой мелодии, совпадавшие с фантастическим часом дремоты, так приятно настраивали воспоминания мальчика. С тех пор каждый вечер мальчик являлся к Иохиму в конюшню.
Звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. Звуковые формы стали главными формами его мысли, центром умственной работы.
« Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струею, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом, Все настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота».
Питера Брейгеля Старшего. Другие названия - «Слепые», «Слепой ведёт незрячего»
Андре Моруа говорил: «Человек должен быть счастлив тем, что у него есть. И не быть несчастным от того, что у него нет».
1 вариант:
Нарисовать интеллект – карту «Пути восхождения к свету»
2 вариант:
Написать памятку на счастье.