СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по физике на тему: "Явление инерции"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала в 7 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике на тему: "Явление инерции"»

Класс: 7 Урок № Дата:


Тема: Явление инерции


Планируемые результаты:

предметные: сформировать знания о понятии «взаимодействие» и явлении «инерция». Научить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их.

метапредметные:

регулятивные: научить определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проводить самоконтроль своей деятельности; исправлять допущенные ошибки; высказывать свои предположения.

коммуникативные: научить умению оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Развивать речь и логическое мышление.

познавательные: развивать интерес к предмету, научить работать с информацией в разных видах (текст, таблица, иллюстрация).

личностные: формировать ответственное отношения к собственной жизни и здоровью, прививать стремление к овладению новыми знаниями. Формировать осознание детьми культурных ценностей науки и умение ценить их.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, две легкоподвижные тележки, наклонная направляющая, штатив с муфтой и лапкой, магнит, железный брусок, наждачная бумага, термометр, пакет полиэтиленовый, стакан, монета, открытка.


Ход урока


I. Организация обучения(1 минута). Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Вводные слова учителя: «Мы продолжаем изучать механические явления, и прежде чем мы приступим к новой теме, повторим пройденный материал»


II. Повторение раннее изученного материала(4 минуты). Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое механическое движение?

  2. Почему мы говорим: движение относительно, приведите примеры.

  3. Какая физическая величина характеризует механическое движение?

  4. Какие виды движений вы знаете и чем они отличаются?

III. Мотивация к обучению. Постановка целей и задач урока(1-2 минуты). Учитель описывает ситуацию и задаёт учащимся вопрос. Сегодня я вошла в автобус и только успела присесть, как автобус внезапно тронулся, все пассажиры резко отклонились назад, а некоторые стоявшие пассажиры даже толкнули своих соседей. А с вами когда-нибудь происходили подобные ситуации? Как вы думаете, имеет ли физика к этому случаю какое-нибудь отношение? Какова же цель нашего урока? (Учащиеся с помощью учителя отвечают: Назвать, объяснить описанное явление, привести другие примеры этого явления).


IV. Изучение нового материала(15 минут). Учитель проводит демонстрации, вовлекая учащихся в эвристическую беседу: «У меня на столе стоит тележка, какова её скорость относительно стола (0 т.е. тележка находится в покое)? Как я могу изменить скорость тележки (подействовать другим телом, например, подтолкнуть её). Проведём ещё одну демонстрацию: Тележка скатывается по наклонному желобу и налетает на стоящую тележку. Скажите, скорость изменилась у двух тележек? (у двух), значит обе тележки подействовали друг на друга, т.е. говорят, что они взаимодействуют(учащиеся проговаривают слово)». Какова же причина изменения скорости тела?

Запишем в тетрадь: Причина изменения скорости тела – действие на него других тел или просто взаимодействие.

Изменить скорость тележки можно и не касаясь её (демонстрация: к металлическому шару подносим магнит, шар начинает двигаться).

Проведём еще один эксперимент: По наклонном жёлобу скатывается тележка и проходит через наждачную бумагу, мы замечаем, что тележка быстро останавливается, а теперь та же тележка скатывается и движется по гладкому столу, мы замечаем, что скорость тележки сохраняется дольше. От чего же зависит, как долго будет сохраняться скорость тела?

Запишем в тетрадь: Чем меньше действие тел друг на друга, тем дольше сохраняется их скорость.

Почему тележка остановилась? (учащиеся отвечают, что действует сила трения), а если бы трения не было, т.е. действие не тележку не оказывалось, как бы двигалась тележка? Выскажите свои предположения (тело бы двигалось с постоянной скоростью), т. е. другими словами, тело сохраняло бы свою скорость.

Запишем в тетрадь: Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией - латинское слово «неподвижность, бездеятельность».

Итальянский учёный Г.Галилей, XVII в. Опыты Галилея явились основой для открытия важных законов физики, поэтому мы должны ценить всё, что сделано этим великим учёным.


V. Этап углубления знаний(7 минут). (проводится с помощью слайдов презентации с комментариями). Рассмотрим примеры инерции:

- в спорте Слайд 1, - в быту Слайд 2, -технике и транспорте Слайд 3 Учитель напоминает ПДД на дороге.

Учитель. «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.

Просмотрим опыты:

Инерция покоя: вытащить резко картонку из под монеты, шарика(объяснение);

Инерция движения: толкнуть тележку на которой стоит брусок(объяснение).

Если позволяет время просмотреть видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=3OFORuyoNBI


Проводится динамическая пауза(1-2 минуты)

Ребята, немного отдохнём и проведём физкультминутку непростую. Предлагаю изобразить поведение едущих стоя пассажиров автобуса. Представьте, что я – водитель.

Учитель:  Я резко трогаюсь с места. Куда вы отклоняетесь?

Учитель: Поворачиваю направо. Вы?

Учитель: Поворачиваю налево. Вы?

Учитель: Резко торможу. Вы?

Выполняют действия:



Ученики: Назад. Из-за инерции.

Ученики: Налево. Из-за инерции.

Ученики: Направо. Из-за инерции.

Ученики: Вперёд. Из-за инерции.

Домашнее задание(1 минута). Читать стр.38, провести домашний опыт; просмотреть видеоурок по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=EIy8Is2Atzw


VI. Первичное закрепление(2 минуты). Этап проводится, если позволяет время, если время не позволяет, то задание даётся на дом. Учитель: инерция приносит не только пользу, но и вред. Сейчас вам предстоит заполнить таблицу «Польза» и «Вред» инерции.

Польза: колка дров, насаживание лопаты на черенок, встряхивание мокрой одежды или термометра.

Вред: резкое поднятие груза подъёмным краном, спотыкание, резкое торможение транспорта.


VII.Закрепление знаний и умений(5 минут). Учащиеся отвечают на вопросы, используя ключевое слово «Инерция».

1.Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?

2.Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?

3.Почему при повороте водитель притормаживает?

4.Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?

5.Почему заяц делает резкие прыжки в сторону, если его догоняет волк?

6.Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.)


VIII. Проверка знаний(5 минут). Учащиеся выполняют тест(в рабочем листке к уроку). Составьте слово из букв правильных ответов.

1. Что такое инерция?

Г. Свойство тел сохранять скорость.

У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

В. Изменение скорости тела под действием других тел.


2. Что произойдет с бруском, если резко его дёрнуть вперёд за нить?

С. Упадёт назад.

Д. Упадёт вперед.

Е. Останется неподвижным.


3. В каком случае наблюдается проявление инерции?

А. Камень падает на дно ущелья.

П. Пыль выбивают из ковра.

Н. Мяч отскочил от стенки после удара.


4. Какое изменение произошло в движении автобуса, если пассажиры отклонились влево?

И. Автобус остановился.

Е. Автобус повернул направо.

Ч. Автобус повернул налево.


5. Для чего делают разбег при прыжках в длину?

К. Чтобы выше подпрыгнуть.

Л. Чтобы увеличить длину траектории движения тела.

Х. Чтобы набрать скорость для толчка.


IX. Рефлексия (1 минута). Учитель: Проверим ответы. Кто получил кодовое слово «успех»?

- Поднимите руку те, кто считает, что добился успеха в усвоении явления Инерция.

- Поднимите руку те, кто считает, что явление Инерция важно для жизни.

- Поднимите руку те, кто считает наш урок интересным.

Учитель отмечает работу наиболее активных учащихся, выставляет отметки.


X. Подведение итогов урока(2 минуты). Учитель: В завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я начинаю, а вы продолжаете:


Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь),

Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?

Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).

Учитель благодарит всех за урок и прощается с учащимися.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!