СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по географии на тему : "Развитие земной коры"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока №1 в разделе"Природа Земли"  по географии в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии на тему : "Развитие земной коры"»

Разработка урока по географии в 7классе

по теме: «Развитие земной коры»

Раздел: «Природа Земли».

Предмет: география

Класс: 7

Учитель: Печёнова Л.В., МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи», Саратовская область

Тема урока: Развитие земной коры

урока по теме: урок №1 в разделе «Природа Земли».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока:

  • познакомить с современными представлениями о формировании облика Земли;

  • • сформировать представление о цикличности тектонических процессов в развитии земной коры;

  • • продолжить формирование знаний о литосферных плитах;

  • • познакомить с основными положениями теории литосферных плит

Задачи урока:

Образовательные: обучающиеся узнают гипотезы о движении земной коры и её строении; научатся анализировать карту строения земной коры; смогут называть отличия материковой коры от океанической и показывать крупные литосферные плиты, научаться объяснять существенные признаки понятия «плита»; смогут прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, схемы.

Планируемый результат: Предметные: формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации —текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе,

Интернете и интерпретировать её.

Личностные: развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации.

Основное содержание: развитие земной коры, формирование облика планеты, геологические эры, литосферные плиты.

Деятельность обучающихся: сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме; анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры; сформулировать суть гипотезы А. Вегенера.

Ценностный компонент урока: развитие земной коры — длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов; роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный ,частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, графическая, визуальная формы организации материала.

Оборудование: физическая карта мира, карта «Строение земной коры», схема «Геологические эры»,компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Учебник География.7 класс. Авторы: А.И.Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина Изд.«Просвещение», 2014г.

2. УМК «Полярная звезда», В.В.Николина. География. Мой тренажёр.7 класс

3. Атлас ФГОС ДРОФА. ООО «Издательство ДИК», Москва. «Дрофа» Вертикаль.2014

4. Мультимедийная презентация


Ход урока.


Этапы урока

Планируемые результаты (формирование УУД)

Действие учителя

Действия обучающихся

I. Организационный момент


Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

приветствуют учителя

II. Актуализация знаний

Цель для обучающихся: организация класса, подготовка к работе на уроке, проверка наличия учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога:

Вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности.

Задачи

Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях;

- формирование умения задавать вопросы;

- развитие познавательных интересов и инициативы учащихся;

- владение коммуникативными умениями, культурой ведения беседы, ведение диалога.

Метод обучения:

- словесный (беседа)

Метод организации работы: фронтальный, групповой.








III. Мотивация изучения новой темы.


- Формирование мотивационной основы учебной деятельности (Л).


- Формулирование темы и цели урока (П).


- Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)




- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)






- Преобразование модели с целью выделения общих законов.

- Умение работать с источником информации, проводить сравнение между материковой и океанической земной корой. (П)

Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня на уроке вы покажите свои знания по теме «Литосфера», которая вам знакома из курса географии 6 класса. Давайте вспомним: что такое земная кора и литосфера, какие существуют типы земной коры и из каких слоёв состоит каждый её тип, что такое горные породы, чем они отличаются от минералов, какие существуют виды горных пород, как внутренние и внешние силы Земли влияют на её облик.




Учитель:

Задание № 1(выполняет 1 вариант)

У вас на столе лежат карточки. Найдите карточку № 1. Откройте тетрадь и выполните в ней задание.

Карточка № 1

Под каждой цифрой впишите названия части внутреннего строения Земли.

После выполнения сверяют правильность заполнения схемы (слайд №7)




Учитель:

Задание № 2(выполняет 2 вариант)

Откройте учебник на стр.30. Посмотрите на рис.20 и скажите…Одинаковое ли строение у континентальной и океанической земной коры?

Что общего в их строении?

Назовите отличия.

Выполните в тетради задание № 2







Проблемный вопрос: могут ли горизонтальные движения привести к изменению облика Земли?


Учитель: А теперь подумайте, что мы сегодня будем изучать?

Тема нашего урока: «Развитие земной коры».


Ответ обучающихся:

Литосфера- твердая оболочка Земли.

В литосфере происходят движения и т.д

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.


Работают со схемой, выполняют задание в карточке № 1



Работают с текстом учебника, дают ответы на вопросы, выполняют задание№ 2

Вывод: литосфера включает-…

После выполнения сверяют правильность заполнения схемы

IV.Открытие новых знаний









































Физминутка

(здоровье-

сберегающий компонент с экологической направленностью)






































Практическая деятельность















































Подведение итогов
























- Формирование устойчивого познавательного интереса (Л)

- Преобразование модели с целью выделения общих законов. Умение работать с картой, проводить сравнение между материками и океанами. (П)

- Формирование уважительного отношения к иному мнению (К)












- Поиск и выделение необходимой информации (П)











































-Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Извлечение необходимой информации. (П)













-Овладение практическими умениями работы с атласом (М)

- Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (Р)

- Умение договариваться, находить общее решение.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения. (К)


  • Установление причинно-следственных связей (П)


  • Поиск и выделение необходимой информации (П)


Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. (К)



Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе (М)

Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми (Р)


Умение систематизировать знания по теме «Происхождение материков и океанов». (П)


-Умение отвечать на вопросы

-умение спрашивать,

- умение управлять (М)


Понимать относительность оценок, выборов, совершаемые людьми (М)


Учитель: Откройте учебник на стр.29 рис. 17.

Сравните современный облик Земли и карту расположения материков 200 млн.лет назад.

Какие вы видите отличия? Что могло повлиять на изменение облика Земли?



Учитель:

Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном Панталассой.

Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тетис.  На современной карте его уже нет.

В ходе циклического развития земной коры этапы горообразования чередовались с этапами спокойного развития.


Вся земная кора поделена на крупные и мелкие блоки, называемые- литосферными плитами






Учитель:

Задание № 3: откройте в атласе карту «Строение земной коры», назовите и запишите в тетрадь:

  1. Крупные литосферные плиты;

  2. С какой скоростью движутся литосферные плиты?











«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр,
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)




Учитель включает видеофрагмент Гипотеза дрейфа материков https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материковHYPERLINK "https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материков&parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54"&HYPERLINK "https://yandex.ru/video/search?text=теория+альфреда+вегенера+о+дрейфе+материков&parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54"parent-reqid=1481407309574564-16102924866195141039159622-sas1-54

В своей книге «Происхождение материков и океанов» немецкий геофизик А. Вегенер писал: «В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков … , когда, изучая карту мира, я поразился сходством очертаний берегов по обе стороны Атлантического океана».


Согласно гипотезе немецкого исследователя А. Вегенера земная кора представляет собой подвижные участки — плиты, которые движутся по астеносфере словно льдины на поверхности океана. А. Вегенер, изучая на карте очертания материков, обратил внимание на схожесть очертаний побережий Африки и Южной Америки. Как будто колоссальные силы

растащили в стороны от Атлантического океана прежде

единую сушу, разорвав её на две части. Он предположил,что материки движутся, назвав это «дрейфом материков». Впоследствии гипотеза А. Вегенера легла в основу теории литосферных плит.


Учитель: Задание № 4

Экспериментальная работа:

«Моделирование положения материков в древности, в настоящее время».

У вас на столе лежат конверты, в которых находятся фигуры материков. Ваша задача с помощью вырезанных фигур составить облик Земли 135 млн.лет назад, современную карту материков и океанов (см. рис. № 17 стр.29 учебника) и перенести их в тетрадь, стрелками покажите направление движения континентов.

Учитель: Почему литосферные плиты движутся? работа с текстом учебника с.30. Зарисуйте схему в тетрадь, запишите объяснение.

Сравните расположение сейсмических поясов и рифтовых зон.

Какой из этого следует вывод?

В тетради в задании № 4 отметьте штриховкой сейсмические пояса.





Учитель: Я хочу обратить ваше внимание на

изображение спутника «Лагеос-1», запущенный в 1976 году.

Рассчитано, что на выбранной орбите высотой 5880 км спутник может просуществовать около 8 миллионов лет.

Внутрь шара заложена стальная пластинка с выгравированным на ней письмом нашим далёким потомкам, которые, возможно, захотят ознакомиться с назначением и устройством спутника. В верхнем левом углу изображён сам спутник, рядом — Земля на орбите вокруг Солнца. Ниже — континенты, какими они были 225 миллионов лет назад. В середине — современное расположение материков. Отмечено место, откуда стартовал спутник. Внизу — предполагаемая карта Земли через 8,4 миллиона лет после запуска. Рисунок поясняет, что примерно к этому времени спутник затормозится в сверхразрежённых внешних слоях атмосферы и будет притянут к Земле. Известный астроном Карл Саган, разработавший письмо-картинку, говорит, что кто бы ни жил на нашей планете в эти очень отдалённые времена, им, очевидно, будет приятно получить эту «открытку из прошлого».

Учитель. Как вы думаете изменятся ли очертания и размеры материков и океанов в будущем, согласно гипотезе тектоники плит? Актуально ли будет эта открытка в будущем?

Ответ обучающихся:

1. На современной карте располагаются 6 материков отделено друг от друга

2.Существовал единый материк

3.Изменения продолжаются

Обучающиеся дают разные варианты ответов, слушают мнения своих одноклассников.














Работают с атласом,

называют литосферные плиты и записывают их в тетрадь. Отвечают на вопрос.

1.Тихоокеанская,

2. Евразийская,

3-4.Северо-и Южноамериканская,

5. Африканская,

6. Индо-австралийская,

7. Антарктическая

Скорость перемещения плит - несколько сантиметров в год. (Евразиатская – около 1 см в год; Африканская – 1,5 см в год; Индо-австралийская – до 7 см в год; Тихоокеанская – 10 см в год.)


Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)














Смотрят видеозапись о дрейфе материков










Работают с фигурами материков: составляют облик Земли 200 млн.лет назад и современный, обводят карандашом фигуры, рисуют карту в тетради.






Работают с текстом учебника, зарисовывают схему в тетрадь, записывают пояснение:

Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении. Литосферные плиты легче мантии и перемещаются по ее поверхности, как льдины по воде. По поверхности 3емли движутся не континенты, а литосферные плиты. Медленно передвигаясь, они увлекают за собой континенты и океаническое дно.


Обучающиеся делают вывод:

По границам литосферных плит происходят активные сейсмические процессы- землетрясения, вулканизм.


Ответ обучающихся: За счет землетрясений и магматизма, происходит разрастание земной коры, а значит, изменения очертаний и размеров материков.


Вывод: Учение о литосферных плитах дает возможность заглянуть в будущее Земли. Предполагают, что примерно через 50 млн. лет разрастутся Атлантический и Индийский океаны, Тихий океан уменьшится в размерах. Африка сместится на север. Австралия пересечет экватор и придет в соприкосновение с Евразией. Это только прогноз, который требует уточнения.

V.Закрепление и оценивание






















VI.Рефлексия



Рефлексия своих действий (Л)


Учитель:

Задание № 5

1) Большинство литосферных плит включают и _______ _________кору, и ________кору.

2) Границы между литосферными плитами проходят по ________ хребтам или __________желобам.

3) Плиты движутся по пластичному слою ____со скоростью от_____до_____см в год.

4) Громадных плит ученые выделяют _____ – ________.штук.

5) Средняя мощность материковой коры ________ , а океанической_________

6) В океанической коре отсутствует________слой.

7) Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают________

8) Причинами движения литосферных плит являются_____

9) В результате разлома Лавразии возникли_______

10)В результате разлома Гондваны возникли ___ материков


Учитель подводит итоги урока:

Ребята, как вы считаете - знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогли нам ответить на проблемный вопрос этого урока?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели урока?

1. Чему мы научились сегодня?

3. С какими трудностями столкнулись при изучении новой темы?

У вас на столах лежат карточки, где нарисована горка. Вы подумайте и поставьте крестик на горке там, где вы считаете находитесь сейчас. Чем лучше работа, тем выше крестик.


Заслушивает ответы учащихся фронтально.

Выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.

  • Отметить учеников, которые быстро работали с текстом учебника.

  • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

  • Отметить учеников, активно работающих на уроке.


Взаимоконтроль.

Работа в парах.

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Учащиеся оценивают свою деятельность и своих одноклассников.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий .















Ответы учащихся: изучили литосферу и процессы, с ней связанные. Научились определять границы плит, называть и показывать плиты, объяснять процессы в районах сейсмических поясов














VII.Домашнее задание


1) изучить § 8; 2) ответить на

вопросы и выполнить задания 1—7 на с. 31 учебника;

3) выполнить два задания по выбору из рубрики «Работаем с информацией» тренажёра, относящиеся к теме параграфа.

Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!