СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по истории в 11-А классе: «Идеология, наука и культура в послевоенные годы»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории в 11-А классе: «Идеология, наука и культура в послевоенные годы»»

10 Дата 20.09-21.09.2022 Класс 11-А Учитель Марущак Е. В.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

Цели расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; дать информацию о достижениях советских ученых, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры.

Планируемые результаты: Предметные: владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом; сформированность умений применять исторические знания в общественной деятельности, поликультурном общении; владение навыками исторической реконструкции с привлечением различных источников; сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать.Личностные: формирование патриотизма, становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего осознанно принимающего общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; формирование способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; формирование толерантного сознание и поведения в поликультурном мире.

Оборудование: учебник, тетради, презентация, раздаточный материал

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний. Тест.

Мотивационный этап

Одним из самых популярных советских актёров был Николай Черкасов. Во время съёмок в фильме «Иван Грозный» ему пришлось «примерить» более десятка вариантов грима для разных возрастов своего героя. При этом актёр так самоотверженно подходил к работе, что даже после завершения съёмочного дня не мог выйти из образа. Из плёнок, на которых Николай Черкасов был снят уже после остановки съёмок, Эйзенштейн даже смонтировал фильм: «Захваты после „стоп“, или Куда идёт творческая энергия народного артиста».

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

В ходе урока вы узнаете о послевоенных идеологических кампаниях, развитии системы образования и науки, основных тенденциях развития искусства.

Работа по новой теме


  1. Послевоенные идеологические кампании. 


Важной составляющей «холодной войны» было идеологическое противостояние США и СССР. Они обвиняли друг друга в намерениях начать новую войну. В странах Запада преследовали сторонников левых сил. А в СССР активно проводили антизападную пропаганду.

Руководство Советского Союза опасалось, что население страны может оказаться под влиянием капиталистических ценностей. В СССР началась кампания против низкопоклонства. Так называют отношение людей к собственной культуре как к менее значимой по сравнению с культурами других стран. 

На практике это проявилось в ограничении культурных и научных контактов с западными странами.

14 августа 1946 года было подписано Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Авторы документа сочли, что эти издания «ведутся совершенно неудовлетворительно». Некоторые писатели, произведения которых появились на страницах этих журналов, были упомянуты отдельно. Например, Михаила Зощенко окрестили «пошляком и подонком литературы», а поэзия Анны Ахматовой была названа «пустой» и «безыдейной»

В этом постановлении содержалась резкая критика творчества Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Их обвинили во враждебности существующему государственному строю. Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей СССР, утратили право на получение хлебных карточек. Знакомые часто делали вид, что не замечают их на улице, чтобы не оказаться обвинёнными в контактах с опальными писателями.

«Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин

«Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной»

А. Жданов



Прочитайте отрывки из стихов А. Ахматовой и определите диапазон ее творчества. Согласны ли вы с критикой в ее адрес?

«В каждом древе распятый Господь...»

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

1946

«Мое поколение»

Мое поколение
Мало меду вкусило. И вот
Только ветер гудит в отдаленье,
Только память о мертвых поет.
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь.

1944



С этого момента началась проработка творческой интеллигенции.

В 1947 году состоялся суд над микробиологами Ниной Клюевой и Григорием Роскиным, которые работали над созданием препарата от рака. Их обвинили в передаче материалов американцам и подвергли публичному осуждению.

В 1949 году началась «борьба с космополитизмом». Это была кампания, направленная против представителей советской интеллигенции, которые были сторонниками прозападных тенденций.

Под ударом оказались учёные и представители творческих профессий. В основном это были евреи, обвинённые в отсутствии патриотизма.

Послевоенная идеология и репрессии отрицательно сказались на развитии советской культуры и науки. Они привели к распространению шовинизма и ксенофобии. Давайте вспомним значение этих понятий.

Шовинизм – это разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Ксенофобия – это неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного.

Развитие образования

За годы войны разрушенными оказались здания школ и вузов. Часто их использовали для военных нужд.

Правительство сохраняло практику платы за обучение в старших классах школы, техникумах и высших учебных заведениях.

Решался вопрос о введении всеобщего семилетнего образования. Однако, чтобы это сделать, нужно было построить новые школы и подготовить учителей.

В 1950/1951 учебном году около 80 % учащихся обучались в семилетних и средних школах. Это стало большим достижением. Часть школ работала по принципу раздельного обучения. То есть мальчики и девочки учились в разных школах.

Распространение получили школы для рабочей молодёжи и взрослых.

Распространение среднего школьного образования стало базой для развития высшего образования. С 1946 по 1950 год техникумы и вузы выпустили около двух миллионов человек. Обучение кадров было ориентировано на потребности страны. Более половины выпускников были направлены на работу в сферу образования. А около десяти процентов – здравоохранения. На тот момент учителя и врачи были наиболее востребованы.

Давайте подведём итоги.

Важной составляющей «холодной войны» было идеологическое противостояние.

В СССР развернулись кампании по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством.

После войны получили распространение школы для рабочей молодёжи и взрослых.

Роль ведущего научного центра страны стала играть Академия наук СССР.

В советском искусстве основной темой оставалась война.

Цензура и идеологический контроль сказались на всём советском искусстве

Цензура — система надзора за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кино- и фотопроизведений, передач радио и телевидения, веб-сайтов и порталов, в некоторых случаях - частной переписки для ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых властями нежелательными.

2.Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что сталинское руководство в полной мере осознавало важнейшую роль образования, науки, культуры в решении провозглашаемых задач.

3.Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?

Итоги урока. Рефлексия.

1. Что нового вы узнали на этом уроке?

2. Какой материал был трудным, непонятным?

3. Понравился ли вам урок?

4. Что еще нового по этой теме вы хотели бы узнать?

Выставление оценок

Домашнее задание. П.29 изучить, учить термины.

Дополнительное задание: заполнить таблицу





Параграф 29 Идеология, наука и культура в послевоенные годы


Направление (наука, литература и т.д.)

Деятели (Ф.И.О.)

Названия произведений











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!