СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по литературе «Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова «Плаха».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка адресована преподавателям литературы в СПО и школе.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по литературе «Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова «Плаха».»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по литературе

«Взаимоотношения человека и природы в произведениях

В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова «Плаха».





Головатых С.П.



























В методической разработке по дисциплине «Литература» изложены система принципов развивающего обучения, междисциплинарные связи, организация и методика проведения занятия с проблемным изложением материала по теме

«Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова «Плаха».

Данная методическая разработка адресована преподавателям литературы в СПО и школе.











































ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………...

Особенности проблемного анализа художественного произведения….

Методика проведения занятия по теме «Взаимоотношения человека и

природы в произведениях В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова

«Плаха»……………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………..























Введение

В настоящее время очень остро стоит проблема охрана природы. Этим занимается современная наука «Экология». В переводе с греческого это слово означает «наука о доме». В нашем доме на планете Земля есть все, что необходимо для жизни – моря, реки, животный и растительный мир, свет, тепло, воздух, красота, гармония.

В этом доме живет человек, с одной стороны, умный и добрый, с другой – жестокий и бессердечный. Он не задумываясь, губит то, что природа создавала веками, губит жизнь, себя, свой дом, получив в свои руки огромную власть, вообразив себя господином, надевает кандалы своему рабу – природе, оставляя повсюду черные следы и глубокие раны. Он противоречит законам примироздания и законам, которые устанавливал сам. Проблема охраны природы волнует очень многих. Не осталась в стороне и литература. Писатели в произведениях различного жанра говорят о взаимоотношениях человека и природы.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, человек?


В стихах, в прозе звучит отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность. Ведь в жизни людей нашего века все связано со всем.

Писатель стремится постичь экологические проблемы – прежде всего как проблемы состояния души человеческой. Разрушение мира природы оборачивается опасной деформацией человека, личности, общества.

Именно об этом говорят произведения В. Астафьева «Царь – рыба», Ч. Айтматова «Плаха», В. Распутина «Прощание с Матерой», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и многих других.






1.Особенности проблемного анализа художественного произведения

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений М.А. Рыбникова: Методические примеры диктуются природой произведения … Балладу можно разобрать с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое стихотворение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные ведущие главы…»

Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких факторов.

Связать сюжет, элементы композиции, образы и приемы изображения, которыми пользуется писатель, с проблемами, которые волнуют его, и выбрать для решения этого наиболее оптимальный методический вариант – ответственная задача учителя. Система анализа эпических строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. Особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщений после наблюдений над отдельными частями текста.

В проведении анализа на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить самое главное, существенное.

Чтение преимущественно объективизирует литературный текст, с помощью художественного переживания и переносит образы и ситуации произведения в план личных ассоциаций читателя.

Анализ направлен на то, чтобы на основе сопоставления этих субъектированных восприятий и логики художественного произведения подняться к более объективному представлению об авторской мысли.

Задача данного анализа не научное исследование, а практическое усвоение художественного произведения. Цель анализа – создание читательской интерпретации произведения и соотношение её с научным исследованием текста, корректирование субъективных представлений читателя объективным смыслом произведения, раскрытым литературоведением.

Отбор важнейших проблем и доступных для студентов ракурсов рассмотрения произведения не должен приводить к искажению его смысла, не должен отменять внимания к другим сферам произведения.

Главное назначение приемов анализа – понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического её начал.

Путь изучения – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, «сюжет» рассмотрения литературного произведения.

Обычно выделяют три пути разбора: «вслед за автором» (условно его называют целостным), «по образам» и проблемно – тематический.

Выбор пути изучения литературного произведения определяется многими мотивами: художественной природой произведения, системой работы по литературе в данной группе, опытом анализа, уровнем развития студентов, характером их читательского восприятия.

Разбор «вслед за автором», в основе которого лежит сюжет произведения, а основным звеном является эпизод, сцена, глава имеет ряд неоспоримых достоинств. Ученики следят за течением сюжета, выделяют центральные эпизоды, психологически мотивируют поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения.

При анализе образе – персонажа не следует все сводить лишь к называнию черт характера. Объяснение характера героя необходимо для оценки нравственных, этических и социальных мотивов произведения. Поэтому анализ характера героя должен быть сопряжен со всей системой образов.

Проблемный анализ предполагает, что вопрос, возникший в сознании обучающихся при чтении литературного произведения, организует сам процесс изучения.

Характерным качеством проблемного анализа является связь проблемных ситуаций на уроках между собой, связь продиктованная перспективным вопросом, который как бы объединяет все проблемные ситуации и позволяет рассмотреть произведение в целом.

Многие словесники говорят о смешанном пути анализа, в ходе которого рассматриваются то события в их сюжетной последовательности то образы героев, то сквозные темы или проблемы.

На нашем уроке мы на основании рассмотрения эпизодов романов «Царь – рыба» и «Плаха», на сопоставлении определённого ряда сцен, глав рассматриваем проблему взаимоотношений человека и природы, пытаемся найти ответы на возникшие вопросы.





2. Методика проведения занятия Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова «Плаха».

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок - исследования

Цели урока:

а) образовательная – обогащение знаний учащихся сведениями о жизни и творчестве писателей Виктора Петровича Астафьева и Чингиза Торекуловича Айтматова;

анализ произведений по проблеме взаимоотношений человека и природы;

отработка умения анализировать фрагменты, вычленять эпизоды и компоновать материал с целью построения связанного высказывания по заданной проблематике;

выявление авторской позиции в художественном тексте;

углубление понятия о литературных терминах: художественный образ, тема, идея, проблема, конфликт, сюжет, композиция, кульминация.

б) воспитательная – формирование у студентов интереса к произведениям с актуальной проблематикой;

воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к ней;

воспитание чувства ответственности за сохранение жизни на Земле.

в) развивающая – развитие интереса к литературе, к современным проблемам человеческого общества;

развитие познавательной активности, логического и творческого мышления, нравственной самостоятельности студентов, расширение их кругозора.

Методы обучения: монологический

диалогический

тестовый контроль

информационно – рецептивный

репродуктивный

эвристический

исследовательский

Межпредметные связи: 1) обеспечиваемые «Русский язык» : Тема: «Изобразительно – выразительные средства языка».

2) обеспечивающие Экология: Темы: «Предмет и задачи экологии», «Биосфера – специфическая оболочка Земли», «Экологические факторы», «Формы взаимодействия человека на природу».

Этика и психология: Тема: «Индивидуальные особенности личности».

Философия: Тема: «Философия природы».

Наглядные пособия и оборудование:

Высказывание Д. Донна «Стократ блажен кто покорил зверей и дикие леса срубил в душе своей…»

  1. Портрет Астафьева В.П.

  2. Портрет Айтматова Ч.Т.

  3. Эпиграф к уроку: «Чтобы себя и мир спасли,

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый

Культ природы»

Василий Фёдоров

  1. Выставка книг: В. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»,

В. Афанасьев «Царь – рыба», Ч. Айтматов «Плаха»,

В. Распутин «Прощание с Матерой»,

В. Шукшин «Рассказы»

Стихи Н. Рубцова, В. Федорова, С. Викулова.

  1. Поль Мориа «В мире животных».

Время проведения: 90 минут

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

Литература: В.П. Астафьев «Царь – рыба». М. «Советский писатель», 1984г.; Ч. Айтматов «Плаха». Алма – Ата «Жалын», 1987.


1.

Организационный момент:

а) отметить отсутствующих

б) проверить готовность кабинета, оборудования к уроку



2.

Актуализация опорных знаний студентов:

вопросы по теории литературы: (термины, которые будут использоваться на уроке) см. Приложение № 1.



3.

Мотивация учебно – познавательной деятельности

Слово учителя:

Природа – сквозная тема русской литературы. Тема, равнодушным к которой не остался, пожалуй, ни один русский писатель. И каждый из них находит самые различные художественные средства, чтобы выразить мысли и чувства по отношению к природе: У Пушкина мы читаем «Люблю я пышное природы увяданье…» (писатель восхищается красотой осени)

у Лермонтова:

И жизнью вечно молодою,

Прохладой, солнцем и весною

Природа тешится шутя,

Как беззаботное дитя. (Звучит нежность к природе)

у Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Тютчев говорит с природой на равных)

Можно назвать имена Тургенева, Чехова, Бунина, Есенина и многих других писателей, в творчестве которых природе посвящено много прекрасных строк, а мир людей и мир природы осмыслены автором как единый жизненный поток.

Проблема взаимоотношений человека и природы никогда не теряет своей актуальности. Так как эта проблема не только экологическая, но и глубоко нравственная. И осознание её серьезности необходимо каждому из нас. «Нравственный закон внутри нас, звездное небо над нашими головами», - писал немецкий композитор Людвиг ванн Бетховен.

Задача нашего урока – рассмотреть, как преломляется тема человека и природы в произведениях второй половины ХХ в., под каким углом зрения писатели раскрывают проблему взаимоотношений природы и человека, чему учат и к чему призывают нас.



4.

Изучение нового материала.

Тема «Взаимоотношения человека и природы в произведениях В. Астафьева «Царь – рыба» и Ч. Айтматова «Плаха».

1)Несколько страниц из творческой жизни В.П. Астафьева (сообщение студента).

2)Вспомним страницы произведения В.П. Астафьева «Царь рыба» (краткий пересказ) Приложение № 2.

3)Ч.Т. Айтматов Краткая биографическая справка (сообщение студента) Приложение № 3.

4)Основные события романа Ч.Т. Айтматова «Плаха». Приложение № 4.



5.Беседа по теме урока.

Слово учителя.

Перед нами открывается ещё одна страница художественной литературы, на которой осмысливается то, что происходило в России, что происходило с людьми во 2 половине ХХ в. Для нас с вами это возможность поразмышлять над теми проблемами, которые волнуют авторов и понять насколько эти проблемы близки каждому из нас. Ч Айтматов писал: «… искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то,

Вопросы:

- Какие эпизоды из книг произвели на вас сильное впечатление? Какие чувства они вызвали?

- Темы произведений (жизнь человека, жизнь природы, их взаимосвязь).

- Смысл названия произведений: «Царь – рыба»; «Плаха».

- Система образов:

1. Образы людей: две группы –

а) люди – хищники с бездушно – потребительским отношением к природе;

б) люди с гуманным отношением ко всему живущему;

2. Образцы – символы:

а) царь – рыба;

б) Акбара;

в) туруханская лилия;

г) браконьерство.

Чтение эпизодов с последующим анализом: «Царь – рыба»:

… Сколько рыбы накалываться, рвет себя, уходит в муках умирать или мыкать инвалидный век – никто не ведает. Рыбаки как – то проговорились – верная половина. Но и та рыба, которая уцепилась сильно испоротая, замученная водой, скоро отдаёт богу душу …

(Рыбак Грохотало) стр. 120.

Нет и никогда уж не будет покоя реке. Сам не знающий покоя, человек с осатанелым упорством стремится подчинить, заарканить природу. Да природу – то не переиграть. Водорослей, которые в народе зовутся точно – водяной чумой, развелось полторы тысячи видов, и они захватывают по всему миру водоемы, особенно смело и охотно свежие, ничем не заселенные. В одном только Киевском водохранилище – факт широко известный – за лето накапливается и жиреет пятнадцать миллионов тонн страшного водяного хлама. Сколько скопилось его в Красноярском водохранилище – никто не считал…

Замолк Павел Егорович, загорюнился и я, не стал ему рассказывать про его родину, Урал, которому прежде всех и больше всех досталось от человека, про ржавые и мертвые озера, пруды, реки, про загубленную красавицу Чусовую, про Камское водохранилище, где более уже четверти века мучается земля, пробуя укрепиться возле воды, и никак не может сделаться берегом, сыплется, сыплется, сыплется.

Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать – миллионы, тонны, кубометры, киловатты, - но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева? …

Ревел порог. Шумел порог, как сотню и тысячу лет назад, но не плескалась, не вилась в его струях, не шлепалась на волнах, сверкая лезвием спины, стерлядь – живое украшение реки.

(Туруханская лилия) стр. 239

Вопросы:

  1. Какие картины рисует автор – повествователь?

  2. Какие он делает обобщения?

Рассмотрим эпизоды из романа «Плаха» - эпизод «охота на сайгаков». Все они, все обитатели саванны, уже замечены, уже отмечены на картах в пронумерованных квадратах и обречены на массовый отстрел, что их погибель уже спланирована, и скоординирована, и уже катится к ним на многочисленных моторах и колесах…

Откуда было знать им, степным волкам, что их исконная добыча – сайгаки – нужна для пополнения плана мясосдачи. Кто – то разбитной из облуправления вдруг предложил «задействовать» мясные ресурсы Моюнкумов.

А степные волки тем часом, ничего не подозревая, старательно подкрадывались окольными путями к заветной цели.

И тут поистине точно гром с неба – снова появились те вертолеты. Это произошло круто и ошеломительно быстро – не одна сотня перепуганных антилоп, обезумев, потеряв вожаков и ориентацию, поддалась беспорядочной панике. Волки, не успев ни свернуть, ни притаится, оказались на пути живого всесокрущающего потока громадного, набегающего, точно туча, поголовья. Такого – чтобы волки и сайгаки бежали в одной куче – Моюнкумская савана не видывала даже при больших степных пожарах.

Вертолётчикам, сверху было прекрасно видно, как по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса. И когда гонимые антилопы хлынули на большую равнину, их встретили те, для которых старались с утра вертолеты. Их поджидали охотники, а вернее расстрельщики. На вездеходах – «уазиках» с открытым верхом расстрельшики погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы – бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай. Страшно было смотреть на этих людей в облитой кровью с головы до ног одежде…

(Возникает образ живого браконьерства); браконьеры не только отдельные люди, но и браконьерство в государственном масштабе).

Читаем эпизод из романа «Плаха» - похищение сына Бостона.

То была Акбара. Волчица давно уже бродила около зимовья.

Волчица решилась так близко подойти к человеческому жилью потому, что, начиная с минувшей ночи, на подворье было пусто, не слышались ни людские, ни собачьи голоса. Влекомая неутихающей материнской тоской, неумирающей надеждой, она осторожно обошла все кошары, все стойла, нигде не обнаружила своих утраченных волчат и подошла вплотную к человеческому жилью. И вот Акбара стояла перед малышом. И непонятно, как ей открылось, что это детеныш, такой же, как любой из её волчат, только человеческий, и когда он потянулся к её голове, чтобы погладить добрую собаку, изнемогающее от горя сердце Акбары затрепетало. Она подошла к нему, лизнула его щечку. Малыш обрадовался её ласке, тихо засмеялся, обнял волчицу за шею, а Акбара вылизывала детеныша, и ему это очень нравилось. Волчица изливала на него накопившуюся в ней нежность, вдыхала в себя его детский запах. Как отрадно было бы, думать ей, если бы этот человеческий детеныш жил в её логове под свесом скалы. Осторожно, чтобы не поранить шейку волчица ухватила малыша за ворот курточки и резким рывком перекинула на загривок – таким манером волки утаскивают из стада ягнят.

- Волк! Волк ребёнка утащил! Скорее, скорее!

Акбара припустила, а Бостон несся вслед за ней с ружьём и кричал не своим голосом.

- Оставь, Акбара! Оставь моего сына! Никогда больше я не трону твоего рода! Оставь, брось ребенка! Акбара! Послушай меня, Акбара!

Крики, погоня лишь взбудоражили Акбару, распалили волчий инстинкт, и она решила не выпускать своей добычи. Мертвой хваткой держа малыша за шиворот, волчица упорно бежала вперед, уходила всё дальше в горы и, даже когда позади прогремел выстрел и пуля просвистела у неё над головой, не бросила своей ноши. Бостон пришел в отчаяние: как спасти ребенка? Что делать? За что такое чудовищное наказание свалилось на них? За какие грехи?

- Брось мальчика, Акбара! Брось, прошу тебя, оставь нам нашего сына! – задыхаясь и хрипя, как запалённая лошадь, молил он на берегу похитительницу.

Бостон перезарядил ружьё, достал в патронник последний патрон, снова прицелился и даже не услышал собственного выстрела, а только увидел, как волчица подпрыгнула и завалилась на бок.

Вскинув винтовку на плечо, Бостон будто во сне подбежал к упавшей Акбаре. Ему казалось, что он бежит так медленно и долго, словно плывёт в каком – то пустом пространстве…

И вот наконец, похолодев, точно на дворе стояла стужа, он подбежал к волчице. И согнулся в три погибели, закачался, корчась в неком крике. Акбара была ещё жива, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш.

А мир, утративший звуки, безмолствовал. Он исчез, его не стало, на его месте остался только бушующий огненный мрак. Не веря своим глазам, Бостон склонился над телом сына, залитый алой кровью, медленно поднял его с земли и, прижимая к груди, попятился назад, удивляясь почему – то синим глазам издыхающей волчицы. Потом повернулся и, онемев от горя, пошел навстречу бегущим к нему женщинам.

Бостон, оглушенный горем, ничего этого не слышал. Но вдруг оглушительно, точно грохот водопада, на него обрушились звуки реального мира, и он понял, что случилось, и, воздев глаза к небу, страшно закричал:

- За что, за что ты меня покарал?

Дома он уложил тело малыша в его кроватку, уже приготовленную к предстоящей погрузке на машину.

Бостон же вышел из дому, прихватив с собой ружьё.

Тот, кого он хотел застать и кого непременно нашел бы даже под землей, был на месте.

Его заметили, лишь когда он уже приблизился к месту погрузки. Базарбай, спрыгнув с грузовика, удивленно уставился на него.

- Ты чего? – сказал он Бостону, поскребывая в затылке и вглядываясь в его черное, как обугленная головешка, лицо. – Ты чего тут? Чего так смотришь? – всполошился он, предчувствуя что – то недоброе. – Опять насчёт волчат, что ли? Делать тебе нечего? Попросили меня, я и написал.

- Плевать мне, что ты написал, - мрачно бросил Бостон, не отрывая от него тяжелого взгляда. – Не до этого мне. Я хочу тебе сказать, что ты недостоин жить на этом свете, и я сам порешу тебя!

Базарбай не успел даже заслониться, как Бостон вскинул ружье и, почти не целясь, выстрелил в него.

Всё остановилось как громом пораженные, никто ничего не мог понять, ничего сказать, словно все потеряли дар речи. Только несчастная Кок Турсун продолжала причитать над телом ненавистного мужа: - но тут двое пастухов зажали ей рот и оттащили подальше.

И тогда, окинув суровым взглядом стоящих вокруг, Бостон негромко, но жестоко сказал:

- Хватит, я сам отправлюсь сейчас куда следует, сам на себя заявлю. Повторяю – сам. А вы все оставайтесь на своих местах. Слышали?

Никто не вымолвил ни слова. Потрясенные случившимся, все молчали. Глядя на лица людей, Бостон вдруг понял, что с этой минуты он переступил некую черту и отделил себя от остальных: ведь его окружали близкие люди, с которыми изо дня в день, из года в год вместе добывал хлеб насущный. Каждого из них он знал, и они его знали, с каждым из них у него были свои отношения, но теперь на их лицах читалось отчуждение, и он понял, что отныне он отлучен от них навсегда, как если бы его ничто и никогда не связывало с ними, как если бы он воскрес из мертвых и тем уже был страшен для них.

То был исход его жизни…

- Вот и конец света, - сказал вслух Бостон, и ему открылась страшная истина: весь мир до сих пор заключался в нем самом и ему, этому миру, пришел конец, и что теперь, хотя все это и будет пребывать, как пребывало вечно, но без него – Это будет иной мир, а его мир неповторимый, невозобновимый, утрачен и не возродится ни в ком и ни в чем. Это и была его великая катастрофа, это был конец его света…

Делаем вывод: Зверь выступает как личность. Человек и природа противостоят друг другу. Природа по – своему мстит человеку и гибнут не только виновные, но и невинные. В «Царь – рыбе» также есть подтверждение, что злодейство не проходит бесследно: дочь Командора Тайка, сбитая машиной, которой управлял пьяный шофёр, «Сухопутным браконьером» назвал его Командор. Сам Командор теряет над собой контроль и окончательно спивается. Преступление порождает новое преступление и как результат – духовная гибель человека.

«Царь – рыба» с. 132 – 133; с. 142 – 143.

Чтение эпизода: Упускать такого осетра нельзя. Царь – рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову. Дамке отродясь не попадали и не попадется.

Игнатьич вздрогнул, нечаянно произнеся, пусть и про себя, роковые слова – больно уж много всякой всячины наслушался он про царь – рыбу, хотел её, богоданную, сказочную конечно, увидеть, изловить, но и робел. Дедушка говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её. Но раз произнеслось, вырвалось слово, значит, так тому и быть, значит, брать за жабры осетрину, и весь разговор! Препоны разорвались, в голове, в сердце твердость – мало ли чего плели ранешные люди, знахари всякие и дед тот же – жили в лесу, молились колесу…

«А – а, была не была! – удало, со всего маху Игнитьич жахнул обухом топора в лоб царь – рыбу и по тому, как щелкнуло звонко, без отдачи гукнуло, догадался – угодило вскользь.

И рыба, и человек слабели, искатели кровью.

Словно ведая, что они повязаны одним смертным концом, рыба не торопилась разлучаться с ловцом и с жизнью.

И из – за неё, из – за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил.

Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи.

Сомкнулась над человеком ночь. Движение воды и неба, холод и мгла – всё слилось воедино, остановилось и начало каменеть. Ни о чем он больше не думал.

Удар. Рывок. Рыба перевернулась на живот, нащупала вздыбленным гребнем струю, взбурлила хвостом, толкнулась об воду, и отодрала бы она человека от лодки, с ногтями, с кожей отодрала бы, да лопнуло сразу несколько крючков. Ещё и ещё била рыба хвостом, пока не снялась с самолова, изодрав свое тело в клочья, унося в нем десятки смертельных уд. Яростная, тяжко раненная, но не укрощенная, она грохнулась где – то уже в невидимости, плеснулась в холодной заверти, буйство охватило освободившуюся, волшебную царь – рыбу.

«Иди, рыба, иди!» Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» - молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого – то, ещё не постигнутого умом, освобождения.

Делаем вывод: Природа противостоит человеку в образе – символе – осетра.

В Игнатьиче борются страх и жадность. В душе героя после смертельной опасности – наступает резкий перелом: он признает величие природы и даже обращается к Богу.

Чтение эпизода из повести «Царь – рыба», «Туруханская лилия». Туруханскую лилию не садили руками, не холили. Наливалась она студеным соком вечных снегов, нежили и стерегли её уединение туманы, бледная ночь и незакатное солнце. Она не знала темной ночи и закрывалась, храня семя, лишь в мозглую погоду, в предутренний час, когда леденящая стынь катила с белых гор и близкий, угрюмый лес дышал знобящим смрадом.

Как было, что было – не угадать. Но я нашел цветок на далёком пустынном берегу Нижней Тунгуски. Он цветет и никогда уже не перестанет цвести в моей памяти.

Делаем вывод: скромный таежный цветок представлен поэтическим символом стойкости в жизненной борьбе.

В повести «Царь – рыба» есть такие слова: «Но когда же мы научимся не только брать, брать – миллионы, тонны, кубометры, киловатты, - но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева? …

Мудрость природы! Как долго она продлится?»

Актуальность этих слов не вызывает сомнения. Человек и природа не должны противостоять друг другу. Человек – это всего лишь часть природы.

Вопросы

- Определение проблематики произведений (экологическая, нравственная, социальная)

- жанр и композиция произведений («Царь – рыба» - рассказы – очерки, связанные автором – рассказчиком, местом действия, героями, темой, проблематикой;

«Плаха» - роман – притча

- выявление авторской позиции

Как автор относится к проблеме «Человек и природа»?

(осуждение браконьерства в любом проявлении; считает, что бездушное отношение к природе будет неминуемо наказано; доверие к людям, устраивающих жизнь с щедростью и любовью настоящего хозяина).

Выводы и обобщения:

В чем заключается авторская идея?

Авторская идея произведения – это призыв к каждому: одумайтесь, осознайте свою ответственность за все живущее, сохраните в себе любовь и милосердие к людям и к природе; призыв встать на путь добра, истины и чистоты. Идею автора обобщает эпиграф к нашему уроку:

Чтобы себя и мир спасти,

Нам надо, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести непогрешимый культ природы.

В. Федоров

5. Закрепление.

Каким образом автор постигает экологическую проблему?

(Прежде всего как проблему человеческой души. Отсутствие нравственных понятий: добра, справедливости, милосердия, чистоты) в человеке приводит к обострению конфликта «природа – человечество».

Заключительное слово учителя.

Более чем полвека назад французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери создал сказку «Маленький принц». Но слова маленького принца должны найти отклик в нашей душе: «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся; привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

Если Земля – территория и только, то отношение к ней соответствующее. Землю – родную землю, Родину – освобождают, территорию захватывают… кто мы на этой земле – хозяева или захватчики, у которых нет прошлого и которым не нужно будущее?

6. Подведение итогов.

Выставление оценок.

7. Домашнее задание. Прочитать повесть Б. Васильева

«Не стреляйте в белых лебедей». Написать эссе:

Каким образом автор раскрывает проблему «Человек и природа» в этом произведении.

8. Рефлексия. Учитель предлагает обучающимся оценить свою деятельность на уроке.








Заключение

Эффективность урока будет зависеть от подготовленности студентов к обсуждению предстоящих проблем, от способов их вовлечения в процесс мыслительного и практического поиска. Как показывает опыт, проведение таких занятий дает возможность обучающимся проявить активность и самостоятельность в поиске и решении проблем, развить активную мыслительную деятельность.



Приложение № 1

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественный образ – форма отражающая действительность в искусстве, обобщенная картина человеческой жизни, преображаемая в свете творческого идеала художника (его чувств, мыслей, стремлений, творческих фантазий) (узкое определение).

Основные функции Х.О.:

  1. Познавательная

  2. Коммуникативная

  3. Эстетическая

  4. Воспитательная.

Тема – тот круг жизненных явлений и впечатлений, который отобран писателем из действительности и изображен в художественном произведении с определенных идейно – эстетических позиций.

Пути определения тематики:

  1. По названию произведения

  2. Время и место изображения в произведении.

  3. Литературная биография главных героев (с возраста появления на страницах, время жизни героя на страницах, когда уходит и т.д.).

  4. Главные сюжетные линии произведения.

  5. По изображенному в художественном произведении материалу: эпоха, период, событие, образы и характеры (главные и второстепенные) внутреннее переживание героев, исключительны или типические обстоятельства, жизнь разных слоев, общества, людей в их конфликтах и противоречиях.

Проблема - это сложная, зачастую конфликтная ситуация которую автор ставит в центре своего произведения (в широком смысле).

Проблематика:

Социальная (общественная)

Нравственная

Политическая

Философская

Гражданская

Историческая

Религиозная

Идея – главная эмоционально – образная мысль автора выраженная в художественном произведении.

Пафос – страстное постижение смысла жизни в художественном произведении. Это то эмоциональное воодушевление, которое пронизывает произведение, его душа.

РАЗНОВИДНОСТИ ПАФОСА:

Героический

Лирический (много чувства)

Синтементальный (сожаление, сострадание)

Романтический

Трагический

Драматический

Эпический

Комический

Сатирический

Юмористический и др.

Сюжет (с XIX в.) – это цепь, система, совокупность внутренних и внешних событий в художественном произведении, и ход событий в которых раскрываются конфликты, формируются и раскрываются характеры в тех или иных условиях социальной среды.

Элементы сюжета

Пролог

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развитие действия по свертывающейся

Развязка

Эпилог

Конфликт – столкновение, борьба, жизненные противоречия, вытекающие из противоречивых взглядов героев и лежащие в основе развития литературных произведений.

Композиция (построение, сложение) – это построение произведения, расположение его составных частей (элементов). Определенная система средств организации и раскрытия его образов, их связей и отношений, порядок изложения событий, способы мотивировки характеров.

Элементы композиции:

Повествование (рассказ о событиях);

Описание (пейзаж): природный, психологический, символический;

Портрет – внешний, психологический, символический;

Описание вещной предметной обстановки, интерьер;

Рассуждение – характеристика авторская, самохарактеристика, характеристика другими персонажами.

Высшие формы самохарактеристики: монолог, дневник, исповедь;

Формы организации речи – прямая, косвенная, монолог, диалог, полилог.

Отдельные композиционные элементы:

  1. Лирические отступления

  2. Вставные эпизоды

  3. Поэтические обрамления

  4. Авторские рассуждения (это внесюжетные элементы)


Приложение № 2

Произведение «Царь – рыба» писалось в течение 3 лет. Автор называет его «повествованием в рассказах». Написано от первого лица, сам автор повествует о своих поездках в родные края, на берега Енисея. Картины сибирской природы. Рассказывается о судьбе семьи автора – повествователя: его отце, человеке легкомысленном и беспутном, о брате коле. Судьба брата была трагической: отправившись зимой на охоту за песцами, он и два его друга оказываются в заваленной снегом избушке. Коля после жестокой простуды заболел – «посадил» сердце, рано умер.

Картины жизни людей в сибирском поселке Чуш. Браконьерство, варварское истребление природы. Герой рассказал «Дамка» - беспутный и бездельный мужик, прозванный так местными жителями. В рассказе «У Золотой карги» повествуется об одном из жителей поселка Чуш, Утробие, которого все зовут Командором. Он лихой браконьер, подробно рассказывается один из эпизодов его жизни: Командор на моторной лодке уходит с уловом от преследующего его рыбнадзора. Происходит это в знаменательный для героя день: в этот день должна получить школьный аттестат его любимая дочь Тайка. К ней у отца особое отношение. В Тайке для него – вся жизнь, все надежды на будущее. Удачно уйдя от рыбнадзора. Командор высаживается на берег и узнает, что его дочь задавил пьяный водитель. Горе Командора. Пьяного шофера он называет про себя «сухопутным браконьером».

В рассказе «Рыбак Грохотало» автор вспоминает, как он с другом покойного брата, местным жителем Акимом ездил на лодке вынимать рыбу из «самоловов», какой была при этом рыба изуродованной, как страшно истребляют люди все живое вокруг, здесь же рисуется образ ещё одного браконьера Грохотало.

Герой рассказа «Царь – рыба» - Игнатьич, старший брат Командора. Это человек солидный, почти не пьющий, уважемый. Как и другие жители поселка, Зиновий Игнатьич браконьерствует на реке. Во время одной из таких поездок за рыбой ему на крючок попадается небывалых размеров осетр – «царь – рыба». Рыба опрокидывает лодку, вместе с ней не пошел ко дну. Происходит их поединок, Игнатьичу начинает казаться, что это оборотень, герой вспоминает свою прежнюю жизнь, осуждает себя за жадность, жестокость к природе, вспоминает, как когда – то, молодым парнем, обидел девушку. Глаху Куклину. Раскаяние героя. Он отпускает рыбу на волю.

Герой второй части «Царь – рыбы» - Аким. Он родился в поселке Боганида на берегу Енисея. Мать родила его очень рано, позднее Аким, его сестра Касьянка, другие братья и сестры растут при рыбацкой артели, на артельной ухе. Все артельщики относятся к детям тепло, в рассказе «Уха на Боганиде» показана картина общего застолья, где никто не обижен, где ещё с войны сохранился обычай кормить всех ребят без разбора бригадной ухой.

После смерти матери ребят отдали в детский дом, а Аким, уже подросший, работает в разных местах – на Енисее бакенщиком, в геологическом отряде.

В поселке судьба столкнула его с Гогой Герцевым. Гога Герцев – человек не местный, городской, выросший в культурной семье. Он закончил университет, геолог. Герцев считает себя сверхчеловеком, с презрением относится к людям, в том числе и к Акиму. Гога один бродит по тайге в надежде найти ценное месторождение и прославиться. В одном из своих странствий Герцев знакомится с молодой девушкой, москвичкой Элей, они вдвоем уходят в тайгу. Эля тяжело заболела, а её спутник во время рыбалки погиб, упав и захлебнувшись в воде. Больную и беспомощную Элю находит в своей охотничьей избушке отправившийся на пушной промысел Аким. Он очень заботливо и самоотверженно ухаживает за больной, спасает её, забросив свои охотничьи дела. Поправившуюся Элю удается на самолете отправить домой, в Москву. Аким прощается с ней в аэропорту, на прощание дает ей последние деньги, чтобы она могла доехать на такси, не простудиться, не заболеть снова. Эту историю положил автор в основу сюжета рассказа «Сон о белых горах» во второй части «Царь – рыбы». В рассказе «Туруханская лилия» автор отправляется на Казачинские пороги. Здесь он встречается с бакенщиком Павлом Егоровичем, человеком, который слышит даже молчаливую просьбу о помощи. Последний рассказ книги называется «Нет мне ответа» который автор предваряет эпиграфом строчками стихотворения Николая Новикова.

Никогда.

Ничего не вернуть.

Как на солнце не вытравить пятна,

И, в обратный отправившись путь,

Всё равно не вернешься обратно.

Эта истина очень проста,

И она, точно смерть, непреложна.

Можно в те же вернуться места,

Но вернуться назад

Невозможно…

Это стихотворение перекликается с содержанием рассказа. В нем звучит лирическое размышление автора о прошлом, настоящем и будущем своего родного края, о человеке и природе, о памяти.


Приложение № 3

Айтматов Чингиз Торекулович родился в 1928 году 12 декабря в Киргизской ССР.

Прозаик, критик, публицист.

В 1937 году в результате репрессий остался без отца, партийного работника.

Воспитывался матерью, учительницей, и бабушкой.

С десяти лет познал самый разнообразный труд. Закончил зооветеринарный техникум, сельскохозяйственный институт, работал зоотехником. Уже в студенческие годы, сотрудничал с газетами, журналами, позднее работал в «Правде» в Киргизии, журнале «Литературный Киргизстан».

В 1958 году закончил высшие курсы при литературном институте имени Максима Горького в Москве. В 1958 году написал повесть «Джамиля», которая принесла известность писателю не только в нашей стране, но и за рубежом. Эта история юной киргизской девушки, идущей навстречу любви, наперекор веков, обычаям, повествование о красоте мира. Знаменитые «Повести гор и степей». («Верблюжий глаз», «Тополек», мой, в красной косынке», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай Гульсары», «Ранние журавли») – были страстными, то обличающими, то наполненными самой светлой веры и надежды, это повествование о подлинной человечности. Айтматов становится одним из самых молодых лауреатов Ленинской премии, которую получил в 1963 году затем он удостаивался три раза Государственной премии в 1968, 1977, 1983 гг. в 1978 г. к титулу Народного писателя Киргизской ССР присоединено звание Героя Социалистического Труда. В это время он работал в ЦК республики, секретарем в Союзе писателей, союзе кинематографистов. С 1988г. возглавляет журнал «Иностранная литература». В 1990г. посол в Люксембурге. В 1994г. отходит от политической деятельности. В одном из своих интервью он сказал «общечеловеческие ценности остаются незыблемыми. Донести их до людей – моя задача».

«Буранный полустанок», написанный в 1980 году, имеет второе название «И дольше века длится день». В этом произведении звучит гуманистический пафос в решении вечных и актуальных проблем человеческого бытия. Дополнением к этому роману стало произведение «Облако Чингисхана».

Роман «Плаха», издан в 1986 году, чуть позже по этой книге снят фильм. «Плаха» - это «роман – крик» об опасности восхождения на плаху всего человечества. Специфика айтматовской романной формы – это соединение несоединимого; главное – это мораль притчи. Жанр нового произведения Айтматова «Тавро Кассандры» - вновь роман – образ, роман – символ. Снова перед нами простирающиеся времена, пространства и человек.

Чингис Айтматов – один из немногих писателей, которые умеют чутко уловить веление времени и отразить его на страницах книг


Приложение № 4

Роман «Плаха» издан в 1986 году. В самом начале произведения рассказывается о семье волков, живущих в при иссыкульской низменности. Это синеглазая волчица Акбара, волк Ташчайнар, волчата. Прежде они жили в Моюнкумской саванне, охотились за сайгачьими стадами. Их законная добыча – сайгаки – понадобилась людям для выполнения плана сдачи мяса. Начинается расстрел стада бегущих сайгаков с вертолетов. В стаде оказались и вышедшие на охоту волки – Акбара и Ташчайнар – с волчатами. Все животные в ужасе. В долине, куда их загоняют, происходит настоящее побоище, волчице кажется, что весь мир оглох и онемел, везде воцарился хаос. Облава в Моюнкумах длилась целый день. Чудом уцелели израненные волки, их волчата погибли.

Охотников на сайгаков было шестеро вместе с водителем. Все они люди бездомные, перекати поле, все, кроме одного, носившего старинное имя Авдий, сына дьякона из – под Пскова, были людьми озлобленными. Авдий учился после смерти отца в духовной семинарии, подавал большие надежды, но потом был изгнан из семинарии за ересь. Главным в команде охотников, именовавший себя «хунтой», был человек по фамилии Кандалов и по кличке «Обер». Все в этой хунте были, кроме Авдия, алкоголиками.

Авдий Каллистратов, изгнанный из семинарии, работал внештатным сотрудником областной молодежной газеты, мечтает донести до людей свои идем. По заданию молодежной газеты Авдий едет в Среднюю Азию, чтобы описать пути и способы проникновения в молодежную среду наркотика анаши, содержащегося в дикой южной конопле. Специальные гонцы везут её, перепродают торговцам. Авдий едет вместе с гонцами на сбор конопли. Едет с ними на поезде, знакомится с их жизнью. Ему вспоминаются его прежние споры о религии, новые идеи обновления церкви, их не разделяет отец Координатор. В конце концов Авдий приходит к выводу, что его церковь – это он сам, едет на отлучение от сана. Теперь он думает о том, как вернуть к добру, к нормальной жизни «гонцов», вставших на путь греха и порока. Прибыв в безвестный казахский поселок Учкудук, они устраиваются там на жительство. Начинается промысел. От Авдия требуют, чтобы он сделал подарок хозяину – насобирал «пластилин»: так называют пыльцу конопли, которую гонцы добывают, бегая голыми по зарослям. Авдий идет на это, чтобы получить доступ к Самому. Во время сбора рядом с ним оказывается синеглазая волчица и её волчата. Она не тронула его, хотя он был беззащитен. Авдий спасается бегством. Гонцы возвращаются с промысла, собираются остановить товарный поезд. Авдия знакомят с Гришаном, это и был Сам (хозяин). Гришан требует, чтобы Каллистратов перестал «мутить» его ребят, называет его фанатиком, чокнутым. В конце его Гришан придлагает Авдию своего рода опыт: попытаться переубедить, обратить к Богу гонцов. По дороге, в поезде Каллиастров призывает гонцов покаяться, выбрасывает свою анашу и даёт этим пример другим. Гонцы жестоко избивают его, сбрасывают с поезда. Авдий понимает, что стоило ему обратиться к Гришану и попросить о помощи, он был бы спасен, но он этого не сделал.

Авдий чудом оказался жив. Очнулся в тяжелом состоянии, попал в больницу. Он знакомится с Ингой Федоровной, женищиной – учёным, биологом, влюбляется в нее, пишет ей письма. Через год, вылечившийся и полный надежд на будущее счастье, Каллистратов вновь приехал в Среднюю Азию, чтобы увидеться с Ингой Федоровной, ехать вместе с ней к её родителям и сыну. Приехав, Авдий узнал, что случилось непредвиденное: Инга Федоровна вынуждена срочно уехать к сыну, просит Авдия дождаться её. На вокзале Авдий познакомился с Обер – Кандаловым, тот набирал команду для поездки в Моюнкумы на облаву сайгаков. Каллистратов согласился ехать с ними, чтобы заработать и отвлечься от томивших его мыслей о будущей судьбе. В ходе облавы герой романа вновь взывает к своим сотоварищам по «делу», пытается их образумить. Его связали, бросили в машину с убитыми сайгаками, устроили над ним «суд». Решили распять его, привязали к кусту саксаула и пытались поджечь, но сырость помешала онгю. К Авдию, висящему на кресте, подходят волки. Акбара узнала его, помешала Ташчайнару на него броситься. Авдий умер. Волки ушли в другое место, навсегда покинули Моюнкумы, заново начали жизнь. У них родилось в новом месте четверо волчат.

Чабан Базарбай Нойгутов, беспутный человек, пьяница, всегда готовый побить и оскорбить жену, в одной из своих поездок по степи находит логово волков Акбары и Ташчайнара. Волки ушли на добычу, Базарбай выкрал волчат, чтобы продать их. Волки преследуют его, он, спасаясь, заехал в дом к чабану Бостону Уркунчиеву. Бостон позднее приезжает к нему, просит отдать или продать ему волчат, говорит, что их надо вернуть в логово, иначе волки не оставят всех людей в покое. Базарбай не соглашается, он ненавидит Бостона за его умелость, удачливость, трудолюбие. Волки в поисках волчат бродят вокруг дома Бостона.

Акбара подкрадывается к дому Бостона, видит выбежавшего на улицу его сына, играет с ним, думает о том, как хорошо было бы, если бы этот малыш был её волчёнком. Акбара хватает мальчика и уносит его. За ней гонятся, стреляют, попадают сначала в ребенка, потом в неё. Бостон приходит в дом Базарбая и убивает его из ружья. Бостон скачет на коне, прощается с конем, у Бостона ощущение, что настал конец света, великая катастрофа.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!