3 класс Литературное чтение Дата: 21.11.2022 Учитель: Ткаченко Е.А.
Урок №33
Тема: «И.А. Крылов. «Ворона и лисица».
Цели: познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова; формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; карточки-задания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Настрой на работу. Игра «Привет, сосед!»
Свой урок мы начнем с игры.
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
-Подарите свою улыбку мне.
– Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).
1. Речевая разминка
Артикуляционная гимнастика
-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.
На доске:
Читай считалку медленно, потом чуть быстрее,
затем – быстро.
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
Проверка домашнего задания
Ребята, посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и узнаем новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе?
1. Выразительное чтение басни
- А теперь проверим, как правильно и выразительно надо было прочитать басню по ролям.
Цепочкой, по рядам
Мотивация
- Что высмеивает народ этой скороговоркой ? (неумение слушать друг друга)
Произведения какого жанра мы читаем на уроках?
Тест «Мартышка и очки»
-Поработаем коллективно, выполним тест.
Взаимопроверка
- Молодцы с заданием справились хорошо! Оцените.
Физминутка 1
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
Целеполагание
Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя
Постановка проблемы
1) Работа с иллюстрацией.
Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)
Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)
Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).
Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей)
Кто же герои этой иллюстрации? (Лиса и Ворона)
Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию (Ворона и Лиса).
Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).
На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.
Цели урока- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?
4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Знакомство с басней «Ворона и Лисица»
1. Сообщение темы урока.
Первичное восприятие. Аудиозапись
Слушаем басню в исполнении известного актера
- Слушаем басню и готовимся ответить на вопрос, какие чувства и эмоции у вас возникли?
- Понравилась ли вам басня? О ком она?
О чём эта басня? (Лиса хотела отнять кусок сыра у Вороны)
Ей это удалось?
Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны?
- Предложите своё название басни.
- Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием.
Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать .
1.Словарная работа (индивидуальная работа)
На доске записаны слова и выражения.
Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение.
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.
Бог послал – случайно нашла.
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить– хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу.
Зоб- у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
Плутовка–хитрая и ловкая обманщица
Пленить – очень сильно понравиться.
Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, красотой звучания
Царь-птица – лучшая из всех птиц.
Физкультминутка- игра « Я такой»
- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.
А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.
- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.
- Молодцы !
5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).
1. Работа по учебнику.
- Как одним словом назвать слова лесть, льстец, льстить? (Родственные)
- Чтобы ответить на оставшиеся 2 вопроса, надо перечитать басню и проанализировать ее.
Самостоятельное чтение басни
Анализ басни,
– Из-за чего пострадала Ворона?
– Жалко ли вам ее?
– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)
. Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).
– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
– А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
– А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
– Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)
– Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?
Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.
– В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
Выразительное чтение басни
- Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).
Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).
Творческая работа
Театральная постановка басни по ролям
- Посмотрим, как эту басню можно разыграть на сцене.
Оцените выступление ребят.
- Прочитайте выразительно, в лицах
Работа в парах. Выбор пословицы.
- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?
(задание на карточках)
Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни
« Верь своим очам, а не чужим речам»
« Хитри, да хвост береги»
ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай » ВОРОНА
«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »
Проверка самостоятельной работы
6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
С какой басней познакомились?
На все вопросы нам удалось ответить?
Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?
- Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.
- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?
- Что высмеивают, обличают басни Крылова?
Оценка деятельности учащихся.
Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.
Смайлик « Отлично»
Смайлик «Хорошо»
Смайлик «Старайся»
Домашнее задание:
Читать басню, по желанию – выучить наизусть.