СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «И.А. Крылов. «Ворона и лисица».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе по теме «И.А. Крылов. «Ворона и лисица».»

3 класс Литературное чтение Дата: 21.11.2022 Учитель: Ткаченко Е.А.



Урок №33

Тема: «И.А. Крылов. «Ворона и лисица».

Цели: познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова; формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Ворона и Лисица»; карточки-задания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока

  1. Организационный момент

Настрой на работу. Игра «Привет, сосед!»

Свой урок мы начнем с игры.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

-Подарите свою улыбку мне.

– Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).

1. Речевая разминка

Артикуляционная гимнастика

-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.

На доске:

Читай считалку медленно, потом чуть быстрее,

затем – быстро.

У Иванушки жар-птица

Поклевала всю пшеницу.

Он её ловил, ловил

И царевне подарил.

Нет жар-птицы, нет пера,

А тебе водить пора!

  1. Проверка домашнего задания

  • Ребята, посмотрите на портрет. Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и узнаем новое и важное о себе и людях. Что вы знаете о писателе?

1. Выразительное чтение басни

- А теперь проверим, как правильно и выразительно надо было прочитать басню по ролям.

Цепочкой, по рядам

Мотивация

- Что высмеивает народ этой скороговоркой ? (неумение слушать друг друга)

Произведения какого жанра мы читаем на уроках?

Тест «Мартышка и очки»

-Поработаем коллективно, выполним тест.

Взаимопроверка

- Молодцы с заданием справились хорошо! Оцените.

Физминутка 1

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).

Целеполагание

  • В каком жанре писал И.А. Крылов?

  • Что такое басня?

Мы сегодня поработаем ещё с одной басней этого писателя
Постановка проблемы

1) Работа с иллюстрацией.

  • Кого видите на иллюстрации? (Ворону и Лисицу)

  • Что в клюве у Вороны? (Кусочек сыра)

  • Как вы думаете, почему автор рядом с деревом, на котором сидит Ворона с сыром, изобразил Лису? (Лиса хочет отобрать сыр у Вороны).

  • Удастся ли ей это, ведь Лиса не умеет лазать по деревьям, а сыр у Вороны? (Варианты ответов детей)

  • Кто же герои этой иллюстрации? (Лиса и Ворона)

  • Давайте озаглавим произведение, к которому сейчас рассмотрели иллюстрацию (Ворона и Лиса).

  • Как вы думаете, чем всё закончится? Отберёт ли Лиса сыр у Вороны? (Варианты ответов детей).

  • На этот вопрос мы сможем получить ответ, прослушав чтение самого произведения.

Цели урока- Зачем нам изучать басню «Ворона и лисица? Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

4. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Знакомство с басней «Ворона и Лисица»

1. Сообщение темы урока.

Первичное восприятие. Аудиозапись

Слушаем басню в исполнении известного актера

- Слушаем басню и готовимся ответить на вопрос, какие чувства и эмоции у вас возникли?

- Понравилась ли вам басня? О ком она?

О чём эта басня? (Лиса хотела отнять кусок сыра у Вороны)

Ей это удалось?

Почему Лисе удалось выманить сыр у Вороны?

- Предложите своё название басни.

- Молодцы! Вы были внимательны и отлично справились с заданием.

Чтобы басню легко было читать,
надо значения слов старинных узнать
.

1.Словарная работа (индивидуальная работа)

На доске записаны слова и выражения.

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Пленил заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение.

Вещунья приносящая вести, в басне прозвище вороны.

Бог послалслучайно нашла.

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить– хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу.

Зоб- у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

Плутовка–хитрая и ловкая обманщица

Пленить – очень сильно понравиться.

Ангельский (голосок) – отличающийся нежностью, красотой звучания

Царь-птица – лучшая из всех птиц.


Физкультминутка- игра « Я такой»

- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.

А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.

- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.

- Молодцы !

5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).

1.      Работа по учебнику.

- Как одним словом назвать слова лесть, льстец, льстить? (Родственные)

- Чтобы ответить на оставшиеся 2 вопроса, надо перечитать басню и проанализировать ее.

Самостоятельное чтение басни

Анализ басни,

– Из-за чего пострадала Ворона?

– Жалко ли вам ее?

– А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

     - Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

– Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

. Опишите внешний вид вороны  (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

– Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

 – А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

 – Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

 – А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

 – Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

 – Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам)

– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

В каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).

Выразительное чтение басни

Характер Вороны и Лисицы мы знаем. И теперь это надо передать в чтении. (Дети выразительно читают басню).

  • Каким голосом говорить за Лису? За автора? Разница? (Лиса – с хитростью, ласково. Автор ведёт рассказ).

Творческая работа

Театральная постановка басни по ролям

- Посмотрим, как эту басню можно разыграть на сцене.

Оцените выступление ребят.

- Прочитайте выразительно, в лицах

Работа в парах. Выбор пословицы.

- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?

(задание на карточках)

Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни

« Верь своим очам, а не чужим речам»

« Хитри, да хвост береги»

ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай » ВОРОНА

«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »

Проверка самостоятельной работы

6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).        

С какой басней познакомились?

На все вопросы нам удалось ответить?

Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?

- Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.

- Какой порок человека высмеивает И.А. Крылов?

- Что высмеивают, обличают басни Крылова?

Оценка деятельности учащихся.

Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.

Смайлик « Отлично»

Смайлик «Хорошо»

Смайлик «Старайся»

Домашнее задание: 

Читать басню, по желанию – выучить наизусть.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!