Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шарыповский многопрофильный колледж»
методическая разработка урока по математикЕ
на тему: «Многогранники»
для профессии
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки наплавки)
Преподаватель первой категории
Глазкова Е.В.
г. Шарыпово, 2022
Тема урока: «Площадь поверхности призмы и ее объем».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: способствовать формированию у студентов образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) в предметной области «Математика» по теме «Площадь поверхности призмы и ее объем» умений использовать математические методы для решения задач технического содержания.
дидактические
-
закрепить навыки нахождения площади призмы через параллель между геометрическими телами и сварочным швом;
-
научиться применять на практике понятие площади для решения профессиональных задач;
-
продемонстрировать важность изучаемой темы через связь с выбранной профессией.
развивающие
-
развивать навыки применения математических формул в выбранной профессии;
-
формировать умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания;
-
развивать навыки самостоятельной и поисковой деятельности, аналитико-синтетического мышления, пространственное воображение, познавательный интерес обучающихся;
воспитательные
Задачи: Развивать умение ориентироваться в системе знаний. Учить анализировать и обобщать, делать выводы, уметь проводить самооценку и исправлять собственные ошибки.
Методы: проблемно–деятельностный, словесный, репродуктивный, частично-поисковой.
Межпредметная связь: Основы теории сварочных процессов.
Материально техническое оснащение урока: справочный материал по геометрии, справочная таблица, таблица для решения задач, модели треугольной призмы, листы настроения, линейки, карандаши, учебники.
Методическая характеристика и особенности проведения урока:
Данный урок направлен на развитие универсальных учебных действий, здесь в большой степени реализуется задача закрепления и отработки полученных знаний и умений студентов на предыдущих уроках, поэтому наиболее оптимальным является:
- Применение на отдельных этапах урока элементов новых педагогических технологий;
- Осуществление обучения математике через реализацию межпредметных связей с производственным обучением, предметами общетехнического, общепрофессионального и специального циклов.
Применяемые новые педагогические технологии:
- Элементы поисковых технологий (постановка и решение проблемы поиска);
- Элементы развивающих технологий (формирование мотивации через обучение математике, углубление интереса к предмету и выбранной профессии).
Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Планирование времени (мин.≈) |
1 | 2 | 3 |
1.Организационный момент. Цель: мотивирование студентов к учебной деятельности, создание благоприятного психологического настроя на работу (ОК1). | 2 |
2. Постановка темы, целей урока. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (ОК 2). | |
3.Актуализация опорных знаний Цель: организовать актуализацию умений и навыков (ОК1-ОК6). На предыдущих занятиях мы с вами изучали многогранники, решали задачи. Сегодня продолжаем закреплять полученные знания, но на этом уроке рассмотрим многогранники с другой стороны – как геометрическое тело, которое очень часто встречается в выбранной вами профессии «Сварщик». Применим навыки вычисления площади поверхности и объема призмы при решении задач производственного содержания. | 8 |
Вопросы по теме «Многогранники, площади их поверхностей и объёмы». | |
3.1.Какое тело называют многогранником? | Поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников. | |
3.2.Назовите виды многогранников. | Выпуклый, невыпуклый. | |
3.3.Назовите отличия выпуклого многогранника. | Выпуклый многогранник это тот многогранник, который расположен по одну сторону от плоскости любой его грани. | |
3.4. Перечислите виды многогранников, которые мы с вами изучили. | Пирамида, усеченная пирамида, прямоугольный параллелепипед, призма. | |
3.5. Какой многогранник называют призмой? | Призмой называется многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, лежащих в разных плоскостях и совмещаемые параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих точки этих многоугольников. | |
3.6.Назовите виды призм. | Прямая, наклонная, правильная. | |
3.7.Чемотличаются эти виды призм? | Прямая призма – боковые ребра призмы перпендикулярны основанию. Наклонная призма – боковые ребра призмы не перпендикулярны. Правильная призма – если в основании лежит правильный многоугольник. | |
3.8.Назовите элементы прямой призмы. | Высота призмы – его боковое ребро, длина - стороны основания. | |
3.9.Назовите формулу S полной и боковой поверхности призмы. | Sп.п.= 2Sо+Sб.п.; площадь полной поверхности равна сумме площадей боковой поверхности и удвоенной площади основания; Sб.п.=P·h, площадь боковой поверхности равна произведению периметра основания на высоту . | |
3.10.Как найти V призмы? | V=So·h, объём равен произведению площади основания на высоту. | |
3.11.Где в быту и на производственном обучении вы встречали призму? | Дом имеет форму прямоугольной четырехугольной призмы, шкаф, сварочный аппарат, мы варили ящик для инструмента, который имеет форму прямоугольного параллелепипеда, сварной шов. | |
Вопросы по теме «Основы теории сварки» | |
3.12.Что представляет собой поперечное сечение шва при тавровом соединении? | В сечении шва при тавровом соединении получается прямоугольный равнобедренный треугольник. | |
3.13.Чему равна площадь прямоугольного равнобедренного треугольника образовавшегося в сечении шара при тавровом соединении? | S= а2= а- катет прямоугольного треугольника (катет шва при тавровом соединении) | |
3.14.Какое геометрическое тело представляет собой этот сварной шов? | Прямая треугольная призма. | |
4. Практическое решение задач Цель: применение знаний и умений в новой ситуации. | 5 |
4.1.Какой величиной является высота призмы в сварном шве при тавровом соединении? | В сварном шве при тавровом соединении высота призмы – длина этого шва. | |
5. Формирование практических навыков и навыков умственного труда | 10 |
5.1.А теперь попробуем решить задачу, которая может встретиться в вашей профессиональной деятельности. Для этого рассмотрим саму задачу (См. Приложение 2):Вам необходимо узнать, сколько стали, потребуется для изготовления ящика прямоугольной формы для электродов размером 0,5 х 0,3 х 0,2 метров, и какое количество электродов можно будет туда положить, если объем одного электрода равен 39 см3. | | 3 |
5.2.Какую форму имеет ящик? | Форму прямоугольного параллелепипеда. | |
5.3.Что необходимо найти, чтобы узнать количество стали для изготовления данного ящика? | Необходимо найти площадь основания и площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |
5.4.Какой многоугольник лежит в основании этого ящика? | Прямоугольник. | |
5.5.По какой формуле найдем площадь прямоугольника? | Площадь прямоугольника равна произведению его сторон. | |
5.6.Чо нужно сделать, чтобы найти площадь боковой поверхности? | Необходимо периметр основания умножить на высоту. | |
5.7.Почему мы не можем сразу приступить к вычислениям? | Нужно сначала единицы измерения перевести из метров в сантиметры. | |
5.8.Какие размеры будет иметь ящик в сантиметрах? | Ящик будет иметь следующие размеры 50 х 30 х 20 сантиметров. | |
5.9.Какую величину найдем, чтобы вычислить вместимость этого ящика? | Объём. | |
5.10.Как найти объём прямоугольного параллелепипеда? | Необходимо найти произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда. | |
5.11.Как найти, сколько электродов, вмещается в этот ящик? | Необходимо объём ящика разделить на объём одного электрода. | |
Учащиеся самостоятельно решают задачу в тетрадях. | 5 |
5.12.Возможно, кому-нибудь из вас придется решать такую или аналогичную задачу в дальнейшем, ведь математика очень тесно связана с выбранной Вами профессией. | | |
Закрепление и обобщение материала. | |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: Дать качественную оценку работы группы и наиболее активных обучающихся. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке (ОК-8). | 5 |
Подобные измерения, расчеты и вычисления вы будете выполнять в своих выпускных, письменных экзаменационных работах. А теперь давайте вернемся к листам настроения и оценим свое участие в уроке. | | |
Учащиеся оценивают свое настроение (прил.1). Учитель комментирует общее настроение. Оценивает ответы учащихся. | |
7. Домашнее задание. Постановка дальнейшей перспективы | 2 |
Математика - это тот предмет, который тесно связан с изучением таких дисциплин как: технология сварки, материаловедение, производственная практика, необходимых для овладения вашей будущей профессией « Сварщик». Домашнее задание: найти любой предмет, имеющий многогранную поверхность и рассчитать площадь полной поверхности и объем. | | |
Приложение №1
«Пейзаж»
Выберите цифру картинки соответствующую вашему настроению, вашему восприятию сегодняшнего материала, вашей удовлетворенности от своей работы на уроке
-
«Грустный пейзаж»
Мне было скучно, неинтересно, тема непонятна, не актуальна для меня
2. «Весенний красочный пейзаж»
Мне многое удалось на уроке, я теперь понимаю, как решать прикладные задачи, мне было интересно и познавательно
Приложение № 2
Сколько стали, потребуется для изготовления ящика прямоугольной формы для электродов размером 0,5 х 0,15 х 0,1 метров, и какое количество электродов можно будет туда положить, если объем одного электрода равен 39 см3.
h
a
b
A
Дано: прямоугольный параллелепипед, а=0,5 м, b=0,3 м, h=0,2 м; Vэ=39 см3
Найти: So и Sб.п. (количество стали)
и количество электродов.
Решение:
-
Необходимо перевести единицы измерения
а=50см, b=30см, h=20см.
-
So=a ·b=50·30=1500 см2
-
Sб.п.=Ро·h=2 ·(50+30)·10=1600см2
-
Sо+Sб.п.=1500+1600=3100см2 потребуется для изготовления ящика
-
V=Р· h=160·20=3200см3
-
1300:39=82,05 – 82 электрода поместится в изготовленный ящик