Методическая разработка урока по обществознанию
Тема урока: «Охранять природу - значит охранять жизнь».
В 7 классе
Учитель:
Сидоренко Ольга Анатольевна
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся
представлений о новом отношении к природе.
Задачи:
Познакомить с главным смыслом экологической морали.
Воспитывать уважительное отношение к природе, ко всему живому, любви к родному краю.
Формировать способности к коллективной работе в группе, умения достигать согласия в условиях различных взглядов.
Учить общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Оборудование: раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Структура урока:
Организационный этап.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Этап первичной проверки понимания изученного.
Этап информации о домашнем задании.
Этап закрепления изученного.
Этап обобщения и систематизации.
Этап подведения итогов учебного занятия.
Этап рефлексии.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о воздействии человека на природу. Проверим домашнее задание:
1. Прочитайте эссе о влиянии человека на природу в нашей жизни.
2. Используя дополнительную литературу, вы готовили сообщение об экологических проблемах нашего края. (Ученики делают сообщения).
Учитель: Сегодня мы продолжим говорить о природе, о влиянии человека на окружающую среду, на природные процессы. Забота об окружающем мире – прямая обязанность и нравственный долг человека. Но бывает и так, что за свои неразумные действия человеку приходится отвечать по закону.
Тема урока: «Охранять природу - значит охранять жизнь».
Запишите план урока.
2.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Учитель: Что значит относиться к природе по - человечески? Всё в природе взаимосвязано, не так ли? Докажите.
3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель: Прочитайте текст:
В мире, где всё взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.
Многие виды растений пользуются услугами конкретного опылителя, например бабочки или осы.
Стоит уничтожить цветущее растение, часть опылителей покинет эту территорию или погибнет. Оставшиеся растения не смогут дать нужное количество плодов. В результате пострадают травоядные, питающиеся этими плодами, и хищники, охотящиеся на травоядных. Разрыв цепи питания со временем скажется на всех видах растений и животных затронутой экосистемы, в том числе и на человеке, у которого есть своё место в этой системе.
3.Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель:
Выясни в словаре и запиши в тетради значение слов:
Цепь питания-
Экосистема-
Опираясь на содержание текста, свои знания и наблюдения, составь логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.
Используя содержание текста и составленную схему, объясни смысл названия параграфа.
4.Этап информации о домашнем задании.
Учитель: параграф 3, рабочая тетрадь с.15
5.Этап закрепления изученного.
Учитель:
Из предложенного списка человеческих качеств выбери те, на твой взгляд, свойственны человеку безответственному:
(порядочность, любовь к прекрасному, легкомыслие, беззаботность, щедрость, подлость, доброта, общительность, трудолюбие, надёжность, безжалостность).
Опиши важнейшие черты человека ответственного.
Кто такие браконьеры?
Как называется тема нашего урока?
Ученик: «Охранять природу - значит охранять жизнь».
Учитель: Отметьте знаком + те положения, которые объясняют смысл темы.
Человек абсолютно зависим от природы.
Человек является биологическим, то есть природным, организмом.
Созданная человеком искусственная среда никогда не заменит природы.
Именно в природе человек черпает пищу, воду, тепло, свет, необходимые для выживания.
Природа живая, она развивается. А человек легко может её уничтожить.
Этап обобщения и систематизации.
Учитель: 1.Что такое мораль?
2. Как звучит золотое правило морали?
Ученик: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
3.Какое отношение людей к природе ты знаешь?
4. Дискуссия.
Человек – царь и властелин природы. Почему мы, люди, считаем себя царями природы? Чем мы отличаемся от всех других существ?
Учитель: Сторонники сотрудничества с природой считают человека – частью природы. Они считают, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Сформулируйте правило. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.
7.Этап подведения итогов учебного занятия.
Учитель:
Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе?
В чём состоит главный смысл экологической морали?
8.Этап рефлексии. Раздаётся лист с этапами урока, за каждый этап ребята ставят себе оценку.