Методическая разработка урока по обществознанию
Тема урока: «Закон на страже природы».
7 класс
Учитель:
Сидоренко Ольга Анатольевна
(Слайд 1)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о бережном отношении к окружающей среде и природным богатствам.
Задачи: 1. Учить учащихся самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией.
2. Познакомить учащихся с экологическими организациями, их действиями, экологическим воспитанием в школах, способами охраны природы.
3. Учить относиться к природе по- человечески, ответственно. (Слайд 2)
Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация, Конституция РФ.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Структура урока:
Этап (Стадия «Вызов»).
Этап (Стадия «Осмысления»).
Этап (Стадия «Чтение с пометками»)
Этап (Стадия «Рефлексия»).
Этап (Стадия «Домашнее задание»).
Ход урока.
1.Этап (Стадия «Вызов»).
Учитель: Ребята, мы продолжаем разговор о природе и человеке. Тема нашего урока: «Закон на страже природы». Нарисуйте, пожалуйста, с чем ассоциируется природа. (Дети рисуют и объясняют). (Слайд 3)
Посмотрите на свой рисунок и вспомните всё, что вы знаете об охране природы. В тетради нарисуйте таблицу («Маркировочную») с тремя одинаковыми вертикальными колонками. (Учитель рисует такую же таблицу на доске). (Слайд 4)
Учитель: В левой колонке таблицы запишите всё, что вы знаете об охране природы: кто занимается охраной природы, что подлежит охране. Обменяйтесь своими мнениями в паре (обсудите свои знания).
Сформулируйте свои знания об охране природы. (Учитель записывает знания учащихся на доске, в левой колонке таблицы, которая называется «Знаю»). Например: (Слайд 5 )
Знаю | Узнал | Хочу узнать |
1.Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане. 2. Охраняется земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, леса, поля, животные, растения, воздух, космическое пространство. 3. Общество «Движение зелёных», «Greenpeace» | | |
2.ЭТАП (Стадия «Осмысления»). (Слайд 6)
Учитель: Запишите способы, которыми человек может охранять природу.
(
Способы охраны природы
Oпираясь на имеющиеся знания, учащиеся работают в малых группах и составляют кластер). Например:
Издание законов
Уборка лесополос
Борьба с браконьерством
Чистка водоёмов
(Лидеры групп зарисовывают на доске кластеры и объясняют их. Затем кластеры объединяются в один рисунок.).
3.ЭТАП (Стадия «Чтение с пометками»). (Слайд 7)
Учитель: Откройте учебник на странице 41. Читая текст, сделайте в нем соответствующие пометки:
«+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«-» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете;
«V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;
«?» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
(Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста. В процессе чтения учащиеся заполняют таблицу, систематизируя и распределяя новую информацию). (Слайд 8)
Знаю | Узнал | Хочу знать |
1.Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане. 2. Охраняется земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, леса, поля, животные, растения, воздух, космическое пространство. 3. Общество «Движение зелёных», «Greenpeace» | Государство устанавливает чёткие правила, выполнение которых защищает природу. | Побольше узнать об общественных движениях. |
Затем учащиеся в парах обмениваются мнениями и обсуждают данные, полученные во второй и третьей колонках. (Учитель по ходу обсуждения заполняет таблицу на доске).
4.ЭТАП (Стадия «Рефлексия»). (Слайд 9)
Учитель: Для корректировки и систематизации знаний используем прием «Синквэйн». Правила написания синквэйна.
В первой строчке тема называется одним словом (существительным). Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). Третья строка- описание действия в рамках темы тремя глаголами. Четвертая– это словосочетание, показывающее отношение к теме. Пятая строка должна содержать резюме вышеизложенного.
5.ЭТАП (Стадия «Домашнее задание»). (Слайд 10)
Учитель: параграф 4. Творческое задание по выбору:
а) Подготовьте сообщения о «Greenpeace».
б) Составьте кластер (СЛС) с учетом новых знаний.