СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по обществознанию "Труд. Учимся творчеству" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по обществознанию "Труд. Учимся творчеству" 5 класс. повторение и систематизация знаний по разделу "Труд"

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема: Труд. Учимся творчеству

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Труд»; развивать творческое начало с помощью тренировочных упражнений.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности процесса творчества в науке и искусстве; приводить примеры проявления творчества в науке и искусстве; оформлять и презентовать проделанную работу;

метапредметные : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные : формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования, коррекция зрительных нарушений

Оборудование: пакет с рабочим числе иллюстративный), материалы Интернета; листы бумаги, карандаши, фломастеры; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: развивающего контроля.


Ход урока

  1. Организационный момент


  1. Мотивационно – целевой этап (слайд 1-4)

1.Учитель принёс сундук и сказал ученикам:

- Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

- Учитель, может, начнём учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и сказал:

- Ты прав. Образование – это клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

- О чём эта притча?

- Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

2. Давайте совместно, используя знания определим тему урока (слайд5)

Задание «Шифровка»

Итак, тема урока «Труд. Учимся творчеству»

Сегодня на уроке , мы будем обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Труд»; развивать творческое начало с помощью тренировочных упражнений.


III. Работа по теме уроков

  1. Что такое труд? (слайд 7)

Найдите определение понятие труд из предложенных вариантов (приложение 1)

  1. Для чего человек трудится? (слайд 8)

Составить кластер на доске из предложенных вариантов (приложение 2)

  1. Каким бывает труд? (слайд 9)

Заполнить таблицу (приложение 3)

  1. Как оплачивается труд? (слайд 10)

Вставьте пропущенные слова (приложение 4)


Физминутка. Игра «Товары и услуги» Я называю слова, если это товар- нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), татрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)




  1. Отличие труда человека т активности животного. (слайд 11-12)

Чем отличается мастер от ремесленника?

Составить таблицу из предложенных элементов (приложение 5)

  1. Что такое творчество (слайд 13)

Найдите определение понятие труд из предложенных вариантов (приложение 1)

  1. Просмотр видеоролика

? Какие виды творчества представлены в ролике

  1. Практикум (слайд 14-18)

Учёные доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 1. Стул

Инструкция. Выберите какой – нибудь предмет, например стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул. Например, его можно:

    • сложить из книг;

    • вылепить из глины;

    • выпилить из дерева;

    • вырезать из гигантского арбуза и т.д.

Чем необычнее будут ваши варианты, тем лучше.

Упражнение 2. Ощущения

Инструкция. Вам необходимо:

    • посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребёнок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре;

    • показать, как двигается младенец, который только что научился ходить, старый человек, артист балета;

    • улыбнуться, как улыбается очень вежливый японец, кот на солнышке; мать – младенцу; ребёнок матери;

    • нахмуриться, как ребёнок, у которого отняли игрушку, как человек, желающий скрыть смех.

Упражнение 3. По кругу

Инструкция. Каждая группа (по очереди) становится в полукруг. Ведущий показывает игрокам предметы (книга, банка, указка, линейка). Ребята должны передавать этот предмет друг другу, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то передает линейку, как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй игрок изображает эту же линейку, например, как ружьё или кисть и т.д.Важно, чтобы дети делали не просто какие – то жесты, а передавали свое отношение к нему. Это упражнение хорошо развивает воображение. Это упражнение направлено на взаимодействие ребят, ведь ученик должен не только сам увидеть новый предмет, но и заставить других увидеть и принять его в новом качестве.

Упражнение 4. Несуществующее животное.

Инструкция. Если существование рыбы-молота или рыбы- иглы научно доказано, то существование рыбы – напёрстка не исключено. Пофантазируйте: как выглядит рыба – кастрюля? Чем питается рыба – ножницы? Как можно использовать рыбу магнит?

Упражнение 5. Сочиняем сказки сами

Инструкция. Группам раздаются листы бумаги и карандаши. Задача игроков за 5-6 минут придумать весёлую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили-были…» - и заканчивающуюся словами: «Ну надо же!» По истечении установленного времени ребята от каждой команды по очереди зачитывают свои сказки, используя звуковое или какое-либо другое оформление, при этом и остальные члены команды участвуют в представлении. Игроки могут не только зачитать и разыграть сказку, но и перевести её на язык жестов или придумать что-то ещё.

IV. Подведение итогов урока

Учитель задал ученикам вопрос:

- Если бы все хорошие люди были белыми, а все плохие - чёрными, какой бы цвет вы выбрали?

Маленькая девочка ответила:

- Я была бы полосатой.

- О чём свидетельствует ответ девочки?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

Поскольку наш урок был посвящён творчеству, предлагаю украсить «дерево творчества» (слайд)

    • плоды – занятие было полезным, плодотворным;

    • цветок – занятие прошло довольно не плохо;

    • зелёный листик – не совсем удовлетворён (а) занятием;

    • жёлтый листик – удовлетворен (а) занятием.

(Ученики прикрепляют к шаблону дерева (изготовленного самими учениками)плоды, цветы, листья).


Домашнее задание

Подготовить собственный творческий проект по изученной теме.


При изучении темы «Труд» параллельно проводится конкурс рисунков « В мире удивительных профессий». Оформляется стенд с работами учащихся, определяются самые лучшие работы.

































Приложение 1.


а. продукт труда, который сделан на продажу

б. действие , приносящее пользу

в. деятельность человека в результате которой он создает предметы, необходимые для жизни

г. социальная группа , основанная на родственных связях

д. осознаваемая человеком нужда в том, что ему необходимо для жизни

е. социально и духовно развиты человек

ж. врожденные реакции организма

з. изменения и преобразования мира в интересах человека

и. создание чего-то нового, ценного для всех.










































Приложение 2.

пища

одежда

возможность

самореализации

новые знакомства

умение взаимодействовать

предметы быта

духовные ценности



жилище



богатство

Для чего человек трудится

Болезни

Трудности



Мусор

Грязь













Приложение 3.



Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.

Профессия

Характеристика труда

Дворник


Хлебороб


Учитель


Программист


Космонавт


Полицейский




Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический, оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной- автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный- индивидуальный.





Приложение 4.



Закончите предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.









Приложение 5.



Труд человека

Активность животного





1.планирует свою деятельность

3.четко ставится цель

5.определяет сроки работы

7.создаёт новые машины и механизмы

9.совершенствует всё вокруг себя



2.не умеют планировать работу

4.не ставят цель при работе

6.не задумываются о сроках, времени

8.не использует средств труда

10животные не могут думать, как они будут работать – инстинкт



Ремесленник

Мастер




1.работает по шаблону и трафарету

2.вкладывает в свой труд смекалку и творчество

3.пользуется известным набором инструментов

4.умеет создавать новые инструменты

5.каждый раз создает нечто новое

6. выполняет поручения

7.не находит решения при затруднениях

8.при трудностях находят новые решения



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

В чем смысл этой притчи? Учитель принес сундук и сказал ученикам: Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

В чем смысл этой притчи?

Учитель принес сундук и сказал ученикам:

Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом.

В чем смысл этой притчи? Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

В чем смысл этой притчи?

Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

В чем смысл этой притчи? Наконец, один из учеников робко спросил: Учитель, может, начнем учиться? Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

В чем смысл этой притчи?

Наконец, один из учеников робко спросил:

Учитель, может, начнем учиться?

Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

В чем смысл этой притчи? Учитель улыбнулся ученику и сказал: Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад

В чем смысл этой притчи?

Учитель улыбнулся ученику и сказал:

Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад

Шифровка 1. РТОРПАТРУДЛОРШГН  2.ЛОРНУЧИМСЯТРПДШГ

Шифровка

  • 1. РТОРПАТРУДЛОРШГН

  • 2.ЛОРНУЧИМСЯТРПДШГ

  • 3.РОТВОРЧЕСТВУРОДШ
Тема: « Труд. Учимся творчеству»

Тема: « Труд.

Учимся творчеству»

Что такое ТРУД?

Что такое ТРУД?

Для чего человек трудится?

Для чего человек трудится?

Каким бывает труд? Профессия Характеристика труда Дворник   Хлебороб   Учитель   Программист   Космонавт   Полицейский  

Каким бывает труд?

Профессия

Характеристика труда

Дворник

 

Хлебороб

 

Учитель

 

Программист

 

Космонавт

 

Полицейский

 

Как оплачивается труд?

Как оплачивается труд?

Отличия труда человека от активности животного

Отличия труда человека от активности животного

Чем отличается мастер от ремесленника?

Чем отличается мастер от ремесленника?

Что такое творчество?

Что такое творчество?

Практикум Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии. Упражнение 1. Стул Инструкция . Выберите какой-нибудь предмет, например, стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул.

Практикум

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 1. Стул

Инструкция . Выберите какой-нибудь предмет, например, стул. Придумайте как минимум 30 способов, с помощью которых можно сделать стул.

Практикум Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии. Упражнение 2. Ощущения Инструкция. Вам необходимо: посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре.

Практикум

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 2. Ощущения

Инструкция. Вам необходимо:

посидеть на стуле так, как сидит царь на троне, как пчела на цветке, как побитая собака, наказанный ребенок, бабочка, которая сейчас взлетит, наездник на лошади, космонавт в скафандре.

Практикум Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии. Упражнение 3. Несуществующее животное Инструкция. Если существование рыбы-молота или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы?  Как можно использовать рыбу-магнит?

Практикум

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 3. Несуществующее животное

Инструкция. Если существование рыбы-молота или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы?

Как можно использовать рыбу-магнит?

Практикум Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии. Упражнение 4. Сочиняем сказки сами Инструкция. За 5—6 мин придумайте веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили-были...» — и заканчивающуюся словами: «Ну надо же!».

Практикум

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 4. Сочиняем сказки сами

Инструкция. За 5—6 мин придумайте веселую юмористическую сказку, начинающуюся словами: «Жили-были...» — и заканчивающуюся словами: «Ну надо же!».

Практикум Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии. Упражнение 5. Ассоциации Инструкция. Окиньте взглядом класс, в котором вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? А теперь возьмите листок бумаги и ручку и напишите пять прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. А теперь напишите еще пять прилагательных, которые абсолютно не подходят к данному предмету.

Практикум

Ученые доказали, что развивать творческие способности необходимо. Фантазию и образное мышление можно тренировать. Они как мышцы: чтобы были большими и хорошо функционировали, их нужно нагружать. Давайте выполним упражнения на развитие фантазии.

Упражнение 5. Ассоциации

Инструкция. Окиньте взглядом класс, в котором вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд?

А теперь возьмите листок бумаги и ручку и напишите пять прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали.

А теперь напишите еще пять прилагательных, которые абсолютно не подходят к данному предмету.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!