СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по окружающему миру с презентацией "Дикорастущие и культурные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по системе Занкова

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру с презентацией "Дикорастущие и культурные растения"»

Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

система Занкова 2 б класс

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Цель урока: формирование умения различать дикорастущие и культурные

растения.

Планируемый результат:

Предметные: -научить различать особенности культурных и дикорастущих растений; учить раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений.

Метапредметные:

Личностные УУД:

-формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

-оценка одноклассников на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

-интереса к познанию окружающего мира;

-ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Регулятивные УУД:

-формирование умения оценивания процесса и результата деятельности, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД:

-подведение под понятие на основе выделения существенных признаков;

- поиск и выделение необходимой информации из текста, работа с двумя источниками информации;

-анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков ( в коллективной организации деятельности);

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Задачи урока:

-познакомить обучающихся с новыми понятиями: дикорастущие и культурные растения;

-показать зависимость растений от среды обитания и от неживой природы;

  • формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с иллюстрациями, находить главное, существенное);

  • развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);

  • воспитывать уважение к красоте природы России, родного края , бережное отношение к окружающему миру;

Оборудование: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Окружающий мир» 2 класс 2 часть; презентация «Дикорастущие и культурные растения», карточки с названиями растений для работы в парах, карточки с названиями групп растений для коллективной работы, Ожегов С.И. «Толковый словарь « для работы в группах, карточка для работы в паре, ,. образцы муляжей яблок, груш, карточки для домашнего задания, проектор, компьютер,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

организационный момент)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

Личностные УУД:

осознание смысла учения.

формирование учебной мотивации

интереса к познанию окружающего мира;

Методы: подводящий к теме диалог.




Регулятивные УУД: планирование своей деятельности.




Звучит аудиозапись пения птиц леса.

-Ребята, закройте глаза, послушайте музыку природы. -Что вы себе представляете?

-Вот и мы сейчас с вами под звуки этой удивительной мелодии перенесёмся в царство растений и попробуем проникнуть ещё в одну тайну природы.

-Какими мы должны быть на уроке, чтобы не пропустить, чтобы ни один секрет не упустить?





Хорошо. Вы все правы. А что из того, о чём вы говорили, нужно исследователю, открывателю нового?






- А вы хотите быть сегодня исследователями, открывателями нового?


Давайте вспомним как мы организовываем работу на уроках открытия новых знаний.






Как можно работать?



Дети делятся своими впечатлениями.(пение птиц, шум листвы итд)


Высказывания детей. (внимательными, наблюдательными, тихими, потому что на природе нужно вести себя тихо) Нужно исследовать всё, что попадается на твоём пути, чтобы разгадать загадки окружающего нас мира.

Дети называют качества.

Да.









Сначала что-то повторяем, затем выполняем пробное действие, с целью понять что мы не знаем, ставим цель, находим способы достижения цели.


В группе, в паре, самостоятельно, все вместе.

II. Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания учащихся о классификации растений

Метод: диалог.





Познавательные УУД:

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков ( в коллективной организации деятельности);

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;





















III Открытие нового.

Постановка проблемы, целей урока.



Постановка задачи урока.

Регулятивные УУД:

осознают задачи урока.


Личностные УУД:

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;



Коммуникативные УУД:

умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать друг с другом










Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации работа с источниками информации;



















































Физминутка


IV Первичное усвоение новых знаний.

Личностные УУД:

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;



Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации из текста, работа с двумя источниками информации;




Коммуникативные УУД :

:вести устный диалог; сотрудничать друг с другом








Регулятивные УУД:

менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;



















































































Физминутка.

























VI. Первичная проверка понимания.

Познавательные УУД:

подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

поиск и выделение необходимой информации из текста,


Коммуникативные УУД:

сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;


Регулятивные УУД:

-контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

VII. Рефлексия

Личностные УУД: формирование

адекватной самооценки;

оценка одноклассников на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Регулятивные УУД: формирование умения оценивания процесса и результата деятельности

Коммуникативные УУД:

адекватно оценивать себя, работу других















учеников.
































































































VII.Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

результатов своей

деятельности.

Личностные УУД

Что мы можем исследовать?

Игра «Ассоциации». (У учащихся на столах карточки с названиями растений .У всех по два названия культурных растений.)





Предположите на какие две группы вы можете разделить растения, дайте название каждой группе.


-Назовите группы и их представителей.










Докажите правильность своего ответа.

Какие растения называем травянистыми? Деревьями?

Цветковыми? Хвойными?


Что же мы с вами повторили?


Какой будет следующий этап?

С какой целью?



Выполняя это задание. О чём бы вы хотели меня спросить?


Действительно почему?


Выберите название цветковых и положите их рядом на столах: вишня вишня

земляника земляника

рябина рябина

яблоня яблоня

У кого есть , какие предположения?





Докажите свои предположения.




Кто из вас прав?

Цель: узнать на какие ещё группы можно разделить растения

«Из ответов на уроке»

Однажды на уроке окружающего мира один ученик на вопрос учителя «Какие бывают растения?»

Ученик ответил: « Культурные и эти…невоспитанные!»

А вы как считаете? С чем согласны? А что поправите в ответе ученика? Обсудите в паре.

На какой вопрос нам надо найти ответ?

Уточните нашу цель урока.

Цель: Узнать какие растения называются культурными, а какие дикорастущими и почему их так назвали.

Сформулируйте тему урока.

У кого есть предположения?


Какой из этих групп вы можете отнести герань, бегонию?


Где растут культурные растения, дикорастущие, где герань и бегония?




Значит мы их определяем в самостоятельную группу растений?


У кого есть другие предположения? Объясните, почему так называют растения: дикорастущие, культурные, комнатные


Вы предположили, почему такое название у растений. Где мы можем найти научное определение этих понятий?

Найдите и прочитайте определение понятий в словаре. Как организуете свою работу?



Проверим, что у вас получилось.















Как по - вашему, какие из этих растений более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете?









Где мы можем подтвердить свои суждения?


Давайте убедимся в правильности ваших суждений , обратимся к учебнику стр. 57.


Подтвердились ваши предположения? Что вы подметили читая текст.


Какие условия будут подходящими?

Где мы можем найти нужную информацию?


На стр.57 найдите такое задание. Которое нам поможет ответить на вопрос.







Природа, каких тепловых поясов изображена?





Учитель. Как вы считаете, одно или разное время года изображено на каждом рисунке? Почему вы так решили?










Учитель. Рассмотрите рисунок на котором изображена природа холодного пояса. Признаки какого времени года вы можете отметить?



Учитель. Признаки какого времени года вы можете отметить на следующем рисунке?











Учитель. К какому мнению мы пришли?



Учитель. Почему такие разные растения?
















Учитель. Какой вывод о зависимости растений от природных условий вы можете сделать?

































Учитель. О каких растениях мы вели речь?



Учитель. Перед вами два плода. Определите с каких яблонь взят каждый плод?







Учитель. Сравним плод дикой яблони и плод садовой яблони.




Учитель. Кто из вас пробовал такие яблоки на вкус, что можете сказать.







Учитель. Как вы объясните это различие?







Учитель. У кого есть другие мнения.

Обратимся к учебнику.

б) Работа по учебнику.

Учитель. Для чего авторы учебника поместили рисунки на стр.58.




Учитель. Выполним задание авторов учебника.

Обсудите вопрос в паре.














Учитель. Какой общий вывод вы можете сделать?




Учитель. Как по- вашему, для чего человек окультуривал дикие растения?

.


Что он для этого сделал?

Где найдём ответ?

г) Работа в группах.

Учитель. Ребята, я предлагаю вам поработать в парах и ответить на вопрос на стр.59 ( Учитель читает задания предложенные в карточках.)

Карточка № 1

1. Прочитайте текст на странице 59

2. Закончите предложение:

Человек получил культурные растения из дикорастущих путём . . .

__________________________________________________________________________________________

3. На основании прочитанного текста заполните таблицу.

Проверка.

Учитель. Проверяем задание № 2.

Учитель. У кого другие мнения?




Задание №2

Тексты, рисунки, предметы, и тд.

Дети работают в паре

Знак парной работы.


Самостоятельная работа детей.


( Травянистые (земляника) и деревья (рябина, сосна, ель, лиственница, пихта, вишня, яблоня).

Цветковые ( земляника, рябина, яблоня, вишня) и хвойные (.сосна, ель, лиственница, пихта).

Травянистые растения- мягкий стебель, деревья- твёрдый ствол.

Цветковые – есть цветок.

Хвойные- листья в виде хвои, вместо цветков – шишка



Виды растений, отличительные признаки.

Пробное действие.

Выявить проблему, причину. Что будет новенькое.

Почему даны по два названия цветковых растений?







Высказывания детей:

Я думаю это классификация

Я предполагаю это название диких и культурных растений

Эти растения можно встретить на даче, в лесу, в садах.


Мы не знаем, это новое для нас. У нас затруднение.

Узнать на какие группы ещё можно разделить растения.


Культурные и дикорастущие растения


Какие растения называются культурными и дикорастущими?


Дикорастущие и культурные растения.



Дети спорят. Возникает коллизия.


Дикорастущие и культурные на открытом воздухе. Герань и бегония в помещении.


Думаем, что это комнатные растения.


За дикорастущими растениями никто не ухаживает, они растут в дикой природе. За культурными растениями ухаживают люди. Эти растения растут в садах, огородах, на полях . За комнатными растениями ухаживают люди, Эти растения растут в помещениях.

Нам поможет словарь Ожегова С.И.

Дети работают в группе. находят значение слов

1 группа - дикорастущие;

2 группа – культурные.

3 группа комнатные;

Группы зачитывают определения.

Дикорастущий- растущий в диком состоянии, некультивируемый.

Культурные - слово многозначное. Для нас подходит 4 значение - обработанный, возделанный, выращенный человеком, не дикий.

Комнанатные – многозн. слово, подходит 2 значение – домашний, связанный с пребыванием, нахождением в жилом помещении.


. Я предполагаю, что это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает.

Я согласен с ответом товарища, но хочу дополнить, что выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.


В учебнике. Дети открывают учебник стр.57 и читают 1 абзац



Мы были правы в своих рассуждениях.


Дети высказывают своё мнение.

В учебнике.


Стр.58 дети в паре рассматривают иллюстрации. Называют органы изображённых растений. Отмечают как природные условия влияют на растения, изменяют их внешний вид.

Дети. Я считаю, что здесь изображено 3 тепловых пояса. Я согласен с тобой, но хочу уточнить, что это холодный, жаркий и умеренный пояса.

Дети.Я считаю, что одно время года. Изображены цветущие растения. Я согласен с ним. В холодном поясе, умеренном и жарком изображена яркая зелень. ( Если у детей возникают затруднения, учитель предлагает рассмотреть каждый рисунок отдельно.)

Дети. Я предполагаю, что это весна, так как заметно таяние снега и на проталинах появляются первоцветы.

Дети. На рисунке с изображением умеренного пояса изображена весна, потому что яркая зелень, весеннее небо. Я предполагаю, что в жарком поясе тоже весна, так как изображены цветущие кактусы. ( Отдельные виды кактусов цветут летом, но большинство цветёт весной.)

Дети.На рисунках изображена весна.


Дети. Я считаю, что в холодном поясе суровые условия, поэтому березки изображены корявые, листья мелкие.Я согласен и хочу продолжить, что в жарком поясе много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу. Я согласен с ребятами и хочу дополнить, что в умеренном поясе достаточно тепла и света, поэтому растения развиваются равномерно.

Дети Каждое растение приспособлено к жизни в тех условиях в которых растёт и развивается.


Дети. Мы вели речь о дикорастущих растениях.

а) Работа с образцами муляжей яблок.

Дети. Я предполагаю что один плод с дикой яблони, а другой с садовой. Я тоже так считаю.

Дети. (Сравнивают образцы муляжей.) Плод с дикой яблони мельче, чем с садовой яблони.

Дети. Я пробовал на вкус яблоко с дикой яблони, оно очень кислое. Я не ел плодов с дикой яблони, но плоды садовой яблони сладкие и вкусные.

Дети. Я считаю, что это различие существует потому, что за культурными растениями ухаживает человек, поливает, обрезает и рыхлит. Я согласен с тобой.



Дети. Я думаю для того, чтобы мы их внимательно рассмотрели. Я согласна с этим мнением и хочу дополнить, что эти рисунки необходимо сравнить.





Дети. ( Высказывают свои мнения сравнивая ягоды.) Справа ягоды крупнее, чем слева, значит справа образец культурного растения. Я согласен с этим ответом, хочу дополнить, что на рисункесправа у растения листья крупнее, стебель толще. Я думаю, что у культурного растения ягоды будут сочнее.

Дети. Культурные образцы плодов растений крупнее и сочнее на вкус.


(Высказывания детей.)

Дети. Я предполагаю для того, чтобы получать вкусные и полезные плоды.

Предположения детей.

В учебнике.






( Дети выполняют работу в парах











( Дети любой из пар поднимают руки и дают свой ответ.)

(Ответы детей совпадают.)

Кто согласен с ответами?










Чтобы получить хорошие культурные растения за ними надо ухаживать.

Предположения детей.



Узнать на какие ещё группы можно разделить растения.

Какие растения называются культурными, дикорастущими.

Условия произрастания

культурных растений

(Причина)






произрастанияпроизрастания культурных растений

(Следствие)

Плодородная почва

Удобрять почву

Рыхлая почва





























Рыхлить почву


Влага

Поливать или отводить воду

Тепло

Строить теплицы

Какой общий вывод мы можем сделать?



Как вы думаете, что произойдёт с культурными растениями, если человек перестанет о них заботиться?





Давайте вернёмся к началу урока. Какую цель мы поставили сегодня на уроке?


Достигли мы цели?


Оцените себя по новой теме.

Жёлтый - узнал(а) новое, могу поделиться знанием

Зелёный - узнал(а) новое, хочу узнать больше

Красный- узнал(а) новое, но рассказать пока не могу.

Кто может рассказать как он себя оценил.

Какими знаниями, полученными на уроке, вы бы хотели поделиться со своим родителями, друзьями?

Кого бы вы сегодня похвалили?









































VIII. Домашнее задание

Познавательные УУД:

работа с дополнительными источниками информации.





Разноуровневое домашнее задание.

1 уровень.- Читать текст на стр. 57-60. Дополнить таблицу стр.59.

2 уровень -Составить таблицу культурных растений нашей местности. Карточка №1

3 уровень Подготовить сообщение об одном из культурных растений

Дети выбирают домашнее задание.

Приложение:

Карточка №1

Заполни таблицу культурных растений нашей местности


Культурные растения

Садовые






Овощные






Прядильные






Декоративные






Зерновые








Карточка №1

Заполни таблицу культурных растений нашей местности


Культурные растения

Садовые






Овощные






Прядильные






Декоративные






Зерновые











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!