СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе. Тема: «Защита Отечества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Защита Отечества» разработан в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе (модуль «Основы православной культуры»), целью которого является формирование у учащихся христианского взгляда на войну, уважительного отношения к истории Отечества, духовным и нравственным ценностям; основ российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе. Тема: «Защита Отечества»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иванковская средняя школа Фурмановского района














Методическая разработка урока

по основам религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы православной культуры») в 4 классе.

Тема: «Защита Отечества»

(возраст детей 9-10 лет)









Касаткина Ольга Вячеславовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории











д.Иванково Фурмановского района

2022 г.

Тема урока: «Защита Отечества»

Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Предметные результаты:

-познакомить с понятием “справедливая война”, законами милосердия и справедливости на войне, с отношением православных людей к воинскому долгу и жизнью русских воинов, ставших святыми;

-углубить знания учащимися следующих понятий: «Отечество», «патриотизм».

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

-обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения;

-активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:

- формулировать тему и цели урока;

-контролировать свои действия и результат работы;

-осуществлять саморегуляцию, как способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные:

-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность;

-составлять небольшие диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные результаты:

-формировать уважительное отношение к истории Отечества, духовным и нравственным ценностям; основы  российской гражданской позиции, чувства гордости за свою Родину;

-развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Оборудование: учебник «Основы православной культуры» автора А.В.Кураева, презентация учителя, детские презентации, видеофрагменты, листы с напечатанными пословицами и темой урока, портреты И.Муромца, А.Невского, Д.Донского, Ф.Ушакова, М.Кутузова, бумажные голуби.


Ход урока:

I. Оргмомент. Эмоциональный настрой на урок.

Исполняется песня на стихи И.Никитина «Русь» (видеоряд с родными просторами, защитниками Родины и боевыми сражениями).

( Слайд 2: видео по щелчку)

-Добрый день, ребята! Сегодня наш урок мы начали с песни на стихи И.Никитина «Русь».

-Какие чувства вы испытывали, слушая песню? (Восхищение своей Родиной и гордость за ее героическое прошлое).


II.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

1. -На протяжении всей истории нашей Родины около 500 лет Россия провела в войнах. Посмотрите на ленту времени, начиная только с 13 века по 20 век, с кем приходилось нам воевать. (Слайд 3: высвечивается «Лента времени».) На Россию нападали монголо-татары, шведы, немецкие рыцари - крестоносцы, поляки, турки, французы, гитлеровские захватчики. И русский народ вставал на защиту своего Отечества, т.к. на Руси всегда жили люди, которые славились своими мужеством, удалью, благородством. Это были славные князья, воеводы, великие полководцы. Их любили, уважали, шли за ними на бой, о них слагали песни, сказки, былины, легенды.

-Скажите, а хорошо ли вы знаете героическое прошлое своего народа? Не хотели бы отправиться в путешествие по ленте времени назад, в прошлое?

2.-Любое путешествие тщательно готовится: определяется тема, ставятся цели, приобретаются необходимые знания и навыки.

Для того, чтобы определиться с темой путешествия, выполним 2 задания:

1) Закончите пословицы (напечатаны на листе и прикреплены к доске).

Жить – Родине…. (служить)

Родина-мать – сумей за нее…. (постоять)

-Что объединяет эти пословицы?


2) Подберите синонимы к слову Родина (Отечество, Отчизна.)

-Попробуйте сформулировать тему урока.

(После ответа детей на доске открывается тема «Защита Отечества»)

-А теперь определите цели путешествия.

(Познакомиться с защитниками Отечества, с тем, как и от каких врагов они защищали Родину)

-Молодцы. Но еще мы сегодня с вами выясним, когда война бывает справедливой, о чем нельзя забывать даже на войне, узнаем, какие полководцы после кончины были причислены к лику святых и почему.

(Цели урока открываются на доске)

III. Изучение нового материала.

1. Переходим к теоретической подготовке.

-Давайте вспомним, когда и что говорил Иисус Христос о мести? (В Нагорной проповеди Иисус Христос учил прощать и любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щеку, если тебя ударили по правой).

-Как вы думаете, почему же русский народ шел воевать, а не прощал своих врагов? (высказывания детей)

-Послушайте, какое напутствие дает Сергий Радонежский в разговоре с монахом Пересветом, благословляя его опять взять в руки оружие и идти защищать родную землю. (Слайд 4: видео включается по щелчку)

- Какой же вывод мы сделаем, когда война оправдана?

Слайд 5: «Когда враг угрожает тебе – можно и стерпеть, но если смерть угрожает твоим близким, Родине – твой долг взять в руки оружие и защитить.»

2. Работа в группах

-Теперь давайте с вами изучим, что такое война и как нужно вести себя на войне. Предлагаю объединиться в группы, чтобы работа шла быстрее. Вам нужно выполнить задания на карточках, пользуясь текстом учебника на с.89-90.

Задания группам.



1группа.

Пользуясь толковым словарем, запишите толкование слова «война».

ВОЙНА — это ____________________________________________________

_________________________________________________________________

2 группа.

Продолжите схему:

Какая война считается справедливой, а какая несправедливой?

Война

справедливая несправедлива

Цель: … Цель:

________________________ ____________________________


3 группа.

Ответьте на вопрос.

Можно ли силой оружия навязывать свою веру? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа.

Закончите предложения.

Какими законами пользуется на войне христианин?

1. Нельзя добивать ____________________________

2. Нельзя трогать ________________________________

3. Нельзя грабить _________________________________

4. Если враг сдаётся или война закончена, к недавнему недругу надо отнестись уже просто как к _____________________________________


5 группа.

Ответьте на вопрос.

Почему воин-христианин исполняет свой воинский долг, не боясь смерти?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Проверка работы в группах.


4.Физкультминутка.


5. Теперь мы готовы к путешествию в прошлое. (Слайд 6) Первая наша остановка – XII век – век, когда жили на Руси богатыри-защитники Родины. (По гиперссылке на ленте времени XII переходим на слайд 7 с репродукцией картины В.М.Васнецова «Богатыри») Кто изображен в центре репродукции?

Нашим экскурсоводом по XII веку будет … (Презентация «Илья Муромец»)

(5 учащимся было заранее дано домашнее задание подготовить краткое сообщение в виде презентации об И.Муромце, А.Невском, Д.Донском, Ф.Ушакове, М.Кутузове. Они и выступают в роли экскурсоводов. Детские презентации к уроку прилагаются.)

(Далее по гиперссылке со слайда 7 возвращаемся на ленту времени - слайд 6)

Отправляемся с вами в XIII век – век борьбы с поляками и немецкими рыцарями-крестоносцами. (Гиперссылка на ленте времени – XIII- переход на слайд 8)

Здесь нас встречает гид …, который расскажет нам об Александре Невском. (Презентация «Александр Невский»)

(По гиперссылке со слайда 8 возвращаемся на ленту времени - слайд 6.)

Далее лента времени нас переносит в XIV век, который принес славу русским людям на поле Куликовом. (Гиперссылка на ленте времени – XIV- переход на слайд 9) О великом князе, защитнике нашего Отечества рассскажет… (Презентация «Дмитрий Донской»)

(По гиперссылке со слайда 9 возвращаемся на ленту времени - слайд 6)

XV век ознаменовался тем, что произошло окончательное свержение монголо-татарского ига. В XVII веке были изгнаны из Москвы поляки. XVIII век прославился выдающимися полководцами Ф.Ф.Ушаковым и А.В.Суворовым. (Гиперссылка на ленте времени – XV- переход на слайд 10) Слово нашему гиду… (Презентация «Федор Ушаков»)

(По гиперссылке со слайда 10 возвращаемся на ленту времени - слайд 6)

В XIX веке (Гиперссылка на ленте времени – XIX- переход на слайд 11) французская армия Наполеона Бонапарта хотела захватить Россию. Благодаря героизму, мужеству и горячей любви к своему Отечеству русских людей, планы Наполеона потерпели крах. Сейчас я приглашаю вас на онлайн - экскурсию в Эрмитаж в Военную галерею музея. (Слайд 12: видео включается по щелчку.)

Понравилось в музее? О великом полководце М.И.Кутузове нам более подробно расскажет… (Презентация «Михаил Кутузов»)

(После ответа каждого учащегося (экскурсовода) на доску прикрепляются портреты защитников Отечества: И.Муромца, А.Невского, Д.Донского, Ф.Ушакова, М.Кутузова.)

-Как можно назвать защитников Родины, любящих ее и не жалеющих своей жизни ради спасения Отечества? (Патриоты.)

- Давайте сделаем вывод: «За что И.Муромца, Д.Донского, А.Невского, Ф.Ушакова Русская православная церковь причислила к лику святых? (ответы детей)



Слайд 13: И.Муромец, Д.Донской, А.Невский, Ф.Ушаков были причислены Церковью к лику Святых, потому они отдали свои жизни за православную веру и Отечество.

(По гиперссылке со слайда 13 возвращаемся на слайд 6)

6.- Ребята, а как вы считаете, всегда ли нужно воевать? Можно ли в каких-то случаях избежать кровопролития и как? (Путем переговоров)

-Вспомните одну из заповедей блаженства, которую можно применить к стремлению людей избежать войны. (Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими)

-Почему говорят: «Худой мир лучше доброй войны»? Так ли это?

6.- Ребята, у нас на доске появилась галерея защитников Отечества, которую можно продолжать и продолжать. Защитники Родины – это не только выдающиеся полководцы, но и простые солдаты, матросы, женщины и дети, чьи имена порой совсем неизвестны, это все те,кто не жалея жизни, встает на защиту своей земли, своей семьи.

- Сейчас мы перемещаемся с вами в XX век (Гиперссылка на ленте времени – XX- на слайд 14), и я приглашаю вас совершить еще одну небольшую виртуальную экскурсию в Белоруссию - в музей «Летопись Брестской крепости». Во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Брестская крепость в июне 1941 года одна из первых приняла на себя удар гитлеровской Германии. Ее защитники, не смотря на превосходство немцев в численности и техническом оснащении, героически продержались 32 дня. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41».

(Картинка с изображением Брестской крепости служит гиперссылкой для перехода на сайт музея https://brest-fortress.by/virtualnye-tury/15-letopis)

-Мы с вами сейчас находимся в зале № 4 «Жаркий июнь». Так выглядела казарма на территории Брестской крепости в первые часы войны 22 июня 1941 года. Сюжет экспозиции отражает события, происходившие в крепости самом начале войны. Это сцены, где боец с рацией пытается установить связь с вышестоящим командованием, а двое защитников отстреливаются из оконного проема, один из них также следит за взятым в плен солдатом вермахта. Третья сцена посвящена эпизоду с уничтожением штабных документов: красноармеец рядом с сейфом сжигает документы.

-Вот они простые солдаты, порой безымянные, защитники нашей Родины.

-И в ваших семьях есть родственники, которые отдали свои жизни во имя нашего Отечества. Информация о них хранится в школьной Книге Памяти.

(По гиперссылке со слайда 14 возвращаемся на слайд 6)


7. -Возвращаемся в свою эпоху – в XXI век. (Гиперссылка на ленте времени – XXI – переход на слайд 15) Мы сейчас тоже живем в непростое время. Вы знаете, что наша страна участвует в военной операции на Украине. Российская армия защищает жителей Донбасской и Луганской народных республик. В ее рядах и выпускники нашей школы Лобов Алексей, Шувалов Алексей, Панкрашов Михаил и другие. За короткий период на этой войне тоже появились свои герои. О них нам рассказывают с экрана телевизоров. Они тоже достойны занять почетное место в военной галерее защитников Отечества.


IV.Итог урока.

-Наше путешествие во времени подошло к концу. Давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? Выполнили ли намеченные цели? О каких героических событиях и личностях мы узнали? (Ответы детей)

V. Домашнее задание

-Используя дополнительные источники, ответьте на вопрос: «Есть ли святые воины в современной России?»

V.Рефлексия.

-Ребята, у вас на партах лежат фигурки голубей. С давних времён люди считали голубя символом мира на Земле. Я предлагаю, прикрепить наших голубей на доску, как призыв всех народов к миру. (Слайд 16)

Пусть летит от края и до края

Голубь мира — белое крыло,

Черной силы тучи разгоняя,

Пусть несет Надежду и Добро!


А закончить урок мне хотелось бы словами А. Невского (Слайд 17: видео по щелчку): «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и всегда будет стоять русская земля!».



Используемые источники:

1.А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2018г.

2.https://yandex.ru/video/preview/?text=стих%20никитина%20русь%20на%20фоне%20музыки%20читает%20чтец&path=wizard&parent-reqid=1646926283553531-16574712758712932659-sas6-5262-b3d-sas-l7-balancer-8080-BAL-3988&wiz_type=vital&filmId=18148237942091246003

3.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4496634810304213754&from_type=vast&parent-reqid=1647167912851774-4994140539354184110-vla1-4657-vla-l7-balancer-8080-BAL-3497&path=yandex_search&text=а.невский+видео

4.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7209229988070068023&from_type=vast&parent-reqid=1647168015065003-2853223921513926172-vla1-5291-vla-l7-balancer-8080-BAL-5879&path=yandex_search&text=сергий+радонежский+и+пересвет+видео

5.https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6375717679888025426&from=tabbar&text=военная+галерея+эрмитажа

6.https://stihi.ru/2016/03/27/8955

7. https://brest-fortress.by/virtualnye-tury/15-letopis

























Приложение

Сообщения детей, оформленные в виде презентации

Илья Муромец

Илья Муромец – былинный герой. Исследователями он отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре.

Илья Муромец родился в селе Карачарово, близ Мурома. Воспитывался в верующей крестьянской семье. До 33 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами.

По преданию, его излечили "калики перехожие" — святые странники, которые напоили Илью целебной водой. Они предсказали, что станет Илья великим богатырем и благословили такими словами: «Стой за веру христианскую… В бою тебе смерть не написана».

Много воинских подвигов во имя Отечества и русских людей совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь, Киево-Печерскую Лавру. Богатырское служение земному Отечеству завершилось. Началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Александр Невский (1220- 1263)

С 16 лет Александр самостоятельно правил в Новгороде.

В 1240 году русские войска под руководством А.Невского, которому в ту пору было всего 20 лет, разгромили шведов на берегу реки Невы. Это была первая наша победа после установления на Руси монголо-татарского ига. А в апреле 1242 года были изгнаны с Русской земли немецкие рыцари-крестоносцы.

Александр Невский был не только храбрым защитником православного Отечества, но и мудрым человеком. В ту пору многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой. Смиряя свой гнев, Александр старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Он добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки и вел с ним переговоры.

Умер Александр Невский в 42 года. Перед смертью князь принял монашеский постриг. Митрополит Кирилл, узнав о смерти великого князя, с горечью произнёс: «Зашло солнце Русской земли».

В 1547 году Александр Невский причислен к лику святых за то, сохранил Русь и православную веру.

Мощи князя Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, названную в его честь.

В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского, а в 1942 году был учреждён орден Александра Невского. Орденом награждали командиров Красной Армии за личную отвагу в боях и умелое командование.


Дмитрий Донской (1350-1389)

Дмитрий Иванович стал великим князем московским в девятилетнем возрасте. Его наставником был митрополит Алексий. Большое влияние на великого князя оказал и настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

В годы правления Дмитрия Донского русские земли стали объединяться вокруг Москвы. Монгольский хан Мамай собрал огромное войско и отправился на Москву, чтобы сломить могущество великого князя. Тогда Дмитрий Иванович призвал русских людей объединиться для отпора захватчикам. Перед битвой он получил благословение Сергия Радонежского. Вместе с ним на поле Куликово пошли два монаха, бывшие воины, Пересвет и Ослябя, которые хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».

В 1380 году Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил разбил в Куликовской битве войска Мамая.

Князь Дмитрий был глубоко верующим человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. Дмитрий умер в 39 лет. Погребен в Архангельском соборе в Москве.

К тысячелетию крещения Руси, в 1988 году, Дмитрия Ивановича Донского причислили к лику святых. В 2002г. учреждён орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

Федор Ушаков (1745 —1817)

В шестнадцать лет Фёдор Ушаков стал обучаться в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Перед первым морским боем Фёдор Ушаков прилежно молился в маленькой церкви Святителя Николая Чудотворца, чтобы даровал Господь ему вразумление, как осилить неприятеля.

Федор Ушаков сражался с флотами Франции и Турции. За всю жизнь он участвовал в 43 крупных морских сражениях и не проиграл ни одного морского боя, не отдал в плен ни одного матроса, не потерял ни одного своего корабля.

Адмирал Российского флота говорил: «Жизнь – Родине, душа – Богу!» Поэтому, выйдя в отставку, Фёдор Ушаков поселился рядом с Санаксарским монастырем. Он вёл уединённую жизнь, часто посещал богослужения, творил дела милосердия.

Фёдор Фёдорович Ушаков умер в возрасте 72 лет. Он был похоронен в Санаксарском монастыре. В 2001 году причислен Фёдор Ушаков к лику святых. Ушаков почитается как святой покровитель российского военно-морского флота.

3 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР учредил военный орден Ушакова двух степеней и медаль.



Михаил Илларионович Кутузов (1745 – 1813)

Прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов был учеником победоносного генералиссимуса А.В.Суворова. Кутузов видел, как Суворов бережет солдат, и на всю жизнь запомнил, что сила армии в солдате, поэтому нужно беречь и ценить русских воинов.

Во время Русско-турецких войн дважды был тяжело ранен в голову, потерял глаз. В начале Отечественной войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Под его предводительством русская армия сокрушила наполеоновских захватчиков. Русские войска преследовали противников до самого Парижа.

Похоронен М.И.Кутузов в Казанском соборе Санкт-Петербурга по приказу царя Александра I, чтобы любой человек мог отдать дань памяти Спасителю Отечества. В память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года в Москве был сооружен храм Христа Спасителя.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. были учреждены ордена Кутузова трех степеней. Во миногих городах России есть памятники и улицы, названные в честь М.И.Кутузова.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!