КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных
(наименование организации образования)
Методическая разработка урока
Мамандық /Специальность: 02150200-«Теория музыки»
Біліктілігі /Квалификация: : 4S02150201– Музыковед, преподаватель детской музыкальной школы.
Наименование модуля /дисциплины: СД 00 Специальные дисциплины
Пән атауы /Наименование дисциплины: СД 08 Полифония (групповая)
Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Сложный контрапункт. Вводное занятие»
Подготовил педагог _Кудинова Н.В.________
«_03._» ___11______2023_ года
1.Общие сведения
Курс, группы 3 ТО
Дисциплина: Полифония (групповая)
Тип занятия: урок «открытия» новых заний.
2.Цель: сформировать аналитические и практические умения и навыки по технике сложного контрапункта.
3.Задачи:
Обучающие:
-сформировать понятия о видах и технике сложного контрапункта в полифонии.
Развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных навыков через формирование профессиональной речевой деятельности по дисциплине; использование полифонической терминологии
-развить аналитические способности учащихся, такие как умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;
-содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные:
- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
-содействовать развитию интереса к изучению предмета.
4. Перечень ожидаемых результатов и профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия.
Результаты обучения | Критерии оценки |
РО 1.1. Определять элементы музыкального языка | Дать определения различным типам сложного контрапункта. |
РО 1.2. Понимать важнейшие закономерности контрапунктической фактуры | Уметь составлять графические схемы с цифровым определением перестановок голосов. |
РО 1.3 Владеть техникой сложного контрапункта. | Выполнять полифонический анализ музыкального произведения. Применять технику сложного контрапункта в письменных упражнениях. |
РО 1.4 Определять различные типы сложного контрапункта. | Выполнять полифонический анализ музыкального произведения с использованием различных техник сложного контрапункта. |
РО 1.5 Систематизировать и обобщать приобретенные знания и умения в межпредметной области. | Использовать теоретические понятия и навыки полифонического анализа в курсе предметов «Мировая музыкальная литература», «Анализ музыкальных форм», «Сольфеджио». |
РО 1.6 Произвести аргументированную оценку умений и навыков по изученной теме. | Контрольная самооценка. |
5.Необходимые ресурсы: фортепиано, нотная литература, ноутбук, интерактивная доска (телевизор).
6.Педагогические технологии:
коммуникативная технология;
коучинг
критическое мышление
7.Методы обучения:
репродуктивный информационно-развивающий практический; наглядно-иллюстративный
8.План урока.
Организационный этап.
Вводная часть.
Основная часть.
Контрольная самооценка деятельности группы. Рефлексия.
Оценочные задания.
9.Ход занятия
Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Вводная часть . Определение цели занятия и плана ее реализации.
Учитель: На первых занятиях по полифонии мы рассмотрели основные виды полифонической фактуры. Как вы думаете, зачем мы их изучали?
Предполагаемый ответ: определить их главное отличие в возможных способах изложения полифонической фактуры, в различии имитационной и контрапунктической техники простого и сложного контрапункта.
Учитель: Чего вы хотите достичь при изучении темы «Сложный контрапункт» к концу этого урока?
Предполагаемый ответ: научиться использовать данный вид полифонической техники в анализе музыкальных произведений.
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, объединив вид полифонической фактуры и прием полифонической техники. Почему эта цель важна для вас?
Предполагаемый ответ: понимая закономерности определенного вида полифонической фактуры, мы можем использовать их в анализе произведений.
Учитель: Обобщим: цель урока дать основные понятия по одной из основополагающей полифонической технике, в частности контрапунктической, которая лежит в основе полифонической фактуры для получения навыков полифонического анализа.
Учитель: Как мы будем этого добиваться? Как мы можем достичь цели?
Предполагаемый ответ: Необходимо изучение теоретических понятий, усвоение их на конкретных примерах и практическое применение.
Учитель:
Пошаговое выполнение плана, разработанного учащимися.
1. Теоретические понятия по теме занятия.
2. Анализ отрывков из музыкальных произведений с использованием усвоенных теоретических понятий ( с помощью педагога и самостоятельно). Определение видов контрапункта и составление графической схемы.
Основная часть.
Учитель: Как вы уже знаете, контрапункт-одновременное сочетание двух и более мелодий в разных голосах. Само слово «контрапунктирование» punctum contra punctum возникло как норма раннего многоголосия и предполагало ритмическое тождество голосов. Какой вид контрапункта вы уже знаете?
Предполагаемый ответ: Простой контрапункт - вид полифонической техники, не предусматривающий возможности получения новых вариантов первоначального соединения мелодий. При этом возможны изменения тональности, регистра, лада.
Учитель: давайте теперь поразмышляем, в чем же главное отличие сложного контрапукта?
Предполагаемый ответ: Очевидно, что сложный контрапункт-полифоническое соединение, которое при повторном проведении содержит существенные изменения.
Учитель: Теперь, давайте определим какой контрапункт в прелюдии Cis dur ХТК I том И.Баха.
Предполагаемый ответ: В прелюдии Бах использовал сложный контрапункт. Потому что мы видим, что мелодические голоса поменялись местами.
Учитель: Давайте на основании этого дадим полное определение термину «сложный контрапункт». Сложный контрапункт-полифоническое соединение, которое при повторном проведении содержит существенные изменения в:
-соотношении мелодий (или по высоте, или времени вступления, или одновременное).
-в них самих (обращение, ракоход, ритмическое увеличение или уменьшение), возможно в том и другом одновременно.
Учитель: Для понимания техники сложного контрапункта, нам необходимы теоретические понятия. По схематическому изложению этих терминов, давайте вместе дадим определения.
1.Система обозначений интервалов С.И.Танеева по количеству секунд в интервале: прима-0 секунда-1 терция-2 кварта-3 квинта-4 секста-5 септима-6 октава-7
2. Первоначальное соединение I
II
3. Производное соединение I
II
4. Index verticalis (Iv) показатель вертикальной перестановки голосов
I +Iv I -Iv
II +Iv II -Iv
Iv= Iv+ Iv
Первоначальное соединение - сочетание голосов, предназначенное для перестановки. Производное соединение - сочетание голосов в результате какого-либо контрапунктического преобразования (высотного, временного, мелодического). Index verticalis (Iv) — это показатель вертикальной перестановки голосов или как показатель вертикально-подвижного контрапункта, специфический термин, обозначающий результат перемещения голосов при получении производных соединений. Он представляет собой сумму интервалов перемещения каждого из голосов первоначального соединения. Показатель перестановки определяет нормы и ограничения, которые применяются при сочинении первоначального соединения мелодий. Отрицательное движение голоса (верхнего вниз или нижнего вверх) обозначается добавлением знака «минус» к цифровому значению интервала перемещения. Соответственно, знаком «плюс» обозначается движение верхнего голоса вверх, нижнего-вниз.
Теперь давайте определим основные разновидности сложного контрапункта. Прослушайте фрагменты и выявите принципы изменения голосов, именно они дают названия соответствующим разновидностям сложного контрапункта.
И.Бах Инвенция C dur
В.Моцарт Соната D dur I часть
Предполагаемый ответ: Мелодии сдвигаются по высоте на интервалы и по долям такта.
Учитель: Верно, таким образом, давайте сделаем выводы. Подвижной контрапункт образует производные соединения путем перемещения, перестановки относительно друг друга неизменяемых мелодических голосов.
Подвижной контрапункт, в свою очередь, имеет разновидности в зависимости от способа перемещения мелодий первоначального соединения. При перемещении голосов по вертикали возникает вертикально-подвижной контрапункт. При перемещении голосов по горизонтали (для получения производного соединения) возникает горизонтально-подвижной контрапункт. Вариант перемещения голосов по вертикали и горизонтали одновременно образует вдвойне-подвижной контрапункт.
Учитель: Прослушав следующие образцы обратите внимание на изменение самих мелодий.
И.Бах Прелюдия a moll ХТК II том
П.Хиндемит Ludus tonalis
Предполагаемый ответ: В мелодиях меняются интервальные ходы.
Учитель: Верно, это дает название следующим видам контрапункта. Обратимый контрапункт образует производные соединения путём изменения самих мелодических линий. Изменения связаны с обращением мелодической линии одного или нескольких голосов (т. е. с заменой на противоположную интонационной направленности мелодий, когда восходящие интервалы становятся нисходящими, а нисходящие, наоборот, восходящими).
Ракоходный контрапункт сохраняет все вертикальные (высотные) закономерности простого контрапункта, так как представляет собой сочетание линий, но, в то же время, содержит специфические признаки возвратного принципа мелодического движения, что и позволяет отнести его к сложному контрапункту как части обратимого (наличие производного соединения).
Давайте теперь выясним, насколько вы поняли материал. В данном фрагменте необходимо определить вид контрапункта, записать графическую схему перестановки голосов. Фрагмент редлагаю просольфеджировать.
Для проверки усвоения темы и практического применения изученного материала предложен фрагмент сочинения строгого стиля О.Лассо с показателем Iv = –11 (–4; –7).
Контрольная самооценка деятельности группы.
Учитель: давайте вместе подведем ваше работы на уроке. Оцените ваши действия по следующему плану.
Этапы плана | Критерии оценки |
Теоретические понятия по теме Анализ отрывков из музыкальных произведений, используя теоретические понятия по теме. | Отлично: правильное использование полифонической терминологии; точное определение сути полифонического термина: уметь: самостоятельно определить пять видов контрапункта. Хорошо: использование полифонической терминологии; не совсем верное определение полифонического термина с коррекцией педагога: уметь: определить пять видов контрапункта с коррекцией педагога. Удовлетворительно: неумение объяснить полифонический термин: уметь: правильное определение типа контрапункта в объеме 50 % материала урока с коррекцией педагога |
Определение вида контрапункта и составление графической схемы. | Отлично: верное определение цифровых параметров. интервалов перестановки предложенного фрагмента, правильная запись графической схемы; Хорошо: правильное определение цифровых параметров предложенного фрагмента; неправильная запись графической схемы. Удовлетворительно: определение цифровых параметров предложенного фрагмента, отсутствие графической схемы. |
Рефлексия.
Учитель: какие новые знания по предмету вы сегодня узнали? Какие новые навыки вы получили?
Предполагаемый ответ: мы узнали такой вид полифонической фактуры как сложный контрапункт и его виды, научились самостоятельно определять его разновидности и цифровые показатели.
Учитель: Какие трудности вы испытывали при изучении данной темы?
Предполагаемый ответ: Наибольшая трудность состояла в определении первоначального и производного соединений и цифровых показателей сложного контрапункта.
Учитель: Как вы думаете, что поможет вам решить эту проблему?
Предполагаемый ответ: Аналитические и практические задания по теме.
Учитель: Где вам пригодится опыт теоретической и практической работы, который вы сегодня получили?
Предполагаемый ответ: Теперь мы можем использовать умение определять сложный контрапункт в музыкальной ткани. Это пригодится в курсе анализа музыкальных форм и мировой музыкальной литературы, при сочинении музыки.
Учитель: итак, подведем итог нашего занятия. Вы хорошо работали на уроке, активно использовали уже полученные знания и умения. Научились определять сложный контрапункт, различать разновидности, составлять цифровые графические схемы.
Оценочные задания из трех два на выбор.
И.Бах фуга c moll ХТК I. Определить вид контрапункта, записать схему.
Сочинить небольшой фрагмент в свободном стиле с использованием двойного контрапункта.
Ответить на вопросы теста:
Контрапункт - это: а) одновременное сочетание голосов в) следование одного голоса за другим с) звучание одного голоса.
.Сложный контрапункт - это такой, который: а) имеет сложное ритмическое строение в) сложное ладовое и фактурное строение с) предусматривает повторение тех же измененных голосов в каком-либо
ином сочетании.
Сложный контрапункт, в котором производные соединения образуются путем изменения интервалов между голосами: а) зеркальный в) горизонтально-подвижной с)вертикально-подвижной.
Какой вид контрапункта называется двойным? а) голоса перемещаются по горизонтали и по вертикали в) голоса перемещаются только по вертикали с) голоса перемещаются по вертикали, при этом меняются местами
Что обозначает термин "индекс-вертикалис"? а) сумма противоположных перестановок голосов в) интервал перестановки верхнего голоса с) интервал перестановки нижнего голоса
Выводы:
Таким образом, в процессе учебного занятия развиваются следующие компетенции учащегося: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, рефлексивные, компетенции личностного самосовершенствования, аналитическое мышление, критическое мышление, формирование универсальных учебных действий (УДД).
Инновации урока:
Составление РО на основании таксономии обучения.
Элементы технологии коучинга :
-на этапе составления целей и плана занятия;
-итоговая рефлексия занятия.
Воспитание критического мышления:
-актуализация знаний через наводящие вопросы;
-самостоятельная работа по анализу учебных заданий;
-итоговое формирующее критериальное оценивание;
-оценочные задания на выбор («китайское меню»).