СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по полифонии "Сложный контрапункт"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  по полифонии с использованием новых педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по полифонии "Сложный контрапункт"»


КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных

(наименование организации образования)


Методическая разработка урока


Мамандық /Специальность: 02150200-«Теория музыки»

Біліктілігі /Квалификация: : 4S02150201– Музыковед, преподаватель детской музыкальной школы.

Наименование модуля /дисциплины: СД 00 Специальные дисциплины

Пән атауы /Наименование дисциплины: СД 08 Полифония (групповая)

Сабақ тақырыбы /Тема урока: «Сложный контрапункт. Вводное занятие»

Подготовил педагог _Кудинова Н.В.________

«_03._» ___11______2023_ года


1.Общие сведения

Курс, группы 3 ТО

Дисциплина: Полифония (групповая)

Тип занятия: урок «открытия» новых заний.


2.Цель: сформировать аналитические и практические умения и навыки по технике сложного контрапункта.


3.Задачи:

Обучающие:

-сформировать понятия о видах и технике сложного контрапункта в полифонии.

Развивающие:

- создать условия для развития коммуникативных навыков через формирование профессиональной речевой деятельности по дисциплине; использование полифонической терминологии

-развить аналитические способности учащихся, такие как умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

-содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

- содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

-содействовать развитию интереса к изучению предмета.


4. Перечень ожидаемых результатов и профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия.

Результаты обучения

Критерии оценки

РО 1.1. Определять элементы музыкального языка

Дать определения различным типам сложного контрапункта.

РО 1.2. Понимать важнейшие закономерности контрапунктической фактуры

Уметь составлять графические схемы с цифровым определением перестановок голосов.

РО 1.3 Владеть техникой сложного контрапункта.

Выполнять полифонический анализ музыкального произведения.

Применять технику сложного контрапункта в письменных упражнениях.


РО 1.4 Определять различные типы сложного контрапункта.

Выполнять полифонический анализ музыкального произведения с использованием различных техник сложного контрапункта.

РО 1.5 Систематизировать и обобщать приобретенные знания и умения в межпредметной области.

Использовать теоретические понятия и навыки полифонического анализа в курсе предметов «Мировая музыкальная литература», «Анализ музыкальных форм», «Сольфеджио».


РО 1.6 Произвести аргументированную оценку умений и навыков по изученной теме.

Контрольная самооценка.

5.Необходимые ресурсы: фортепиано, нотная литература, ноутбук, интерактивная доска (телевизор).

6.Педагогические технологии:

коммуникативная технология;

коучинг

критическое мышление

7.Методы обучения:

репродуктивный информационно-развивающий практический; наглядно-иллюстративный

8.План урока.

Организационный этап.

Вводная часть.

Основная часть.

Контрольная самооценка деятельности группы. Рефлексия.

Оценочные задания.


9.Ход занятия


Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.



Вводная часть . Определение цели занятия и плана ее реализации.

Учитель: На первых занятиях по полифонии мы рассмотрели основные виды полифонической фактуры. Как вы думаете, зачем мы их изучали?

Предполагаемый ответ: определить их главное отличие в возможных способах изложения полифонической фактуры, в различии имитационной и контрапунктической техники простого и сложного контрапункта.

Учитель: Чего вы хотите достичь при изучении темы «Сложный контрапункт» к концу этого урока?

Предполагаемый ответ: научиться использовать данный вид полифонической техники в анализе музыкальных произведений.

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, объединив вид полифонической фактуры и прием полифонической техники. Почему эта цель важна для вас?

Предполагаемый ответ: понимая закономерности определенного вида полифонической фактуры, мы можем использовать их в анализе произведений.

Учитель: Обобщим: цель урока дать основные понятия по одной из основополагающей полифонической технике, в частности контрапунктической, которая лежит в основе полифонической фактуры для получения навыков полифонического анализа.

Учитель: Как мы будем этого добиваться? Как мы можем достичь цели?

Предполагаемый ответ: Необходимо изучение теоретических понятий, усвоение их на конкретных примерах и практическое применение.

Учитель:

Пошаговое выполнение плана, разработанного учащимися.

1. Теоретические понятия по теме занятия.

2. Анализ отрывков из музыкальных произведений с использованием усвоенных теоретических понятий ( с помощью педагога и самостоятельно). Определение видов контрапункта и составление графической схемы.


Основная часть.



Учитель: Как вы уже знаете, контрапункт-одновременное сочетание двух и более мелодий в разных голосах. Само слово «контрапунктирование» punctum contra punctum возникло как норма раннего многоголосия и предполагало ритмическое тождество голосов. Какой вид контрапункта вы уже знаете?

Предполагаемый ответ: Простой контрапункт - вид полифонической техники, не предусматривающий возможности получения новых вариантов первоначального соединения мелодий. При этом возможны изменения тональности, регистра, лада.

Учитель: давайте теперь поразмышляем, в чем же главное отличие сложного контрапукта?

Предполагаемый ответ: Очевидно, что сложный контрапункт-полифоническое соединение, которое при повторном проведении содержит существенные изменения.

Учитель: Теперь, давайте определим какой контрапункт в прелюдии Cis dur ХТК I том И.Баха.

Предполагаемый ответ: В прелюдии Бах использовал сложный контрапункт. Потому что мы видим, что мелодические голоса поменялись местами.

Учитель: Давайте на основании этого дадим полное определение термину «сложный контрапункт». Сложный контрапункт-полифоническое соединение, которое при повторном проведении содержит существенные изменения в:

-соотношении мелодий (или по высоте, или времени вступления, или одновременное).

-в них самих (обращение, ракоход, ритмическое увеличение или уменьшение), возможно в том и другом одновременно.


Учитель: Для понимания техники сложного контрапункта, нам необходимы теоретические понятия. По схематическому изложению этих терминов, давайте вместе дадим определения.

1.Система обозначений интервалов С.И.Танеева по количеству секунд в интервале: прима-0 секунда-1 терция-2 кварта-3 квинта-4 секста-5 септима-6 октава-7

2. Первоначальное соединение I

II

3. Производное соединение I

II

4. Index verticalis (Iv) показатель вертикальной перестановки голосов

I +Iv I -Iv

II +Iv II -Iv

Iv= Iv+ Iv



Первоначальное соединение - сочетание голосов, предназначенное для перестановки. Производное соединение - сочетание голосов в результате какого-либо контрапунктического преобразования (высотного, временного, мелодического). Index verticalis (Iv) — это показатель вертикальной перестановки голосов или как показатель вертикально-подвижного контрапункта, специфический термин, обозначающий результат перемещения голосов при получении производных соединений. Он представляет собой сумму интервалов перемещения каждого из голосов первоначального соединения. Показатель перестановки определяет нормы и ограничения, которые применяются при сочинении первоначального соединения мелодий. Отрицательное движение голоса (верхнего вниз или нижнего вверх) обозначается добавлением знака «минус» к цифровому значению интервала перемещения. Соответственно, знаком «плюс» обозначается движение верхнего голоса вверх, нижнего-вниз.


Теперь давайте определим основные разновидности сложного контрапункта. Прослушайте фрагменты и выявите принципы изменения голосов, именно они дают названия соответствующим разновидностям сложного контрапункта.

И.Бах Инвенция C dur

В.Моцарт Соната D dur I часть

Предполагаемый ответ: Мелодии сдвигаются по высоте на интервалы и по долям такта.

Учитель: Верно, таким образом, давайте сделаем выводы. Подвижной контрапункт образует производные соединения путем перемещения, перестановки относительно друг друга неизменяемых мелодических голосов.

Подвижной контрапункт, в свою очередь, имеет разновидности в зависимости от способа перемещения мелодий первоначального соединения. При перемещении голосов по вертикали возникает вертикально-подвижной контрапункт. При перемещении голосов по горизонтали (для получения производного соединения) возникает горизонтально-подвижной контрапункт. Вариант перемещения голосов по вертикали и горизонтали одновременно образует вдвойне-подвижной контрапункт.

Учитель: Прослушав следующие образцы обратите внимание на изменение самих мелодий.

И.Бах Прелюдия a moll ХТК II том

П.Хиндемит Ludus tonalis

Предполагаемый ответ: В мелодиях меняются интервальные ходы.

Учитель: Верно, это дает название следующим видам контрапункта. Обратимый контрапункт образует производные соединения путём изменения самих мелодических линий. Изменения связаны с обращением мелодической линии одного или нескольких голосов (т. е. с заменой на противоположную интонационной направленности мелодий, когда восходящие интервалы становятся нисходящими, а нисходящие, наоборот, восходящими).

Ракоходный контрапункт сохраняет все вертикальные (высотные) закономерности простого контрапункта, так как представляет собой сочетание линий, но, в то же время, содержит специфические признаки возвратного принципа мелодического движения, что и позволяет отнести его к сложному контрапункту как части обратимого (наличие производного соединения).         

Давайте теперь выясним, насколько вы поняли материал. В данном фрагменте необходимо определить вид контрапункта, записать графическую схему перестановки голосов. Фрагмент редлагаю просольфеджировать.

Для проверки усвоения темы и практического применения изученного материала предложен фрагмент сочинения строгого стиля О.Лассо с показателем Iv = –11 (–4; –7).


Контрольная самооценка деятельности группы.

Учитель: давайте вместе подведем ваше работы на уроке. Оцените ваши действия по следующему плану.


Этапы плана

Критерии оценки

Теоретические понятия по теме

Анализ отрывков из музыкальных произведений, используя теоретические понятия по теме.

Отлично: правильное использование полифонической терминологии; точное определение сути полифонического термина:

уметь: самостоятельно определить пять видов контрапункта.

Хорошо: использование полифонической терминологии; не совсем верное определение полифонического термина с коррекцией педагога:

уметь: определить пять видов контрапункта с коррекцией педагога.

Удовлетворительно: неумение объяснить полифонический термин:

уметь: правильное определение типа контрапункта в объеме 50 % материала урока с коррекцией педагога


Определение вида контрапункта и составление графической схемы.

Отлично: верное определение цифровых параметров. интервалов перестановки предложенного фрагмента, правильная запись графической схемы;

Хорошо: правильное определение цифровых параметров предложенного фрагмента; неправильная запись графической схемы.

Удовлетворительно: определение цифровых параметров предложенного фрагмента, отсутствие графической схемы.



Рефлексия.

Учитель: какие новые знания по предмету вы сегодня узнали? Какие новые навыки вы получили?

Предполагаемый ответ: мы узнали такой вид полифонической фактуры как сложный контрапункт и его виды, научились самостоятельно определять его разновидности и цифровые показатели.

Учитель: Какие трудности вы испытывали при изучении данной темы?

Предполагаемый ответ: Наибольшая трудность состояла в определении первоначального и производного соединений и цифровых показателей сложного контрапункта.

Учитель: Как вы думаете, что поможет вам решить эту проблему?

Предполагаемый ответ: Аналитические и практические задания по теме.

Учитель: Где вам пригодится опыт теоретической и практической работы, который вы сегодня получили?

Предполагаемый ответ: Теперь мы можем использовать умение определять сложный контрапункт в музыкальной ткани. Это пригодится в курсе анализа музыкальных форм и мировой музыкальной литературы, при сочинении музыки.

Учитель: итак, подведем итог нашего занятия. Вы хорошо работали на уроке, активно использовали уже полученные знания и умения. Научились определять сложный контрапункт, различать разновидности, составлять цифровые графические схемы.


Оценочные задания из трех два на выбор.

  1. И.Бах фуга c moll ХТК I. Определить вид контрапункта, записать схему.

  1. Сочинить небольшой фрагмент в свободном стиле с использованием двойного контрапункта.

  2. Ответить на вопросы теста:

Контрапункт - это: а) одновременное сочетание голосов в) следование одного голоса за другим с) звучание одного голоса.

.Сложный контрапункт - это такой, который: а) имеет сложное ритмическое строение в) сложное ладовое и фактурное строение с) предусматривает повторение тех же измененных голосов в каком-либо
ином сочетании.

Сложный контрапункт, в котором производные соединения образуются путем изменения интервалов между голосами: а) зеркальный в) горизонтально-подвижной с)вертикально-подвижной.
Какой вид контрапункта называется двойным? а) голоса перемещаются по горизонтали и по вертикали в) голоса перемещаются только по вертикали с) голоса перемещаются по вертикали, при этом меняются местами

Что обозначает термин "индекс-вертикалис"? а) сумма противоположных перестановок голосов в) интервал перестановки верхнего голоса с) интервал перестановки нижнего голоса


Выводы:

Таким образом, в процессе учебного занятия развиваются следующие компетенции учащегося: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, рефлексивные, компетенции личностного самосовершенствования, аналитическое мышление, критическое мышление, формирование универсальных учебных действий (УДД).

Инновации урока:

Составление РО на основании таксономии обучения.

Элементы технологии коучинга :

-на этапе составления целей и плана занятия;

-итоговая рефлексия занятия.

Воспитание критического мышления:

-актуализация знаний через наводящие вопросы;

-самостоятельная работа по анализу учебных заданий;

-итоговое формирующее критериальное оценивание;

-оценочные задания на выбор («китайское меню»).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!