СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по психологии общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на формирование у обучающихся уважительного отношения и любви к семье и родителям

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по психологии общения»

Тема урока. Причины конфликтов между родителями и детьми



Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)


Цель: Формирование у студентов уважительного отношения и любви к семье и родителям.

Образовательные задачи:

актуализация и обобщение знаний о конфликтах;

выявление причин возникновения конфликтов между родителями и детьми;

знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций между родителями и детьми.


Воспитательные задачи:

воспитание чувства любви и уважения к родителям и другим членам семьи;

воспитание умения работать в группе;

формирование вежливости и корректности в общении с окружающими.


Коррекционно-развивающие задачи:

развитие образной памяти, внимания, умения сравнивать и анализировать свои и чужие поступки, воображения;

развитие связной речи.


Тип урока: комбинированный

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеофрагмент, демонстрирующий конфликтную ситуацию; раздаточный материал.


План урока

1. Подготовительная часть 5 мин

1.1. Оргмомент.

1.2. Вступительное слово преподавателя.



2. Основная часть 35 мин

2.1. Актуализация знаний студентов по теме

2.2. Сообщение новых знаний.

2.3. Беседа – обсуждение.

3. Заключительная часть 5 мин

3.1. Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов. Выставление оценок.

3.2. Домашнее задание.


Ход урока

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Прежде чем начать наше занятие, проведем такое упражнение, называется оно « Послушаем тишину». Это упражнение поможет вам успокоиться, уравновесить ваше внутреннее состояние, настроиться на позитив. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное, спокойное. (На упражнение дается 1 минута)

- Ребята, мы собрались для обсуждения очень важной и актуальной для нашего времени темы. Но для того чтобы узнать о чем мы будем говорить, вам нужно посмотреть видеосюжет и самим определить тему и цели занятия. ( Просмотр фильма)

- Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации? (ссора, спор, конфликт…) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об отношениях, конфликтах в семье между родителями и детьми)

- Какие цели мы поставим для нашего занятия?

- Молодцы! Вы все правильно сказали. Тема нашего занятия «Причины конфликтов между родителями и детьми» Запишите её в тетрадях.

Наша цель – рассмотреть причины детско-родительских конфликтов и показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.

Что же такое семья?

Как вы понимаете это слово?

Ответ студентов: это два любящих человека, у которых есть дети, это маленькая часть общества, ячейка.

Правильно, семья это союз людей, скрепленный правилами и обязанностями перед каждым членом семьи и перед обществом.

Кто входит в состав семьи? (Мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка)

А теперь посмотрите на доску и прочитайте пословицу:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы: если в семье все хорошо, то и дома будет все хорошо. Значит, в этой семье никто не ругается, все у них дружно, поэтому хочется быть дома не хочется уходить. А вот если в наших семьях все ругаются, пьют, то из этой семьи мы и бежим.

А кто знает еще пословицы о семье? (На что и клад, если в семье лад? Человек без семьи, что дерево без плодов)


Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно решить конфликты удается не всем, иногда не достает житейской мудрости. И часто бывает так, что конфликты в семье создаете вы. Вечная проблема отцов и детей. Она существовала во все времена и у всех народов. Родители – люди одного поколения, дети – другого. Разные взгляды на одни и те же вещи и жизненные ситуации, различные убеждения, моральные и нравственные принципы. К чему все это нередко приводит?

К непониманию, столкновению мнений и к конфликтам.


Давайте вспомним какое определение мы давали этому понятию?

Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения.

А какие вы знаете основные стили разрешения конфликта?

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него»

Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни… Но всякий конфликт можно решить мирным путем. Вот и сегодня мы постараемся разобраться в причинах и найти верные решения конфликта родителей и детей.

А как вы думаете из-за чего возникают конфликты между родителями и детьми? (Подростки в конфликте: кризис переходного возраста;

стремление к самостоятельности и самоопределению;

требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

борьба за собственную власть и авторитетность;

отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

не подтверждение родительских ожиданий.)


 Все проблемы, все мелкие ссоры можно объединить в три большие группы:

Первая причина – наличие противоположной точки зрения.

Родители хотят встретить новый год всей семьей дома, а сын – вместе с друзьями. Какая возникла проблема?

Вторая причина – неумение членов семьи контролировать свое поведение. В чем выражается умение контролировать свое поведение? Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно – все это является неумением владеть собой.

А мы умеем владеть собой?

Что нужно для того, чтобы уметь владеть собой?

Нужно работать над собой, заниматься самовоспитанием, надо поставить себя на место другого.

Третья причина – нежелание идти на компромисс.

Кто скажет, что такое компромисс? Это значит, что кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступят тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина – нежелание уступать друг другу в семье.

Компромисс – это соглашение с кем-либо путем взаимных уступок.


Давайте посмотрим, как это бывает в жизни?


Проблемная ситуация «На приеме у психолога»


Сейчас мы проведем с вами игру «На приёме у психолога». Для этого вам нужно выбрать двух участников на роль отца и сына. (поступим следующим образом … выберите ..)


Рассказывает ситуацию, мама. 


Отец. Помогите, я не знаю, что делать с сыном. Он нас с матерью совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, татуировки - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать?! Там у него - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с одеждой, А на нижней полке тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не почувствую запах! Про учебу уже не говорю - в колледж стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.


Вот что рассказал Олег.

 Олег. Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарным. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут, что я уже взрослый.


Интерактивная беседа

Вот такие пациенты оказались сегодня на приеме у психолога. Даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе. Как вы считаете:


хорошо ли все чувствуют себя в семье Олега?

можно ли назвать их семью счастливой?

Можно сказать, что между сыном и родителями возник конфликт?

Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?

Примерные ответы детей:

Трудный возраст сына.

Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.

Успеваемость, учеба.

Лень, неаккуратность.

Придирчивость родителей.

Родители считают его ребенком, а он уже взрослый человек.

Олег конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т. д. Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

Делать, что тебе захочется.

Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

Иметь много обязанностей.

Жить по правилам, выполнять все законы.

Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Олег хочет быть взрослым, он должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими.

- К какой категории детей относитесь вы?

- Поднимите руки те, кто считает себя конфликтным ребенком…

- А сейчас поднимите руки те, кто умеет находить контакт с родителями…

- Бывают ли в вашей семье такие конфликты?

- Как вы их решаете?

Итак, конфликт разгорелся. Какие же есть способы выхода из него?

«Если бы психологом был я...»

Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликта. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришел папа с Олегом. Как вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?

Примерные ответы детей: Олег выбрал самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает его в эгоиста.

Отец тоже выбрал плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении он лишается уважения сына, теряет уважение к себе.

Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Отцу нужно немного ослабить давление на сына, а сыну нужно пойти навстречу отцу и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.

Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но и в колледже, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.

Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.

Диалог матери и сына.

Сейчас разыграем сценку действующие лица мать и сын.

Сын собирается идти в школу в одном жакете, а на улице этим утром довольно прохладно.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Сын «Пальто не одену».

Мать: (на повышенных тонах) «Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я говорю. Немедленно надень пальто!»

Сын: (на повышенных тонах) «Не буду я одевать, это дурацкое пальто!»

Мать: (на повышенных тонах) «Я тебе сказала, одень пальто, на улице сегодня холодно. Ты, что совсем ничего не понимаешь, когда тебе мать говорит?»

Девочка: (крича) «Не буду я надевать это пальто, если тебе надо, ты его и одевай!»

Конфликт ярко выражен. Если выиграет мать, сын будет чувствовать себя униженным и мрачно отправится на уроки, кляня всех взрослых и строя планы, как бы наказать семью, а заодно и колледж. Возможно, он и наденет пальто, но выйдя из дома он его снимет. Если же выигрывает сын, мать остается не в духе. Она может начать "пилить" отца, которому наплевать на поведение сына... Короче, день у нее наверняка сложится скверно.

Вот вариант решения этой проблемы с использование компромисса.

Мать: «Надень пальто. Этот жакет слишком легкий».

Сын «Пальто не одену».

Мать: «Можем ли мы согласиться, что мы оба не хотим, чтобы ты простыл?» –

Сын кивает.

Мать: «А раз так, нам остается только выяснить, как этого добиться. Ты считаешь, что пальто для этого надевать не нужно. Я считаю, что нужно. Давай посмотрим, возможно, ли какое-то иное решение проблемы здоровья?»

Сын: «Ладно, как насчет того, чтобы надеть под жакет свитер?»

Мать: «Прекрасная мысль».

На этом инцидент исчерпан, у мамы и сына прекрасное настроение. И думаю, что дальнейший день у обоих сложится хорошо.


А в вашей жизни бывают конфликты родителями? (Да) Запишите в тетрадь один пример конфликта, произошедшего в вашей семье. Определите его причины, как он был разрешен. Какие еще пути выхода из конфликта могли бы быть.

Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и опытным путем проделаем основные методы урегулирования конфликтов!

- Сейчас я предложу вам различные конфликтные ситуации. Ваша задача состоит в примирении, в нахождении оптимальных путей решения конфликта. Ответы запишите в тетрадь.

Ситуация 1. Родители заставляют за брата убираться в комнате.

Ситуация 2.Ты любишь слушать музыку громко, а родители предпочитают тишину. Возник конфликт.

Ситуация 3. Ты хочешь встретить Новый год с друзьями, а родители против.

- Молодцы! - Чей ответ вам больше понравился? Почему?

-чувство юмора очень часто помогает нам загладить конфликтные ситуации. И в любых ситуациях нужно:

1 .Относиться друг к другу терпимо;

2. Уважать друг друга;

3. Уметь ставить себя на место другого;

4.Сочувствовать;

5 .Сопереживать.

- Следующее упражнение называется « Четыре квадрата».

Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре ква­драта. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ве­дущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

-Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Мож­но назвать качества одним словом, например «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете не­гативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, педагог предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы мо­жете представить, как эти качества назвал бы человек, ко­торый вас очень любит и которому в вас нравится все. Запи­шите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, педагог предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэто­му даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квад­рате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, педагог предла­гает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмот­рите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный чело­век получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и по­смотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким чело­веком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом Деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Благодаря этому упражнению можно проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути форми­рования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими.

- Отлично, вы можете оставить эти листы себе.

Релаксация.

Сейчас я хочу, чтобы вы сели так, как вам удобно, расслабьтесь и медленно закройте глаза, сделайте глубокий вдох.

Постарайтесь вспомнить что-нибудь очень хорошее: ваш успех, победу, удачу, радость.

Представьте себя в самом прекрасном месте на земле.

Это огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая-зеленая трава.

Представьте себе, что вы сейчас особенно, как никогда счастливы, здоровы, веселы. Ваше тело чувствует себя очень хорошо, вам легко дышится и голова такая свежая, вам приятно, вам нравится это состояние.

Почувствуйте, как в вас входят новые силы, как вам хорошо.

Скажите себе: “Я хочу, чтобы, уходя из этой комнаты, я взял с собой столько хорошего настроения, здоровья, счастья, сколько захочу, столько, сколько мне нужно для того, чтобы чувствовать себя хорошо и чтобы у меня все получалось.”

А теперь, спустя некоторое время, откройте глаза, медленно-медленно оглянитесь вокруг и, сохраняя свежесть и бодрость хорошего настроения, посмотрите на меня.

И давайте, подведя итог нашего занятия, решим еще одну важную задачу: проведем анкетирование – ответим на вопросы.

  • Для чего люди создают семью?

  • Какие условия необходимы для создания семьи?

  • Как должны распределяться семейные обязанности?

  • Если нет детей – это семья или нет?

  • Какие обязанности должны быть в семье у детей?

Наш разговор подходит к концу. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения. Мы знаем с вами одну восточную мудрость и часто в беседах к ней обращаемся, вспоминайте, как же она звучит: Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.

Да, как было бы хорошо, если бы все следовали совету – легче было бы людям общаться друг с другом. И тогда никогда не было бы конфликтов и ссор в семье.

А мне, ребята, сегодня было очень приятно с вами беседовать, я надеюсь, что вы будете терпеливыми, внимательными, заботливыми супругами. Спасибо!

Домашнее задание: подготовка к дифференцированному зачету.

Выставление оценок.

Основные источники:

1.Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: [Электронный ресурс]: учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2014 (по паролю znanium.com)


Интернет – ресурсы

Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru

Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/

Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/

PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

http://psystudy.ru/- электронный научный журналhttp://www.psychology.ru/ - портал психологии http://studentam.n

http://znanium.com/catalog.php?item=newissue (электронная библиотека)






Скачать

© 2023, 102 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!