СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по родной литературе в 6 классе на тему «Путь к счастью» (по повести Лидии Чарской «Сибирочка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока по родной  литературе в 6 классе на тему «Путь к счастью» (по повести Лидии Чарской «Сибирочка»).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по родной литературе в 6 классе на тему «Путь к счастью» (по повести Лидии Чарской «Сибирочка»)»











Методическая разработка урока по родной литературе в 6 классе

на тему «Путь к счастью» (по повести Лидии Чарской «Сибирочка»)








Автор: Соболева Елизавета Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия г. Навашино»






















2022 г.





Пояснительная записка

Урок может быть проведен в рамках уроков по родной литературе, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах , посвященным нравственным проблемам. Ориентирован не только на учеников 6 класса, но и для старшеклассников в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Основной вопрос обсуждения повести Лидии Чарской «Сибирочка» такой: «Из чего складывается человеческое счастье»?

Для того чтобы лучше достигнуть поставленных целей, были использованы технология проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТ (видеофрагмент .«Очарование «забытых» книг. Л.Чарская «Сибирочка», фильма Владимира Грамматикова «Сибирочка»), а также метод эмпатии (вживания) человека в состояние другого объекта.

На разных этапах были задействованы как групповые формы (обсуждение вопросов, чтение по ролям, просмотр фрагмента фильма Владимира Грамматикова(«Сибирочка») и анализ), так и самостоятельная работа (записи в тетради ответов на вопросы с последующей взаимопроверкой, пересказ эпизода).

Учащиеся самостоятельно пришли к выводу о том, что главным уроком жизни для героини стал путь невероятных испытаний и ответ на вопрос «Из чего складывается человеческое счастье»?

Каждый этап занятия сопровождался рефлексивными моментами, что давало возможность каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их через свои собственные нравственные ценности и приобрести для себя социально значимый опыт жизни.

Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения (оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока), взаимооценки (при работе в парах).

Свои выводы, размышления по изученной теме дети смогут выразить дома при выполнении творческого задания. 







Урок родной литературы «Путь к счастью»

по книге Лидии Чарской «Сибирочка»



Задачи деятельности учителя:

способствовать формированию представления о Лидии Чарской как современном русском писателе, мастере изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; помочь раскрыть красоту характера главной героини; показать роль произведений Лидии Чарской в приобретении духовного и нравственного опыта её читателями.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Форма: урок-размышление.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

 познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве Л.Чарской как русского писателя; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; анализировать произведения в единстве содержания и формы;

 ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу Л.Чарской и его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников;

 коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умениями пересказа.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных

учебных знаний)

 познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

 коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение, самостоятельная работа, работа с учебной статьей).

Оборудование: выставка книг «Очарование «забытых» книг»; портрет Лидии Чарской, иллюстрации к повести, эпиграф к уроку: «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит» (Пословица).

Основные понятия и термины: счастье



Ход урока.

1.Организационный момент.

1.1. Введение в тему.

1. Слово учителя:  Добрый час, мои ученики!

Сегодня мы узнаём о счастье и о доброте, о вежливости и о достатке, которые нам необходимы в нашей жизни. Разрешите прочесть отрывок из стихотворения «Путь к счастью»:

К счастью закрыт плотно путь,

В нём – светлой жизни основа.

Счастье подвижно, как ртуть,

Было, и нет его снова.

Грустно от горьких потерь,

На сердце слишком тревожно.

Как находить к счастью дверь?

Как отворить её можно?

Как понять тайную суть,

Чтоб владеть счастьем обильно?

Чтобы не стало, как ртуть,

Было, как камень стабильно.

Вопрос к классу: Как находить к счастью дверь? Как отворить её можно?

Тема нашей встречи " Путь к счастью" выбрана не случайна. Многие из вас скоро покинут наш класс и вступят в самостоятельную, взрослую жизнь. Какая она будет? Какой выбрать путь, чтобы быть счастливым?

Как по-вашему, какой человек может назвать себя счастливым? (ответы)

Главное, выбрать верный, правильный жизненный путь, а путь этот вы выкладываете себе сами. А вот чтобы не ошибиться, нужно четко знать, из чего состоит путь к счастью.

И еще, работаем сегодня по принципу: "Каждому слово, у каждого свое мнение", договорились?

(эмоциональный и психологический настрой на сплочение коллектива и успешность деятельности "Пожелай мне удачи!")



За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.

Пословица

1. Оргмомент.

2. Предварительная беседа. Обращение к классу.



В Сборнике «Пословицы русского народа» В. И. Даля помещено 570 пословиц о счастье.

В качестве эпиграфа возьмем русскую народную пословицу; «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит».

- Как вы понимаете ее смысл?

- А есть ли среди нас те, кто мог бы назвать себя счастливым человеком? Поднимите, пожалуйста, руки.

- Почему вы считаете себя счастливыми?

Человек всегда стремился к счастью, искал его, мечтал о нем.

- Что о счастье говорят русские народные пословицы:

Счастье дороже богатства.

Счастье что солнышко: и улыбнется, и скроется.

Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.

Счастья на деньги не купишь.

Счастье у мужика под мозолями лежит.

Счастье придет и на печке найдет.

Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.

А теперь прочитаем еще одну.

Счастье пытать – все потерять.

Как вы понимаете эту пословицу? Что значит выражение «счастье пытать»? А где еще приходилось вам встречать это выражение? (искать счастье, искушать судьбу, рассчитывать на удачу в каком-то трудном, опасном деле; в сказках: «Что, Иван-царевич, счастье пытаешь, али от счастья летаешь?»)

Может быть, кто-то из вас вспомнил еще пословицы или поговорки о счастье7

(Человек – кузнец своего счастья…)

Ребята, а как называются эти выражения о счастье? (Фразеологические обороты)

На счастье

К счастью

Почитать за счастье

Счастье привалило

Счастье улыбнулось

Счастье слепо

На седьмом небе от счастья

Часто ли вы употребляете выражения о счастье в повседневной жизни?

3. - Дома вам нужно было, воспользовавшись Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова, найти и выписать лексическое значение слова «счастье». Давайте уточним.

- Знаете ли вы, что такое счастье? (ответы детей)

Тема нашего урока ««Путь к счастью» по книге Лидии Чарской «Сибирочка».

1. Формулирование учащимися целей урока.

- Связано ли понятие «счастье » с нашим произведением?

- Что попытаемся понять? Сформулируем цель урока.

(Помогает ли счастье жить человеку? Когда человек добрый, какие поступки он может совершить? Потребует ли он что-нибудь взамен?).

Наша задача проследить, как удается писателю это сделать.

1 .БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.

Нам не очень много известно о жизни Лидии Алексеевны Чарской. Даже дата рождения писательницы не совсем точна. Официально считается, что Чарская родилась 19 января 1875 года. Настоящая фамилия Чарской — Воронова. Она родилась в семье военного инженера полковника Алексея Александровича Воронова, очень рано лишилась матери. После того, как отец вторично женился, Лиду Воронову в 1886 г. отвезли в Петербург, где поместили в закрытое учебное заведение для девочек-дворянок — Павловский институт. Здесь она увлеклась чтением и сочинительством. С 10-ти лет Лида писала стихи, с 15-ти начала вести дневник. Постепенно литературный труд превращается в насущную осознанную потребность, которая стала впоследствии делом всей её жизни.

После окончания института Лидия вышла замуж за офицера Б. Чурилова, но совместная жизнь продолжалась недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решает начать самостоятельную жизнь и поступает учиться на театрально-драматические курсы. В 1898 году её приняли на единственное вакантное женское место в Санкт-Петербургский Императорский театр (ныне Александринский), где она проработала до 1924 года под псевдонимом Л. Чарская. Псевдоним «Чарская» был взят из «Египетских ночей» Пушкина. Этим псевдонимом Чарская подписывала и свои книги. Театральная жизнь складывалась далеко не блестяще.

К литературной деятельности Лидию Алексеевну подтолкнуло нехватка средств, Чарская в одиночку растила сына Юрия.

В 1924 г. Л. Чарская ушла из театра и жила на скромную актёрскую пенсию, последние годы провела в нужде.

Умерла Лидия Алексеевна в Ленинграде в 1937 году и была похоронена на Смоленском кладбище. По другим данным в Адлере и похоронена на Старом Адлерском кладбище

2. Просмотр видеофрагмента «Очарование « забытых» книг»

Л. Чарская «Сибирочка »

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10561457649178698970&from=tabbar&noreask=1&parent-reqid=1647449043388511-17840960384367602292-sas2-0431-sas-l7-balancer-8080-BAL-6582&text=Сибирочка+Лидия+Чарская+книга

3.БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ «СИБИРОЧКА».

- Ребята, мы прочитали повесть Лидии Чарской « Сибирочка»

- Кто является главным героем повести. (Александра, Сибирочка.)

- Назовите положительных героев повести.

-(Сибирочка (Александра). Пропавшая княжна. Очень смелая и добрая девочка.

- Михалыч. Старик живущий в лесу. Спас маленькую княжну, дал ей имя и самостоятельно воспитал её.

- Андрей. Подросток, верный друг и соратник.

- Князь Гордов. Отец Сибирочки. Отзывчивый и понимающий человек.)

- Какое у вас сложилось впечатление о них ?

- Понравилось ли вам поведение Сибирочки ? Докажите примерами из текста.

- Какова главная мысль повести ? (Эта повесть рассказывает о силе духа, борьбе за жизнь, за справедливость. Она учит не сдаваться даже если ситуация совсем плоха и не опускать руки, когда возникают трудности. Надо идти навстречу своему счастью)

4. Проверка знания текста повести «Сибирочка» .

Учитель зачитывает вопросы, обучающиеся пишут ответы в тетрадях. Обмениваются тетрадями с соседом. Учитель зачитывает вопросы и ответы. Обучающиеся ставят плюсы напротив верных ответов и выставляют отметки: 10 – 9 + «5»; 8-7+ «4»; 6-5 + «3». «2» не выставляются, так как обучающиеся могут пересдать.

1. Как звали главного героя повести «Сибирочка»?( Сибирочка. Княжна Александра Гордова.

2.Как звали старика-птицелова ? ( Михалыч )

3. Прозвище отпетого негодяя ? ( Зуб )

4. Куда привязали беспомощного младенца ? ( К дереву )

5.Кто такой остяк Нымза ? (житель симбирского поселка Нымза, нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа).

6.В какой город приезжает Сибирочка без копейки денег ? (в Москву)

7. Какую карьеру начинает Сибирочка ? ( карьеру цирковой артистки )

8.Сибирочка была укротительницей каких зверей ? ( львов )

9.Какой странный знакомый предмет увидел князь Гордов ? ( золотой крестик )

10. Что попросила Элла у Сибирочки на память ? ( дать один локон волос )

5. Художественный пересказ эпизода « Первый урок Сибирочки» (часть II, глава VIII)

- Что чувствует Сибирочка в этот момент ?

- Какие черты характера Сибирочки проявились в эпизоде ?

- Как можно озаглавить этот эпизод ?

- Определите авторскую позицию по отношению к главной героине.

6. Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно, 

Но шуметь совсем не нужно. 

прямо, ноги вместе 

Поворот кругом на месте. 

Хлопнем пару раз в ладошки 

И потопаем немножко. 

А теперь представим детки, 

Будто руки наши ветки, 

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный. 

Ветер стих, вздохнули дружно. 

Нам урок продолжить нужно. 

Подравнялись, тихо сели

 И на доску посмотрели.



7.Показ и защита нарисованных дома иллюстраций к прочитанному произведению.

8. Фрагмент фильма Владимира Граматикова «Сибирушка» ( "Христианка и львы" 9 часть фильма ) и обсуждение :

- Как вы думаете, почему Сибирочка рисковала?

- Как вы расцениваете этот поступок?

Вывод: Пережитые за последние сутки волнения и страхи, проведенный среди чужих, незнакомых ей людей день в полиции, где ее неоднократно допрашивали по делу арестованных Зуба, а за ним и Анны Степановны, - все это не могло не повлиять на бедную девочку. Сибирочка сильно волновалась за предстоящее ей исполнение новой роли. Она очутилась в клетке у львов. Но смелый мальчик Андрей , не дав Юноне опомниться, бросился к Сибирочке, схватил ее на руки и ринулся с нею из клетки.

9. Чему учит эта повесть ?

Эта повесть рассказывает о силе духа, борьбе за жизнь, за справедливость. Она учит не сдаваться даже если ситуация совсем плоха и не опускать руки, когда возникают трудности. Так же повесть учит настоящей дружбе, взаимовыручке и доброте.

Героини Лидии Чарской — девочки со стойкими характерами. В них угадывается женский идеал писательницы: сочетания мягкости и упорства, доверчивости и проницательности, умения понять суть человека, разглядеть его добрую основу.

В своих произведениях Лидия Чарская учит детей составлять мнения о человеке по его душевным качествам, а не по тому, богат он или беден. Такие уроки стали особенно актуальными в наши дни

Книга учит милосердию, состраданию, добру. Учит забывать о себе ради других людей. Учит никогда не терять надежду.

10. Работа с темой урока « Путь к счастью»

Можем ли мы утверждать, что наша героиня прошла трудный путь к счастью?

Можем ли мы утверждать, что Александра сделала большое доброе дело?

Слова «Делай доброе дело ради счастья людей» стали девизом жизни главной героини произведения.

Учитель: Вы, ребята, должны понять, что в окружающей нас действительности не всё спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «нет» боли, унижениям, страданиям.

Учитель: Давайте ещё раз обратимся к словам пословицы « За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит».

В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения А.Лесных , русского поэта.

Подумайте, как перекликается стихотворение с повестью Л. Чарской ?

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живем на земле.

Вывод : Писателю дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченными другими. Вот и Лидия Чарская обращает внимание читателя на то, что её книги – это душа. Писательница как будто присутствует в каждом рассказе, в мыслях своих героев. Может быть они помогут вам, ребята, в жизни.

Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.

Домашнее задание : напишите отзыв о книге Лидии Чарской «Сибирочка», выразив своё отношение к прочитанному.

Рефлексия деятельности 

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Сегодня я узнал …

Меня удивило …

Было интересно …

Я порадовался за …

Я понял, что …

Я научился …

У меня получилось…

Я смог… Я попробую…



























Список использованной литературы

  1. Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2013.

  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной: 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2013.

  3. Беляева, Н. В. Литература : 5–9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013.

  4. Полухина, В. П. «Читаем, думаем, спорим...» : дидактические материалы по литературе : 6 класс / В. П. Полухина. – М. : Просвещение, 2012.

  5. Литература 6 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В.Я.Коровиной (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.

Интернет-ресурсы.

1. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru

2. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе и др. – Режим доступа: www.uroki.ru

3. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: www.gramota.ru



Материал для урока по книге Л. Чарской «Сибирочка»



https://ppt4web.ru/literatura/lidija-alekseevna-charskaja.html

http://uchitelya.com/literatura/52505-prezentaciya-lidiya-alekseevna-charskaya-lichnost-sudba-tvorchestvo-6-klass.html

http://m.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/empire/478421/bio/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

https://www.youtube.com/watch?v=kjL-9pID7X4

http://rubook.org/book.php?book=358683&page=2








ПРИЛОЖЕНИЯ





Отзывы о книге Л. Чарской «Сибирочка»

Дореволюционная девичья книжка о маленькой сиротке, которой на жизненном пути выпали сложные испытания.
Сашеньку родной отец привязал к дереву в дикой тайге, спасая от волков. Все его путники по-гибли, а сам он чудом выжил, но дочку потерял. Казалось бы, навсегда.
Воспитывалась Сибирочка в страшной нищете стариком-птицеловом. Но девочка выросла ангельская . Необыкновенной красоты, нежности, утонченной грации и невинности.
А жизнь продолжала подбрасывать ей всё новые и новые испытания. И смерть деда, и встреча с бандитами, и работу в цирке с дикими зверями...
Но всё закончится хорошо. Злодеев накажут, добрым людям воздастся.

Корнилова Дарья




Однажды богатый князь ехал в санях со своей маленькой дочкой. Это происходило в глухом лесу в Сибири. На них напали волки, и князь, спасая малышку, привязал её к дереву. Он надеялся, что звери не достанут её там, а сам попытался уехать от них, а если бы он спасся, он бы вернулся за дочкой.
Но когда он приехал туда, девочки там уже не было. Князь думал, что она погибла. Но её спас старик-птицелов. Он назвал девочку Сибирочкой и растил её девять лет.
Потом названый дедушка умер. Сибирочке пришлось заботиться о себе самой. У неё появился друг – мальчик Андрюша, но детям пришлось трудно.

Они перебрались в Петербург к тётке Анне, знакомой дедушки, но она оказалась злой и алчной женщиной. Она отдала детей в цирк, чтобы они зарабатывали деньги, и там Сибирочку и Андрюшу много обижали.
В этой истории вообще много обмана и подлости. Хуже всего было то, что Анна, узнав о том, кто настоящий отец Сибирочки, отдала ему вместо неё свою дочь. Она хотела получать за это деньги и надеялась, что её дочка будет жить хорошо. А Сибирочка продолжала тяжело трудиться в цирке. Но потом обман раскрылся, и отец с дочкой наконец встретились.
Мне очень понравилась Сибирочка. Она смелая, добрая и умная девочка. Она никогда не обижала других и была благородная, хоть и росла в бедной семье. А вот Аля, которую вместо неё отдали князю, стала капризной, избаловалась. Ещё мне понравился Андрюша, он всегда приходил на помощь Сибирочке и был готов помочь и другим. Он не лез в драку, когда его дразнили и обижали. Андрюша не мог жить без Сибирочки, так он её любил. Он был преданный и добрый.
Конец этой истории очень хороший. Сибирочка и Андрюша нашли новый дом у князя. Судьба наградила их за доброту и хорошие поступки. Но и князь был человек благородный, он не захотел прогнать Алю, когда нашёл родную дочь, и все они подружились.

Кочеткова Дарина



Детские книги- настоящая наука для меня, которую тяжело постигаю. Какие-то книги волшебные и ты этому радуешься, а в каких-то детскость песком скрипит на зубах. От Сибирочки я осталась не в восторге. Сюжет вполне в духе детских книг, несчастье приводит к сиротству и сожительству с дедушкой в глухой Сибири, потом встречи со страшными каторжниками, добрыми мальчиками, путешествие в одну из столиц и встреча с "мерзкими городскими". Сюжет несется и виляет, мы каждую главу знакомимся с новыми персонажами и все сразу делятся на черное и белое. Это мне не понравилось больше всего - ярко выраженные злодеи и ангелы добряки. Еще не понравилось, что в книге очень много крови и насилия, я его тут не ожидала, а финал слишком приторно розовый. И цирк я не люблю, все же даже в книгах не люблю, мне было неприятно читать клоунское представление.

Боронина Полина

История о девочке Сибирочке, волею судьбы, выросшей в глуши Сибири, в тайге.
Давно ли мороз-проказник разрисовывал узорами ваши окна!?
Я иногда уже и забываю, какая суровая может быть зима с трескучим морозом, с метелью и сугробами, в которых можно утонуть.
В первой части события происходят в Сибири, в глухой тайге, лютой зимой. Отец, спасая дочку от волков, привязывает её к дереву. И воспитывать девочку стал старик-птицелов.
История очень подходит для зимних вечеров. Настолько сильно ощущаешь пронизы-вающий холод и слышишь завывание ветра.. Но эти истории о дружбе, взаимовыручке, доброте.
Сибирочка встречает друзей и врагов, сможет дать отпор беглым каторжникам и даже будет укротительницей львов.
Встретит ли девочка своего отца после долгих лет разлуки!?
Во второй части события происходят в Петербурге. Волшебная красивая повесть, насы-щенная эмоциями...

Горицкова Софья



Мне понравилось произведение Чарской «Сибирочка», в нем очень интересный, лихо закру-ченнный сюжет. Все герои очень разные, но от этого не менее интересны их поступки. Главная героиня особенно запоминается, ведь она смогла пройти все испытания и осталась такой же верной и доброй девочкой.

Батуров Ярослав




































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!