Методическая разработка урока по родной литературе в 6 классе
на тему «Путь к счастью» (по повести Лидии Чарской «Сибирочка»)
Автор: Соболева Елизавета Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия г. Навашино»
2022 г.
Пояснительная записка
Урок может быть проведен в рамках уроков по родной литературе, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах , посвященным нравственным проблемам. Ориентирован не только на учеников 6 класса, но и для старшеклассников в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Основной вопрос обсуждения повести Лидии Чарской «Сибирочка» такой: «Из чего складывается человеческое счастье»?
Для того чтобы лучше достигнуть поставленных целей, были использованы технология проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТ (видеофрагмент .«Очарование «забытых» книг. Л.Чарская «Сибирочка», фильма Владимира Грамматикова «Сибирочка»), а также метод эмпатии (вживания) человека в состояние другого объекта.
На разных этапах были задействованы как групповые формы (обсуждение вопросов, чтение по ролям, просмотр фрагмента фильма Владимира Грамматикова(«Сибирочка») и анализ), так и самостоятельная работа (записи в тетради ответов на вопросы с последующей взаимопроверкой, пересказ эпизода).
Учащиеся самостоятельно пришли к выводу о том, что главным уроком жизни для героини стал путь невероятных испытаний и ответ на вопрос «Из чего складывается человеческое счастье»?
Каждый этап занятия сопровождался рефлексивными моментами, что давало возможность каждому ученику выразить свое отношение к поступкам героев, пропустить их через свои собственные нравственные ценности и приобрести для себя социально значимый опыт жизни.
Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения (оценка за урок – средний балл по оценкам за работу на каждом этапе урока), взаимооценки (при работе в парах).
Свои выводы, размышления по изученной теме дети смогут выразить дома при выполнении творческого задания.
Урок родной литературы «Путь к счастью»
по книге Лидии Чарской «Сибирочка»
Задачи деятельности учителя:
способствовать формированию представления о Лидии Чарской как современном русском писателе, мастере изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; помочь раскрыть красоту характера главной героини; показать роль произведений Лидии Чарской в приобретении духовного и нравственного опыта её читателями.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Форма: урок-размышление.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве Л.Чарской как русского писателя; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; анализировать произведения в единстве содержания и формы;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу Л.Чарской и его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников;
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения, умениями пересказа.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных
учебных знаний)
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (выразительное чтение, самостоятельная работа, работа с учебной статьей).
Оборудование: выставка книг «Очарование «забытых» книг»; портрет Лидии Чарской, иллюстрации к повести, эпиграф к уроку: «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит» (Пословица).
Основные понятия и термины: счастье
Ход урока.
1.Организационный момент.
1.1. Введение в тему.
1. Слово учителя: Добрый час, мои ученики!
Сегодня мы узнаём о счастье и о доброте, о вежливости и о достатке, которые нам необходимы в нашей жизни. Разрешите прочесть отрывок из стихотворения «Путь к счастью»:
К счастью закрыт плотно путь,
В нём – светлой жизни основа.
Счастье подвижно, как ртуть,
Было, и нет его снова.
Грустно от горьких потерь,
На сердце слишком тревожно.
Как находить к счастью дверь?
Как отворить её можно?
Как понять тайную суть,
Чтоб владеть счастьем обильно?
Чтобы не стало, как ртуть,
Было, как камень стабильно.
Вопрос к классу: Как находить к счастью дверь? Как отворить её можно?
Тема нашей встречи " Путь к счастью" выбрана не случайна. Многие из вас скоро покинут наш класс и вступят в самостоятельную, взрослую жизнь. Какая она будет? Какой выбрать путь, чтобы быть счастливым?
Как по-вашему, какой человек может назвать себя счастливым? (ответы)
Главное, выбрать верный, правильный жизненный путь, а путь этот вы выкладываете себе сами. А вот чтобы не ошибиться, нужно четко знать, из чего состоит путь к счастью.
И еще, работаем сегодня по принципу: "Каждому слово, у каждого свое мнение", договорились?
(эмоциональный и психологический настрой на сплочение коллектива и успешность деятельности "Пожелай мне удачи!")
За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит.
Пословица
1. Оргмомент.
2. Предварительная беседа. Обращение к классу.
В Сборнике «Пословицы русского народа» В. И. Даля помещено 570 пословиц о счастье.
В качестве эпиграфа возьмем русскую народную пословицу; «За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит».
- Как вы понимаете ее смысл?
- А есть ли среди нас те, кто мог бы назвать себя счастливым человеком? Поднимите, пожалуйста, руки.
- Почему вы считаете себя счастливыми?
Человек всегда стремился к счастью, искал его, мечтал о нем.
- Что о счастье говорят русские народные пословицы:
Счастье дороже богатства.
Счастье что солнышко: и улыбнется, и скроется.
Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село.
Счастья на деньги не купишь.
Счастье у мужика под мозолями лежит.
Счастье придет и на печке найдет.
Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.
А теперь прочитаем еще одну.
Счастье пытать – все потерять.
Как вы понимаете эту пословицу? Что значит выражение «счастье пытать»? А где еще приходилось вам встречать это выражение? (искать счастье, искушать судьбу, рассчитывать на удачу в каком-то трудном, опасном деле; в сказках: «Что, Иван-царевич, счастье пытаешь, али от счастья летаешь?»)
Может быть, кто-то из вас вспомнил еще пословицы или поговорки о счастье7
(Человек – кузнец своего счастья…)
Ребята, а как называются эти выражения о счастье? (Фразеологические обороты)
На счастье
К счастью
Почитать за счастье
Счастье привалило
Счастье улыбнулось
Счастье слепо
На седьмом небе от счастья
Часто ли вы употребляете выражения о счастье в повседневной жизни?
3. - Дома вам нужно было, воспользовавшись Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова, найти и выписать лексическое значение слова «счастье». Давайте уточним.
- Знаете ли вы, что такое счастье? (ответы детей)
Тема нашего урока ««Путь к счастью» по книге Лидии Чарской «Сибирочка».
1. Формулирование учащимися целей урока.
- Связано ли понятие «счастье » с нашим произведением?
- Что попытаемся понять? Сформулируем цель урока.
(Помогает ли счастье жить человеку? Когда человек добрый, какие поступки он может совершить? Потребует ли он что-нибудь взамен?).
Наша задача проследить, как удается писателю это сделать.
1 .БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ. (индивидуальное задание) Познакомимся с некоторыми значимыми эпизодами из жизни писателя.
Нам не очень много известно о жизни Лидии Алексеевны Чарской. Даже дата рождения писательницы не совсем точна. Официально считается, что Чарская родилась 19 января 1875 года. Настоящая фамилия Чарской — Воронова. Она родилась в семье военного инженера полковника Алексея Александровича Воронова, очень рано лишилась матери. После того, как отец вторично женился, Лиду Воронову в 1886 г. отвезли в Петербург, где поместили в закрытое учебное заведение для девочек-дворянок — Павловский институт. Здесь она увлеклась чтением и сочинительством. С 10-ти лет Лида писала стихи, с 15-ти начала вести дневник. Постепенно литературный труд превращается в насущную осознанную потребность, которая стала впоследствии делом всей её жизни.
После окончания института Лидия вышла замуж за офицера Б. Чурилова, но совместная жизнь продолжалась недолго. Оставшись с ребенком, Чарская решает начать самостоятельную жизнь и поступает учиться на театрально-драматические курсы. В 1898 году её приняли на единственное вакантное женское место в Санкт-Петербургский Императорский театр (ныне Александринский), где она проработала до 1924 года под псевдонимом Л. Чарская. Псевдоним «Чарская» был взят из «Египетских ночей» Пушкина. Этим псевдонимом Чарская подписывала и свои книги. Театральная жизнь складывалась далеко не блестяще.
К литературной деятельности Лидию Алексеевну подтолкнуло нехватка средств, Чарская в одиночку растила сына Юрия.
В 1924 г. Л. Чарская ушла из театра и жила на скромную актёрскую пенсию, последние годы провела в нужде.
Умерла Лидия Алексеевна в Ленинграде в 1937 году и была похоронена на Смоленском кладбище. По другим данным в Адлере и похоронена на Старом Адлерском кладбище
2. Просмотр видеофрагмента «Очарование « забытых» книг»
Л. Чарская «Сибирочка »
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10561457649178698970&from=tabbar&noreask=1&parent-reqid=1647449043388511-17840960384367602292-sas2-0431-sas-l7-balancer-8080-BAL-6582&text=Сибирочка+Лидия+Чарская+книга
3.БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ «СИБИРОЧКА».
- Ребята, мы прочитали повесть Лидии Чарской « Сибирочка»
- Кто является главным героем повести. (Александра, Сибирочка.)
- Назовите положительных героев повести.
-(Сибирочка (Александра). Пропавшая княжна. Очень смелая и добрая девочка.
- Михалыч. Старик живущий в лесу. Спас маленькую княжну, дал ей имя и самостоятельно воспитал её.
- Андрей. Подросток, верный друг и соратник.
- Князь Гордов. Отец Сибирочки. Отзывчивый и понимающий человек.)
- Какое у вас сложилось впечатление о них ?
- Понравилось ли вам поведение Сибирочки ? Докажите примерами из текста.
- Какова главная мысль повести ? (Эта повесть рассказывает о силе духа, борьбе за жизнь, за справедливость. Она учит не сдаваться даже если ситуация совсем плоха и не опускать руки, когда возникают трудности. Надо идти навстречу своему счастью)
4. Проверка знания текста повести «Сибирочка» .
Учитель зачитывает вопросы, обучающиеся пишут ответы в тетрадях. Обмениваются тетрадями с соседом. Учитель зачитывает вопросы и ответы. Обучающиеся ставят плюсы напротив верных ответов и выставляют отметки: 10 – 9 + «5»; 8-7+ «4»; 6-5 + «3». «2» не выставляются, так как обучающиеся могут пересдать.
1. Как звали главного героя повести «Сибирочка»?( Сибирочка. Княжна Александра Гордова.
2.Как звали старика-птицелова ? ( Михалыч )
3. Прозвище отпетого негодяя ? ( Зуб )
4. Куда привязали беспомощного младенца ? ( К дереву )
5.Кто такой остяк Нымза ? (житель симбирского поселка Нымза, нынешнего Ханты-Мансийского автономного округа).
6.В какой город приезжает Сибирочка без копейки денег ? (в Москву)
7. Какую карьеру начинает Сибирочка ? ( карьеру цирковой артистки )
8.Сибирочка была укротительницей каких зверей ? ( львов )
9.Какой странный знакомый предмет увидел князь Гордов ? ( золотой крестик )
10. Что попросила Элла у Сибирочки на память ? ( дать один локон волос )
5. Художественный пересказ эпизода « Первый урок Сибирочки» (часть II, глава VIII)
- Что чувствует Сибирочка в этот момент ?
- Какие черты характера Сибирочки проявились в эпизоде ?
- Как можно озаглавить этот эпизод ?
- Определите авторскую позицию по отношению к главной героине.
6. Физминутка
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим детки,
Будто руки наши ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих, вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
7.Показ и защита нарисованных дома иллюстраций к прочитанному произведению.
8. Фрагмент фильма Владимира Граматикова «Сибирушка» ( "Христианка и львы" 9 часть фильма ) и обсуждение :
- Как вы думаете, почему Сибирочка рисковала?
- Как вы расцениваете этот поступок?
Вывод: Пережитые за последние сутки волнения и страхи, проведенный среди чужих, незнакомых ей людей день в полиции, где ее неоднократно допрашивали по делу арестованных Зуба, а за ним и Анны Степановны, - все это не могло не повлиять на бедную девочку. Сибирочка сильно волновалась за предстоящее ей исполнение новой роли. Она очутилась в клетке у львов. Но смелый мальчик Андрей , не дав Юноне опомниться, бросился к Сибирочке, схватил ее на руки и ринулся с нею из клетки.
9. Чему учит эта повесть ?
Эта повесть рассказывает о силе духа, борьбе за жизнь, за справедливость. Она учит не сдаваться даже если ситуация совсем плоха и не опускать руки, когда возникают трудности. Так же повесть учит настоящей дружбе, взаимовыручке и доброте.
Героини Лидии Чарской — девочки со стойкими характерами. В них угадывается женский идеал писательницы: сочетания мягкости и упорства, доверчивости и проницательности, умения понять суть человека, разглядеть его добрую основу.
В своих произведениях Лидия Чарская учит детей составлять мнения о человеке по его душевным качествам, а не по тому, богат он или беден. Такие уроки стали особенно актуальными в наши дни
Книга учит милосердию, состраданию, добру. Учит забывать о себе ради других людей. Учит никогда не терять надежду.
10. Работа с темой урока « Путь к счастью»
Можем ли мы утверждать, что наша героиня прошла трудный путь к счастью?
Можем ли мы утверждать, что Александра сделала большое доброе дело?
Слова «Делай доброе дело ради счастья людей» стали девизом жизни главной героини произведения.
Учитель: Вы, ребята, должны понять, что в окружающей нас действительности не всё спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушным к чужой боли, а наоборот сказать «нет» боли, унижениям, страданиям.
Учитель: Давайте ещё раз обратимся к словам пословицы « За счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит».
В конце урока я хочу подарить вам строчки из стихотворения А.Лесных , русского поэта.
Подумайте, как перекликается стихотворение с повестью Л. Чарской ?
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
Вывод : Писателю дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться. Проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченными другими. Вот и Лидия Чарская обращает внимание читателя на то, что её книги – это душа. Писательница как будто присутствует в каждом рассказе, в мыслях своих героев. Может быть они помогут вам, ребята, в жизни.
Хочется верить, что ваше знакомство с писателем и его героями продолжится, и вы не раз откроете его книги.
Домашнее задание : напишите отзыв о книге Лидии Чарской «Сибирочка», выразив своё отношение к прочитанному.
Рефлексия деятельности
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Сегодня я узнал …
Меня удивило …
Было интересно …
Я порадовался за …
Я понял, что …
Я научился …
У меня получилось…
Я смог… Я попробую…
Список использованной литературы
Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2013.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной: 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2013.
Беляева, Н. В. Литература : 5–9 классы : проверочные работы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013.
Полухина, В. П. «Читаем, думаем, спорим...» : дидактические материалы по литературе : 6 класс / В. П. Полухина. – М. : Просвещение, 2012.
Литература 6 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В.Я.Коровиной (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
Интернет-ресурсы.
1. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru
2. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе и др. – Режим доступа: www.uroki.ru
3. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: www.gramota.ru
Материал для урока по книге Л. Чарской «Сибирочка»
https://ppt4web.ru/literatura/lidija-alekseevna-charskaja.html
http://uchitelya.com/literatura/52505-prezentaciya-lidiya-alekseevna-charskaya-lichnost-sudba-tvorchestvo-6-klass.html
http://m.kino-teatr.ru/teatr/acter/w/empire/478421/bio/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%9B%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
https://www.youtube.com/watch?v=kjL-9pID7X4
http://rubook.org/book.php?book=358683&page=2
ПРИЛОЖЕНИЯ
Отзывы о книге Л. Чарской «Сибирочка»
Дореволюционная девичья книжка о маленькой сиротке, которой на жизненном пути выпали сложные испытания.
Сашеньку родной отец привязал к дереву в дикой тайге, спасая от волков. Все его путники по-гибли, а сам он чудом выжил, но дочку потерял. Казалось бы, навсегда.
Воспитывалась Сибирочка в страшной нищете стариком-птицеловом. Но девочка выросла ангельская . Необыкновенной красоты, нежности, утонченной грации и невинности.
А жизнь продолжала подбрасывать ей всё новые и новые испытания. И смерть деда, и встреча с бандитами, и работу в цирке с дикими зверями...
Но всё закончится хорошо. Злодеев накажут, добрым людям воздастся.
Корнилова Дарья
Однажды богатый князь ехал в санях со своей маленькой дочкой. Это происходило в глухом лесу в Сибири. На них напали волки, и князь, спасая малышку, привязал её к дереву. Он надеялся, что звери не достанут её там, а сам попытался уехать от них, а если бы он спасся, он бы вернулся за дочкой.
Но когда он приехал туда, девочки там уже не было. Князь думал, что она погибла. Но её спас старик-птицелов. Он назвал девочку Сибирочкой и растил её девять лет.
Потом названый дедушка умер. Сибирочке пришлось заботиться о себе самой. У неё появился друг – мальчик Андрюша, но детям пришлось трудно.
Они перебрались в Петербург к тётке Анне, знакомой дедушки, но она оказалась злой и алчной женщиной. Она отдала детей в цирк, чтобы они зарабатывали деньги, и там Сибирочку и Андрюшу много обижали.
В этой истории вообще много обмана и подлости. Хуже всего было то, что Анна, узнав о том, кто настоящий отец Сибирочки, отдала ему вместо неё свою дочь. Она хотела получать за это деньги и надеялась, что её дочка будет жить хорошо. А Сибирочка продолжала тяжело трудиться в цирке. Но потом обман раскрылся, и отец с дочкой наконец встретились.
Мне очень понравилась Сибирочка. Она смелая, добрая и умная девочка. Она никогда не обижала других и была благородная, хоть и росла в бедной семье. А вот Аля, которую вместо неё отдали князю, стала капризной, избаловалась. Ещё мне понравился Андрюша, он всегда приходил на помощь Сибирочке и был готов помочь и другим. Он не лез в драку, когда его дразнили и обижали. Андрюша не мог жить без Сибирочки, так он её любил. Он был преданный и добрый.
Конец этой истории очень хороший. Сибирочка и Андрюша нашли новый дом у князя. Судьба наградила их за доброту и хорошие поступки. Но и князь был человек благородный, он не захотел прогнать Алю, когда нашёл родную дочь, и все они подружились.
Кочеткова Дарина
Детские книги- настоящая наука для меня, которую тяжело постигаю. Какие-то книги волшебные и ты этому радуешься, а в каких-то детскость песком скрипит на зубах. От Сибирочки я осталась не в восторге. Сюжет вполне в духе детских книг, несчастье приводит к сиротству и сожительству с дедушкой в глухой Сибири, потом встречи со страшными каторжниками, добрыми мальчиками, путешествие в одну из столиц и встреча с "мерзкими городскими". Сюжет несется и виляет, мы каждую главу знакомимся с новыми персонажами и все сразу делятся на черное и белое. Это мне не понравилось больше всего - ярко выраженные злодеи и ангелы добряки. Еще не понравилось, что в книге очень много крови и насилия, я его тут не ожидала, а финал слишком приторно розовый. И цирк я не люблю, все же даже в книгах не люблю, мне было неприятно читать клоунское представление.
Боронина Полина
История о девочке Сибирочке, волею судьбы, выросшей в глуши Сибири, в тайге.
Давно ли мороз-проказник разрисовывал узорами ваши окна!?
Я иногда уже и забываю, какая суровая может быть зима с трескучим морозом, с метелью и сугробами, в которых можно утонуть.
В первой части события происходят в Сибири, в глухой тайге, лютой зимой. Отец, спасая дочку от волков, привязывает её к дереву. И воспитывать девочку стал старик-птицелов.
История очень подходит для зимних вечеров. Настолько сильно ощущаешь пронизы-вающий холод и слышишь завывание ветра.. Но эти истории о дружбе, взаимовыручке, доброте.
Сибирочка встречает друзей и врагов, сможет дать отпор беглым каторжникам и даже будет укротительницей львов.
Встретит ли девочка своего отца после долгих лет разлуки!?
Во второй части события происходят в Петербурге. Волшебная красивая повесть, насы-щенная эмоциями...
Горицкова Софья
Мне понравилось произведение Чарской «Сибирочка», в нем очень интересный, лихо закру-ченнный сюжет. Все герои очень разные, но от этого не менее интересны их поступки. Главная героиня особенно запоминается, ведь она смогла пройти все испытания и осталась такой же верной и доброй девочкой.
Батуров Ярослав