СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по русскому языку "Различение предлогов и приставок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование всесторонне развитой личности – главная задача любого учителя. Он находится в беспрерывном поиске новых   способов повышения его качества.  Учителю начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Ученики должны как можно раньше приобщиться к языковой культуре, чтобы прочнее и успешнее усвоить весь объем знаний, умений и навыков, которые необходимы для умелого использования родного языка. Конечным результатом обучения русскому языку является формирование у обучающихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно излагать свои мысли устно и грамотно передавать их в письменной форме. Уже в самом начале обучения, при составлении учащимися предложений и их записи перед учителем встает необходимость познакомить детей с раздельным написанием предлогов. А во втором классе уже различение предлогов и приставок. Обучащиеся опираются на знания о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, а приставка − для образования слов. Сравнивая, например, приставку и предлог, школьники глубже познают особенности данных языковых явлений. Кроме того, для формирования раздельного написания предлога со словом немаловажно для младших школьников и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по русскому языку "Различение предлогов и приставок"»













И.Г. Самуилова





Различение предлогов и приставок

Методическая разработка

































Содержание


Введение…………………………………………………………………………3

Пояснительная записка.....................................................................................4-5

Основная часть. Конспект урока. Различение предлогов и приставок......6-12 Заключение……………………………………………………………………..13

Литература……………………………………………………………………...14

Приложения…………………………………………………………………15-19









































Введение

Формирование всесторонне развитой личности – главная задача любого учителя. Он находится в беспрерывном поиске новых способов повышения его качества. Учителю начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Ученики должны как можно раньше приобщиться к языковой культуре, чтобы прочнее и успешнее усвоить весь объем знаний, умений и навыков, которые необходимы для умелого использования родного языка. Конечным результатом обучения русскому языку является формирование у обучающихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно излагать свои мысли устно и грамотно передавать их в письменной форме. Уже в самом начале обучения, при составлении учащимися предложений и их записи перед учителем встает необходимость познакомить детей с раздельным написанием предлогов. А во втором классе уже различение предлогов и приставок. Обучащиеся опираются на знания о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, а приставка − для образования слов. Сравнивая, например, приставку и предлог, школьники глубже познают особенности данных языковых явлений. Кроме того, для формирования раздельного написания предлога со словом немаловажно для младших школьников и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.























Пояснительная записка


Класс: 2 «Г» МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары

Учитель: Самуилова Ирина Георгиевна

Предмет: курс «Русский язык» Рамзаевой Т.Г. в 2-х частях (5 часов в неделю, 170 часов в год)

Программа: Школа России

Тема урока: Различение предлогов и приставок

Тип урока: Урок закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Различение предлогов и приставок»

Задачи: 

образовательные:

- создать условия для различения предлогов и приставок, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;

развивающие:

-содейстовать развитию речи, памяти, творческого мышления, орфографической зоркости, расширению словарного запаса;

воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения, взаимодействия.

Основные методы:

- словесные (объяснение, диалог, опрос);

- наглядные (электронный плакат, карточки);

- проблемно-поисковый метод (определение темы урока, постановка третьего слова между предлогом и словом).

Формы организации познавательной деятельности обучащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

   На момент проведения урока обучащиеся тренировались на мультимедийном тренажёре индивидуально в ГПД.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепление изученного материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке.

Следующий этап урока – подготовка к закреплению знаний. Здесь использовался метод опроса в форме вопросов и ответов.

На основном этапе – этапе закрепления нового материала – выполнялись упражнения с доски, карточек, с учебника. А также для подведения итогов была проведена групповая работа.

Завершающий этап – оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.

При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.

Различение приставок и предлогов

(Конспект урока)

Тип урока: закрепление

Цель:

- формирование умения осознанно употреблять предлоги и приставки в устной и письменной речи.

Задачи: 

образовательные:

- создать условия для различения предлогов и приставок, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;

развивающие:

-содейстовать развитию речи, памяти, творческого мышления, орфографической зоркости, расширению словарного запаса;

воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения, взаимодействия.



Планируемые результаты:

личностные:

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя, как носителя русского языка;

- овладение способностью оценивать свои достижения, готовностью совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий при решении языковых задач,

- действие по намеченному плану,

- выполнение самоконтроля по ходу деятельности и завершения,

- оценивание своих действий и полученного результата;

познавательные УУД:

- чтение и понимание указанного учебного текста,

- нахождение частей слова и слова, требующих уточнения,

- коллективное установление причинно-следственных связей, выводов, обобщений;

коммуникативные УУД:

- участие в общей беседе,

- участие в совместной деятельности,

- слушание высказываний собеседников,

- высказывание своего мнения,

-понимание существования других точек зрения, стремление к их пониманию.



Предметные результаты:

- выявление принадлежности слова к определённой части речи,

- определение части слова,

- заключение выводов.

Оборудование:

Карточки с высказываниями, предлогами, письмо на доске с заданиями, логические таблицы, учебник Рамзаевой Т. Г. 2 класс, мультимедийный тренажёр.





















Ход урока

  1. Организационный

момент


Звенит звонок,

Зовёт на урок,

Время не теряем,

Работать начинаем.




  1. Определение темы и цели урока

На доске:



Шёл восьмой час, когда ученик

Вышел * дома,

Сошёл * крыльца,

Пошёл * двору,

Вышел * ворота,

Подошёл * газетному киоску,

Отошёл * киоска,

Дошёл * троллейбусной остановки,

Вошёл *троллейбус,

И троллейбус ушёл.

к от до





с по




за в из



− Прочитайте предложение. Всё ли вам понятно?

− Выберите нужные карточки со словами и вставьте в предложение.

− Прочитайте выразительно.

− Как называются слова, которые вы вставили в текст?

− Подумайте, о чём будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Добавлю, что ещё мы будем повторять знания о приставках и закрепим, как различить приставки и предлоги.

Вывод: Тема урока «Приставки и предлоги. Их различение»

  1. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний

− Поговорим о предлогах. Для чего служат предлоги? Как пишутся предлоги со словами? Почему? Можно ли вставить слово между предлогом и словом?

− Назовите в стихотворении слова, которые обозначают действия предметов. Являются ли эти слова однокоренными? Докажите. Выделите в словах корень. Как называется часть слова перед корнем? Для чего служат приставки? Как пишутся приставки? Почему?

− Чем различаются приставки и предлоги?

− Попробуем вставить слова между приставкой и корнем в словах, обозначающих действие.

Вывод: Между приставкой и корнем нельзя вставить третье слово.

  1. Закрепление новых знаний

На доске:

1) − Определите предлоги и приставки.

(За)шла (за)рюкзаком; (с)бежал (с)холма; (в)ложил (в)коробку; (на)скочил (на)дерево; (до)шёл (до)школы; (за)цепился (за)сук; (за)катилсяя (за)шкаф; (за)бежал (за)дерево; (от)плыл (от)берега; (от)резал (от)куска.

− Запишите словосочетания, выделите приставки, подчерните предлоги.

− Объясните правописание предлогов и приставок.

2) Работа в учебнике на странице 40

Упражнение 288

В старину переплёты книг делали из досок и обтягивали кожей с металлическими застёжками. Поэтому прочитать книгу от доски до доски означает прочитать от корки до корки или от начала до конца.

− Прочитайте про себя текст.

− О чём узнали из текста?

− Объясните выражение «от доски до доски»

− Прочитайте вслух только те слова, в которых есть приставки.

− Из каких частей может состоять слово, назовите их. Где находится в слове приставка? Как пишутся приставки?

− Найдите слова с предлогами. Назовите их.

− Чем приставка отличается от предлога?

− Спишите текст, подчеркните предлоги, выделите приставки

3) − Составьте словосочетания:



доехал

дошёл

долез ДО

добежал

долетел

ручья

ветки

двери

остановки

гнезда

побежал

пополз

побродил ПО

поплыл

пошёл

мостовой

воде

снегу

полю

лужам



− Прочитайте словосочетания и запишите их.

− Подчеркните предлоги и выделите приставки.

− Можно ли вставить слово между предлогом и словом? Между приставкой и корнем. Докажите на примере.

5.Физкультминутка

6. Закрепление новых знаний (продолжение)

1) − Допишите в каждой строчке одинаковый предлог и приставку или две одинаковые приставки. Выделите приставки:



*катился

*бросил

*нял

*вёл
*прыгнул

*читал

*дёрнул

*ъехал

*ворот

*верхушки

*полки
*угол
*забора
*середины
*навески
*моста

до за под про

с на по

у при



2) Работа с пословицами. Работа на мультимедийном тренажёре (индивидуальное задание за компьютером одного или двух учеников)

– Хорошо ли вы знаете пословицы?

... друга в жизни худо.

... безрыбье и рак рыба.

... страха глаза велики.

... одёжке встречают, ... уму провожают.

... воре и шапка горит.

− Прочитайте пословицы. Что надо вставить вместо точек? Как пишутся предлоги со словами? Какие ещё пословицы можете вспомнить?

7. Подведение итогов

Работа в группах (делятся на две группы: «Предлоги», «Приставки»

− Если высказывание верное, то поставьте «+», если неверное, то «−».



Группа «Предлоги» Группа «Приставки»

1. Предлог – это часть речи.

2. Предлоги со словами пишутся раздельно.

3. Предлоги служат для связи слов в предложении.

4. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

5. Предлоги пишутся со словами раздельно.

6. Между словом и предлогом нельзя вставить другое слово или влопрос.

7. Предлог – это часть слова.


1. Приставка – это часть речи.

2. Приставка – это часть слова.

3. Приставка находится в слове после после корня.

4. Приставка находится в слове перед корнем.

5. Приставки не служат для образования новых слов.

6. Приставки служат для образования новых слов.

7. Приставки со словами пишутся раздельно.

8. Приставки – это часть слова и пишутся слитно.




− «Предлоги», зачитайте все ответы со знаком «+» из таблицы и сделайте вывод.

− «Приставки», зачитайте все ответы со знаком «+» из своей таблицы и сделайте вывод.

Вывод: Предлог – слово, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить третье слово. Предлоги не употребляются с глаголами.

Вывод: Приставка – часть слова, пишется слитно. Служит для образования новых слов.

− Посмотрите вывод на плакате и обратите внимание на одинаковые предлоги и приставки. Прочитайте их, постарайтесь запомнить.





8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

− Составить три предложения, содержащие одинаковые предлоги и приставки.

− Предложения записать в тетрадь, в ходе выполнения вспомнить правила письма предлогов и приставок.

− Спасибо за работу на уроке.



















Заключение

Основная задача обучения русскому языку в начальной школе – научить учащихся использовать полученные знания в процессе речевого общения. Чтобы процесс усвоения материала по теме «Различение приставки и предлога» был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных приемов и методов в работе. Учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу с предлогами и приставками можно проводить не только на уроках русского языка, но и на других уроках. В начале урока важную роль играет повторение изученного на предыдущих уроках. В основной части урока важно закрепить и обобщить знания о приставках и предлогах. Здесь приведены наиболее эффективные на мой взгляд виды упражнений, которые способствуют успешному освоению темы. В своей работе я опиралась на принцип наглядности, учитывала психологические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Работа над темой продолжается в 3 и 4 классах в начальной школе.































Список литературы

1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М., 1995.

2. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

3. Рамзаева Т.Г. 2 класс. Учеб. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России)

4.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.

5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М ., 1979.

6. Универсальный мультимедийный тренажёр, Издательство «Экзамен», 2007.



Ресурсы Интернета

-Учительский портал: http://www.nachalka.com/

- Методический центр: http://numi.ru/



























Приложения

Электронный плакат:



Тренировка на последующих занятия:





Самопроверка:



Контроль знаний:







Доска



Шёл восьмой час, когда ученик

Вышел * дома,

Сошёл * крыльца,

Пошёл * двору,

Вышел * ворота,

Подошёл * газетному киоску,

Отошёл * киоска,

Дошёл * троллейбусной остановки,

Вошёл *троллейбус,

И троллейбус ушёл.


Десятое октября.

Классная работа.

(За)шла (за)рюкзаком; (с)бежал (с)холма; (в)ложил (в)коробку; (на)скочил (на)дерево; (до)шёл (до)школы; (за)цепился (за)сук; (за)катилсяя (за)шкаф; (за)бежал (за)дерево; (от)плыл (от)берега; (от)резал (от)куска.



– Хорошо ли вы знаете пословицы?

... друга в жизни худо.

... безрыбье и рак рыба.

... страха глаза велики.

... одёжке встречают, ... уму провожают.

... воре и шапка горит.


























Задания на карточках:

Группа «Предлоги»


− Поставьте знак «+», где верное высказывание


1. Предлог – это часть речи.

2. Предлоги со словами пишутся раздельно.

3. Предлоги служат для связи слов в предложении.

4. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

5. Предлоги пишутся со словами раздельно.

6. Между словом и предлогом нельзя вставить другое слово или влопрос.

7. Предлог – это часть слова.


− Вы, молодцы!





Группа «Приставки»


− Поставьте знак «+», где верное высказывание


1. Приставка – это часть речи.

2. Приставка – это часть слова.

3. Приставка находится в слове после после корня.

4. Приставка находится в слове перед корнем.

5. Приставки не служат для образования новых слов.

6. Приставки служат для образования новых слов.

7. Приставки со словами пишутся раздельно.

8. Приставки – это часть слова и пишутся слитно.


− Вы, молодцы!



Карточки с предлогами

к

от

до

по

за

из

в











Задание на индивидуальных карточках

*катился

*бросил

*нял

*вёл
*прыгнул

*читал

*дёрнул

*ъехал

*ворот

*верхушки

*полки
*угол
*забора
*середины
*навески
*моста

до за под про

с на по

у при







































Сопроводительное письмо

Русский язык 2 класс

УМК «Школа России»

«Различение предлогов и приставок»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №29»

Самуилова Ирина Георгиевна,

89530111172





Аннотация

В данной работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме: «Различение предлогов и приставок» с подробным описанием хода урока по этапам. Методическая разработка посвящается проблеме развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке. Материал данной работы могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе «Школа России»







Аннотация

В данной работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме: «Различение предлогов и приставок» с подробным описанием хода урока по этапам. Методическая разработка посвящается проблеме развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке. Материал данной работы могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе «Школа России»













































Автор-составитель Самуилова Ирина Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары

Самуилова Ирина Георгиевна : методическая разработка / И.Г. Самуилова. – Чебоксары: МБОУ «СОШ № 29»

г. Чебоксары , 2022




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!