И.Г. Самуилова
Различение предлогов и приставок
Методическая разработка
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Пояснительная записка.....................................................................................4-5
Основная часть. Конспект урока. Различение предлогов и приставок......6-12 Заключение……………………………………………………………………..13
Литература……………………………………………………………………...14
Приложения…………………………………………………………………15-19
Введение
Формирование всесторонне развитой личности – главная задача любого учителя. Он находится в беспрерывном поиске новых способов повышения его качества. Учителю начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Ученики должны как можно раньше приобщиться к языковой культуре, чтобы прочнее и успешнее усвоить весь объем знаний, умений и навыков, которые необходимы для умелого использования родного языка. Конечным результатом обучения русскому языку является формирование у обучающихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно излагать свои мысли устно и грамотно передавать их в письменной форме. Уже в самом начале обучения, при составлении учащимися предложений и их записи перед учителем встает необходимость познакомить детей с раздельным написанием предлогов. А во втором классе уже различение предлогов и приставок. Обучащиеся опираются на знания о том, что предлоги служат для связи слов в предложении, а приставка − для образования слов. Сравнивая, например, приставку и предлог, школьники глубже познают особенности данных языковых явлений. Кроме того, для формирования раздельного написания предлога со словом немаловажно для младших школьников и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.
Пояснительная записка
Класс: 2 «Г» МБОУ «СОШ №29» г. Чебоксары
Учитель: Самуилова Ирина Георгиевна
Предмет: курс «Русский язык» Рамзаевой Т.Г. в 2-х частях (5 часов в неделю, 170 часов в год)
Программа: Школа России
Тема урока: Различение предлогов и приставок
Тип урока: Урок закрепления новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для успешного усвоения темы «Различение предлогов и приставок»
Задачи:
образовательные:
- создать условия для различения предлогов и приставок, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;
развивающие:
-содейстовать развитию речи, памяти, творческого мышления, орфографической зоркости, расширению словарного запаса;
воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения, взаимодействия.
Основные методы:
- словесные (объяснение, диалог, опрос);
- наглядные (электронный плакат, карточки);
- проблемно-поисковый метод (определение темы урока, постановка третьего слова между предлогом и словом).
Формы организации познавательной деятельности обучащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
На момент проведения урока обучащиеся тренировались на мультимедийном тренажёре индивидуально в ГПД.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепление изученного материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке.
Следующий этап урока – подготовка к закреплению знаний. Здесь использовался метод опроса в форме вопросов и ответов.
На основном этапе – этапе закрепления нового материала – выполнялись упражнения с доски, карточек, с учебника. А также для подведения итогов была проведена групповая работа.
Завершающий этап – оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа.
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся.
Различение приставок и предлогов
(Конспект урока)
Тип урока: закрепление
Цель:
- формирование умения осознанно употреблять предлоги и приставки в устной и письменной речи.
Задачи:
образовательные:
- создать условия для различения предлогов и приставок, решать орфографические задачи, связанные с написанием предлогов и приставок;
развивающие:
-содейстовать развитию речи, памяти, творческого мышления, орфографической зоркости, расширению словарного запаса;
воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения, взаимодействия.
Планируемые результаты:
личностные:
- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя, как носителя русского языка;
- овладение способностью оценивать свои достижения, готовностью совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий при решении языковых задач,
- действие по намеченному плану,
- выполнение самоконтроля по ходу деятельности и завершения,
- оценивание своих действий и полученного результата;
познавательные УУД:
- чтение и понимание указанного учебного текста,
- нахождение частей слова и слова, требующих уточнения,
- коллективное установление причинно-следственных связей, выводов, обобщений;
коммуникативные УУД:
- участие в общей беседе,
- участие в совместной деятельности,
- слушание высказываний собеседников,
- высказывание своего мнения,
-понимание существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Предметные результаты:
- выявление принадлежности слова к определённой части речи,
- определение части слова,
- заключение выводов.
Оборудование:
Карточки с высказываниями, предлогами, письмо на доске с заданиями, логические таблицы, учебник Рамзаевой Т. Г. 2 класс, мультимедийный тренажёр.
Ход урока
Организационный | момент Звенит звонок, Зовёт на урок, Время не теряем, Работать начинаем. |
Определение темы и цели урока
На доске:
Шёл восьмой час, когда ученик Вышел * дома, Сошёл * крыльца, Пошёл * двору, Вышел * ворота, Подошёл * газетному киоску, Отошёл * киоска, Дошёл * троллейбусной остановки, Вошёл *троллейбус, И троллейбус ушёл. | к от до с по за в из |
− Прочитайте предложение. Всё ли вам понятно?
− Выберите нужные карточки со словами и вставьте в предложение.
− Прочитайте выразительно.
− Как называются слова, которые вы вставили в текст?
− Подумайте, о чём будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Добавлю, что ещё мы будем повторять знания о приставках и закрепим, как различить приставки и предлоги.
Вывод: Тема урока «Приставки и предлоги. Их различение»
Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний
− Поговорим о предлогах. Для чего служат предлоги? Как пишутся предлоги со словами? Почему? Можно ли вставить слово между предлогом и словом?
− Назовите в стихотворении слова, которые обозначают действия предметов. Являются ли эти слова однокоренными? Докажите. Выделите в словах корень. Как называется часть слова перед корнем? Для чего служат приставки? Как пишутся приставки? Почему?
− Чем различаются приставки и предлоги?
− Попробуем вставить слова между приставкой и корнем в словах, обозначающих действие.
Вывод: Между приставкой и корнем нельзя вставить третье слово.
Закрепление новых знаний
На доске:
1) − Определите предлоги и приставки.
(За)шла (за)рюкзаком; (с)бежал (с)холма; (в)ложил (в)коробку; (на)скочил (на)дерево; (до)шёл (до)школы; (за)цепился (за)сук; (за)катилсяя (за)шкаф; (за)бежал (за)дерево; (от)плыл (от)берега; (от)резал (от)куска.
− Запишите словосочетания, выделите приставки, подчерните предлоги.
− Объясните правописание предлогов и приставок.
2) Работа в учебнике на странице 40
Упражнение 288
В старину переплёты книг делали из досок и обтягивали кожей с металлическими застёжками. Поэтому прочитать книгу от доски до доски означает прочитать от корки до корки или от начала до конца.
− Прочитайте про себя текст.
− О чём узнали из текста?
− Объясните выражение «от доски до доски»
− Прочитайте вслух только те слова, в которых есть приставки.
− Из каких частей может состоять слово, назовите их. Где находится в слове приставка? Как пишутся приставки?
− Найдите слова с предлогами. Назовите их.
− Чем приставка отличается от предлога?
− Спишите текст, подчеркните предлоги, выделите приставки
3) − Составьте словосочетания:
доехал дошёл долез ДО добежал долетел | ручья ветки двери остановки гнезда | побежал пополз побродил ПО поплыл пошёл | мостовой воде снегу полю лужам |
− Прочитайте словосочетания и запишите их.
− Подчеркните предлоги и выделите приставки.
− Можно ли вставить слово между предлогом и словом? Между приставкой и корнем. Докажите на примере.
5.Физкультминутка
6. Закрепление новых знаний (продолжение)
1) − Допишите в каждой строчке одинаковый предлог и приставку или две одинаковые приставки. Выделите приставки:
*катился *бросил *нял *вёл *прыгнул *читал *дёрнул *ъехал | *ворот *верхушки *полки *угол *забора *середины *навески *моста | до за под про с на по у при |
2) Работа с пословицами. Работа на мультимедийном тренажёре (индивидуальное задание за компьютером одного или двух учеников)
– Хорошо ли вы знаете пословицы?
... друга в жизни худо.
... безрыбье и рак рыба.
... страха глаза велики.
... одёжке встречают, ... уму провожают.
... воре и шапка горит.
− Прочитайте пословицы. Что надо вставить вместо точек? Как пишутся предлоги со словами? Какие ещё пословицы можете вспомнить?
7. Подведение итогов
Работа в группах (делятся на две группы: «Предлоги», «Приставки»
− Если высказывание верное, то поставьте «+», если неверное, то «−».
Группа «Предлоги» Группа «Приставки»
1. Предлог – это часть речи. 2. Предлоги со словами пишутся раздельно. 3. Предлоги служат для связи слов в предложении. 4. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. 5. Предлоги пишутся со словами раздельно. 6. Между словом и предлогом нельзя вставить другое слово или влопрос. 7. Предлог – это часть слова. | | 1. Приставка – это часть речи. 2. Приставка – это часть слова. 3. Приставка находится в слове после после корня. 4. Приставка находится в слове перед корнем. 5. Приставки не служат для образования новых слов. 6. Приставки служат для образования новых слов. 7. Приставки со словами пишутся раздельно. 8. Приставки – это часть слова и пишутся слитно. | |
− «Предлоги», зачитайте все ответы со знаком «+» из таблицы и сделайте вывод.
− «Приставки», зачитайте все ответы со знаком «+» из своей таблицы и сделайте вывод.
Вывод: Предлог – слово, пишется раздельно. Между предлогом и словом можно поставить третье слово. Предлоги не употребляются с глаголами.
Вывод: Приставка – часть слова, пишется слитно. Служит для образования новых слов.
− Посмотрите вывод на плакате и обратите внимание на одинаковые предлоги и приставки. Прочитайте их, постарайтесь запомнить.
8. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
− Составить три предложения, содержащие одинаковые предлоги и приставки.
− Предложения записать в тетрадь, в ходе выполнения вспомнить правила письма предлогов и приставок.
− Спасибо за работу на уроке.
Заключение
Основная задача обучения русскому языку в начальной школе – научить учащихся использовать полученные знания в процессе речевого общения. Чтобы процесс усвоения материала по теме «Различение приставки и предлога» был успешным и дал положительные результаты, необходимо стремиться к использованию самых разнообразных приемов и методов в работе. Учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу с предлогами и приставками можно проводить не только на уроках русского языка, но и на других уроках. В начале урока важную роль играет повторение изученного на предыдущих уроках. В основной части урока важно закрепить и обобщить знания о приставках и предлогах. Здесь приведены наиболее эффективные на мой взгляд виды упражнений, которые способствуют успешному освоению темы. В своей работе я опиралась на принцип наглядности, учитывала психологические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Работа над темой продолжается в 3 и 4 классах в начальной школе.
Список литературы
1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М., 1995.
2. Бондаренко А.А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.
3. Рамзаева Т.Г. 2 класс. Учеб. – М.: Просвещение, 2013. – (Школа России)
4.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
5. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М ., 1979.
6. Универсальный мультимедийный тренажёр, Издательство «Экзамен», 2007.
Ресурсы Интернета
-Учительский портал: http://www.nachalka.com/
- Методический центр: http://numi.ru/
Приложения
Электронный плакат:
Тренировка на последующих занятия:
Самопроверка:
Контроль знаний:
Доска
Шёл восьмой час, когда ученик Вышел * дома, Сошёл * крыльца, Пошёл * двору, Вышел * ворота, Подошёл * газетному киоску, Отошёл * киоска, Дошёл * троллейбусной остановки, Вошёл *троллейбус, И троллейбус ушёл. | Десятое октября. Классная работа. (За)шла (за)рюкзаком; (с)бежал (с)холма; (в)ложил (в)коробку; (на)скочил (на)дерево; (до)шёл (до)школы; (за)цепился (за)сук; (за)катилсяя (за)шкаф; (за)бежал (за)дерево; (от)плыл (от)берега; (от)резал (от)куска. | |
– Хорошо ли вы знаете пословицы? ... друга в жизни худо. ... безрыбье и рак рыба. ... страха глаза велики. ... одёжке встречают, ... уму провожают. ... воре и шапка горит. | | |
Задания на карточках:
Группа «Предлоги» − Поставьте знак «+», где верное высказывание 1. Предлог – это часть речи. 2. Предлоги со словами пишутся раздельно. 3. Предлоги служат для связи слов в предложении. 4. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. 5. Предлоги пишутся со словами раздельно. 6. Между словом и предлогом нельзя вставить другое слово или влопрос. 7. Предлог – это часть слова. − Вы, молодцы! |
Группа «Приставки» − Поставьте знак «+», где верное высказывание 1. Приставка – это часть речи. 2. Приставка – это часть слова. 3. Приставка находится в слове после после корня. 4. Приставка находится в слове перед корнем. 5. Приставки не служат для образования новых слов. 6. Приставки служат для образования новых слов. 7. Приставки со словами пишутся раздельно. 8. Приставки – это часть слова и пишутся слитно. − Вы, молодцы! |
Карточки с предлогами
Задание на индивидуальных карточках
*катился *бросил *нял *вёл *прыгнул *читал *дёрнул *ъехал | *ворот *верхушки *полки *угол *забора *середины *навески *моста | до за под про с на по у при |
Сопроводительное письмо
Русский язык 2 класс
УМК «Школа России»
«Различение предлогов и приставок»
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №29»
Самуилова Ирина Георгиевна,
89530111172
Аннотация
В данной работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме: «Различение предлогов и приставок» с подробным описанием хода урока по этапам. Методическая разработка посвящается проблеме развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке. Материал данной работы могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе «Школа России»
Аннотация
В данной работе представлена методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме: «Различение предлогов и приставок» с подробным описанием хода урока по этапам. Методическая разработка посвящается проблеме развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке. Материал данной работы могут использовать учителя начальных классов, работающие по программе «Школа России»
Автор-составитель Самуилова Ирина Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
Самуилова Ирина Георгиевна : методическая разработка / И.Г. Самуилова. – Чебоксары: МБОУ «СОШ № 29»
г. Чебоксары , 2022