МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по русскому языку в 4Б классе по теме
«Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование:
мини-таблицы для учеников
плакаты к теме прилагательных
толковые словари
интерактивный комплекс
Цели урока: Познакомить с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;
Совершенствовать умение распознавать падеж имен прилагательных.
Развивать память, мыслительные операции (аналогию, обобщение), коммуникативные способности; познавательный интерес, орфографическую зоркость, речевые умения.
Способствовать формированию уважительного отношения к людям, совершенствовать навыки каллиграфического письма.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке, следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, основываясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока:
1.Организационный момент
Установление психологического комфорта.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Тихо мы за парты встали
И друг другу покивали
Всем гостям сказали: «Здравствуйте».
Улыбнулись, поклонились…
И на место повернулись.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
2.Актуализация знаний
Ребята, а какими качествами должен обладать ученик, чтобы получить новые знания?(внимательный,спокойный,усидчивый,наблюдательным)
А как вы думаете,какой частью речи являются эти слова?
(прилагательные)
-У вас на столе лежит белый лист.Вы должны написать все, что знаете об имене прилагательном. Работать будете командой, вспоминая правила работы в группе.
3.Повторения знаний об имени прилагательном.
1. Прилагательное - это часть слова.
2.Имя прилагательное обозначает предмет.
3..Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какие?
4..Прилагательные в предложении являются определением.
5.Род прилагательного определяется по существительному с ним связанному.
4.В предложении прилагательное связано с существительным.
6.Прилагательные не имеют падежа.
7.Прилагательные в предложении являются определением.
А теперь ребята все внимание на доску.
- Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А. Есенина. Это поможет вам определить тему сегодняшнего урока:
Слайд
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
Слайд (с выделенными окончаниями)
– Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.)
– Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа в именительном падеже? (Да , -ые, -ие.)
– Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме множественного числа?
4. Наработка навыков.
Просклоняем теперь
И.п.(какие?) красивые закаты
Р.п.(каких?) красивых закатов
Д.п.(каким?) красивым закатам
В.п.(какие?) красивых закатов
Т.п.(какими?) красивыми закатами
П.п.(о каких?) о красивых закатах
Просклоняем теперь словосочетания: I группа– интересные истории, II группа– веселые перемены.
И. п. (какие?) | Интересные истории | Веселые перемены |
Р. п. (каких?) | Интересных историй | Веселых перемен |
Д. п. (каким?) | Интересным историям | Веселым переменам |
В. п. (какие?) | Интересные истории | Веселые перемены |
Т. п. (какими?) | Интересными историями | Веселыми переменами |
П. п. (о каких?) | Об интересных историях | О веселых переменах |
- А теперь внимание. Работая в группа, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
- В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
5.Проверка знаний.
- Как вы думаете, как у прилагательного во множественном числе можно определить падеж? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.)
- Ребята, на что вы будете опираться,чтобы правильно написать окончание имён прилагательных во множественном числе ? (На вопросы и таблицу.)
- Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется.)
6.Самостоятельная работа.
I группа– выделите окончания имен прилагательных, укажите падеж:
За воздушными шарами О летних каникулах
Соседние подъезды Из колючих кустов
Народные песни С трескучими морозами
К соседским мальчикам До первых заморозков
На музыкальных инструментах По речным волнам
II группа- (под руководством учителя). Вставьте окончания.
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
Проверка. I группа проверяют у товарища, обмениваясь тетрадями.
7. Рефлексия учебной деятельности
- Вспомните тему нашего урока.
- Как имена прилагательные во множественном числе могут изменяться? (Только по падежам.)
-Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам? (Не изменяются по родам.)
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)
8.Домашнее задание.
9.Выставление оценок.
Сегодня все старались и проявляли активность, поэтому всем 5,молодцы!