Познавательные УУД:анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, приобретать умения использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, группировать объекты по определённым признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики; целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД : формировать способности к эмоциональному восприятию учебного материала, развитию адекватной самооценки; развивать познавательные интересы ; формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры, анализировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные УУД : формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению, уметь выстраивать монологическое высказывание, высказывать и обосновывать собственную точку зрения.
Урок рекомендуется для проведения в шестом общеобразовательном классе. Задания для детей предусматривают индивидуальную и групповую формы работы и рассчитаны на среднестатистический класс. Возможно его использование в слабом классе, однако в этом случае на данную тему рекомендуется выделить 2 часа учебного времени.
Этап урока | Содержание | Методы | Учебно-познавательные задачи урока | Формы контроля | Формируе-мые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой этап | 1. Мотивация к дея-ти Цель этапа: включение учащихся в деят-сть | - Прочитайте эпиграф к нашему уроку. «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе в ответ». - Как вы понимаете эти слова? - Давайте и наш урок начнем с улыбки друг другу и с хорошего настроения. | | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. | Самопроверка | Личностные: самоорганизация. |
Актуализация знаний Цель этапа: пробужде-ние интереса к получению новой информа- ции. | -Ребята,сегодня на уроке мы вновь совершим с вами путешествие в увлекательную страну знаний и продолжим путешествовать по одному из королевств этой огромной страны-Морфологии. - Что же изучает морфология? (части речи) - А вот с какими частями речи вы уже познакомились в нашем королевстве,мы сейчас вспомним,отгадав загадки. - Отгадайте загадки о тех частях речи, которые мы уже изучили. Всё, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? И ЧТО? Верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склонения есть, Падежей различных сразу целых шесть. (Имя существительное) Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопросы такие: Какой? Какая? Какое? Какие? С папой существительным Живет на редкость дружно: Изменит окончание, когда ему так нужно. Она с ним не расстанется никогда уже: Стоит с ним в одном роде, Числе и падеже. (Прилагательное) Быстро предметы оно сосчитает, Строгий порядок при счете их знает. На два вопроса ответит вам только, Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО? Цифры частенько его заменяют, Люди его в устной речи склоняют, Часто при этом они ошибаются, Как его звать, кто скорей догадается? (Имя числительное) - А теперь,ребята, откройте тетради, запишим число классная работа. -Сегодня на уроке мы откроем ещё один уголок нашего королевства и познакомимся ещё с одной частью речи. Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор. У доски… Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней. (повеств., невоскл., слож., союзное.) | Словесный (беседа) | Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. | Определяют тему урока. Участвуют в постановке познавательной цели урока. | Словесная оценка учителя | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
| Постановка учебной задачи 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. Цель этапа: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе-выбора способа и средств их реализации 3.Выявление места и причины затрудения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. | Создает проблемную ситуацию - Внимание на доску. Вам понятен смысл этого предложения? - Измените это предложение так, чтобы мы поняли, о чем идет речь. - Запишите это предложение. Кто он? От кого узнал? Какая погода? Через сколько дней? - Какими частями речи являются слова, которые мы поставили в предложение? (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное) -А как называется часть речи, которая употребляется вместо имен? (местоимение) -Правильно,это местоимение.Именно ему мы и посвятим наш урок. -Какова же будет тема нашего урока? (местоимение как часть речи) - Записываем тему урока. -Ребята,у каждого из вас в РАБОЧИХ ЛИСТАХ есть таблица. Давайте вспомним,что вы знаете о местоимении.Каждый из вас обсудит это с соседом по парте и запишет в первую графу таблицы «ЧТО МЫ ЗНАЕМ» - А теперь поставьте вопросы к нашей теме и запишите в графу «ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ» Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, изучая местоимения? -Чего же вы не знаете и не умеете? -Какую же цель мы поставим перед собой на уроке? -Что вы хотите узнать о местоимении? -Чему хотите научиться? - Это и будут цели нашего урока. В конце занятия проверим, всему ли, что хотели, научились? Давайте вместе составим план наших действий. Вспомните,по какому плану вы изучали уже известные вам части речи. Запишите план в тетрадь | | Организует работу в парах | Объединяются в пары,обсуждают и записывают всё,что вспомнили о местоимении. Формулируют цели: -Узнать,что обозначает местоимение -Только ли личными бывают местоимения -Как изменяются местоимения -Научиться находить местоимения в речи и отличать их от других частей речи. Записывают план. 1.Значение. 2.Грамматические особенности (морфологические признаки) 3.Роль в предложении. | | Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении,свя- зывая свои успехи с усилиями, трудолюби-ем. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга,строить понятные для партнёра речевые высказыва- ния,зада- вать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,работать в коллективе, уважать мнение других участников образова- тельного процесса. |
5.Реализация построенного проекта | -Итак,наш первый вопрос (Значение местоимений) -Давайте поработаем с термином. Он «говорящий».Докажем это с помощью морфемного разбора. -Какое это слово?(Сложное) -Назовите корни (МЕСТ-О- ИМение) или ВМЕСТО ИМЕНИ (Слово МЕСТОИМЕНИЕ латинского происхождения и в переводе как раз и обозначает «ВМЕСТО ИМЕНИ» ) -Итак,наше первое открытие.Местоимение –часть речи,которая заменяет имена.А какие же имена она заменят? Обратимся к предложению,с которым мы работали в самом начале урока. Вместо каких слов употреблялись слова ОН,НИХ,ТАКАЯ,НЕСКОЛЬКО? (ИМЯ СУЩ., ИМЯ ПРИЛ.,ИМЯ ЧИСЛИТ.,) ТО есть вместо ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, вместо имён) А что обозначают эти части речи,замещённые местоимениями? (ПРЕДМЕТЫ,ПРИЗНАКИ,КОЛИЧЕСТВА) -Но чем же отличаются местоимения от имён существительных,имён прилагательных и имён числительных? (Они только указывают на предметы,признаки и количества,но не называют их) -Попробуйте дать определение местоимению. ВЫВОД 1 -Второй вопрос,который вы записали-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ местоимений,т.е. как изменяются местоимения. Узнаем мы об этом,разделившись на группы.Каждая группа получит своё задание. 1 группа- просклонять местоимение ОН 2 группа- просклонять местоимение ТАКАЯ 3 группа-изменить по родам и числам ТАКАЯ ВЫВОД 2. МЕСТОИМЕНИЯ МОГУТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ПО ПАДЕЖАМ,ЧИСЛАМ и в ЕД.Ч. по РОДАМ Физкультминутка. - Встали. Повторяйте действия за человечком на экране. | Редуктивный Метод исследования. Анализ-синтез | Предлагает составить алгоритм правила с опорой на известные и вновь полученные знания | Осуществляют поиск информации, необходимой для решения проблемы. Выслушивают мнение других по данному вопросу. Извлекают и фиксируют необходимую информацию. | Словесная оценка учителя | Личностные:желание осваивать новые виды деятельнос- ти,участво-вать в творческом,созидатель-ном процессе. Познава-тельные:вы-полняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа,синтеза,сравне-ния,класси-фикации,ус-танавлива-ют причинно-следствен-ные связи,дела-ют обобщения,выводы. Регулятив-ные: адекватно оценивают свои достижения,осознают возникаю-щие трудности, ищут их причины и пути преодоле-ния. Коммуникативные:формулируют собственные мысли,выс-казывают и обосновывают свою точку зрения Познава-тельные:самостоятель-но выделяют и формулируют цель;осуществляют поиск небходимой информа-ции. Регулятив-ные: самостоя-тельно планируют необходи-мые действия, операции. Коммуникативные: формулируют собственные мысли,вы-сказывают и обосновывают свою точку зрения |
6.Первичное закрепление. | - Прочитайте выразительно текст на карточках (раздаточный материал). Ты знаешь, наверное, все-таки Родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил. - Из какого произведения эти строки? Кто автор? (К.М. Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…») - Какова главная мысль этой строфы? - А что такое Родина по-вашему? - Какой частью речи являются выделенные слова? (местоимение) - определите синтаксическую роль местоимений. ВЫВОД 3. МЕСТОИМЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЧАЩЕ ВСЕГО БЫВАЮТ ПОДЛЕЖАЩИМ, ДОПОЛНЕНИЕМ,ОПРЕДЕЛЕНИЕМ. -Молодцы,ребята.Работая все вместе,мы сейчас вывели правило.Прочитайте его в учебнике на стр.66. 1. Выполните упр.433. 2.А сейчас я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент и выяснить для чего же нужны местоимения? Попробуем ответить на этом вопрос, обратившись к тексту. Работа в парах. Прочитайте текст. Почему этот текст нельзя назвать грамотным и красивым ? Обсудите это в парах и запишите исправленный вариант. В небе вдруг ярко вспыхнула первая звезда. Звезда то излучала ровный холодный свет, то мерцала, будто посылая на землю сигналы из космоса. Вслед за звездой зажглись другие звёзды. Другие звёзды рассыпались по всему небесному пространству. - Так для чего нужны местоимения? Какую роль играют они в речи ? (Заменяют другие части речи, делают нашу речь красивее и богаче, позволяют избегать речевых ошибок). | Поисковый Анализ-синтез Исследовательский | Предлагает задание по тексту Организует работу в группах (по рядам) | Выразительно читают стихотворный отрывок, определяют главную мысль, определяют синтаксическую роль местоимений. Списывают предложения, вставляют подходящие по смыслу местоимения, обозначают их падеж. Проводят лингвистический эксперимент | Самопроверка. Словесная оценка учителя |
Этап самостоятель-ной работы с взаимопровер-кой по эталону Цель:развитие умения решать учебно-познаватель- ные задачи | Графический диктант + | есть местоимение в предложении | - | нет местоимения в предложении | 1 2 3 4 5 6 7 8 1) Олимпийские игры – наиболее почитаемое празднество в Древней Греции. 2) Первые игры прошли в 776 году до нашей эры. 3) Они проводились один раз в четыре года и продолжались пять дней. 4) На время их проведения объявлялся «священный мир». 5) В этот период в Греции не велось военных действий. 6) Дороги в Олимпию были безопасны. 7) Победители соревнований награждались венком из ветвей оливы. 8) Они пользовались в Греции почетом и уважением. Ключ для взаимопроверки: - - + + + - - + 1 2 3 4 5 6 7 8 | Мозго-вой штурм | Предлагает задание на слух на выявление местоимений по его признакам с опорой на составленный алгоритм правила и ключ выполнения работы | Выполняют задание на слух и заполняют таблицу с опорой на составленный алгоритм правила. Взаимопроверка в парах по ключу | Взаимопроверка (обмен тетрадями в парах, оценивание по ключу) |
Итог урока. Рефлексия Цель:сформировать личную ответственность за результаты деятельности. | -Сегодня на уроке вы много отвечали,работали,творили.Пришло время подвести итог нашему уроку.Давайте вспомним,какие цели мы ставили перед собой в начале урока и заполним 3 графу нашей таблицы. Достигли ли мы своих целей? Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке? Нарисуйте смайлик, который отражает ваше настроение. | Словесный (беседа) | Организует обобщение, рефлексию | Осуществляют рефлексию | Самооценка | Регулятив-ные: участие в подведении итогов урока; самооценка. Личностные: формирова- ние самооценки; адекватное понимание причин успеха\ неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание | §76 выучить правило, на выбор: 1) упр. 434; 2) составить и записать на отдельном листе забавный рассказ или сказку с использованием местоимений на тему "Однажды вечером" |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.