Урок математики в 4 классе
по теме «Деление многозначного числа на однозначное».
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели:
-создать условия для ознакомления учащихся с приёмом письменного деления многозначных чисел на однозначное число, когда каждое разрядное слагаемое делится на это число путём разложения делимого на разрядные слагаемые;
- познакомиться с алгоритмом выполнения данного способа деления;
Формируемые УУД:
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, ориентирование в новой системе знаний;
Коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, принятие решений и их реализация, умения находить выход из конфликтных ситуаций;
Регулятивные: прогнозирование и планирование работы, а так же самостоятельной организации учебной деятельности, выполнение действий по алгоритму;
Личностные: развитие интереса к математике, любви к своей малой родине, расширение знаний о городе Туле, осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: презентация к уроку.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.)
Психологический настрой детей на урок.
Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны науки математики, такой интересной и очень увлекательной. На уроке вы не только откроете новое знание, но и узнаете интересное о нашем любимом городе Туле.
- Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?
-Ну, что ж - в добрый путь!
2.Актуализация знаний (5 – 6 мин.)
1. Аукцион числа.
- Запишите число, в котором 1 единица II класса и 146 единиц I класса
Прочитайте число – 1146
Четырехзначное, четное, соседи 1145 и 1147
Сумма разрядных слагаемых 1000+100+40+6
1146=1тыс 1 сот 4 дес 6 ед
11сот 4 дес 6 ед
114дес 6 ед
1146 ед
В записи числа используются 3 цифры – 1,4,6
1146год – первое упоминание о Туле в Никоновской летописи В 2018году – Туле 872года.
2. - Какую тему мы изучаем на уроках математики? (умножение и деление чисел)
- Назовите компоненты деления (делимое, делитель, частное)
- разделите 9 на 2 (полностью не делится, = 4 ост 1)
Какие остатки могут быть при делении на 2 (1), на 3 (1,2), на 4 (1,2,3,) на 8 (от1 до 7)
Вывод: остаток всегда меньше делителя.
Например 15:4= 3 (ост3), 3
3. Выявление места и причины затруднения.( 6-7 мин)
Создание проблемной ситуации.
На доске:
690 : 2 381 : 3 7716 : 4 4785:3
Что общего в данных выражениях? (выражения на деление)
На какие группы можно разбить эти выражения? (деление трехзначных чисел и многозначных)
Какую группу можете решит? (деление трехзначного числа на однозначное)
690:2 устно (600+90):2= 300+45= 345
345км – длина реки
381: 3 устно сложно, можно письменно в столбик с проговариванием
381│3
3 127 м - длина моста через
8
6
21
21
0
На доске, по ходу объяснения, появляется алгоритм деления
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Делю сотни: …
4. Делаю проверку: …
5. Нахожу остаток: …
6. Делю десятки: …
7.Делаю проверку: …
8.Нахожу остаток: …
9. Делю единицы: …
10. Делаю проверку: …
11.Нахожу остаток: …
12. Читаю ответ: …
- С какой группой затруднения? (деление четырехзначного числа на однозначное)
4. Определение темы и цели урока. (1 мин)
Какая тема нашего урока? (деление четырехзначного числа на однозначное)
Поставьте цель. (научиться делить четырехзначное число на однозначное)
5 Открытие новых знаний.(5 мин)
Решение примера с комментированием с редактированием алгоритма
7716│4
4 1929г
37
36
11
8
36
36
0
Вывод: Принцип деления четырехзначного числа на однозначное такой же, как и деление трехзначного числа
6. Первичное закрепление с проговариванием.(5 мин)
Решение примера
4785│3
3 1595г
17
15
28
27
15
15
0
7. Физминутка (1-2мин)
8. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (образцу)(5-6 мин)
Работа по учебнику стр 82 № 372
Выполни деление 9522: 6 8576:4 6985:5
Самостоятельная работа, выявление трудностей индивидуальная работа со слабыми детьми.
9. Включение в систему знаний и повторение.( 7-8мин)_
Решение текстовой задачи стр 82 № 373 (у доски - ученик)
370кн.
______о_______н__________д___ - схема
? ? ?
259кн. 235кн.
Решение
-
370-250=120 (кн)- получили в декабре
-
235-120=115(кн) – получили в ноябре
-
250-115=135(кн)
Ответ: библиотека в октябре получила 135книг, в ноябре – 115 книг, в декабре – 120 книг.
10. Рефлексия учебной деятельности.(1-2мин)
- Ваше трудолюбие и тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.
- Чему научились?
-
Научились находить первое неполное делимое?
-
Научились определять количество цифр в частном?
-
Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
-Если вам все удалось выполнить задания без ошибок и ничего не вызвало затруднений на уроке выбирайте – рисуем !, а если у вас остались вопросы ,вам ещё понадобится помощь – ?
11. Домашнее задание.(1мин)
- Вы поняли над чем нужно поработать дома?
дом.задание( по выбору сложности) карточки
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу