СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления".»

Урок № Дата Класс - 11

Предмет – всеобщая история.

Учитель истории и обществознания Яковенко Е.В.

Тема урока: «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Цель урока: охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения Сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы; развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий; воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи.

Результат урока: создание проекта «Вторая мировая война» для школьного музея.

Тип урока: усвоения новых знаний

Основные понятия и термины: «Новый порядок», план «Ост», «геноцид», «коллаборационизм», «холокост», «Движение Сопротивления».

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации, видео.

  • Карта «Вторая Мировая война».

  • Учебник по всемирной истории для 11 класса.

  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.

  • Раздаточный материал для учащихся.

  • Задания для групповой работы.

  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности учащихся

  3. Изучение нового материала.

  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

  5. Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.

  6. Домашнее задание. Инструктаж.

План изучения нового материала:

  1. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

  2. Политика геноцида. Холокост.

  3. Движение Сопротивления.

«Но повсюду клубится за нами,

Поколеньям другим не видна,

Как мираж, как проклятье, как знамя,

Мировая Вторая война»

Юлия Друнина

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Работа с эпиграфом.

2) Эвристическая беседа

Уважаемые ученики! Прочитайте высказывание А. Гитлера, главы Немецкого рейха:

«Разве есть на свете хоть одно нечистое дело, хоть одно бесстыдство любого сорта, прежде всего, в области культурной жизни народов, в котором не был бы замешан по крайней мере хотя бы один еврей? Как во всяком гнойнике найдешь червя или его личинку, так во всякой грязной истории непременно столкнешься с еврейчиком».

Из книги А. Гитлера «Mein Kampf».


«Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста ... каждый образованный человек - это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью».

Из директивы А. Гитлера А. Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942)

Вопросы:

1. Охарактеризуйте идеологические основы нацистской политики на оккупированных территориях.

2. С учетом прочитанного, опираясь на знания о Второй мировой войне, полученные из воспоминаний родственников, средств массовой информации, сделаете предположение о судьбе еврейского и славянского населения оккупированных территорий.

Комментарий учителя: идеологической основой нацистской политики на оккупированных территориях было:

- Расовая идеология (возвышение «арийцев», навешивание ярлыка «недочеловеков» на евреев, цыган, славян);

- Потребность свалить на другого вину за поражение Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. («еврейско-марксистских ноябрьские предатели»);

- Поиски противника, образ которого может объединить немцев (еврей, цыган, славянин = олицетворение зла).

Постановка проблемного вопроса: Что помогло победить «Новый порядок»?


3)Слово учителя

Совершая агрессию в Европе, Азии и Африке, страны фашистского блока проводили жестокую оккупационную политику, которая включала в себя нещадную эксплуатацию и ограбление подневольных народов, ужасные разрушения, террор и массовое истребление населения. Претенденты на мировое господство, взяв за основу расовую теорию, провозглашали «Новый порядок», суть которого сводилась к ликвидации всех прав человека и демократических свобод, к грубому насилию и бесправию, геноциду «неполноценных народов» – славян, евреев, ромов (цыган).

4.Изучение нового материала.

Изучение материала проходит в групповой форме, с опережающим домашним заданием и элементами проектной технологии.

  1. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

    1. группа.

Задание.

- Демонстрация мультимедийной презентации на тему: «Новый порядок» на оккупированных территориях. (см. приложение №1).

- создание постера для других групп.

- создание исторической справки для музейного проекта.

- Работа учащихся в тетради. Записать основные положения «нового порядка».

2.Политика геноцида. Холокост.

2 группа

Задание.

- Демонстрация фотогалереи концентрационных лагерей. (см. приложение №2).

- Демонстрация видео «Воспоминания жертв холокоста». (см. приложение №3).

- создание исторической справки для музейного проекта.

3.Движение Сопротивления.

3 группа

Задание.

- Демонстрация составленной таблицы «Движение Сопротивления».

- Работа в тетрадях. (Вклеить раздаточный материал «Движение Сопротивления»)

Страна

Течения движения сопротивления

Национальное

Коммунистическое

Франция

Организация «Свободная Франция» во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений

Югославия

Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд)

Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито

Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.

Польша

Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского.

Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова

Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.



-Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?

- - создание исторической справки для музейного проекта.

-Самостоятельная работа учащихся. Элемент технологии Ривина.

Задание.

Каждая группа получает материал по теме урока, дети должны изучить его, а потом рассказать в других группах.

Работа над формированием умений работать с тестами.

(см. приложение № 4).

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Метод «Восстановите текст». (см. приложение № 5)

Работа над формированием картографических знаний.

Задание.

Найдите на карте коллаборационистские страны, обозначьте их.

Метод «Незаконченное предложение»:

Ост - это план фашистской Германии по оккупации ... (восточных территорий Европы).

Айнзацгруппы – (спецподразделения СС, предназначенные для уничтожения «враждебных элементов» рейха.

Коллабораниционизм – сотрудничество… (с врагами, оккупантами, имеющие признаки преступления).

Концлагеря - это ... (специальные лагеря для массового физического уничтожения людей).

Гетто - это ... (специально отведенные закрытые районы для временного содержания еврейского населения).

Холокост - это -... (политика, которую проводили фашисты по уничтожению населения еврейской и других наций).

Основные черты оккупации … (геноцид, террор, репрессии, массовые убийства невинных людей).

Антисемитизм – враждебное отношение… (к евреям, соответствующая идеология и политика.)

Движение Сопротивления освободительное движение против внешнего и внутреннего фашизма, нацизма и установленных ими порядков, за … восстановление национальной независимости стран и демократический строй после освобождения.)

6.Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание

Заключительное слово учителя.

Когда немецкого инженера Германа Фридриха Гребе спросили, почему он спасал евреев во время войны, он ответил: «Я не знаю». И добавил, что его мать, происходившая из очень простой семьи, всегда очень много для него значила. Случилось, что он, будучи еще ребенком, вместе с другими детьми издевался над одной пожилой еврейкой. Когда мать узнала об этом, она сказала: «Никогда больше так не делай. Зачем ты это сделал?» Мальчик ответил: «Потому что все так делали!» И тогда мать ответила: «Ты же не все. Ты мой сын. Не смей так себя вести. Скажи, ты бы хотел оказаться на ее месте?» - «Нет!» - «Тогда зачем же ты так поступал? Ведь у этой женщины тоже есть чувства и сердце, как у нас с тобой. Никогда больше этого не делай!» И еще мать учила сына: «Научись видеть в другом не профессию или религию, научись видеть в другом человека».

Создание натюрморта Победы над фашистским игом (учащиеся делают аппликацию из цветов и отвечают на проблемный вопрос).

Что помогло победить «Новый порядок»?

Выставление оценок учащимися в лист самооценки.

7.Домашнее задание.

Инструктаж.

А) прочитать параграф №3.

Б) подготовить сообщения: «Коренной перелом во Второй мировой войне».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!