Урок биологии в 7 классе
Тема: «Происхождение птиц. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных»
Цели: Создать условия
Задачи:
Учебные: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц как высокоорганизованных позвоночных. Создать условия для сравнения особенностей биологической организации птиц и пресмыкающихся и для формирования вывода об усложнении организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Развивающие: создать условия для совершенствования умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных. Способствовать развитию навыков работы на интерактивной доске.
Воспитательные: способствовать развитию культуры общения, коммуникативных навыков, продолжить экологическое воспитание, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в групповой деятельности, оценивать свои достижения.
Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска Activ Вoard, мультимедийный проектор, программное обеспечение Activ Inspire, флипчарт, карточки с заданиями, рабочие листы, жетоны – «змейки», таблички с названиями команд, бейджики.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I.Организационный момент.
Уч-ль: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! (страница 1)
Я рада вас приветствовать. Начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Перед уроком вы вытащили карточки с рисунком одного из отрядов класса рептилий: черепахи, крокодилы, чешуйчатые. Те, у кого на руках одинаковые карточки объединяются в группу. Вам необходимо для работы выбрать главного в своей группе. Главный будет руководить работой в группе. Итак, все расселись на свои места, и мы начинаем нашу работу.
II. Учебно – воспитательный момент.
Уч-ль: Я прошу обратить ваше внимание на доску (страница 2).Вы видите загадки. Я думаю, Вам не составит большого труда их отгадать.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! -
Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
Днём и ясным, и неясным,
Забираясь в глушь и тень,
Что за зверь свою окраску
Много раз меняет в день? (хамелеон)
По реке плывёт бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Сразу нос он откусил. (крокодил)
Что за чудо?
Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге
Голова торчит да ноги. (черепаха)
Уч-ль: Что объединяет всех этих животных?
- Все они относятся классу пресмыкающихся или рептилий.
III. Актуализация знаний.
Уч-ль: Да, совершенно точно. А что вы уже знаете о классе рептилий?
Сейчас каждая группа получит задание на карточках. Работаете все вместе, а потом представитель от каждой группы на интерактивной доске озвучит нам свой ответ. На выполнение задания вам отводится по 5 минут для работы в группах. (страница 3,4,5)
Остальные ребята внимательно следят за ответом участников других групп и при ошибочных ответах могут внести свои поправки , но только прошу вас не с места, а только при поднятой руке я буду спрашивать и выдавать жетоны – змейки, что в конце урока также повлияет на вашу оценку.
Спасибо за выполненные задания. Все были молодцы.
IV. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Уч-ль: А теперь прошу вас сосредоточиться и обратить внимание на доску
(страница 6)
Что же вы здесь видите?
Уч – ся: камень с отпечатком и т.д.
Уч – ль: да правильно, а что же можно рассмотреть на этом отпечатке? (На них явно просматриваются как признаки пресмыкающихся, так и признаки птиц. Типичными признаками рептилий считаются заполненная зубами челюсть, отсутствие киля на грудине, строение когтей и позвонков, свободные ребра без крюкообразных отростков и удлиненный хвостовой отдел позвоночного столба. Им противопоставлены типичные признаки птиц, такие как оперение, скелет рук, таза и ног).
Уч-ся: рёбра, хвост, череп, конечности, когти.
Уч-ль: А на кого же похож этот невиданный зверь по своему сохранившемуся внешнему облику? Строение этого зверя с каким классом позвоночных схоже?
Уч – ся: этот отпечаток животного похож по своему строению на животных класса рептилий.
Уч-ль: Что абсолютно верно, я открою вторую часть доски, и вы можете увидеть зверя на кого он похож?
Уч-ся: птицу.
Уч-ль: правильно, только современные птицы выглядят несколько иначе.
Перед вами рисунок древней птицы, внешний облик которой был восстановлен по отпечаткам, найденными палеонтолагами.
Палеонтология (от палео..., греч. ón, родительный падеж óntos — существо и... логия), наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков организмов и следов их жизнедеятельности.
Называется эта птица – археоптерикс или её ещё называют первоптица. Почему?
Уч-ся: она была первой птицей, которая появилась на Земле и стала родоначальником современных птиц.
Уч-ль: совершенно верно, и как вы думаете ,какая тема нашего урока сегодня? «Происхождение птиц. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных». (страница 7)
Хотя до появления современной птицы должны были пройти ещё миллионы лет. Название же эта праптица получила по отдельно найденному перу в 1860 году в Германии и это была первая находка, связанная с первоптицей. Там же в Германии был найден и окаменелый скелет археоптерикса. Отпечатки археоптерикса были обнаружены в разные времена во всех концах света: Австралии, Монголии, Ливии, Сибири, Канаде. Это говорит о том, что эта первоптица заселяла все уголки планеты. Размером она была похожа на современную сороку
Уч-ль: Мы выяснили, что общего у первоптицы с рептилиями, а в чём же сходство этой птицы с птицами современными? (страница 8)
Уч-ся: есть крылья.
Уч-ль: всё это так, но учёными было доказано, что эти первоптицы умели плохо летать, т.к. не обладали в строении теми особенностями, которые необходимы в полёте.
Из всего выше сказанного, можно сделать какой вывод?
Уч-ся: птицы произошли от пресмыкающихся.
Уч-ль: на протяжении нескольких уроков мы заполняли таблицу совершенствования органов в ходе эволюции позвоночных. (Страница 9)
Надкласс рыбы →класс Земноводные →класс Пресмыкающиеся → класс Птицы
Какие же продвинутые черты в строении птиц нам позволяют говорить о том, что это высокоорганизованные животные? На доске дана таблица с параметрами для сравнения , на столах у вас тоже лежат готовые пустые таблицы, которые вам надо заполнить. Заполняем её опять же по группам.
1 группа - движение, конечности; дыхание
2 группа - кровеносная система, зависимость температуры тела от температуры воздуха.
3 группа – нервная система.
После заполнения в тетради, один представитель от группы отчитывается о проделанной работе. Остальные учащиеся заполняют оставшиеся строки в таблице.
Сверяем правильность заполнения с доской.
Уч-ль: Какой же вывод мы можем сделать, глядя на таблицу?
Уч-ся: Птицы имеют более сложное строение кровеносной, нервной, дыхательной систем и более разнообразные способы передвижения, по сравнению с пресмыкающимися, что позволяет им жить в различных природных зонах.
V. Закрепление знаний. Обратная связь (страница 10).
А сейчас последнее задание, посмотрим, как вы усвоили новый материал.
Археоптерикс – это представитель класса ……………… (пресмыкающихся).
У птиц сильно развит отдел головного мозга …………….(мозжечок)
Палеонтология – это наука о ……………(вымерших животных)
Современные птицы произошли от древних ………………. (пресмыкающихся)
Их называли …………..(стегоцефалы)
Сердце у птиц - ……………………….(4 –камерное),
состоит ………………………(2 предсердий, 2 желудочков)
Лёгкие у птиц имеют ………………………(губчатое строение)
Температура тела птиц не зависит от ………………..(температуры воздуха)
Поэтому птицы являются животными ……………..(теплокровными).
VI. Рефлексия. (Флипчарт страница 11)
Уч – ль: А сейчас по кругу вы, передавая птичку, начните с любой понравившейся вам фразы, которые написаны на странице флипчарта:
Сегодня я узнал…………………..
Было интересно………………….
Было трудно……………………….
Я выполнял задания…………..
Я понял, что ………………………..
Теперь я могу……………………..
Я почувствовал, что…………….
Я приобрёл………………………….
Я научился…………………………..
У меня получилось……………..
Я смог…………………………………
Я попробую…………………………
Меня удивило……………………..
Урок дал мне для жизни……….
Мне захотелось……………………..
Уч-ль: На доске вы видите замечательный пейзаж. В уголке этого пейзажа расположились птицы – утки и чайка. (страница 11)
Каждая птица соответствует уровню полученных знаний.
Если вам всё было понятно на уроке, то вы переставляете парящую чайку высоко вверх;
Если вам было в чём-то затруднительно на уроке, то берёте взлетающую уточку и ставите её над рекой или усаживаете её на дерево;
Если вам было непонятно большую часть урока, вы ничего не запомнили, то возьмите плавающую уточку и передвиньте её на гладь реки.
А сейчас слово главным групп. Чью работу на уроке вы можете оценить и за что вы ставите оценки?
Теперь посчитайте «змейки», которые вы заработали на уроке.
VII. Домашнее задание (страница 12)
В соответствии с тем, какое место на странице флипчарта заняли ваши птицы, то и заданий будет несколько.
Для тех, кто парит в небесах.
Творческое задание: из литературы, интернета, обсудите с родителями, учителем литературы какие эпитеты, поговорки, пословицы основаны на особенностях поведения птиц.
Для тех, кто только взлетает.
Тетрадь – тренажёр стр. 118 № 156, стр. 119 № 158, стр. 120 №159.
Для тех, кто остался плавать по водоёму.
Стр. 208. 212 – 214. (мускулатура – дыхательная система) + задание №2 .