СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме: : «Происхождение птиц. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока  написан   в соответствии с стребованиями ФГОС ООО. Этот урок стоит  в планировании первым в изучении темы "Класс птицы".   На уроке применяются различные методы обучения, используются различные образовательные технологии , в том числе и ИКТ - технология, где применяется интерактивная доска. К этому уроку создан также и флипчарт.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: : «Происхождение птиц. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных»»

Урок биологии в 7 классе

Тема: «Происхождение птиц. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных»

Цели: Создать условия

Задачи:

Учебные: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц как высокоорганизованных позвоночных. Создать условия для сравнения особенностей биологической организации птиц и пресмыкающихся и для формирования вывода об усложнении организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Развивающие: создать условия для совершенствования умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обосновывать особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных. Способствовать развитию навыков работы на интерактивной доске.

Воспитательные: способствовать развитию культуры общения, коммуникативных навыков, продолжить экологическое воспитание, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в групповой деятельности, оценивать свои достижения.


Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска Activ Вoard, мультимедийный проектор, программное обеспечение Activ Inspire, флипчарт, карточки с заданиями, рабочие листы, жетоны – «змейки», таблички с названиями команд, бейджики.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I.Организационный момент.

Уч-ль: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! (страница 1)

Я рада вас приветствовать. Начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Перед уроком вы вытащили карточки с рисунком одного из отрядов класса рептилий: черепахи, крокодилы, чешуйчатые. Те, у кого на руках одинаковые карточки объединяются в группу. Вам необходимо для работы выбрать главного в своей группе. Главный будет руководить работой в группе. Итак, все расселись на свои места, и мы начинаем нашу работу.

II. Учебно – воспитательный момент.

Уч-ль: Я прошу обратить ваше внимание на доску (страница 2).Вы видите загадки. Я думаю, Вам не составит большого труда их отгадать.

  1. Бегает среди камней,
    Не угонишься за ней.
    Ухватил за хвост, но - ах! -
    Удрала, а хвост в руках. (ящерица)



  1. Днём и ясным, и неясным,
    Забираясь в глушь и тень,
    Что за зверь свою окраску
    Много раз меняет в день? (хамелеон)



  1. По реке плывёт бревно.
    Ох, и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Сразу нос он откусил
    . (крокодил)



  1. Что за чудо?
    Вот так чудо:
    Сверху блюдо, снизу блюдо.
    Ходит чудо по дороге
    Голова торчит да ноги. (черепаха)



Уч-ль: Что объединяет всех этих животных?

- Все они относятся классу пресмыкающихся или рептилий.


III. Актуализация знаний.

Уч-ль: Да, совершенно точно. А что вы уже знаете о классе рептилий?

Сейчас каждая группа получит задание на карточках. Работаете все вместе, а потом представитель от каждой группы на интерактивной доске озвучит нам свой ответ. На выполнение задания вам отводится по 5 минут для работы в группах. (страница 3,4,5)

Остальные ребята внимательно следят за ответом участников других групп и при ошибочных ответах могут внести свои поправки , но только прошу вас не с места, а только при поднятой руке я буду спрашивать и выдавать жетоны – змейки, что в конце урока также повлияет на вашу оценку.

Спасибо за выполненные задания. Все были молодцы.

IV. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Уч-ль: А теперь прошу вас сосредоточиться и обратить внимание на доску

(страница 6)

Что же вы здесь видите?

Уч – ся: камень с отпечатком и т.д.

Уч – ль: да правильно, а что же можно рассмотреть на этом отпечатке? (На них явно просматриваются как признаки пресмыкающихся, так и признаки птиц. Типичными признаками рептилий считаются заполненная зубами челюсть, отсутствие киля на грудине, строение когтей и позвонков, свободные ребра без крюкообразных отростков и удлиненный хвостовой отдел позвоночного столба. Им противопоставлены типичные признаки птиц, такие как оперение, скелет рук, таза и ног).

Уч-ся: рёбра, хвост, череп, конечности, когти.

Уч-ль: А на кого же похож этот невиданный зверь по своему сохранившемуся внешнему облику? Строение этого зверя с каким классом позвоночных схоже?

Уч – ся: этот отпечаток животного похож по своему строению на животных класса рептилий.

Уч-ль: Что абсолютно верно, я открою вторую часть доски, и вы можете увидеть зверя на кого он похож?

Уч-ся: птицу.

Уч-ль: правильно, только современные птицы выглядят несколько иначе.

Перед вами рисунок древней птицы, внешний облик которой был восстановлен по отпечаткам, найденными палеонтолагами.

Палеонтология (от палео..., греч. ón, родительный падеж óntos — существо и... логия), наука об организмах минувших геологических периодов, сохранившихся в виде ископаемых остатков организмов и следов их жизнедеятельности.

Называется эта птица – археоптерикс или её ещё называют первоптица. Почему?

Уч-ся: она была первой птицей, которая появилась на Земле и стала родоначальником современных птиц.

Уч-ль: совершенно верно, и как вы думаете ,какая тема нашего урока сегодня? «Происхождение птиц. Особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных». (страница 7)

Хотя до появления современной птицы должны были пройти ещё миллионы лет. Название же эта праптица получила по отдельно найденному перу в 1860 году в Германии и это была первая находка, связанная с первоптицей. Там же в Германии был найден и окаменелый скелет археоптерикса. Отпечатки археоптерикса были обнаружены в разные времена во всех концах света: Австралии, Монголии, Ливии, Сибири, Канаде. Это говорит о том, что эта первоптица заселяла все уголки планеты. Размером она была похожа на современную сороку

Уч-ль: Мы выяснили, что общего у первоптицы с рептилиями, а в чём же сходство этой птицы с птицами современными? (страница 8)

Уч-ся: есть крылья.

Уч-ль: всё это так, но учёными было доказано, что эти первоптицы умели плохо летать, т.к. не обладали в строении теми особенностями, которые необходимы в полёте.

Из всего выше сказанного, можно сделать какой вывод?

Уч-ся: птицы произошли от пресмыкающихся.

Уч-ль: на протяжении нескольких уроков мы заполняли таблицу совершенствования органов в ходе эволюции позвоночных. (Страница 9)

Надкласс рыбы →класс Земноводные →класс Пресмыкающиеся → класс Птицы

Какие же продвинутые черты в строении птиц нам позволяют говорить о том, что это высокоорганизованные животные? На доске дана таблица с параметрами для сравнения , на столах у вас тоже лежат готовые пустые таблицы, которые вам надо заполнить. Заполняем её опять же по группам.

1 группа - движение, конечности; дыхание

2 группа - кровеносная система, зависимость температуры тела от температуры воздуха.

3 группа – нервная система.

После заполнения в тетради, один представитель от группы отчитывается о проделанной работе. Остальные учащиеся заполняют оставшиеся строки в таблице.

Сверяем правильность заполнения с доской.

Уч-ль: Какой же вывод мы можем сделать, глядя на таблицу?

Уч-ся: Птицы имеют более сложное строение кровеносной, нервной, дыхательной систем и более разнообразные способы передвижения, по сравнению с пресмыкающимися, что позволяет им жить в различных природных зонах.

V. Закрепление знаний. Обратная связь (страница 10).

А сейчас последнее задание, посмотрим, как вы усвоили новый материал.

  1. Археоптерикс – это представитель класса ……………… (пресмыкающихся).

  2. У птиц сильно развит отдел головного мозга …………….(мозжечок)

  3. Палеонтология – это наука о ……………(вымерших животных)

  4. Современные птицы произошли от древних ………………. (пресмыкающихся)

  5. Их называли …………..(стегоцефалы)

  6. Сердце у птиц - ……………………….(4 –камерное),

состоит ………………………(2 предсердий, 2 желудочков)

  1. Лёгкие у птиц имеют ………………………(губчатое строение)

  2. Температура тела птиц не зависит от ………………..(температуры воздуха)

  3. Поэтому птицы являются животными ……………..(теплокровными).



VI. Рефлексия. (Флипчарт страница 11)

Уч – ль: А сейчас по кругу вы, передавая птичку, начните с любой понравившейся вам фразы, которые написаны на странице флипчарта:

  1. Сегодня я узнал…………………..

  2. Было интересно………………….

  3. Было трудно……………………….

  4. Я выполнял задания…………..

  5. Я понял, что ………………………..

  6. Теперь я могу……………………..

  7. Я почувствовал, что…………….

  8. Я приобрёл………………………….

  9. Я научился…………………………..

  10. У меня получилось……………..

  11. Я смог…………………………………

  12. Я попробую…………………………

  13. Меня удивило……………………..

  14. Урок дал мне для жизни……….

  15. Мне захотелось……………………..

Уч-ль: На доске вы видите замечательный пейзаж. В уголке этого пейзажа расположились птицы – утки и чайка. (страница 11)

Каждая птица соответствует уровню полученных знаний.

Если вам всё было понятно на уроке, то вы переставляете парящую чайку высоко вверх;

Если вам было в чём-то затруднительно на уроке, то берёте взлетающую уточку и ставите её над рекой или усаживаете её на дерево;

Если вам было непонятно большую часть урока, вы ничего не запомнили, то возьмите плавающую уточку и передвиньте её на гладь реки.

А сейчас слово главным групп. Чью работу на уроке вы можете оценить и за что вы ставите оценки?

Теперь посчитайте «змейки», которые вы заработали на уроке.

VII. Домашнее задание (страница 12)

В соответствии с тем, какое место на странице флипчарта заняли ваши птицы, то и заданий будет несколько.

Для тех, кто парит в небесах.

  1. Творческое задание: из литературы, интернета, обсудите с родителями, учителем литературы какие эпитеты, поговорки, пословицы основаны на особенностях поведения птиц.

Для тех, кто только взлетает.

  1. Тетрадь – тренажёр стр. 118 № 156, стр. 119 № 158, стр. 120 №159.

Для тех, кто остался плавать по водоёму.

  1. Стр. 208. 212 – 214. (мускулатура – дыхательная система) + задание №2 .












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!