СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по теме "Собирательные числительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в рамках реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме "Собирательные числительные"»

Разработка урока в рамках реализации ФГОС

Тема урока: «Собирательные числительные» (6 класс)

Цель урока: сформировать понятие о собирательных числительных, научить правильно употреблять числительные в речи

Задачи урока - формирование УУД:

Предметные: научиться применять правило, связанное с употреблением собирательных числительных;

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу, учиться фиксировать собственные затруднения в деятельности и выявлять их причину, контролировать и оценивать себя;

Познавательные: читать и слушать, извлекать нужную информацию, объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые входе исследования слова, делать обобщения, выводы;

Личностные: формирование устойчивой

мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения учебной задачи, осознавать свои трудности и стремиться к их выполнению, участие в творческом созидательном процессе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательская.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: учебник Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов « Русский язык 6 класс» - Москва: Просвещение, 2022

Карточки с заданием

1 этап. Проверка домашнего задания.

- Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем? (числительное)

- Чему мы с вами учились на предыдущих уроках? (склоняли количественные числительные)

-Дома вы выполняли 462, должны были записать словосочетания, заменяя числовые значения словами. Прокомментируйте, что у вас получилось. (Один ученик на отметку читает записи, сделанные дома).

Актуализация знаний. (Формируемые УУД: коммуникативные, регулятивные).

Разминка. Найти лишнее слово в строке, обосновать свой выбор.

А) сотый, семидесятый, тысячный, триста (лишнее числительное «триста», так как оно количественное, а все остальные порядковые)

Б) пятьдесят семь, сто шестьдесят, восемьдесят (лишнее числительное «восемьдесят», так как оно сложное, а остальные составные)

В) сорок, сто, девяносто, пять (лишнее числительное «пять», так как при изменении по падежам, оно имеет разные формы)

Г) два, четыре, пять, трое (лишнее числительное «трое»)

Почему это числительное вы обособили? Ведь оно тоже отвечает на вопрос «сколько?»

Учащиеся придут к выводам, что числительное «трое» имеет другое значение.

- В этом легко убедиться, если его ввести в определённый контекст. Прочитаем предложения, записанные на доске: «Я в прошлом году дружил с темя мальчиками. Моими друзьями было трое мальчиков».

- Есть ли разница в смысле предложений? (Внешне предложения похожи. Но первое не свидетельствует, что три мальчика составляли одну компанию. Может, они и не были знакомы. Из второго мы узнаем, что ребята составляли дружескую компанию. Это новое значение внесло числительное «трое», которое является собирательным.)

Целеполагание ((формируемые УУД: регулятивные, познавательные)

- Ребята, можем ли мы сказать «трое подруг»? (Так не говорим)

- Следовательно, собирательные числительные имеют свои особенности. Сегодня на уроке мы познакомимся с собирательными числительными. Записывается тема урока - ----- Исходя из первых наблюдений, попробуйте определить круг вопросов, на которые мы должны сегодня ответить. (Какое значение имеют собирательные числительные? Каковы особенности изменения, употребления в речи?)

Этап решения поставленных задач.

- Осмыслим вначале название этой группы. Им уже сказано многое. Что такое «собирать»? Назовите синонимы (концентрировать, стягивать, копить, коллекционировать).

- Под словом «собирательные» мы понимаем несколько предметов, взятые как единое целое. Какое же значение могут иметь собирательные числительные? Ваши предположения?

- Сверим наши выводы с теоретическим материалом, который содержащимся в учебнике на страницах 57-58.

Проверка того, как ребята усвоили информацию:

- Ребята, какие собирательные числительные существуют?

- Что мы узнали об особенностях их изменения? (изменяются как прилагательные)

- Просклоняем собирательное числительные «два» и «двое». Учащиеся делают это самостоятельно, а затем сверяются с таблицей.

И.п. два двоих

Р.п двух двоих

Д.п. двум двоим

В.п два двоих

Т. П. двумя двоими

П. п о двух о двоих

- Что даёт нам основание говорить, что собирательные числительные изменяются как прилагательные? (окончания)

- Собирательные числительные коварные, так как они сочетаются не со всеми существительными, их нужно умело употреблять. В этом мы сейчас убедимся.

Ребятам, сидящим за одной партой, предлагаются ситуативные задания. Ребята должны решить, что в употреблении числительных не так, как будет правильно, исходя из этого, попытаться сформулировать правило.

Ситуация 1:

Я собираю марки и переписываюсь с другими филателистами. Особенно часто мне присылают марки моя бабушка из города Ярославля и подруга младшей сестры первоклассница Маша из Алма-Аты. Эти двое моих корреспонденток очень мне помогают собирать коллекцию.

Учащиеся придут к выводу, что правильно сказать «две корреспондентки». Следовательно, собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими представительниц женского пола.

Ситуация 2:

Протянул я продавцу чек и говорю:

- Дайте две ножницы. Одну покороче – вот такую, а другую подлиннее…

- Как это: две ножницы? А где ты видишь ножницу? У меня такого товара нет.

- А вот! Заплачено за две штуки ножниц.

- Это не штуки ножниц. Не продам! Нет такого товара!

- Мальчик, - сказала мне покупательница, - тебе ведь нужно двое ножниц? Две пары ножниц

-Ну да! Да каким ещё языком говорить?

- Именно русским, но правильным!- сказал продавец и дал то, что нужно: двое ножниц.

После обсуждения, учащиеся придут к выводам, что собирательные числительные помогают нам считать предметы, названные существительными, не имеющими формы единственного числа. Количественные числительные с такими существительными не употребляются.

Ситуация 3.

Шестеро зайцев весело скакали по лужайке. Шестеро зайчат весело скакали по лужайке.

Вывод учащихся: собирательные числительные уместно употреблять только с теми существительными, которые обозначают детёнышей.

Ситуация 4.

К радости детишек во дворе соорудили пятеро снежных горок.

Вывод: нельзя употреблять собирательные числительные с нарицательными существительными, имеющими две формы числа

Сверяются выводы с теоретическими положениями учебника.

- Ребята, заслуживают внимания два собирательных числительных оба, обе, потому что их постоянно путают. Какие числительные (оба или обе) вы употребите в предложениях, записанных на доске?

Я прошу тебя, держись…руками.

Нас это, Петя, …..касается, сказал Федя своему другу.

Учащиеся пробуют правильно вставить числительные, объясняют, чем они руководствовались.

Чтение правила на странице учебника.

- Давайте посмотрим, как слоняются числительные оба, обе. (Читается парадигма, выведенная на слайд).

- Чем различаются эти числительные, находящиеся в одном и том же падеже? (в основе разные буквы – о, е)

Письменно выполняется упражнение 470, направленное на закрепление данного материала.

Рефлексия.

Предлагается детям облако "тегов", которые необходимо дополнить одним или двумя предложениями. На интерактивной доске выводится слайд, где указаны варианты:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.

Домашнее задание: параграф 77, упр. 471






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!