Управление образования
Лутугинского района Луганской Народной Республики
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Роскошнянский учебно - воспитательный комплекс
специализированная средняя школа - детский сад
Лутугинского района»
Методическая разработка
урока по всеобщей истории:
«Начало, ход и этапы Второй мировой войны. Капитуляция Японии – завершение Второй мировой войны».
Подготовила:
Яковенко Елена Викторовна,
специалист высшей категории,
учитель истории и обществознания.
2021 г.
Урок № 22 Дата 24.02.2021 Класс 11
Цель урока:
- проанализировать начало, ход, завершающий этап Второй мировой войны;
- закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
- воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, компьютер, историческая карта, презентации, раздаточный материал, картина «Сестрица», военная форма для живой картины, продукт проекта урока стенд «Этапы Второй мировой войны».
Опережающее домашнее задание для учащихся.
Группа № 1 создание информационного проекта «Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии»
Группа № 2 создание информационного проекта «Капитуляция Японии – завершение Второй мировой войны».
Группа № 3 подобрать видеофрагмент «Ядерная бомбардировка Японии».
План урока.
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
1.Нападение Германии на СССР.
2.Периодизация Второй мировой войны.
3.Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии.
4.Перелом в ходе Второй мировой войны.
5.Второй фронт в Европе. Разгром Германии.
6.Капитуляция Японии – завершение Второй мировой войны».
IV. Закрепление изученного нового материала.
V. Рефлексия
VI. Итог урока.
VII. . Оценивание учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя.
3. Изучение нового материала.
1.Нападение Германии на СССР.
Диалог с героями живой картины «Сестрица».
Появление героев картины. (Приложение № 1)
Учитель: Здравствуйте! Героями какой картины вы являетесь?
Герои живой картины: М. Самсонов «Сестрица». Автор создал собирательный образ девушки-медсестры, которая ведет с передовой раненого воина.
Учитель: вы находитесь в 21 веке, на уроке истории, что бы вы могли рассказать о нападении Германии на СССР?
Учащиеся раскрывают пункт темы. (Приложение № 2)
2.Периодизация Второй мировой войны.
Герои живой картины: вам, учащиеся, известны основные этапы войны?
Учитель: о периодизации Второй мировой воны расскажу я.
Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
Задание. на соответствие этапов и событий.
3.Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии.
Герои живой картины: после ранения я был демобилизован и о наступлении Японии на Тихом океане и в Восточной Азии мне мало что известно.
Учитель: об этих событиях расскажет группа № 1, так как им было дано задание создать информационный проект «Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии»
Работа в группах.
Группа №1.
4.Перелом в ходе Второй мировой войны.
Учитель: Основные бои с гитлеровскими войсками развернулись на Восточном фронте, которые стали переломными в ходе Второй мировой войны.
Этот материал мы изучим методом «Кластер».
Я приглашаю героев живой картины тоже поучаствовать в создании «Кластера».
Самостоятельная работа с учебником (страница 128-129).
Задание: Прочитать пункт параграфа «Перелом в ходе Второй мировой войны», создать коллективно кластер.
Найти информацию об основных событиях ставших переломными в ходе войны.
Группа №2.
5.Второй фронт в Европе. Разгром Германии.
Учитель:
Метод «Кластер»
Задание: в пропущенные грозди кластера вклеить недостающую информацию.
Группа №3.
Формирование умений у учащихся сопоставлять даты и события.
Задание. в виде кластера расставить даты и события используя раздаточный материал.
6.Капитуляция Японии – завершение Второй мировой войны».
Учитель: с разгромом Германии и подписания Акта о безоговорочной капитуляции война не закончилась. Продолжались кровопролитные сражения в Восточной Азии с японскими оккупантами.
Герои живой картины: а когда же произошла капитуляция Японии?
Учитель: группе № 2 был дан информационный проект «Капитуляция Японии – завершение Второй мировой войны».
Слушая информационный проект, вы поработаете с исторической картой и выполните задание.
Задание: Найти и отметить на карте успехи англо – американских войск в Восточной Азии. (Бирма, Филиппины, Индонезия, островов Окинава.
Учитель: группе № 3 было дано задание подобрать видеофрагмент «Ядерная бомбардировка Японии».
Вопросы к видео:
Назовите пострадавшие города.
Назовите даты ядерных ударов.
Назовите последствия ядерных ударов.
Работа с историческим документом (страница 138).
Задание. Собрать пазлы исторического документа.
Ответить на вопросы. Согласны ли вы с заключительными выводами документа? Какие события убедили Японию в необходимости капитуляции?
4. Закрепление изученного нового материала.
Графический диктант.
5. Рефлексия.
Герои живой картины: мы увидели на вашем уроке истории, что в 21 веке, спустя 75 лет чтут память о трагических событиях Второй мировой войны.
Мы хотим вам сказать, что очень важно воспитывать в себе лучшие качества: быть нравственными, духовными, человеколюбивыми, не нести насилие для того, чтобы не повторилась такая страшная трагедия.
Герои живой картины исполняют песню «На безымянной высоте».
6. Итог урока.
Учитель: главный итог Второй мировой войны заключается в победе над фашистскими агрессорами. Страны и народы, которым угрожал фашизм, отстояли свою независимость и свободу. Агрессивные государства: Германия, Италия, Япония и их союзники были разгромлены. Их вооруженные силы, экономика, политика, идеология потерпели полный крах.
7. Оценивание учащихся.
Заполнить лист самооценивания.
8. Домашнее задание.
Прочитать параграф 14, ответить на вопросы устно, страница 137.
Подготовить проекты:
«Тегеранская конференция»,
«Потсдамская конференция»,
«Ялтинская конференция».